Сделай Сам Свою Работу на 5

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ





МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ТВЕРСКОЙ ФИЛИАЛ

Психология личности

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Для студентов факультета психологии

по направлению подготовки 03030001.62 «Психология»

 

Профиль подготовки:

Индивидуальное консультирование, Организационное консультирование

 

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

 

Тверь, 2013 г.


 

Сулимина О.В.

Психология личности: учебно-методический комплекс. – Тверь:: Тверской филиал МГЭИ, 2013 - 114 с.

 

 

Одобрено кафедрой психологии. Протокол заседания кафедры психологии №1 от 29 августа 2013 г.

Для студентов Тверского филиала Московского гуманитарно–экономического института, обучающихся по направлению бакалавр психологии.

 

Шифр дисциплины по РУП: Б3.Б.6.

 

 

© Тверской филиал Московского гуманитарно-экономического института, 2013

СОДЕРЖАНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ………………………………………………………………
I. РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ………………………………………………………….
   
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП……………………………………………..
   
3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ……………………….
   
4. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ…………………………………..
   
5. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ …………………………………………………………….
5.1.СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………………..
5.2. РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ С ПОСЛЕДУЮЩИМИ ДИСЦИПЛИНАМИ...................................................................................
5.3. РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ…………………………………………
   
6. ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ………………………………………………………
   
7. ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ …………………………………………………………..
   
8. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ………………………………………………………..
   
9. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ…………………..
   
10. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………………………………………………………..  
   
11. КАРТА ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ЛИТЕРАТУРОЙ…………………………………………..
   
II. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ………………………………………………….
1. МАТРИЦА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ…………………………………………………….
   
2. ТИПЫ КОНТРОЛЯ………………………………………………………………………….
2.1. ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ (показатели кредитно-рейтинговой системы)…………….
2.2. ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ (вопросы для подготовки к зачету  
или экзамену)…………………………………………………………………………………..
2.3. ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ (если разделы или темы дисциплины входят в  
тематику государственного экзамена или используются при разработке ВКР)……….
   
3. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ……………………………………………………………………….
3.1. УСТНЫЕ ФОРМЫ КОНТРОЛЯ КОМПЕТЕНЦИЙ (вопросы на лекциях,
семинарах и практических занятиях)……………………………………………………….  
3.2. ПИСЬМЕННЫЕ ФОРМЫ КОНТРОЛЯ КОМПЕТЕНЦИЙ (контрольные работы, рефераты, эссе и др.)………………………………………………………………………….  
3.3. ТЕХНИЧЕСКИЕ ФОРМЫ КОНТРОЛЯ КОМПЕТЕНЦИЙ  
(тесты, ФЭПО и т.п.)…………………………………………………………………………..
   
4. РАЗРАБОТЧИК………………………………………………………………………………...
5. Словарь терминов………………………………………………………………..

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА





Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Психология личности» относится к базовой части профессионального цикла по направлению подготовки «Психология» и преподается студентам в 4-м семестре в объеме 2 зачетных единиц (72 часа).



Освоение курса основывается на знаниях, приобретенных при изучении дисциплин: «Общая психология», «Социальная психология», «Психология развития и возрастная психология», «Основы психогенетики», вводным разделам дисциплины «Общий психологический практикум», «Педагогическая психология».

Знания, полученные в ходе изучения курса «Психология личности», закладывают необходимое основание для изучения дисциплин: «Этнопсихология», «Дифференциальная психология», «Экспериментальная психология», «Общий психологический практикум», «Педагогическая психология».


I. РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Цели и задачи дисциплины:

формирование представления о психологии личности – теоретической и практической области человекознания, направленной на исследование закономерностей функционирования нормального и аномального развития личности в природе, обществе и индивидуальном жизненном пути человека.

В ходе изложения и изучения дисциплины предполагается решение следующих задач:

· освоение базовых знаний о жизненном пути человека в историческом, культурном и социальном контекстах;

· формирование умений применять теоретические знания, полученные в ходе изучения курса, в практической деятельности;

· приобретение навыков изучения особенностей жизненных перспектив личности, кризисов жизни, смысла жизни на разных стадиях жизненного пути, их коррекции и преодоления; отработка практических приемов и навыков диагностики, психологического консультирования человека в сложных, кризисных ситуациях его жизни.

