Сделай Сам Свою Работу на 5

Раздел 6. Методические рекомендации преподавателю





Дисциплина «Семейные права и обязанности по семейному законодательству Российской Федерации» играет важную мировоззренческую и методологическую роль в системе подготовки бакалавра.

Семейные права и обязанности по семейному законодательству Российской Федерации относятся к вариативной части профессионального цикла, имеют большое практическое, прикладное значение.

Основным методом изучения курса является самостоятельная работа, включающая изучение монографий, научных статей и учебных пособий по вещному праву, а также нормативных актов и научно-практических комментариев к ним. Занятия со студентами проводятся в форме лекций и семинаров.

При проведении первых лекций необходимо обратить особое внимание на доступность материала и темп его изложения (возможность полноценного конспектирования), дать рекомендации по организации самостоятельной работы и обеспечить контроль усвоения пройденного материала.

Лекция служит базисом, организующим началом работы студентов. Она развивает интерес к изучаемому материалу, формирует мотивацию для дальнейшего самостоятельного освоения предмета в полном объеме. В лекции раскрываются наиболее сложные вопросы и теоретические положения, показывается их практическая значимость, даются рекомендации по углубленному самостоятельному изучению теории вещного права и практики его применения.



Семинары проводятся по наиболее сложным теоретико-правовым проблемам и вопросам, имеющим большую социальную и практическую значимость. Семинары имеют целью углубить и закрепить знания студентов, научить их самостоятельно размышлять и делать правильные выводы.

При проведении семинаров преподаватель должен четко формулировать цель занятия и основные вопросы. После заслушивания докладов студентов необходимо подчеркнуть положительные аспекты их работы, обратить внимание на имеющиеся неточности и ошибки, дать рекомендации по подготовке к следующим выступлениям. Доклады, предполагающие анализ публикаций и (или) нормативно-правовых актов по отдельным вопросам семинара, рекомендуется заслушивать в середине занятия. При подведении итогов обсуждения намеченных вопросов преподаватель оценивает каждого выступавшего студента, выделяя наиболее активных.



Семинары проводятся в форме разрешения конкретных правовых ситуаций (задач), написания проектов документов, в том числе процессуальных, составления расчетов, а также в виде деловых игр.

Основная задача данной формы обучения – сформировать у студентов практические навыки, умение применять накопленные теоретические знания.

Семинар может включать в себя элементы собеседования. Преподаватель должен осуществлять индивидуальный контроль работы студентов, давать соответствующие рекомендации, в случае необходимости помочь студенту составить план работы по изучению данной дисциплины.

Время семинара рекомендуется условно разбить на пять частей: вводная часть, закрепление материала, контроль материала, практическая часть, заключительная часть.

Вводная часть служит для контроля текущей посещаемости семинара с обязательной отметкой в журнале учебной группы и сообщений организационно-методического характера. Часть «закрепление материала» предназначена для ответов преподавателя на вопросы студентов, возникшие в ходе самостоятельного изучения темы семинара. Для лучшего понимания возможно также графическое отображение материала на доске в виде опорных схем. Здесь же преподаватель заслушивает подготовленные студентами доклады и сообщения. Часть «контроль материала» служит для проверки знаний студентов путем ответов на вопросы семинара, а также совместного размышления по дискуссионным вопросам.

Практическая часть предназначена для решения тестов, задач, а также разбора существующей судебной практики по конкретным делам, просмотра и написания проектов документов. В заключительной части преподаватель подводит итоги семинара, определяет тему будущего занятия. Для лучшего усвоения материала возможна раздача как групповых, так и индивидуальных домашних заданий.



В ходе освоения курса студентам может быть предложено написание реферата по наиболее актуальным проблемам вещного права.

В преподавании дисциплины используются активные формы и методы обучения, деловые игры, построенные на материалах конкретных судебных дел, применяются технические и программированные средства обучения.

При изложении материала дисциплины «Семейные права и обязанности по семейному законодательству Российской Федерации» преподаватель должен обратить внимание на следующее:

- некоторые теоретические положения и понятия в науке семейного права являются спорными, дискуссионными;

- положения действующего семейного законодательства содержат пробелы, поскольку оно не успевает адекватно реагировать на изменяющиеся общественные отношения;

- практика применения отдельных норм Семейного кодекса РФ не является единообразной;

- по одному и тому же вопросу или проблеме учебная литература содержит большое количество научных взглядов и воззрений, опираясь на которые студентам предстоит сформировать собственную позицию.

