Теорема умножения вероятностей
Вероятность произведения событий А и В (или вероятность их совместного наступления) равна произведению вероятности наступления первого события на условную вероятность наступления второго, вычисленную в предположении, чтопервое событие имело место.
Символически:Р(А´В)=Р(А)´
Следствие 1. В силу симметрии, т.к. А´В=В´А, то
Р(А´В)=Р(В´А)=Р(В)´
Следствие 2. Для независимых событий:
Р(А´В)=Р(А)´Р(В)
· У мышей черная окраска шерсти – доминантный признак, коричневый окрас – рецессивный. Предположим, что скрещиваются две гетерозиготные мыши, причем при каждом скрещивании в помете – четыре потомка. Оценим вероятности всех возможных вариантов окраса шерсти потомков.
1) Обозначим события: E1= {все четыре мышонка – коричневого окраса},
А={первый мышонок - коричневый},
В={второй мышонок - коричневый},
С={третий мышонок - коричневый},
D={четвертый мышонок - коричневый}.
Тогда E1=А´В´С´D. По теореме умножения вероятностей для независимых событий
Р(E1)=Р(А)´Р(В)´Р(С)´Р(D). В соответствии с первым законом Менделя:
Р(E1)= ´ ´ ´ =
2) E2={в помете три коричневых и один черный мышонок}.
При этом черный может быть первым (A1), вторым (A2), третьим (A3) или четвертым (A4).
Графически: Так как E2 =A1+A2+ A3+ A4.
Þ Р( )=Р( )+Р( )+Р( )+Р( )
● ○ ○ ○ (в силу несовместимости событий ).
○ ● ○ ○
○ ○ ● ○ По теореме умножения вероятностей:
○ ○ ○ ●
Р( ) = Р( ) = Р( ) = Р( ) = ´ ´ ´
Откуда Р( ) = 4´ ´ ´ ´ =
3) E3= {в помете 2 коричневых и 2 черных мышонка}.
Черные могут быть: «Первый и второй» ( ), «Первый и третий» ( ), «Первый и четвертый» ( ), «Второй и третий» ( ), «Второй и четвертый» ( ), «Третий и четвертый» ( ).
Графически: Так как = Þ
● ● ● ○ ○ ○
● ○ ○ ● ● ○ Р( ) = ) = 6´ ´ ´ ´ =
○ ● ○ ● ○ ● (в силу несовместимости событий ).
○ ○ ● ○ ● ●
4) E4= {в помете 1 коричневый и 3 черных мышонка}.
Коричневый может быть: «первым» ( ), «вторым» ( ), «третьим» ( ) или «четвертым» ( ).
Графически: = + + + Þ
○ ● ● ● Р( )= =4´ ´ ´ ´ = .
● ○ ● ● (в силу несовместимости )
● ● ○ ●
● ● ● ○
5) E5= {все четыре мышонка – черного (доминантного) окраса}.
Обозначим события:
А={первый мышонок - черный},
В={второй мышонок - черный},
С={третий мышонок - черный},
D={четвертый мышонок - черный}.
Тогда: E5=А´В´С´D Þ Р( )=Р(А)´Р(В)´Р(С)´Р(D)= ´ ´ ´ =
Замечание: События , , , , образуют полную группу и = + + + + = 1.
Теорема сложения вероятностей(для случая совместных событий)
Вероятность появления хотя бы одного из двух совместных событий равна сумме вероятностей этих событий минус вероятность их совместного появления.
Р(А+В) = Р(А) + Р(В) – Р(А´В)
· Известно, что в посевах пшеницы (на делянке) 95% здоровых растений. Выбирают два растения. Какова вероятность, что среди них хотя бы одно окажется здоровым?
- Обозначим: А={первое растение - здоровое},
В = {второе растение - здоровое},
С = {хотя бы одно растение - здоровое}.