В лекциях раскрываются основные темы изучаемого курса, которые входят в рабочую программу: человек в зеркале природы, истории и индивидуальной жизни; движущие силы, условия и периоды развития личности; индивидные свойства человека и их роль в развитии личности; личность в социогенезе; персоногенез личности; индивидуальность личности и ее жизненный путь; структура личности и различные подходы к ее изучению в психологии; общие представления об индивидуальности и методы ее изучения; история научных исследований индивидуальности; способности как мера успешности и эффективности индивидуальности; темперамент как природная предпосылка индивидуальности; характер как основная определяющая тактики поведения человека.

На практических занятиях подробно изучается программный материал в плоскости отработки практических умений и навыков и усвоения следующих тем: использование методов диагностики личности, проведение исследований личности, отработка способов воздействия на личность (с целью управления, реабилитации, коррекции, развития); выбор приемов согласно поставленной задаче исследования, навыки применения базовых процедур для анализа жизненных проблем человека, социализации личности, проблем профессиональной деятельности; проектирование и осуществление эмпирических исследований по проблемам личностного развития человека, индивидуальных особенностей психического развития.

Самостоятельная работа студентов направлена на самостоятельное изучение отдельных тем рабочей программы. Таких, как: натуральный и культурный ряды развития личности в онтогенезе (Л.С. Выготский); положение о роли противоречий в системе деятельности как движущей силе развития личности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн); положение Д.Н. Узнадзе о функциональной тенденции как источнике саморазвития поведения личности; потребность во впечатлениях (Л.И. Божович), потребность в общении (М.И. Лисина); перспективы изучения механизмов саморазвития деятельности (В.А. Петровский); понятие ведущей деятельности в процессе развития личности (А.Н. Леонтьев); схема периодизации психического развития личности в детском возрасте (Д.Б. Эльконин); концепция развития ребенка С.Холла: закон рекапитуляции, фазы развития личности; представления об этапах психосексуального развития ребенка в психоанализе З. Фрейда; основные положения концепции развития морального сознания личности (Л. Колберг); разработка представления о периодизации развития личности в социальной психологии (А.В. Петровский); общее представление об индивидных свойствах человека и их классификация (Б.Г. Ананьев); гипотеза рассеивающего отбора как механизма эволюции человека в антропогенезе (В.П. Алексеев); типологии Э. Кречмера и В. Шелдона; учение И.П. Павлова о типах высшей нервной деятельности как физиологической основе темперамента; социализация индивида как интериоризация социальных форм поведения (Л.С. Выготский); концепция деятельностного опосредствования межличностных отношений (А.В. Петровский); положение Джемса о существовании трех компонентов эмпирического «Я»: физическая личность, социальная личность и духовная личность; диалогическая природа «Я» (М.М. Бахтин, М. Бубер, Л.С. Выготский); общее представление о структуре личности; типологические подходы к изучению личности; понятие черт личности как устойчивых тенденций поведения; представления об индивидуальности и обсуждение основных проблем ее изучения в работах В. Штерна, А.Ф. Лазурского, А. Адлера, Б.Г. Ананьева, В.С. Мерлина, Г. Олпорта, А.Г. Асмолова; значение идиографических методов при изучении индивидуальности (Штерн, Лазурский, Олпорт, Фрейд, Маслоу, Теплов, Лурия и др.); механизм естественного отбора по Дарвину; основные положения «социального дарвинизма» Спенсера; Ф. Гальтон как основатель психологии индивидуальных различий и психодиагностики: исследования факторов среды и наследственности в проявлении способностей человека; развитие Дж. Кэттеллом идей Ф. Гальтона; В. Штерн – основатель учения об индивидуальности; представления Штерна о характере как стержне личности; А.Ф. Лазурский – основоположник отечественной психологии индивидуальности; Цицерон, Аристотель, Платон об интеллекте и его разновидностях; двухфакторная теория способностей Ч. Спирмена; многофакторная модель способностей Л. Терстоуна; структура способностей по Терстоуну; уровневая теория интеллектуальных способностей Г. Айзенка; теория тройственного интеллекта Р. Стернберга (триархическая модель способностей); теория многих интеллектов Г. Гарднера; основные характеристики темперамента по Канту и анализ его составляющих; теория темперамента В. Вундта; Э. Кречмер о механизмах темперамента; конституциональная теория темперамента У. Шелдона и ее отличие от теории Э. Кречмера; вклад И.П. Павлова в изучение физиологических механизмов психологии индивидуальных различий; вклад отечественной психологии в создание и развитие дифференциальной психофизиологии (Б.М. Теплов, В.Д. Небылицын, В.М. Русалов, Э.А. Голубева, К.М. Гуревич, И.В. Равич-Щербо, В.С. Мерлин и др.); пермская школа темперамента (В.С. Мерлин): темперамент как один из уровней индивидуальности; нью-йоркская школа темперамента (Томас и Чесс); регуляторная теория темперамента Я. Стреляу; критерии и составляющие темперамента в исследованиях В.М. Русалова; проблема «нормального» характера и «нормальной» личности (Рибо, Лазурский, Ганнушкин, Личко); типология акцентуаций характера и сравнительный анализ основных типов акцентуации по Личко и Леонгарду; учение о характере З. Фрейда; основные психологические типы по Юнгу и их характеристика; современные модификации типологии Юнга: типология характера Майерс-Бриггс и Д. Кейрси; проблема развития и воспитания характера; исследования стиля жизни (А. Адлер); развитие характера по Фромму.

