|
Тема 9. Характер как основная определяющая тактики поведения человек (ОК-7, ПК-11,12)
Происхождение и анализ понятия «характер». Соотношение понятий «характер» и «темперамент», «характер» и «личность»; «характер» и «индивидуальность».
Основные проблемы исследования характера: проблема выделения и описания феноменологии характера; проблема типологии характера и выделения оснований для классификации различных его типов; проблема единиц анализа и строения характера; проблема развития, формирования и воспитания характера.
Связь черт характера с волевой, эмоциональной сферой и интеллектом человека. Анализ черт характера в соответствии с направленностью личности, содержание которой проявляется в отношениях человека к окружающему миру, к себе, к деятельности, к различным предметам и вещам.
Проблема «нормального» характера и «нормальной» личности (Рибо, Лазурский, Ганнушкин, Личко)*. Психопатии и их классификация. Акцентуация характера и методы её выявления. Клинический аспект типологии характера.
Типология акцентуаций характера и сравнительный анализ основных типов акцентуации по Личко и Леонгарду*. Факторы, определяющие возникновение акцентуаций характера. Проблема коррекции характера.
Постановка проблемы характера в психоанализе. Учение о характере З. Фрейда*. Функциональный аспект типологии характера. Опыт характерологии К.Г. Юнга, основанной на понятии об экстраверсии и интроверсии и основных функциях психики (ощущение, интуиция, эмоция и мышление). Основные психологические типы по Юнгу и их характеристика*. Современные модификации типологии Юнга: типология характера Майерс-Бриггс и Д. Кейрси*. Роль функциональной типологии для практической деятельности человека.
Развитие методов диагностики типов характера.
Проблема развития и воспитания характера. Исследования стиля жизни (А. Адлер)*. Главные идеи Адлера, связанные с представлением о характере: комплекс неполноценности, стремление к компенсации и социальное чувство. Развитие характера по Фромму*. Проблема социального характера. Роль ассимиляции (взаимодействие и отношения с вещами) и социализации (взаимодействие и отношения с людьми) в формировании различных типов характера: рецептивного, эксплуативного, накопительского, рыночного, продуктивного.
РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И МЕЖДИСЦИПЛИНАНЫЕ СВЯЗИ С ПОСЛЕДУЮЩИМИ ДИСЦИПЛИНАМИ
| Тема дисциплины «Психологи личности»
| Связь с последующими дисциплинами
|
| Человек в зеркале природы, истории и индивидуальной жизни. Движущие силы, условия и периоды развития личности
| Дисциплина «Методологические основы психологии», «Возрастная психология и психология развития»,»История психологии», «Основы консультативной психологии»
|
| Индивидные свойства человека и их роль в развитии личности. Личность в социогенезе
| Дисциплина «Психология семьи», «Возрастная психология и психология развития», «История психологии», «Психодиагностика»
|
| Персоногенез личности. Индивидуальность личности и ее жизненный путь
| Дисциплина «Дифференциальная психология», «Основы консультативной психологии», «Психология развития и возрастная психология», «История психологии»
|
| Структура личности и различные подходы к ее изучению в психологии
| Дисциплина «Основы консультативной психологии», «История психологии», «Психология развития и возрастная психология»
|
| Общие представления об индивидуальности и методы ее изучения
| Дисциплина «Основы консультативной психологии», «История психологии», «Психология развития и возрастная психология», «Экспериментальная психология».
| 6.
| История научных исследований индивидуальности
| Дисциплина «История психологии», «Основные направления психологического консультирования и психотерапии», «Дифференциальная психология», «Психодиагностика».
| 7.
| Способности как мера успешности и эффективности индивидуальности
| Дисциплина «Психодиагностика», «Основы консультативной психологии», «История психологии», «Дифференциальная психология», «Практикум по психодиагностике».
| 8.
| Темперамент как природная предпосылка индивидуальности
| Дисциплина «История психологии», «Психодиагностика», «Основы консультативной психологии», «История психологии», «Дифференциальная психология», «Практикум по психодиагностике».
| 9.
| Характер как основная определяющая тактики поведения человека
| Дисциплина «История психологии», «Основы консультативной психологии», Дисциплина «Психодиагностика», «Основы консультативной психологии», «История психологии», «Дифференциальная психология», «Практикум по психодиагностике».
