Сделай Сам Свою Работу на 5

ЧАСТНЫЕ ФУНКЦИИ УПРАЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ





Реализация функций управления качеством в организации

Управление качеством продукции – не просто контроль качественных параметров и причин их отклонений, управленческая деятельность, охватывающая жизненный цикл продукции, системно обеспечивающая стратегические и оперативные процессы повышения качества продукции и функционирования самой системы управления качеством.

Из основ менеджмента известно, что разделение труда по мере развития производственных отношений привело к выделению специфических трудовых процессов – процессов управления. Менеджмент (управление) – воздействие одного лица или группы лиц (менеджеров) на другие лица для побуждения к действиям, соответствующим достижению поставленных целей при условии принятия менеджерами ответственности за результативность воздействия.

В общем виде структуру и процессы управления можно представить так, как показано на рис. 3.1.

Рис. 1. Укрупненный состав системы управления

 

Функции управления – это своего рода “поля” управленческой деятельности, продукт процесса разделения и специализации труда в сфере управления. Функциями управления могут быть стандартизация, сертификация продуктов и систем качества, обеспечения единства измерений, аттестация испытательного оборудования и т.д.



Всю систему знаний об управлении качеством, которую называют научными основами управления качеством, можно разделить на 3 части :

1. Методологические основы управления качеством.

2. Конкретные науки об элементах управления качеством.

3. Наука об управлении (теория управления качеством).

Методологические основы управления качеством включают в себя соответствующие теоретические и методологические разделы таких наук, как философия, экономика, наука управления производством, кибернетика и т.д.

Конкретные науки о качестве и об элементах управления можно разделить на:

· Конкретные технические науки (теория надежности, теория статистического регулирования, стандартизация, сертификация, квалиметрия, и т.д.);

· Конкретные экономические науки (экономическая теория качества, планирование качества и т.д.);



· Конкретные социологические науки (правовые основы качества, управление качеством труда и т.д.);

· Теория информации о качестве.

Научные основы управления качеством – это вся система знаний об управлении качеством. Следует сказать, что наука об управлении качеством не может входить в состав конкретных наук об управлении качеством, т.к. должна охватывать предмет управления в целом. В то же время эта наука не может ограничиваться только их выводами. Она должна вобрать в себя выводы из других конкретных наук, входящих в состав научных основ управления, а также учитывать особенности элементов и уровни управления качеством.

Под менеджментом понимается совокупность принципов, методов и средств управления производством с целью повышения его эффективности и прибыльности. Здесь качество выступает, как главная цель управления. Структуру системы менеджмента можно представить в виде схемы :

 
 

 


Менеджмент как сфера деятельности предполагает по отношению к системе и ее частям три уровня решения управленческих задач.

1. Макроуровень (метауправление) включает в себя решение проблем самоорганизации системы управления: задачи идеологии и политики целеполо­гания, стратегии развития системы управления в целом, определение ее струк­туры, функций подсистем, кадровой политики высшего менеджмента и т.п.

2. Управление эффективностью взаимодействия субъекта и объекта системы управления, выполнение общих функций управления по отношению к реально поставленным целям, т.е. это по существу технологический аспект управления.



3. Управление деятельностью конкретных подсистем управления для достижения целей, лежащих на более низком уровне дерева целей, или, как говорят, выполнение конкретных функций управления.

Отсюда вытекают и основные функции систем управления:

1) макрофункции;

2) общие функции управления;

3) частные функции управления.

МАКРОФУНКЦИИ

Макрофункции – выработка миссии (парадигмы, идеологии) сущест­вова­ния и развития системы, разработка дерева целей системы управления и критериев их достижения, выработка общей политики поведения системы, раз­работка структуры системы управления и направлений ее развития, определе­ние функций и иерархии подсистем, обеспечение целостности системы и опре­деление степени автономности подсистем управления, подходы к формиро­ванию кадрового потенциала, особенно методы отбора и ротации высшего менеджмента и т.д.

ОБЩИЕ ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ

Планирование процесса управления качеством.