В качестве задания для самостоятельной работы студентам предлагается написание реферата по индивидуальной тематике.

Формой итогового контроля знаний студентов является зачет, в ходе которого оценивается уровень теоретических знаний и навыки решения практических задач. Зачет по дисциплине входит в общую трудоемкость дисциплины в зачетных единицах.

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП

Курс «Психология личности» является базовой дисциплиной профессионального цикла (Б3.Б.7) учебного плана МГЭИ по направлению подготовки 03030001.62 «Психология» (бакалавриат) и преподается студентам в 4-м семестре в объеме 2 зачетных единиц (72 часа). Изучение данной дисциплины предусмотрено ФГОС ВПО (2010).

Программа курса состоит из 2 разделов и 9 тем и не предусматривает написание курсовой работы. В соответствии с рабочей программой и тематическим планом изучение дисциплины проходит в виде аудиторной и самостоятельной работы студентов. Учебный процесс в аудитории осуществляется в форме лекций и практических занятий.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Требования к знаниям и умениям студентов по учебной дисциплине «Психология личности»

Требования к результатам освоения дисциплины. В результате освоения курса студенты, обучающиеся по направлению подготовки «Психология», должны:

- знать о психологических феноменах, категориях и методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики; объектные и субъектные, детерминистические и индетерминистические, монологические и диалогические, структурно-функцио­нальные и историко-генетические, номотетические и идиографические ориентации в исследовании личности; уровни методологического анализа проблемы личности; основные направления, подходы и теории в психологии личности; основные критерии классификации методов эмпирического исследования личности; отличительные признаки и разновидности экспериментального метода; методические требования к эмпирическим методам; основные типы данных, используемых в исследовании личности; иметь представление о базовых процедурах воздействия; о методах статистической обработки данных и анализа результатов;

- уметь формировать установки, направленные на гармоничное развитие, продуктивное преодоление жизненных трудностей, толерантности во взаимодействии с окружающим миром; различать методы диагностики личности, исследования и воздействия (с целью управления, реабилитации, коррекции, развития личности); подбирать приемы, адекватные поставленной задаче исследования; планировать и осуществлять три основных стратегии исследования личности: клиническое исследование, эксперимент и корреляционный анализ с использованием опросников; осуществлять базовые процедуры анализа жизненных проблем человека, социализации личности, проблем профессиональной деятельности; проектировать и осуществлять эмпирические исследования по проблемам личностного развития и индивидуальных особенностей психического развития человека;

- владеть методами прогнозированию изменений и динамики уровня развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях; методами оценки развития интеллектуальных качеств и обучаемости индивида и исследования особенностей мотивационной и эмоциональной сферы личности, самооценки личности, личностной идентичности, поведения личности в группах и коллективах.

