Сделай Сам Свою Работу на 5

Российской Федерации. Порядок принятия законопроектов.





Тема 12

Законодательный процесс Российской Федерации

 

Развернутый план

  1. Понятие и стадии законодательного процесса.
  2. Понятие права законодательной инициативы. Множественность субъектов права законодательной инициативы, проблемы координации их инициатив. Основные требования к реализации права законодательной инициативы (текст законопроекта, пояснительная записка, финансово-экономическое обоснование и др.).
  3. Основные стадии рассмотрения и принятия федерального закона Государственной Думой. Оформление и предварительное рассмотрение законодательной инициативы. Роль Председателя Палаты и Совета Государственной Думы в планировании и рассмотрении законодательных инициатив. Порядок рассмотрения законопроекта «головным» комитетом. Первое, второе и третье чтенья законопроекта, их назначение и характеристики. Особенности подготовки и принятия Федерального закона «О федеральном бюджете». Процедура учёта мнений законодательных органов субъектов РФ по законопроектам, касающимся предметов совместного ведения.
  4. Стадия одобрения закона Советом Федерации. Федеральные законы по вопросам обязательного рассмотрения Советом Федерации. Порядок взаимоотношений Совета Федерации и Государственной Думы в процедуре законодательного процесса. Согласительные комиссии. Особенности принятия федеральных конституционных законов и федеральных законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию РФ.
  5. Федеральное Собрание и Президент РФ в законодательном процессе. Президентское вето.
  6. Порядок опубликования и вступления в силу законов и иных правовых актов палат Федерального Собрания.

 



Семинарское занятие

Вопросы к обсуждению

1. Кто обладает правом законодательной инициативы в федеральном законодательном процессе?

2. Назовите исключительные полномочия, которыми в законодательном процессе обладает Правительство РФ.

3. Что понимается в Конституции РФ под «принятым федеральным законом»?

4. Может ли Президент РФ возвратить федеральный закон без рассмотрения в Федеральное Собрание? Если да, то при каких условиях?

5. Порядок официального опубликования федерального конституционного закона, федерального закона или акта палаты Федерального Собрания.



 

Практические занятия

 

Задачи

А. Правительство РФ внесло в Совет Федерации законопроект «Об общих принципах разграничения государственной и муниципальной собственности в Российской Федерации». Поскольку к законопроекту не прилагались финансово-экономическое обоснование и справка о состоянии законодательства в соответствующей области отношений, Председатель Совета Федерации вернул законопроект в Правительство РФ.

 

Ø Какие действия субъектов законодательного процесса противоречат Конституции РФ и Регламентам палат?

 

Б.Депутат Государственной Думы Петров Е. А. внёс в палату законопроект «О реструктуризации естественных монополий в Российской Федерации». Перед первым чтением депутаты Миронова Г. И. и Иванова Т. В. Потребовали внести в законопроект их поправки. Депутат Петров выразил протест, утверждая, что только он как автор может вносить изменения и дополнения в законопроект. Данная ситуация повторилась и перед вторым чтением.

 

Ø Какие действия (бездействие) субъектов законодательного процесса противоречат Регламенту Государственной Думы?

Ø Сохраняется ли право авторства на законопроекты и принятые законы?

Ø Имеет ли автор законопроекта какие – либо исключительные права в отношении своего объекта законодательной инициативы в соответствии с Регламентом Государственной Думы?

 

В. Министерство финансов РФ внесло в Государственную думу проект федерального бюджета на очередной год. Приняв его в трех чтениях, Дума направила проект бюджета в Совет Федерации, который не успел его рассмотреть в предусмотренный Конституцией РФ 14-дневный срок. В силу этого Председатель Государственной Думы направил принятый палатой Федеральный закон «О федеральном бюджете Российской Федерации» Президенту РФ для подписания и обнародования.



 

Ø Какие действия (бездействие) субъектов законодательного процесса противоречат Конституции РФ, Регламентам палат, Бюджетному кодексу РФ, Постановлению Конституционного Суда РФ по делу о толковании части 4 статьи 105 и статьи 106 Конституции РФ?

2. Используя положения Конституции РФ, Регламентов палат Федерального Собрания, Постановления Конституционного Суда РФ от 23 марта 1995г., 12 апреля 1995., 22 апреля 1996г. «По делам о толковании ряда положений Конституции Российской Федерации», составьте подробную схему законодательного процесса с момента осуществления законодательной инициативы до обнародования и опубликования законов.

 

3. Дайте конституционно – правовую оценку эффективности механизмов согласования интересов в законодательном процессе.

Составьте правовое заключение, в котором на основе исследования Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», Регламентов палат, ответьте на следующие вопросы:

 

Ø Какая цель должна быть достигнута в процессе трансформации множества представленных интересов в федеральный закон?

Ø Какие процедурные аспекты согласования интересов невозможно опосредовать с помощью правового регулирования?

Ø Какие механизмы, позволяющие согласовывать представленные интересы, установлены в законодательном процессе?

Ø Какие требования к внутренней организации палат позволяют обеспечить участие представителей различных политических направлений в обсуждении федеральных законов депутатов?