 

Под планированием качества продукции понимается установление обоснованных заданий по ее выпуску с требуемыми значени­ями показателей качества на заданный момент или в течение заданного интервала времени.Планирование повышения качества должно опираться на научно обоснованное прогнозирование потреб­ностей внутреннего и внешнего рынка.

Действенность планирования повышения качества должна обеспе­чиваться тем, что оно осуществляется на разных уровнях управления и этапах жизненного цикла изделий, включая проектирование, произ­водство и эксплуатацию. Планы повышения качества должны обеспечиваться необхо­димыми материальными, финансовыми и тру­довыми ресурсами, а планируемые показатели и мероприятия по по­вышению качества тщательно обосновываться расчетами экономической эффективности.

В перечень главных задач планирования повышения качества продукции входят:

ü обеспечение выпуска продукции с максимальным соответствием ее свойств существующим и перспективным потребностям рынка;

ü достижение и превышение технического уровня и качества луч­ших отечественных и зарубежных образцов;

ü установление экономически оптимальных заданий по повыше­нию качества продукции с точки зрения их ресурсного обеспечения и запросов потребителей;

ü совершенствование структуры выпускаемой продукции путем оптимизации ее типоразмерного ряда;

ü увеличение выпуска сертифицированной продукции;

ü улучшение отдельных потребительских свойств уже выпускаемой продукции (надежности, долговечности, экономичности и др.);

ü своевременная замена, сокращение производства или снятие с производства морально устаревшей и неконкурентоспособной продук­ции;

ü обеспечение строгого соблюдения требований стандартов, техни­ческих условий и другой нормативной документации, своевременное внедрение вновь разработанных и пересмотр устаревших стандартов;

ü разработка и реализация конкретных мероприятий, обеспечива­ющих достижение заданного уровня качества;

ü увеличение экономической эффективности производства и ис­пользование продукции улучшенного качества.

Предметами планирования качества продукции являются в конечном итоге различные мероприятия и показатели, отражающие как отдельные свой­ства продукции, так и разнообразные характеристики системы и про­цессов управления качеством.

Планирование повышения качества продукции базируется на общих принципах планирования и применении методов планирования. К общим принципам планирования относят:

ü сочетание централизованного руководства с самостоятельностью подразделений;

ü пропорциональность, т.е. сбалансированный учет ресурсов и возможностей предприятия;

ü комплексность (полнота) – взаимоувязка всех сторон деятельности предприятия;

ü детализация – степень глубины планирования;

ü точность – степень допусков и отклонений параметров плана;

ü простота и ясность – соответствие уровню понимания разработчиков и пользователей плана;

ü непрерывность – цельность временного пространства планирования;

ü эластичность и гибкость – возможность использования резервов и учет альтернатив;

ü научность – учет в пла­нировании новейших достижений науки и тех­ники, требований перспективных стандартов, потребностей рынка (как суще­ствующих, так и перспективных);

ü экономичность – эффективность плановой деятельности с позиций соотношения (целевой результат)/затраты.

К методам планирования относят:

расчетно-аналитический, основанный на расчленении выпол­няемых работ и группировке используемых ресурсов по элементам и взаимосвязям, анализе условий наиболее эффективного их взаимо­действия и разработке на этой основе проектов планов;

экспериментальный (опытный) – проектирование норм, нормати­вов и моделей подсистем управления предприятием на основе проведе­ния и изучения замеров и опытов, а также учета опыта менеджеров, плановиков и других специалистов;

ü – отчетно-статистический – разработка проектов планов на основе отчетов, статистики и иной фактической информации, характеризующей реальное состояние и изменение характеристик подсистем управления.

Наиболее часто основу плана повышения качества продукции на предприятии составляют задания по достижению и превышению тех­нического уровня и качества лучших отечественных и зарубежных образцов, увеличению выпуска сертифицированной продукции, улуч­шению отдельных показателей качества выпускаемой продукции, мо­дернизации или снятию с производства неконкурентоспособной про­дукции, разработке и реализации конкретных мероприятий по достижению заданного уровня качества и др.