Процесс изучения дисциплины «Психология личности» направлен на формирование у студентов направления подготовки «Психология» следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций (согласно ФГОС ВПО), способность и готовность к:

- пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (ОК-1);

- пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологии (ОК-2);

- владению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений (ОК-3);

- использованию системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики (ОК-4);

- применению теоретического и экспериментального исследования, основных методов математического анализа и моделирования, стандартных статистических пакетов для обработки данных, полученных при решении различных профессиональных задач (ОК-5);

- владению навыками анализа своей деятельности и умению применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции (для оптимизации) собственной деятельности и психического состояния (ОК-6);

- восприятию личности другого, эмпатии, установлению доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей (ОК-7);

- осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий (ПК-4);

- выявлению специфики психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-5);

- применению знаний по психологии как науки о психологических феноменах, категориях и методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики (ПК-9);

- пониманию и постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности (ПК-10);

- участию в проведении психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практи­ческих областях психологии (ПК-11);

- проведению стандартного прикладного исследования в определённой области психологии (ПК-12).

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Основными видами учебной работы являются: лекции, практические занятия, коллоквиумы, деловые игры, мастер-классы, практикумы, активные творческие методы, мини-конференции, групповое обсуждение области применения знаний, полученных при изучении каждой темы в контексте специфических задач, решаемых преподавателем и студентами. Индивидуальные консультации студентов в процессе решения учебных задач. Индивидуальные консультации студентов посредством телекоммуникационных технологий. Обсуждение конкретных ситуаций, дискуссии, разбор конкретных профессиональных задач.

Самостоятельная работа студентов включает изучение литературных источников, их анализ, подготовка по темам пропущенных занятий, написание рефератов.

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа). Одна зачётная единица равна 36 часам.

Вид учебной работы Всего часов Семестр 4
Аудиторные занятия (всего), в том числе:
Лекций (Л)
Семинары (С), в т.ч. зачет    
Практические занятия (ПЗ)
Самостоятельная работа (всего), в том числе:
Курсовой проект (работа)    
Реферат
Другие виды самостоятельной работы под руководством преподавателя, в том числе: решение практических ситуаций и подготовка научных докладов и сообщений
Вид промежуточной аттестации - зачет    
Общая трудоемкость Зач. ед.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ

Тематический план по дисциплине «Психология личности»

(очная форма обучения)

    Наименование темы Кол-во часов по учебному плану Кол-во аудит. часов Лекции час Практические занятия Самостоятельная работа час Формируемые компетенции
Раздел I. Основы психологии личности
Человек в зеркале природы, истории и индивидуальной жизни. Движущие силы, условия и периоды развития личности ОК-1,2,5 ПК-5,9
Индивидные свойства человека и их роль в развитии личности. Личность в социогенезе ОК-3,4 ПК-5,9
Персоногенез личности. Индивидуальность личности и ее жизненный путь ОК-2 ПК-4,10
Структура личности и различные подходы к ее изучению в психологии ОК-2 ПК-5,9
Раздел II. Психология индивидуальности: феноменология, история и методы изучения
Общие представления об индивидуальности и методы ее изучения   ОК-7 ПК-4,10
6.   История научных исследований индивидуальности ОК-7 ПК-4,10
7. Способности как мера успешности и эффективности индивидуальности ОК-7 ПК-4,10
8. Темперамент как природная предпосылка индивидуальности ОК-6 ПК-11,12
9. Характер как основная определяющая тактики поведения человека   ОК-7 ПК-11,12
  Зачет        
  Итого за семестр  

Тематический план по дисциплине «Психология личности»

(заочная форма обучения)

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.