Сделай Сам Свою Работу на 5

Основные принципы горизонтальной организационной структуры.





Построение организации вокруг бизнес-процессов. Чаще всего это: разработка продукта, производство продукта, сбыт, поддержка клиентов. Таких процессов должно быть не более 5, у каждого должны быть специфичные цели и параметры и свой полноправный руководитель.

Уплощение иерархии. Сокращение числа «надзирателей» и контролеров, объединение задач, исключение работ, не создающих стоимости, уменьшение числа обслуживающих каждый процесс.

Создание межфункциональных групп (команд). Эти группы должны составить основу организационной структуры. Они самоуправляемы и ориентированы на единую цель и несут полную ответственность за результат.

Потребитель — главный оценщик достижений. Критерием эффективности является степень удовлетворенности потребителей, а не курс акций или прибыль. Суть смены акцентов в том, что высокая удовлетворенность потребителей «принесет» нам прибыль, улучшит имидж и повысит капитализацию.

Стимулирование командной работы. Поощряться должны команды за показатели коллективной работы. Стимулировать нужно также стремление работников расширить свои знания и навыки, а не углубление специализации.



Укрепление связей с поставщиками и потребителями. Идеал — введение представителей поставщиков и потребителей в состав рабочих команд.

Информирование и обучение. Нельзя дозировать информацию по принципу «Это все, что вам надлежит знать». Информация должна быть как можно более полной и всесторонней. Нужно также постоянно обучать работников, в том числе и тому, как использовать информацию для самостоятельного принятия решений.

Многие ведущие компании мира делают шаги по направлению к горизонтальным структурам. Чаще всего в пример приводят Motorola, AT&T, Xerox, Eastman Chemical (Kodak), Merck, IBM, Ryder и ряд других, не менее известных корпораций, хотя их менеджеры и отмечают, что это весьма сложный и болезненный процесс. Но, и практически все менеджеры сходятся в этом — это главная тенденция развития организационных структур.

Сетевые структуры

Сетевая структура считается разновидностью горизонтальной, но с некоторыми специфичными особенностями.

Ряд исследователей, в том числе и российских, считает, что появление сетевых структур — следствие конфликта двух парадигм менеджмента: старой, иерархизированной и институциональной, и новой — сетевой.



Сетевые структуры представляют собой совокупность сотрудничающих многофункциональных групп (команд), объединенных единым бизнесом. Сетевые структуры строятся как неформальные, мобильные и дискретные системы с высокой степенью самостоятельности «подразделений». Сетевые структуры еще четче, чем проектные и матричные, ориентированы на конкретную задачу, в них максимально разделена ответственность и риски.

В сетевой структуре нет или почти нет института (управленческого аппарата), который выступает в качестве ограничивающего начала. Есть некие узлы, функции которых ситуационны: в какой-то момент они выполняют роль ресурсного центра, в какой-то — информационного, координационного или распределительного.

Сетевые структуры могут создаваться на основе аутсорсинга — переноса части организационной деятельности за пределы организации. Так, например, поступают многие компьютерные фирмы и компании по производству программных продуктов. Причем на отдаленную группу ложится вся ответственность за производство части продукта или всего продукта, включая его ресурсное обеспечение и риски. Очень часто отношения между группами в сетевых организациях строятся как отношения между поставщиком и потребителем, т.е. так, как это принято на свободном рынке. Или они выступают по отношению друг к другу в роли внешних подрядчиков. Иными словами, группы могут продавать свою продукцию (или услугу) друг другу. Выгода здесь в том, что при этом резко снижаются транзакционные издержки Издержки по совершению сделок — на ведение переговоров, логистику, заключение контрактов, контроль распределения ресурсов и т.д. Это повышает эффективность организации за счет большей конкурентоспособности и гибкости в поведении ее на рынке.



Наиболее близки к сетевому построению торговые сети, франчайзинговые системы, некоторые религиозные и криминальные сообщества. Политологи считают, что современные террористические организации также строятся по сетевому принципу. Такие организации весьма устойчивы, поскольку разрушение одной группы ведет к временному нарушению связей, но не приводит к разрушению всей организации.

Разновидность сетевой структуры — виртуальная структура. Это временная сеть организаций или групп, оперативно объединяющихся для решения определенных проблем или использования появляющихся возможностей (для завоевания определенной доли рынка, например).

Появляются все новые и новые исследования, в которых приводятся обоснования совершенно новых организационных структур. Правда, сами авторы таких исследований часто оговариваются, что их можно отнести к разновидностям уже существующих или, по крайней мере, разработанных в практике.

