Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 2.3. Проблемное поле теории СКД





Проблемное поле социокультурной деятельности. Сущность проблем как объективно фиксируемых фактов и явлений в социально-культурной среде, как результата несоответствия между существующим и должным, реальным и желаемым.

Иерархия и классификация проблем в рамках единого социокультурного пространства.

Уровни проблем по радиусу их действия (локализации): общенациональный, региональный, территориальный (конкретный город, район), социально-групповой (социальная общность, группа). Классификация проблем по характеру их проявления: социальные (социально-демографические); социально-культурные и социально-психологические; личностные и внутрисемейные; отраслевые (функциональные нарушения в отдельных отраслях и учреждениях социокультурной сферы).

Проблемное поле - совокупность социокультурных проблем, ранжируемых по степени значимости, актуальности и причинно-следственной зависимости и связанных либо с неблагоприятными социальными и социально-демографическими условиями, либо с внутри - или межотраслевыми противоречиями в среде культурных институтов и учреждений.

Универсальные направления содержания социально-культурных проектов и программ по доминирующему признаку. Информационно-просветительные и рекламные; обучающие, образовательные; поисково-исследовательские; художественно-творческие; социально-творческие; профессионально-ориентационные и ценностно-ориентационные; реабилитационные, коррекционные, адаптационные; культуроохранные и природоохранные; спортивные и физкультурно-оздоровительные.



Постоянное изучение явлений и процессов в социокультурной сфере, мониторинг социальной и культурной среды.

Формулировка проблемы как важный элемент диагностики содержания социально-культурной деятельности. Ответ на вопросы: что является источником беспокойства; где кроется проблема: когда обострилась проблема; кто в нее втянут или на ком она более всего отражается, каким образом она воздействует на жизнь социума.

Учреждения, занимающиеся исследованием СКД:

- академические научные учреждения (институты культурологи, НИИ искусствоведения);
- отделения и филиалы академии наук в России;
- вузы;
- научно-методические центры культуры;
- учреждения культуры федерального подчинения (федеральный статус имеет учреждения, подчиненные Министерству культуры);



Научные публикации:

- труды научных учреждений;
- вестники университетов культуры и искусств (Московский ГУКИ, Санкт-Петербургский ГУКИ, Краснодарский ГУКИ, Казанский ГУКИ и др.);
- материалы конференций (научных и вузовских);
- материалы и бюллетени комплексных научных тем (тема ТГИИК - "Формирование духовной культуры личности в условиях Западно-Сибирского региона");
- индивидуальные научные исследования (диссертации, авторефераты на соискание ученых степеней кандидата или доктора наук);
- публикации научно-методических центров культуры.

Направления исследований СКД:

1). История СКД - изучение советского периода организации СКД, развития сети, становление новых типов предприятий культуры и туризма, особенности развития СКД на селе. Основные направления развития СКД в досоветский период, в средние века, в период правления Петра и т.д.
2). Технология организации СКД - изучение методики организации СКД в различных группах населения, современные формы этой методики.
3). Организация самодеятельного творчества - изучение организации художественного творчества (театр, музыка, хореография и т.д.), менее изучена техническая самодеятельность, прикладное творчество, естественнонаучное самодеятельное творчество, проблемы клубных формирований.
4). Проблемы управления СКД - до сих пор развивалась проблематика управления СКД в условиях плановой экономики. Фактически не разработаны основы управления СКД в условиях рыночной экономики.
5). Перспективы развития СКД - самое молодое направление - изучение метода целевого программирования в сфере СКД (выделяются приоритеты в СКД).
6). Теоретические проблемы в СКД -формирование профессиональной терминологии, принципы и функции СКД. Тем не менее, в теории СКД есть много недостаточно изученных проблем.



 


Раздел 3. СКД как общественно-государственная система

 

Системные компоненты СКД

Категория содержания социально-культурной деятельности. Социально-экономические, психологические и педагогические требования к его отбору. Отражение приоритетных задач и направлений социальной работы, социальной педагогики, психологии и культурологии в содержании социально-культурной деятельности.

Содержание - это категория, обозначающая единство всех составных элементов деятельности, ее свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций развития.

Система - это совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует предел у целостности. Система СКД относится к категории социальных систем, которая действует внутри общества.

Деятельность - это специфически человеческая форма, активное действие к окружающей среде, предполагающее ее целесообразное изменение и преобразование.

Объект - это общественно-научное толкование предмета или явления, противоречие субъекту в его предметно практической и познавательной деятельности.

Цель - один из элементов сознательной деятельности субъекта, который характеризует предвосхищение в осмыслении результата деятельности и пути его реализации с помощью определенных средств. Определение целей всегда есть результат мыслительной деятельности человека; всегда перспектива деятельности; это категория идеальная, желательная, максимально возвышенный результат деятельности.

Те же самые характеристики относятся и к социальным задачам. Различия между целями и задачами.

1. Цель выдвигается в единственном числе, а задачи - во множественном.
2. Задачей конкретизируется цель, является составным его элементом.
3.Достижение целей предваряется выполнением задач.

Целевые установки СКД

1. Генеральные, стратегические - Стимулирование всестороннего развития личности, духовное богатство, физическое совершенство, моральная чистота, генеральные цели и задачи являются умозрительными, идеальными
2. Мировоззренческие - Формирование научного мировоззрения, формирование политической, экономической, правовой и эстетической культуры человека
3. Тактические - Воспитание человека и его духовное развитие, пропаганда искусства как задача, просветительная работа, экологическое воспитание, эстетическое развитие, развитие творческих способностей, организация культурного отдыха.
4. Ситуативные - Обогащение личности конкретными знаниями, умениями, навыками

Субъект СКД

Понятие о социально-культурной деятельности как исторически сложившейся совокупности многочисленных субъектов социокультурной деятельности, являющихся носителями не только определенных проблем, но и конкретных идей, традиций, инициатив, технологий, направленных на решение этих проблем.

