Сделай Сам Свою Работу на 5

Понятие и роль СВ в обществе.





ЛЕКЦИЯ: Судебная власть в СГУ

Во всех странах существуют различные юридические органы: расследования, адвокатура, нотариат и т. п. Особое место среди них занимает суд, который представляет общую ветвь государственной власти – судебную.

Судебная власть, согласно сфера публичной и разновидность государственной власти, призванная самостоятельно и независимо осуществлять правосудие.

Правосудие- вид государственной деятельности, осуществляемой в форме рассмотрения и разрешения социальных споров и конфликтов, свя­занных с действительным или предполагаемым нарушением норм права,.

Суды - органы государства, осуществляющие от его имени судебную власть путем отправления правосудия при рассмотрении гражданских и уго­ловных дел, дел об административных правонарушениях, экономических (хозяйственных) споров и некоторых других категорий дел в порядке, уста­новленном законом.

Судопроизводствоформа реализации судебной власти, а в более узком понимании — порядок рассмотрения дел судами.

Судебная система— совокупность всех судов государства, имеющих общие задачи, организованных и действующих на единых принципах и свя­занных между собой отношениями по осуществлению правосудия.



Суд рассматривает и решает конкретные дела:

ü Уголовные, в которых оценивает доказательства совершения преступления и выносит приговор;

ü Гражданские – решая имущественные и иные споры между сторонами, которыми могут быть как ФЛ, так и ЮЛ;

ü Административные – как правило, споры между гражданами и органами управления;

ü Трудовые – между работниками и работодателями.

СВ принадлежит не судебному учреждению как таковому, включающему штатный персонал судей, прокуроров и т.д., а судебному присутствию, т. е. судебному заседанию.

СВ может осуществляться:

Ø Единолично судьей – незначительные правонарушения;

Ø Судебной коллегией, которая может состоять из профессиональных судей(не менее 3), одного или нескольких судей и определенного числа народных или присяжных заседателей (от 2 до 24 человек в разных странах).

Все правонарушения рассматриваются обязательно действующими судебными процессами в форме особой процедуры:



· Гражданские иски рассматриваются обычно коллегией профессиональных судей, причем мелкие – одним;

· При рассмотрении существенных уголовных дел и дел влекущих суровое наказание участвует широкий круг народных заседателей (в некоторых штатах США до 24 человек, во Франции – 3 судьи и 9 заседателей).

В англосаксонских странах присяжные принимают решение о виновности или невиновности и о смягчающих вину обстоятельствах, а наказание осуществляет судья.

Народные заседатели обладают одинаковыми правами с судьей, участвуя в постановлении решений и определении наказания.

Примерно такая же разница народных и присяжных заседателей в РФ.

Суды рассматривают и разрешают конфликты в обществе, это их главное назначение в отличие от других ветвей власти. Обеспечивая господство права, суд решает дела в соответствии с законом. Мировая практика показывает, что немаловажную роль в деятельности судей играет опыт и внутренние убеждения судьи.

Существование СВ, ее независимость предполагает особое внутреннее судейское самоуправление, т. е. создание специальных органов и судей, которые решают свои профессиональные дела, выносят дисциплинарные наказания или защищают честь судьи. Называются они по-разному: советы судей, советы магистратуры.

 

Конституционный Суд РФ:

1) разрешает дела о соответствии Конститу­ции РФ:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы и Правительства РФ;

б) конституций рес­публик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов феде­рации, изданных по вопросам, относящимся к ведению федеральных органов государственной власти и их совместному ведению с органами власти субъек­тов федерации;



в) договоров между органами государственной власти субъек­тов РФ;

г) не вступивших в законную силу международных договоров РФ;

2) разрешает споры о компетенции между:

а) федеральными органами госу­дарственной власти,

б) ими и органами государственной власти субъектов фе­дерации,

в) высшими государственными органами субъектов федерации;

3) разбирает жалобы на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;

4) дает толкование Конститу­ции РФ;

5) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвиже­ния обвинения против Президента РФ;

6) выступает с законодательной ини­циативой по вопросам своего ведения;

7) осуществляет иные полномочия, предоставленные ему Конституцией РФ, Федеративным договором и феде­ральными конституционными законами.

Организация внутренней деятельности Конституционного Суда РФ ре­гулируется его Регламентом. Рассмотрение дел, подведомственных Консти­туционному Суду РФ, и принятие по ним решений могут проводится лишь в коллегиальном составе судей: на пленарных заседаниях или на заседаниях палат. Таких палат может быть только две, так как они формируются из об­щего числа девятнадцати судей путем жеребьевки: в одну из них должно входить не более десяти судей, а в другую - девяти.

Решения Конституционного Суда РФ являются окончательными, не подлежат обжалованию, вступают в силу немедленно после их провозглаше­ния и действуют непосредственно на всей территории государства, будучи обязательными для всех представительных законодательных, исполнитель­ных и судебных органов государственной власти, органов местного само­управления, предприятий, учреждений и других организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

Верховный Суд РФ.

Верховный Суд РФ- высший судебный орган по гражданским, адми­нистративным, уголовным и иным делам, подсудным судам общей юрисдик­ции; в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах осуществляет судебный надзор за деятельностью судов Российской Федера­ции, кроме Конституционного Суда РФ и арбитражных судов.

В пределах своих полномочий высшего судебного органа рассматривает дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Судебный надзор прово­дится Верховным Судом прежде всего путем проверки законности и обосно­ванности разрешения нижестоящими судами конкретных дел и исправления допущенных ими ошибок. Большое значение имеют на основе изучения и обобщения судебной практики, анализа судебной статистики даваемые Вер­ховным Судом разъяснения по вопросам применения законодательства, воз­никающим при рассмотрении судебных дел.