Так, например, относительно недавно появилась «зонтичная» структура. Так сейчас называют организацию, под покровительством и влиянием которой ведут свою деятельность другие, более мелкие фирмы. Эти фирмы, будучи юридически самостоятельными, считаются частью компании-зонтика или управляются от ее имени. Часто ресурсы (капитал, здания) и технологии принадлежат «зонтику», а подзонтичная фирма пользуется ими на основе различных соглашений и договоренностей. Чаще всего так строятся крупные научно-производственное предприятия, имеющие под своим «зонтом» внедренческие или экспертные фирмы. В сущности, это то, что мы привыкли называть конгломератом, или, с определенными оговорками — корпорацией или холдингом.

Есть еще так называемые «предпринимательские» структуры, или, иначе — перевернутые пирамиды. В ней на верхнем уровне — предпринимательские бизнес-единицы, центры прибыли, связанные с определенным сектором рынка, ниже — ресурсные, консультативные и координационные блоки, еще ниже, в вершине пирамиды (которая, напоминаю, перевернута) — топ-менеджеры, осуществляющие стратегическую поддержку бизнес-единиц. В сущности, это та же горизонтальная организация, представленная немного в другой конфигурации.

В свое время упомянутым выше Дж. Бирном были описаны достаточно экзотические структуры, которые он сам, впрочем, также отнес к разновидностям горизонтальных структур. Например, «пицца» — круг, символизирующий полное отсутствие иерархии. Большие кусочки начинки — это или межфункциональная группа, или группа, ответственная за регион, бизнес, одно из сквозных направлений работы (инновации и исследования). Меньшие кусочки начинки — это рабочие группы, связанные единой задачей (тестовая основа) в рамках больших групп.

Трилистники (структуры, предложенные Ч. Хэнди) — еще один вариант горизонтального строения организации. Каждый лепесток трилистника — это или группа сотрудников, или бизнес-процесс. Все лепестки вырастают из одного центра, который не возвышается над ними, а находится в одной плоскости. Управление в большей степени — не отдача распоряжений, а перераспределение ресурсов по лепесткам в зависимости от сигналов, подаваемых внешней средой.

И, наконец, гибридные структуры. Видимо, это самая большая группа видов и разновидностей структур. Дело в том, что в современном бизнесе нет ни одной организации (за исключением, пожалуй, самых малых), которая строилась бы по какой-то единой схеме организационной структуры. Скажем, по оценкам американских экспертов, 90% компаний США строятся как дивизиональные, еще 5—6% — как матричные, остальные основаны на функциональной или горизонтальной структуре. Однако те же эксперты говорят, что здесь имеется в виду преобладающая схема, поскольку внутри любой достаточно крупной организации можно обнаружить признаки почти всех остальных видов структур.

Это говорит о том, что организационная структура отнюдь не является чем-то жестким и неизменяемым. Это не икона, на которую следует молиться, а производное от миссии и целей организации, ее культуры, а также от того уникального сочетания факторов внешней среды, с которыми взаимодействует каждая конкретная организация

Обучающаяся организация.

Хотя сам термин «обучающаяся организация» (learning organization) известен давно, новый всплеск интереса к этой проблеме связан с работами Питера Сенге (Peter Senge). Он дал описание обучающейся организации и ввел понятия адаптивного и генеративного обучения. Адаптивное обучение — это первые шаги обучающейся организации, направленные на приспособление к окружающей среде, а генеративное обучение предполагает уже творческий подход, инновации, предвидение и предугадывание возможных изменений. Генеративное обучение ведет к переосмыслению опыта организации и ее обучению с помощью этого переосмысления.

Ситуационная концепция.

Основоположники ситуационного подхода в менеджменте, пожалуй, впервые обратили внимание на внешнее окружение организации как на динамичную, сложную и гетерогенную систему. Английские исследователи Том Бернс (Tom Burns) и Джеральд Сталкер сформулировали главные положения ситуационной теории.

Согласно ситуационному подходу современная деловая организация трактуется как сложная, комплексная и многоуровневая система, состоящая из подсистем, обеспечивающих решение разнородных задач. Эти подсистемы рассматриваются как достаточно автономные и выполняющие разнотипную деятельность, контактирующие со своим фрагментом внешней среды и опирающиеся на определенный тип профессионалов и технологию. Для каждой из них характерны свои закономерности функционирования. При этом структура организации, состояние ее подсистем, способы целедостижения считались зависимыми от состояния и типа фрагментов среды, с которыми они взаимодействовали. Акцент делается на сознательном изменении структуры и свойств организации в ответ на требования внешней среды.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.