Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 4.3. Общее равновесие





Содержание темы

Общее и частичное равновесие. Взаимодействие рынков благ и рынок факторов производства, их взаимное приспособление. Модель общего конкурентного равновесия как одновременное равновесие спроса и предложения на частичных рынках.

Общее равновесие и эффективность. Графическая модель обменной экономики – ящик Эджуорта. Кривая контрактов. Эффективность обмена, эффективность в производстве, эффективное по Парето распределение ресурсов. Экономическое значение эффективности по Парето. Кривая производственных возможностей (кривая трансформации). Предельная норма трансформации соотношение цен. Роль конкурентных цен как носителя информации. Фундаментальная теорема экономики благосостояния. Распределение благосостояния в конкурентной экономике. Экономическая эффективность и социальная справедливость. Эффективность при налогообложении и субсидировании. Факторы, препятствующие эффективности, – монополия, внешние эффекты, неполная информация. Роль государственного регулирования.

Тема 4.4. Внешние эффекты. Производство общественных благ

Содержание темы



Внешние эффекты (экстерналии), условия их возникновения. Отрицательные и положительные внешние эффекты. Частные и общественные издержки и выгоды, предельные общественные издержки и выгоды. Избыточное предложение при отрицательных внешних эффектах и недостаточное предложение при положительных. Несовпадение частного и социального оптимума при наличии внешних эффектов. Методы интернализации внешних эффектов. Интернализация внешних эффектов с помощью государства: корректирующие налоги и субсидии (налоги Пигу).

Интернализация внешних эффектов с помощью рынка. Спецификация прав собственности. Трансакционные издержки. Теорема Р. Коуза. Рынок прав собственности на загрязнение. Экономические методы борьбы с загрязнением окружающей среды.

Общественные блага. Чистые частные и чистые общественные блага. Характерные свойства чистых общественных благ. Общественные ресурсы. Проблема перегружаемых общественных ресурсов. Формирование спроса на чистые общественные блага. Предложение общественных благ, проблема «безбилетника». Предложение чистых общественных благ через политические институты. Чистые и смешанные общественные блага.



 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки «Экономика», реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебного курса предусмотрено проведение занятий в следующих активных и интерактивных формах:

· Викторина в соответствии с темами раздела (модуля) 1 на тему «В мире экономики»;

· проведение ролевой игры по теме 1.2 раздела (модуля) 1 на тему «Экономические системы: прошлое, настоящее, будущее»;

· проведение олимпиады по темам раздела (модуля) 2 по проблеме «Оптимальный выбор производителя»;

· проведение семинарского занятия в форме деловой игры «Доминирующая стратегия фирмы на рынке олигополии: факторы, содержание, последствия» по теме 3.3. раздела (модуля) 3;

· использование «кейс-метода» при изучении тем разделов (модулей) 1,2,3,4.

КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА

 

В процессе изучения дисциплины используется балльно-рейтинговая система оценки успеваемости студентов. Качество усвоения учебного материала оценивается по 100-балльной шкале. При этом максимальная рейтинговая оценка успеваемости студента по результатам текущего и промежуточного контроля знаний в сумме составляет 70 баллов, а максимальная оценка по результатам итогового контроля (экзамен) – 30 баллов.



Распределение рейтинговых баллов по учебным модулям приведено в табл.1.

Таблица 1

Распределение рейтинговых баллов по учебным модулям

 

 

№ п/п Учебный модуль Максимальное количество баллов
Модуль 1
Модуль 2
Модуль 3
Модуль 4
  ИТОГО

 

Диапазон баллов для оценивания аудиторной и самостоятельной работы студентов по результатам текущего и промежуточного контроля знаний приведен в табл. 2.

Таблица 2

Диапазон баллов для оценивания аудиторной и самостоятельной работы

 

№ п/п Способ контроля аудиторной и самостоятельной работы студентов Количество баллов
Тестирование 0-2
Курсовая работа 0-6
Письменный реферат 0-4
Блиц-опрос по определениям 0-1
Ответ на теоретический вопрос
Решение практических задач 0-2
Доклад на семинаре 0-3
Участие в деловой учебной игре 0-2
Участие в научно-исследовательской работе 0-4
Конспектирование источника 0-2
Другие виды работ и способы контроля 0-2

 

Темы докладов (эссе), рефератов, контрольных и курсовых работ приведены в Учебно-методических указаниях по самостоятельной работе студентов и проведению семинарских (практических) занятий.

Распределение способов контроля знаний студентов по учебным модулям с указанием максимального балла приведено в табл.3.