Ø Что следует понимать под «лоббизмом», какие субъекты и в какой форме участвуют в лоббистской деятельности?

 

Взаимодействие субъектов законодательного процесса

Российской Федерации. Порядок принятия законопроектов.

 

1. Законопроект становится законом после принятия:

а) Государственной Думой РФ в трех чтениях

б) Государственной Думой РФ и одобрения Конституционным Судом РФ

в) Государственной Думой РФ, одобрения Советом Федерации, подписания и обнародования Президентом РФ

г) Федеральным собранием.

 

2. Законодательный процесс Российской Федерации характеризуется следующими положениями:

а) Конституционный Суд РФ дает предварительное заключение о конституционности одобряемого парламентом федерального конституционного закона

б) заключение правительства должно представляться на каждый внесенный в Государственную Думу законопроект

в) Президент не обязан подписывать одобренные палатами федеральные конституционные законы в случае их противоречия Конституции РФ и федеральным законам

г) Совет Федерации может одобрить без рассмотрения законы, принятые Государственной Думой

д) Совет Федерации должен начать рассмотрение законов по федеральному бюджету, налогам и сборам, а также по другим вопросам ( статья 106 Конституции РФ) в течение 14 дней и продолжить на следующем заседании

 

3. Каким количеством голосов Государственная Дума Федерального Собрания России принимает постановления по следующим вопросам:

а) о выдвижении обвинения Президента в совершении государственной измены или иного тяжкого преступления

б) о преодолении вето Совета Федерации

в) об одобрении федерального конституционного закона

г) об одобрении Закона Российской Федерации о поправке к Конституции РФ

д) о принятии федерального закона

е) о поддержании предложения о пересмотре глав 1, 2, 9 Конституции РФ

 

4. Каким количеством голосов Совет Федерации Федерального Собрания России принимает постановления по вопросам:

а) отрешения Президента от должности

б) преодаления вето Президента

в) одобрения федерального конституционного закона

г) одобрения Закона Российской Федерации о поправке к Конституции РФ

д) одобрения федерального закона, принятого Государственной Думой

е) поддержки предложений о пересмотре глав 1, 2, 9 Конституции РФ

 

5. В законодательном процессе Президент может:

а) внести на рассмотрение Государственной Думы законопроект по любому из предметов совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ

б) в случае несогласия с законопроектом без изложения мотивов отклонить федеральный закон, принятый палатами Федерального Собрания

в) вернуть федеральный закон без рассмотрения в случае нарушения одной из палат конституционных требований к порядку принятия федеральных законов

г) внести незначительные поправки в принятый палатами федеральный закон, подписать и обнародовать его

д) издать указ, восполняющий пробел в правовом регулировании по вопросу, требующему законодательного решения

 

6. Будет ли считаться принятым проект Закона Российской Федерации о поправке к Конституции РФ, если за него проголосовали 226 депутатов Государственной Думы?

а) да

б) нет

Рекомендуемая литература

Правовые источники

1. Федеральный закон «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального собрания».

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации

3. Регламент Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

4. Регламент Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

5. Постановление Конституционного Суда РФ от 23 марта 1995 г. № 1-П «По делу о толковании части 4 статьи 105 и статьи 106 Конституции Российской Федерации».

6. Постановление Конституционного Суда РФ от 12 апреля 1995 г. № 2-П «По делу о толковании статьи 103 (часть 3), статьи 105 (части 2 и 5), статьи 107 (часть3), статьи 108 (часть 2), статьи 117 (часть 3), статьи 135 (часть 2) Конституции Российской Федерации»

7. Постановление Конституционного Суда РФ от 22 апреля 1996 г. № 10-П «По делу о толковании отдельных положений статьи 107 Конституции Российской Федерации»

Дополнительная литература

1. Анализ коррупциогенности законодательства: памятка эксперту по первичному анализу коррупциогенности законодательного акта / под ред. В.Н. Южакова. М., 2004.

2. Законодательная техника / под ред. Ю.А.Тихомирова. М.,2000.

3. Законодательный процесс. Понятие. Институты. Стадии: науч.-практ. Пособие / отв. ред. Р. Ф. Васильев. М., 2000.

4. Исаков В.Б. Федеральное законотворчество: некоторые тенденции развития / В.Б. Исаков // Журнал российского права. 2000. №3.

5. Кокотов А. Н. Федеральный законодательный процесс: понятие и структура / А. Н. Кокотов // Правоведение. 2001. №1.

6. Окуньков Л. А. Вето Президента: науч.-практич. Пособие / Л. А. Окуньков, В. А. Рощин. М., 1999.

7. Парламентское право России / под ред. Т. Я. Хабриевой. М., 2003.

8. Савельева Е. М. Проблемы совершенствования законодательной деятельности в России на федеральном уровне / Е. М. Савельева // Государство и право. 2001. №9.

9. Тарасов А. М. Взаимодействие органов исполнительной власти в законотворческом процессе / А. М. Тарасов // Право и жизнь. 2002. №7.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.