Очевидно, С=А+В Þ Р(С)=Р(А+В)=Р(А)+Р(В)-Р(А´В)=0,95+0,95-0,95´0,95=0,9975
Формула полной вероятности
Пусть , , … образуют полную группу событий. Для некоторого случайного события A можно представить:
A=A´ +A´ + … +A´
Откуда: Р(A)= = ´
(в силу несовместимости событий A´ ).
· Детали изготавливают на двух станках. Производительность первого в два раза больше, чем второго. Первый станок дает 5% бракованных деталей (95% - качественных), второй – 10% брака (90% - качественных). Сколько процентов качественных деталей изготавливают за смену на обоих станках?
Обозначим: E1={деталь изготовлена на 1 станке},
E2={деталь изготовлена на 2 станке},
A ={произвольно взятая деталь - стандартна}.
Здесь: Р( )= , Р( )= , (A)=0,95, (A)=0,9
По формуле полной вероятности (для двух гипотез и ):
Р(A)=Р( )´ (A) + Р( )´ (A) = ´0,95+ ´0,9»0,93.
Вывод: Примерно 93% изготавливаемых за смену деталей (при одновременной работе обоих станков) - качественные.
Формула Байеса
Представляет собой, в определенном смысле, решение обратной задачи.
Так, в предыдущем примере можно задаться вопросом:
Какой процент из всех качественных деталей, изготовленных за смену, приходится на первый станок (соответственно, второй)?
Формула Байеса выводится из формулы полной вероятности, если для каждого слагаемого, в силу симметрии (А´ = ´А), представить: Р( )´ (А)=Р(А)´ ( ).
Откуда: ( ) = =
· Отвечая на поставленный вопрос, получим:
= = »0,68 (68%)
= = »0,32 (32%)
Вывод: Из всех качественных деталей, изготовленных за смену, 68% приходится на первый станок и 32% - на второй станок.
Задачи для самостоятельного решения
1) Из колоды в 36 карт случайно достают одну. Какова вероятность, что карта «красной» масти или «крестовая»? Что карта «бубновая» или «король»?
2) В урне 12 белых и 8 черных шаров. Один за другим достают два шара. Какова вероятность, что оба шара белые? Оба черные? Один белый и один черный?
3) Известно, что в среднем из 100 посаженных саженцев груши приживаются 80. Посажено два саженца. Какова вероятность, что приживутся: а) оба саженца; б) хотя бы один; в) только один?
4) Имеется две вазы с яблоками. В первой вазе из 8 яблок – 4 побитых, во второй, из 10 – 6 побитых. Какова вероятность, что взятое наудачу яблоко (из наудачу выбранной вазы) – непобитое?
5) В первой коробке содержится 20 радиоламп, из них две бракованные, во второй коробке – 10 радиоламп, из них одна бракованная. Из второй коробки наудачу взята лампа и переложена в первую. Найти вероятность того, что лампа, наудачу извлеченная из первой коробки, будет качественной.
6) Детали изготавливают на двух станках. Производительность первого на 20% больше производительности второго. Первый станок, в среднем, дает 4% брака, второй – 12% брака. Какой процент качественных деталей, в среднем, изготовят за смену на обоих станках?
7) В семье три дочери: Лиза, Света, Маша. По вечерам они по очереди моют посуду. Так как Лиза старшая, ей приходится выполнять 40% всей работы. Остальную часть Света и Маша делят поровну. Вероятность разбить что-то из посуды при мытье, для Лизы 2%, для Светы и Маши, соответственно, 3% и 4%. Родители не знают, кто вечером мыл посуду, но слышали звон разбитой тарелки. Какова вероятность, что посуду мыла Лиза? Света? Маша?
Контрольные вопросы:
1) Что называется суммой, произведением случайных событий? Привести примеры.
2) Как сформулировать теорему сложения вероятностей в случае: а) несовместных событий; б) совместных событий?
3) Какие события называются независимыми, а какие зависимыми? Привести примеры.
4) Понятие условной вероятности.
5) Как сформулировать теорему умножения вероятностей?
6) Формула полной вероятности.
7) Формула Байеса.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|