 

Таблица 3

Распределение способов контроля по учебным модулям

 

№ п/п Учебный модуль Способы контроля
Модуль 1 Блиц-опрос по определениям -2 тестирование - 2, письменный реферат - 3, ответ на теоретический вопрос - 2 (1+1), решение практических задач - 2, доклад на семинаре -2, конспектирование источника – 2    
Модуль 2 Тестирование - 2, блиц-опрос по определениям - 2, ответ на теоретический вопрос - 2 (1+1), доклад на семинаре - 2, участие в научно-исследовательской работе - 3, конспектирование источника – 2, участие в олимпиаде - 2
Модуль 3 Блиц-опрос по определениям - 2 (1+1), ответ на теоретический вопрос - 2 (1+1), участие в деловой учебной игре - 3, курсовая работа - 6, участие в научно-исследовательской работе - 3, конспектирование источника – 2, решение практических задач -2
Модуль 4 Тестирование - 2, блиц-опрос по определениям – 2 (1+1), ответ на теоретический вопрос - 2 (1+1), доклад на семинаре - 2, участие в научно-исследовательской работе - 3, конспектирование источника – 2, участие в круглом столе - 3, другие виды работ - 2, решение задач - 2

 

Итоговый рейтинг студента после завершения изучения дисциплины определяется суммой набранных баллов.

Перевод рейтинговых баллов в традиционные оценки (по 4-х балльной системе) проводится по следующей шкале:

90-100 баллов - «отлично»;

70-89 баллов - «хорошо»;

60-69 баллов - «удовлетворительно»;

менее 60 баллов - «неудовлетворительно».

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Нормативно-правовые документы

1. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 27.07.2010). - Режим доступа: СПС «Консультант Плюс».

2. «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 N 145-ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.1998) (ред. от 29.11.2010, с изм. от 28.12.2010). - Режим доступа: СПС «Консультант Плюс».

3. Налоговый кодекс РФ (Часть вторая): федер. закон № 117 - ФЗ от 05.08.2000 по состоянию на 19.07.2009. – Режим доступа: СПС «Консультант Плюс».

4. «Таможенный кодекс таможенного союза» (приложение к Договору о Таможенном кодексе таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17) (ред. от 16.04.2010). - Режим доступа: СПС «Консультант Плюс».

Литература

Основная

1. Курс экономической теории: учебник / М.Н. Чепурин, С.Н. Ивашковский, Е.Л. Киселева и др.: под общ. ред. М.Н. Чепурина, Е.Л. Киселевой. - 6-е изд., исп., доп. и перераб. – М.: Дрофа, 2008.

2. Экономическая теория: учебник / под ред. В.Д. Камаева, Е.Н. Лобачевой. - М. : Юрайт-Издат, 2006.

Дополнительная

1. Вехи экономической мысли. В 5 ч. Ч. 1., Ч. 2., Ч. 3. / под ред. В. М. Гальперина. – СПб. : Высшая школа, 2003.

2. Курс экономической теории: учеб. пособие. 4-е изд. перераб. и доп. / под ред. А.В. Сидоровича. - МГУ им. М.В. Ломоносова. - М.: Дело и Сервис, 2010.

3. Макконнелл, К.Р., Брю, С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Пер. с 14-го англ. изд. / К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю. - М.: Инфа-М, 2002- XXXVI.

4. Микроэкономика. Теория и российская практика: учебник / под ред. А.Г. Грязновой и Н.Н. Думной. - 3-е изд., перераб.- М.: КНОРУС, 2006.

5. Нуреев, Р.М. Основы микроэкономики: учеб. пособие / Р.М. Нуреев. – М.: Норма : Инфра-М, 2010.

6. Нуреев, Р.М. Рабочая тетрадь по курсу микроэкономики / Р.М. Нуреев. – М.: Норма : Инфра-М, 2010.

 

7. Рябошапка, А.И. Экономическая теория. Модуль 1. Введение в экономику: учеб. пособие / А.И.Рябошапка. - Ростов н/Д. : Российская таможенная академия, Ростовский филиал, 2007.

8. Рябошапка, А.И. Экономическая теория. Модуль 2. Основы микроэкономики: учеб. пособие / А.И.Рябошапка. – Ростов н/Д. : Российская таможенная академия, Ростовский филиал, 2008.

9. Рябошапка, А.И. Экономическая теория. Модуль 3. Факторные рынки: учеб. пособие / А.И.Рябошапка. – Ростов н/Д. : Российская таможенная академия, Ростовский филиал, 2010.

10. Сухарев, О. С. Институциональная теория и экономическая политика / О.С. Сухарев. - М. : Экономика, 2010.

11. Экономика. Учебник. 4-е изд. перераб. и доп. / Под ред. д.э.н. проф. А.И. Архипова, к.э.н., доц. А.К. Большакова. - М.: Проспект, 2010.

12. Что такое НИРС? : пособие для самостоятельной работы слушателей / К. Д. Скрипник, В. И. Панченко, А. Н. Бурлуцкий. – Ростов н/Д: Российская таможенная академия, Ростовский филиал, 2003.

13. Черныш, А. Я. Основы научных исследований : курс лекций для аспирантов. В 2-х частях. Часть 1 / А. Я. Черныш, Т. Д. Михайленко, Н. П. Бамет, Е. Г. Анисимов, Н. Г. Липатова, И. В. Глазунова, А. В. Деточка. – М. : Российская таможенная академия, 2008. – 252 с.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.