|
РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ
Наименование раздела, темы
| Количество аудиторных часов
| Всего
| в том числе по видам учебных занятий
| лекции
| практические
занятия
| СРС
|
|
|
|
|
| Человек в зеркале природы, истории и индивидуальной жизни. Движущие силы, условия и периоды развития личности
|
|
|
|
| Индивидные свойства человека и их роль в развитии личности. Личность в социогенезе
|
|
|
|
| Персоногенез личности. Индивидуальность личности и ее жизненный путь
|
|
|
|
| Структура личности и различные подходы к ее изучению в психологии
|
|
|
|
| Общие представления об индивидуальности и методы ее изучения
|
|
|
|
| История научных исследований индивидуальности
|
|
|
|
| Способности как мера успешности и эффективности индивидуальности
|
|
|
|
| Темперамент как природная предпосылка индивидуальности
|
|
|
|
| Характер как основная определяющая тактики поведения человека
|
|
|
|
| Зачет
|
|
|
|
| ВСЕГО
|
|
|
|
|
Интерактивные формы работы
Название темы
| Кол-во интер. часов, отводимое на тему (лекции)
| Кол-во интер. часов, отводимое на тему (практические)
| Формы активной (интерактивной) работы
| Тема №1. Движущие силы, условия и периоды развития личности
|
|
| Круглый стол, дискуссия
| Тема №2. Личность в социогенезе
|
|
| Круглый стол, дискуссия
| Тема №3. Персоногенез личности. Индивидуальность личности и ее жизненный путь
|
|
| Мини-конференция
| Тема №4. Структура личности и различные подходы к ее изучению в психологии
|
|
| Практикум
| Тема №5. Общие представления об индивидуальности и методы ее изучения
|
|
| Практикум
| Тема 7. Способности как мера успешности и эффективности индивидуальности
|
|
| Практикум
| Тема 8. Темперамент как природная предпосылка индивидуальности
|
|
| Круглый стол, дискуссия
| Тема 9. Характер как основная определяющая тактики поведения человека
|
|
| Практикум
| Всего часов на активные (интерактивные) методы работы
|
|
|
|
ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Тема №1. Человек в зеркале природы, истории и индивидуальной жизни. Движущие силы, условия и периоды развития личности
(круглый стол, дискуссия)
Вопросы для обсуждения
1. Психологические принципы и основания периодизации развития человека.
2. Кризисы развития и их роль в становлении личности.
3. Биогенетические периодизации развития человека.
4. Социогенетические периодизации развития человека.
5. Персоногенетические периодизации развития человека.
6. Жизненный путь человека как история индивидуальности.
Список литературы
· Асмолов А.Г. Психология личности. – М., 2006.
· Кроник А.А., Ахмеров Р.А. Каузометрия: методы самопознания. – М., 2008.
· Лазурский А. Ф. Избранные труды по общей психологии. Психология общая и экспериментальная. СПб., 2001.
· Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1999.
· Немов Р.С. Психология. Кн.1. – М.: Владос, 2003.
· Олпорт Г. Становление личности: избр. труды. М.: Смысл, 2002.
· Психология личности: Хрестоматия. В 2 т. – Самара: Бахрах – М, 2008.
· Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. – М., 2003.
· Слотина Т.В. Психология личности. – СПб.: Питер, 2008.
· Собчик Л. Психология индивидуальных различий. – М., 2003.
· Теории личности в отечественной психологии. - М, 1997.
· Фрейджер Р., Фейдиман Дж. Личность: теории, упражнения, эксперименты. – Спб.: Издательский дом «НЕВА», 2005.
· Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб.: Питер, 2007.
Тема 2. Личность в социогенезе (круглый стол, дискуссия)
Вопросы для обсуждения
1. Личность в истории культуры.
2. Культура и программы поведения.
3. Проблема социально-типического в личности.
4. Социальный характер и национальный характер.
5. Сравнительные исследования личности в разных культурах.
6. Социогенетические истоки развития личности.
Список литературы
Ананьев Б. Г. Психология и проблемы человека познания. – М., 2006.
· Асмолов А.Г. Психология личности. – М., 2006.
· Божович Л. И. Этапы формирования личности. - М., Воронеж, 1995.
· Немов Р.С. Психология. Кн.1. – М.: Владос, 2003.
· Олпорт Г. Становление личности: избр. труды. М.: Смысл, 2002.
· Петровский В. А. Личность в психологии: парадигма субъективности. - Ростов н/Д., 1996.
· Психология личности: Хрестоматия. В 2 т. – Самара: Бахрах – М, 2008.
· Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. – М., 2003.
· Фрейджер Р., Фейдиман Дж. Личность: теории, упражнения, эксперименты. – Спб.: Издательский дом «НЕВА», 2005.
· Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб.: Питер, 2007.-
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|