Как самостоятельные направления планирования повышения ка­чества продукции на предприятии обычно выделяют:

ü внутрифирменное планирование качества продукции;

ü планирование внедрения системы управления качеством на пред­приятии;

ü планирование кадрового обеспечения повышения качества про­дукции;

ü планирование снижения потерь предприятия от внутреннего и внешнего брака;

ü планирование качества продукции в договорах и контрактах.

В последние годы широкое распространение получили стандарты ИСО серии 9000, в которых отражен международный опыт управления качеством продукции на предприятии. В соответствии с этими документами определя­ется политика в области качества, включающая совершенствование управления качеством продукции и его обеспечение. Политика в области качества может быть сформулирована в виде принципа деятельности предприятия или долгосрочной цели плановой деятельности и должна включать:

ü улучшение экономического положения предприятия;

ü расширение или завоевание новых рынков сбыта;

ü достижение технического уровня продукции, превышающего уровень ведущих предприятий и фирм;

ü ориентацию на удовлетворение требований потребителя определенных отраслей или регионов;

ü освоение изделий, функциональные возможности которых реализуются на новых принципах;

ü улучшение важнейших показателей качества продукции;

ü снижение уровня дефектности изготавливаемой продукции;

ü увеличение сроков гарантии на продукцию;

ü развитие сервиса.

В последние годы сформировался новый подход, новая стратегия в управлении качеством, которая реализуется с помощью стратегического и долгосрочного планирования. Она характеризуется рядом моментов:

ü обеспечение качества понимается не как техническая функция, реализуемая каким-то одним подразделением, а как систематический процесс, пронизывающий всю организационную структуру фирмы;

ü новому понятию качества должна отвечать соответствующая организационная структура предприятия;

ü вопросы качества актуальны не только в рамках производственного цикла, но и в процессе разработок, конструирования, маркетинга и послепродажного обслуживания;

ü качество должно быть ориентировано на удовлетворение требований потребителя, а не изготовителя;

ü повышение качества продукции требует применения новой технологии производства, начиная с автоматизации проектирования и кончая автоматизированным измерением в процессе контроля качества;

ü всеобъемлющее повышение качества достигается только заинтересованным участием всех работников.

Необходимый уровень качества продукции может быть совместно установлен (т.е. запланирован) ее изготовителем и потребителем в догово­ре. Различные аспекты установления, обеспечения и контроля уровня качества продукции в договорах и контрактах самых различ­ных видов регламентированы действующим законодательством (Гражданский кодекс РФ. Часть II; Уголовный кодекс РФ; Закон РФ «О защите прав потребителей» и др. документы).

При планировании требуемого уровня качества продукции в дого­ворах и контрактах необходимо учитывать, что его определение может осуществляться следующими способами: по стандартам, по техничес­кому описанию, по образцам, каталогам и проектам продавца, являю­щимся неотъемлемой частью контракта.

Качество продовольственных товаров подтверждается наличием соответствующего сертификата, ветеринарным сертификатом, выда­ваемым ветеринарной службой, а также санитарным сертификатом, выдаваемым на каждую партию товара.

При определении качества по образцу поставщик предоставляет потребителю образец продукции. После подтверждения потребителем данного образца он становится эталоном. При этом в контракт, как правило, вносятся сведения о количестве отобранных образцов и о порядке их сравнения с поставляемым товаром. В договорных взаимо­отношениях поставщиков и потребителей нередко возникают конф­ликтные ситуации, поэтому отобранные образцы зачастую хранятся не только у сторон договора, но и в нейтральной фирме, зафиксированной в контракте. В числе требований, предъявляемых к качеству изделий, производство которых организовано одновременно на не­скольких предприятиях, стороны договора (торговые посредники) могут указывать в тексте контракта конкретного изготовителя продукции.

Серьезной проблемой, возникающей при планировании качества продукции в договорах и контрактах, является четкое определение всех условий проверки товара по качеству. Для отдельных видов обязательств порядок проверки качества товара регламентирован положениями ГК РФ.