Кроме того, для обучения студентов необходимо широко использовать активные и интерактивные формы проведения занятий (компьютерные симуляции, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В учебном процессе они должны составлять не менее 20 процентов аудиторных занятий.

Раздел 7. Методические указания студенту

Основными видами аудиторной работы студента при изучении дисциплины «Семейные права и обязанности по семейному законодательству Российской Федерации» являются лекции и семинары. Студент не имеет права пропускать занятия без уважительных причин. Неудовлетворительные оценки, полученные студентом на семинарах, и пропуски занятий без уважительной причины необходимо отработать в дополнительное время путем подготовки реферата и (или) устных ответов на вопросы преподавателя по соответствующей теме. В противном случае преподаватель может не допустить студента до сдачи зачета по дисциплине.

На лекциях излагаются и разъясняются основные понятия темы, связанные с ней теоретические и практические проблемы, даются рекомендации для самостоятельной работы. В ходе лекции студент должен внимательно слушать и конспектировать лекционный материал.

Завершают изучение наиболее важных тем или разделов учебной дисциплины семинарские занятия, которые обеспечивают: контроль преподавателем уровня подготовленности студента; закрепление изученного материала; развитие умений и навыков подготовки докладов, сообщений по правовой проблематике; приобретение опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, в том числе аргументации и защиты выдвигаемых положений и тезисов.

Семинару предшествует самостоятельная работа студента, связанная с освоением материала, полученного на лекциях, и материалов, изложенных в учебниках и учебных пособиях, а также в литературе, рекомендованной преподавателем. По согласованию с преподавателем или его заданию студенты могут подготовить рефераты и (или) доклады по отдельным темам дисциплины.

Работа над рефератом и (или) докладом активизирует развитие самостоятельного, творческого мышления, учит применять полученные знания при анализе тех или иных социальных и правовых проблем, позволяет приобрести первичные навыки исследовательской деятельности по дисциплине.

В процессе подготовки к семинару студент может воспользоваться консультациями преподавателя. Примерные темы докладов, рефератов и вопросов для обсуждения приведены в настоящих методических указаниях.

Семинары могут проводиться и в форме учебных конференций, которые включают в себя выступления студентов с подготовленными докладами по отдельным правовым темам. Основу докладов составляет, как правило, содержание подготовленных студентами рефератов. Желательно текст доклада предварительно представить преподавателю для ознакомления.

Качество учебной работы студентов преподаватель оценивает, выставляя в рабочий журнал текущие оценки; студент имеет право ознакомиться с ними. Необходимо помнить, что большинство вопросов по дисциплине «Семейные права и обязанности по семейному законодательству Российской Федерации» выносятся на зачет.

Важным видом деятельности студента при изучении дисциплины «Семейные права и обязанности по семейному законодательству Российской Федерации» является самостоятельная работа. Она должна носить творческий и планомерный характер. Нельзя опираться только на тот материал, который был озвучен в ходе лекций или семинарских занятий, необходимо закрепить его и расширить в ходе самостоятельной работы. Необходимо помнить, что преподаватель ограничен рамками учебного процесса, поэтому не может в ходе лекций сообщить весь объем накопленных в науке знаний.

Наибольший эффект достигается при использовании «системы опережающего чтения», то есть предварительного самостоятельного изучения материала следующей лекции.

Ошибку совершают студенты, которые надеются освоить весь материал только за время подготовки к зачету. Опыт показывает, что уровень знаний у таких студентов, как правило, невысок, а главное – эти знания недолговечны и бессистемны.

Для рациональной организации самостоятельной работы большое значение имеют консультации преподавателя. Они могут быть как индивидуальными, так и в составе учебной группы. С графиком консультаций можно ознакомиться на кафедре.

Раздел 8. Методическое обеспечение дисциплины

Литература

1. Пчелинцева Л. М. Семейное право России: учебник. / Л.М. Пчелинцева. - 5-е. изд. – М.: Норма, 2007. – 703 с.

2. Пчелинцева Л.М. Практикум по семейному праву. / Л.М. Пчелинцева. - 8-е изд. – М.: Норма, 2007. – 303 с.

3. Семейное право: учебник / под ред. П.В. Крашенинникова. – М.: Статут, 2008. – 301 с.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.