Многообразие общественных межсубъектных отношений в процессе социально-культурной деятельности Специфика мотивов и проявлений экономических и социальных отношений.

Понятие "субъекты социально-культурной деятельности" и его многозначность.

Характеристика субъектов, составляющих структуру социально-культурной деятельности как общественной и педагогической системы. Классификация субъектов в зависимости от их функционального назначения в социально-культурной системе.

Творческий блок. Субъекты, связанные с производством (созданием) и воспроизводством культурных ценностей. Сеть социальных институтов профессионального культурного творчества, анонимного народного творчества, непрофессионального, любительского, индивидуального социально-культурного творчества.

Коммуникативный блок. Субъекты, обеспечивающие хранение и передачу от поколения к поколению культурного наследия, памятников культуры и природных ценностей, распространение, трансляцию культурных ценностей в пространстве с помощью коммуникативных каналов, в первую очередь средств массовой информации, образования и т.д.

Ресурсный блок. Основные вспомогательные институты, осуществляющие нормативно-правовое, юридическое и информационно-методическое обеспечение социально-культурной деятельности организаций и отдельных граждан, финансовое и материально-техническое обеспечение социально-культурных служб и учреждений, их кадровое обеспечение, подготовку и переподготовку специалистов, научные исследования в социально-культурной сфере, управление деятельностью.

Социально-демографический блок. Непосредственные социальные задачи, потребители и пользователи культурных ценностей в лице групп граждан или отдельных лиц, обладающих определенными культурными потребностями, интересами и предпочтениями, и взаимодействующих с системой в процессе своей групповой или индивидуальной культурной деятельности.

Ведущие социальные институты и общности - семья, микросоциум, государственные и негосударственные институты, организации и объединения: учебные (образовательные), социально-культурные, производственные, социально-защитные, конфессиональные, благотворительные, художественно-творческие, спортивные и другие. Их специальное назначение как субъектов социально-культурной деятельности.

Эволюционное развитие человека на пути его превращения в активного субъекта социально-культурной деятельности. Диалектика ступеней: от биологического индивида (первая ступень) через социализацию к члену общества, способному выполнять определенные социальные роли (вторая ступень) и далее к формированию личности как уникальной индивидуальности (третья ступень), проявляющей себя как полноправный субъект культуры и социально-культурной деятельности.

Активная позиция человека как постоянного носителя социальных ролей и культурных ценностей в процессе социально-культурной деятельности.

Реализация активности социализированной личности в различных видах духовной деятельности: познавательной (познание окружающей действительности и самопознание); ценностно-ориентационной (личностный выбор духовных и материальных ценностей для мотивации жизнедеятельности); аффективной (получение положительных эмоций, включая эстетические переживания, и избегание отрицательных); проективной (предвосхищение желаемого будущего посредством проектов); коммуникационной (хранение, распространение и освоение культурной информации).

Личность - реальность особого рода, уникальная в своей основе. Дискуссионное толкование общей модели личности, ее показателей в трудах Фрейда, Юнга, Олпорта, Салливена, Роджерса, отечественных ученых (С. Иконникова, А. Ковалев, И. Кон, А. Леонтьев, К. Платонов, Э. Соколов, В. Ядов и др.). Несостоятельность одномерной характеристики личности (например, как только "сгустка" сексуальной энергии или только совокупности общественных отношений). Стратификационность структуры личности. Органичная взаимосвязь ее основных компонентов, психофизическая адаптация в среде обитания (гомонизация, приобщение к роду), общественная ориентированность (социализация), уникальность восприятия среды и ее взаимодействие (индивидуализация).

Приоритетность индивидуализации личности в досуговой сфере в отличие от других сфер жизнедеятельности (производственной, гражданской, отчасти семейной), где нередко преобладает нивелирование личности, подчинение ее общепринятым нормам, правилам, стандартам мышления и поведения. Игнорирование этой закономерности при ориентации на массовые формы досуговой деятельности. Подавление самобытности личности, насаждение под видом коллективизма ее стереотипности - результат подобной ориентации.

Характеристика федерального, регионального и муниципального (местного) социально-культурного контекста жизни современного российского общества. Суть социально-культурного контекста образовательного, информационного профессионального, общекультурного и досугового пространства. Уровни включенности личности в социально-культурный контекст жизнедеятельности своего региона (города, района).

Характеристика условий, обеспечивающих включение личности ребенка, подростка, взрослого человека в общемировые цивилизационные социокультурные процессы в области образования, искусства, информации, досуга, духовного развития.

Классификация лиц, выступающих в качестве субъектов социально-культурной деятельности на профессиональной и непрофессиональной (самодеятельной) основе. Лица, занятые преимущественно производством социально-культурных ценностей (1); лица, занятые преимущественно отбором, сохранением и распространением социально-культурных ценностей (2); лица, занятые преимущественно управлением процессами отбора, сохранения, производства и распространения культурных ценностей (социально-культурным менеджментом) (3); лица, занятые преимущественно воспитательной и образовательной деятельностью в сфере культуры (4).

Поколения как субъект социокультурной деятельности. Понятие поколения (лат. - генерация) как категории, отражающей различные аспекты родственной или возрастной структуры людей на каждом из этапов исторического развития общества.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.