 

2. Организация, координация и регулирование процесса управления качеством

За предварительным управлением, включающим в себя прогнозирование и планирование качества продукции, следует этап оперативного управления, который согласно теории управления состоит из процессов организации, координации, регулирования и мотивации. Эти процессы применительно к управлению качеством основаны на создании условий для:

ü эффективного проведения мероприятий по совершенствованию качества продукции и работ;

ü стабилизации производства, сбыта и послепродажного обслуживания высококачественной продукции;

ü оперативного воздействия на причины возникновения дефектов и устранения брака;

ü использования механизма коллективной и индивидуальной ответственности и стимулирования выпуска продукции высокого качества.

В настоящее время существует множество международных организа­ций, которые осуществляют работу по управлению качеством и способству­ют динамичному развитию научно-технических, экономических, торговых и иных связей между государствами всего мира. Это, в первую очередь, Меж­дународная организация по стандартизации (ISO), Международная энергети­ческая комиссия (IEC), Европейская организация по качеству (ЕОQ), имею­щие отделения в подавляющем большинстве стран мира и решающие межна­циональные проблемы управления качеством и защиты прав потребителей.

В России всю методологическую и организационно-методическую работу по управлению качеством осуществляет Государственный комитет по стандартизации и метрологии (Госстандарт) как представитель Правитель­ства РФ, а законотворческую – представительные органы власти. Госстан­дарт имеет разветвленную сеть отделений и организаций по всей территории страны, которые осуществляют организационно-методические, регламенти­рующие и контрольные функции. В состав таких организаций входят НИИ и ОКБ, органы стандартизации и сертификации, метрологические и испыта­тельные лаборатории и ряд иных организаций.

На уровне отраслевых министерств существуют специальные подразде­ления, координирующие работу в области управления качеством в своей отрасли. В их подчинении находятся различные отраслевые учреждения и лаборатории (часто при предприятиях отрасли).

Государственные и отраслевые органы по управлению качеством имеют региональные центры по осуществлению различных функций – стандартиза­ции, сертификации, метрологии, контроля и т.д.

Организационная работа по управлению качеством на предприятии заключается в выполнении всего комплекса работ, связанных с планирова­нием, осуществлением и контролем деятельности, направленной на совер­шенствование качества продукции и всех процессов производственно-хозяйственной деятельности.

Необходимо отметить, что функции контроля качества продукции и ее элементов являются составляющими технологических процессов и потому предусматривают соответствующие затраты ресурсов, что существенно влияет на организацию производства этой продукции в целом и на подходы к экономическим расчетам. Кроме того, организация производства всегда должна строиться с учетом вероятности его сбоев, возникновением дефектов и предусматривать схемы оперативного влияния на качество процессов создания и продвижения продукции, устранения дефектов и брака на ранних стадиях создания и реализации продукции.

Мотивация

 

Мотивация – это побуждение к деятельности совокупностью различных мотивов, создание конкретного состояния личности, которое определяет, насколько активно и с какой направленностью человек действует в определенной ситуации.

Мотив – это повод, причина, необходимость действовать, побуждение к чему-либо.

Процессы мотивации могут иметь различную направленность – достичь или избежать поставленной цели, осуществить деятельность или воздержаться от нее, что сопровождается переживаниями, положительными или отрицательными эмоциями (радость, удовлетворение, облегчение, страх, страдание).

Цель и мотив не совпадают. Например, у человека может появиться цель – сменить место жительства, а мотивы могут быть различными: улучшить свое положение; сменить круг общения, приблизить место работы к месту жительства; жить рядом с родными и т.д. Часть мотивов может не осознаваться человеком.

Принципиально различают две формы мотивации – внешнюю и внутрен­нюю (рис. 1, 2).

Внешняя мотивация – это средство достижения цели, например, заработать деньги, получить признание, занять вышестоящую должность. При этом она может использоваться в двух направлениях: как стимул при ожидании преимуществ – принцип надежды; как средство давления при ожидании недостатков – принцип страха.

Внешняя мотивация непосредственно влияет на поведение, но эффективность ее действия ограничена, пока она воспринимается в качестве стимула или давления.

 

Рис. 1. Внешняя мотивация

 

Внутренняя мотивация – это понимание смысла, убежденность. Она возникает в том случае, если идея, цели и задачи, сама деятельность воспринимаются как достойные и целесообразные. Многие организации начинали создавать систему качества из-за внешней мотивации: надежды на преимущества в конкурентной борьбе и укрепление позиции на рынке, страх несоответствия продукции будущим стандартам качества и потери рынка создавали ее основу..