В составе Верховного Суда РФ действуют: а) Пленум Верховного Суда; б) Судебная коллегия по гражданским делам; в) Судебная коллегия по уго­ловным делам; г) Военная коллегия; д) Президиум Верховного Суда. Пле­нум - коллегиальный орган, направляющий и координирующий судебную практику для обеспечения ее точного соответствия закону. Судебные колле­гии действуют в качестве суда первой инстанции, а также рассматривают дела в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. При этом подсудность дел, рассматриваемых ими по пер­вой инстанции, определяется гражданско-процессуальным и уголовно-процессуальным законодательством. Президиум - постоянно действующий коллегиальный орган, рассматривающий в пределах своих полномочий дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а также мате­риалы изучения и обобщения судебной практики.

Высший Арбитражный Суд РФ.

Высший Арбитражный Суд РФ- высший судебный орган по разре­шению хозяйственно-экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. Стоит во главе системы арбитражных судов, в кото­рую также входят федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автоном­ных образований. Основными их задачами при рассмотрении подведомст­венных дел являются: защита нарушенных или оспариваемых прав и закон­ных интересов граждан, организаций, предприятий и других субъектов хо­зяйственной деятельности в сфере предпринимательской и иной экономиче­ской деятельности; содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в данной сфере. Высший Арбитражный Суд РФ действует в составе: Пленума, Президиума, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, и судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотноше­ний. В судебных коллегиях образуются судебные составы из числа судей, входящих в соответствующую коллегию.

Верховный и Высший Арбитражный Суды РФ осуществляют в преду­смотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью подведомственных судов и дают разъяснения по вопросам судебной практики. Их полномочия, порядок образования и деятельности устанавливаются федеральным конституционным законом.

Акты высших судебных органов окончательны и дальнейшему обжало­ванию (опротестованию) не подлежат.

Судья - должностное лицо государства, являющееся носителем судеб­ной власти, для реализации которой наделено полномочиями осуществлять правосудие на профессиональной основе. По закону «О статусе судей в Рос­сийской Федерации» от 28 июня 1992 г. все судьи обладают единым стату­сом и различаются только полномочиями и компетенцией. Особенности пра­вового положения некоторых категорий судей определяются федеральными законами, а в случаях, ими предусмотренных, - также законами субъектов федерации. Конституция РФ (ст. 119) определяет, что судьями могут быть граждане, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по специальности не менее пяти лет. Федеральным законом мо­гут устанавливаться и дополнительные требования к кандидатам на должно­сти судей. В своей деятельности по осуществлению правосудия судьи неза­висимы и подчиняются только закону и никакому государственному, обще­ственному органу или должностному лицу не подотчетны. Они несменяемы и пользуются неприкосновенностью. Их требования и распоряжения при осуществлении судебных полномочий обязательны для всех без исключения государственных органов, должностных лиц, организаций и граждан. Судья не вправе быть народным депутатом, принадлежать к политической партии или организации, заниматься предпринимательством и совмещать свое пре­бывание в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной или иной творческой.

Работу судов и осуществление полномочий судей обеспечивают аппара­ты судов.

Аппарат суда— вспомогательный орган, обеспечивающий квалифициро­ванную и техническую помощь в исполнении судьями полномочий по осуществлению судебной власти. Структура аппарата (численность сотрудников, их должностной и профессионально - квалификационный состав) того или иного суда зависит прежде всего от его инстанционного уровня (районный, краевой или верховный) и от вида юрисдикции (общей или специальной).

 

Осуществление СВ.

Рассмотрение дел в судебном присутствии основывается на ряде принципов, признанных в законодательстве большинства стран мира, а также в международных актах, относящихся к защите прав человека. К числу наиболее общих принципов относятся:

1. Свобода доступа к суду – любое ФЛ и ЮЛ может обратиться в суд для защиты своих прав, какие–либо ограничения не действительны;

2. Коллективное отправление правосудия (исключение для мелких гражданских споров и незначительных проступков);

3. Возможность обжалования судебного решения в другом суде и возможность вследствие этого повторного рассмотрения дела;

4. Публичность суда, гласность – осуществление судебной власти должно быть открыто для публики, что неизмеримо повышает авторитет суда, усиливает воспитательную роль, укрепляет судебную легитимность. Закон большинства стран разрешает проведение закрытых судебных заседаний только в случае, если затрагиваются вопросы государственной тайны и интимных отношений сторон. Особое значение придается средствам гласности;

5. Независимость суда и подчинение его только закону. Суд свободен от любых указаний, в том числе исходящих от высшей судебной инстанции, он решает спор сторон, даже если одной из них является государство или государственный орган.

6. Ведение судопроизводства на языке, понимаемом сторонами или с участием переводчика;

7. Ответственность государства за судебную ошибку – возмещение государством ущерба потерпевшему.

С точки зрения видов судебного процесса принято различать 3 вида заседания судебного присутствия, осуществляющего судебную власть:

1. рассмотрение дела по первой инстанции;

2. рассмотрение дела по апелляционной жалобе одной из сторон (в некоторых странах по протесту прокурора), причем жалоба должна быть подана в установленный срок; срок рассмотрения дела увеличивается, объективность повышается.

3. Кассационное производство – как и апелляция, заключается в новом рассмотрении дела по существу по жалобе одной из сторон. Кассационный пересмотр осуществляется коллегией профессиональных судей, которые проверяют дело исключительно с позиции права, т. е. точного соблюдения закона. Фактическая сторона дела не рассматривается.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.