Значение внешней мотивации для работы велико. Внутренняя мотивация важна из-за ее долговременного влияния на результаты труда и отношение к работе

 

Рис. 2. Формирование осознанного поведения в области качества на основе факторов внутренней и внешней мотивации

 

Внешняя мотивация должна выполнять на начальном этапе роль опоры для создания системы эффективного труда. Ее можно также рассматривать как дополнительный поддерживающий стимул. Однако долговременная мотивация и эффективные изменения в поведении сотрудников достигаются только при условии создания внутренней мотивации.

Пример: Если преимущества, например премии, служебные автомобили и заграничные командировки, исчезают или к ним просто привыкают, то активность деятельности снижается, а необходимое поведение будет все хуже и хуже.

Внешняя мотивация может, таким образом, действовать только кратковременно и периодически как побуждающее или вспомогательное средство. Реальную пользу для системы качества может принести только создание внутренней мотивации на предприятии.

Можно привести некоторые общие принципы создания и поддержания внутренней мотивации:

ü постоянная мотивация порождается работой, которая должна быть привлекательной, иметь творческий характер, требовать от исполнителя ответственности;

ü должны быть четко определены, постановка и оценка целей, а так же результаты работы;

ü мотивацию подкрепляют признание и благодарность за достигнутые результаты;

ü хорошими факторами мотивации служат продвижение по службе, планы на будущее и профессиональный рост;

ü существенным мотиватором является использование в производстве личных разработок персонала.

В управлении качеством мотивация персонала – это побуждение работ­ников к активной деятельности по обеспечению требуемого качества продук­ции. В основе мотивации лежит принцип предоставления работникам возмож­ностей для реализации личных целей за счет добросовестного отношения к труду.

Для устойчивой мотивации огромное значение имеет сочетание различ­ных видов вознаграждения людей за положительные результаты или процессы их деятельности. В менеджменте применяются по крайней мере 8 способов вознаграждения :

1. ДЕНЬГИ. Стимулирующая роль денег особенно эффективна, ког­да предприятия вознаграждают своих сотрудников в зависимости от выпол­нения работы и получения конкретных результатов, а не за отсиженное на рабочем месте время.

Г. Форд придавал деньгам доминирующее значение в стимулировании. Он значительно увеличил минимальную заработ­ную плату до 5 долларов в день, сократив продолжительность рабочего дня с 10 до 8 часов. Его ново­введения по стимулированию были встречены с большим воодушев­лением и оказали помимо материального большой психологический эффект. В 1914 г. такой дневной заработок вдвое превышал общепринятый. Мало кто пони­мал, что Форд предложил такую заработную плату отнюдь не из большой щед­рости. Его вовсе не заботил жизненный уровень рабочих. Г. Форд никогда не скрывал истинной причины введения дневной платы рабочим в 5 долларов: он хотел, чтобы размер заработка его рабочих позволял им со временем покупать производимые ими самими автомобили. А разве мечтой любого рабочего не являлась покупка собственного автомобиля?

2. ОДОБРЕНИЕ. Одобрение – еще более мощный способ вознаг­раждения, чем деньги, которые, конечно, всегда будут много значить. Почти все люди положительно реагируют, если чувствуют, что их ценят и уважают. По мнению Мэри Кэй Эш, владелицы преуспевающей фирмы «Мэри Кэй Косметикс», есть только две вещи, которые люди хотят больше, чем секса и денег, – это одобрение и похвала. Достаточно одобрить хорошее поведение, и оно вскоре повторится.

Существуют следующие правила менеджеров:

1. хвалите сразу;

2. хвалите работу человека;

3. говорите, что вы довольны и вам приятно оттого, что работ­ник это сделал;

4. после этого не стоит стоять над душой работника, поэтому, выполнив свою миссию, уходите.

3. ДЕЙСТВИЕ. Служащие, которые приобретают акции и становят­ся совладельцами, ведут себя как владельцы.. Г. Форд также использовал этот метод. На его предприятиях рабочие были акционерами. Исследования Университета штата Мичиган показали, что использование этого способа вознаграждения может в 1,5 раза повысить доход фирмы.

4. ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ СВОБОДНЫМ ВРЕМЕНЕМ поможет удер­жать сотрудников от формирования привычки транжирить время попусту и позволит им больше времени тратить на себя и свою семью, если они будут справляться с работой раньше отведенного срока. Такой метод подходит для людей со свободным расписанием. В противном случае у руководства появляется соблазн повысить объём работы.

5. ВЗАИМОПОНИМАНИЕ И ПРОЯВЛЕНИЕ ИНТЕРЕСА К РАБОТ­ИКУ. Способ вознаграждения наиболее значим для эффективных сотрудни­ков-профессионалов. Для них внутреннее вознаграждение имеет большой вес. Такой подход требует от менеджеров хорошего неформального контакта со своими подчиненными, а также знания того, что их волнует и интересует.

6. ПРОДВИЖЕНИЕ ПО СЛУЖЕБНОЙ ЛЕСТНИЦЕ И ЛИЧНЫЙ РОСТ. Люди её любят даже больше, чем деньги.

7. ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ЛЮБИМОЙ РАБОТЫ. Этот способ особенно хорош, когда работники стремятся стать профессионалами, но ощущают над собой пресс контроля или чувствуют, что другую работу они выполняли бы гораздо професси­ональнее, с большей отдачей и лучшими результатами. Здесь искус­ство менеджера состоит в способности выявить такого сотрудника, что может быть затруднено приятием его действий за очередное контрольное мероприятие. Очень часто такие люди могли бы работать эффективно без надзора сверху, но отсутствие некоторой смелости не позволяет им обратиться по этому поводу к руководству.

8. ПРИЗЫ. Этот способ вознаграждения зависит от воображения менеджера, наиболее эффективен при вручении приза в присутствии работников фирмы.

В настоящее время в России основой мотивации, без сомнения, является уровень заработной платы и удовлетворение социальных потребностей. Тем не менее, даже в нынешних условиях нельзя забывать и о более высоких уровнях мотивации – об открытом и гласном признании достижений кон­кретных работников, о предоставлении возможностей для их самовыраже­ния. В зависимости от контингента работников в качестве мотивации может в той или иной форме использоваться так называемый партисипативный метод управле­ния, заключающийся в привлечении работников к активному участию в управлении предприятием.

ЧАСТНЫЕ ФУНКЦИИ УПРАЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ

Частные функции управления – управление работами по плани­рованию и прогнозированию, управление качеством, управление технической подготовкой производства, организация работы с кадрами, материально-техническим снабжением, технико-экономического анализа и т.д.

Конкретные функции управления тесно связаны со спецификой предприятия и основными сферами его деятельности (общее управление, финансовое управление, производство, НИОКР, маркетинг, управление качеством).

Например, реализация функций в области маркетинга включает:

- организацию сбора и обработки маркетинговой информации;

- выбор целевых рынков и их сегментирование;

- применение маркетинговых решений по продукту;

- выбор и взаимодействие с каналами товародвижения;

- продвижение товара;

- выбор и реализация ценовой политики;

- планирование и анализ эффективности маркетинговой деятельности

 

При управлении НИОКР (инновациями) реализуются следующие конкретные функции управления: - организация инновационного процесса;

- выбор и реализация стратегии НИОКР;

- оптимальное распределение ресурсов на НИОКР;

- внедрение результатов НИОКР;

- защита результатов НИОКР.

 

К задачам планирования производства относят:

- выбор технологического процесса;

- планирование программы производства;

- планирование последовательности производства (оперативное планирование);

- формирование производственных систем;

- содержание и эксплуатацию оборудования;

- организацию материально-технического снабжения.

 

Финансовое управление предприятием включает:

- приобретение финансовых средств;

- использование финансовых средств;

- управление ликвидностью;

- структурирование капитала и имущества;

- управление платежными средствами и проведение платежного оборота;

- финансовое планирование и финансовый контроль.

 

Таким образом, конкретные функции управления фирмой можно рассматривать как системные компоненты ее менеджмента.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.