Сделай Сам Свою Работу на 5

VI. По назначению и роли норм в механизме правового регулирования





ПРАВО

 

Право в системе социальных норм

Право – явление сложное, многогранное, имеющее множество значений.

Во-первых, право можно рассмотреть в социальном смысле (моральное право, политическое право, право народов и т. п.);

во-вторых, праворассматривается и в специально-юридическом смысле, как инструмент воздействия государства на общество.

Однако и в специально-юридическом понимании право разделяют на объективное и субъективное.

Объективное правоэто система (совокупность) устанавливаемых и обеспечиваемых государством, общеобязательных, формально определенных правовых норм, направленных на регулирование общественных отношений.

Названные правовые нормы закрепляются в законодательстве, правовых прецедентах и нормативных договорах конкретного государства, поэтому – это тоже объективное право.

Право объективно в том смысле, что, во-первых, выражено вовне – объективировано и, во-вторых, непосредственно не зависит отволи и сознания отдельного лица и не принадлежит ему.

Субъективное правоэто права и свободы, принадлежащие конкретной личности (право на жизнь, свободу, труд, образование и т. п.). Субъективны они в том смысле, что связаны с субъектом, принадлежат ему.



Характер соотношения между субъективным и объективным правом позволяет рассматривать их в единстве потому, что те конкретные юридические возможности субъекта права (субъективное право) возникают на основе и в пределах права объективного. Именно из правовых норм субъект узнает о своих правах и свободах, а также об их объеме.

Объективное право – это форма закрепления права субъективного. Вместе с тем считается, что не государство предоставляет личности права, человек их имеет от рождения, и обязанность государства – признавать, гарантировать и защищать эти права.

Несмотря на многоплановость представлений о праве, можно выделить ряд общих его характеристик:

  • право – социальное явление,без которого невозможно существование цивилизованного общества;
  • право должно отражать требования общечеловеческой справедливости, служить интересам общества в целом, а не только отдельным социальным группам, учитывая индивидуальные интересы и потребности;
  • право – мера поведения,установленная и охраняемая государством.

Признаки права



Нормативность права означает, что право, прежде всего, состоит из норм, т.е. общих правил поведения, регулирующих общественные отношения. Эти правила направлены не на конкретного человеку, а на описанную в норме ситуацию. Любой человек, оказавшийся в ситуации, описанной в норме, подпадает под ее действие.

Общеобязательность права означает, что принимаемые правовые нормы распространяются на всех субъектов правоотношений, находящихся на территории действия правового акта (в котором и содержаться данные нормы).

Формальная определенность права означает, что право внешне выражено в письменной форме. При этом вид формы и требования к ней определяется видом правового акта – Закон, Указ, Постановление и т.д.

Системность означает, что право не простая совокупность правовых норм, а упорядоченная и взаимосвязанная совокупность, где каждая норма имеет свое место и играет свою роль.

Волевой характер права состоит в том, что в правовых нормах всегда выражена чья-либо воля – всего общества, социальной группы, класса, стоящего у власти или отдельного лидера.

Связь с государством выражается в том, что именно государство издает подавляющее большинство правовых актов, оно же обеспечивает их реализацию с помощью государственного принуждения. Для этого существует специальный аппарат: правоохранительные органы в том числе, суды, органы исполнения наказания и т.п. Кроме того, с помощью права государство проводит свою политику, организует выполнение своих задач.



Принципы праваэто основные, исходные начала, положения, идеи, выражающие сущность и закономерности права как специфического социального регулятора. Принципы права можно разделить на три группы.

Общеправовые принципы действуют во всех без исключения отраслях права. К ним относят:

· справедливость означает: во-первых, соответствие между ролью лица в обществе (государстве) и его правовым статусом (объем прав и обязанностей); во-вторых, соразмерность между деянием и воздаянием, между заслуженным поведением и поощрением, между преступлением и наказанием и т.п.);

· юридическое равенство граждан перед законом и судом;

· гуманизмозначает, что законы должны закреплять права и свободы человека и гражданина, запрещать различные деяния, посягающие на человеческое достоинство;

· демократизм означает, что в правовых нормах должны быть закреплены механизмы и институты представительного и непосредственного народовластия, с помощью которых граждане могут участвовать в управлении государственными и общественными делами, защищать свои права и свободы.

· единство прав и обязанностейозначает, что нет, и не может быть прав без обязанностей и обязанностей без прав;

· сочетание убеждения и принуждения.

Межотраслевые принципы характеризуют наиболее существенные черты нескольких отраслей права. Среди них выделяют: принцип неотвратимости ответственности, принцип состязательности и гласности судопроизводства и т. д.

Отраслевые принципы, действуют в рамках только одной отрасли права. К ним относятся: принципы в гражданском праве – принцип равенства сторон в имущественных отношениях; в уголовном процессе – презумпция невиновности, в трудовом праве – принцип свободы труда и т. п.

Принципы права участвуют в регулировании общественных отношений, так как они не только определяют общие направления правового воздействия, но и могут быть положены в основу решения по конкретному юридическому делу (например, при аналогии права).

Функции права –это основные направления его юридического воздействия на общественные отношения. Функции праваможно разделить на две группы: социальные функции права и собственно юридические.

К социальным функциям права относят политическую, экономическую, воспитательную, компенсационную и восстановительную, информационную.

Политическая функция права выражается в регулировании отношений власти. Это отношения по поводу устройства государства и организации государственной власти – виды и количество государственных органов, порядок их образования, осуществления полномочий, порядок взаимодействия между собой и обществом, порядок прекращения полномочий.

Экономическая функция выражена в нормативном закреплении гарантий различных форм собственности и свободы предпринимательства.

Экономическая функция права реализуется как непосредственно через установление правомерных моделей поведения участников экономических отношений, так и косвенно – путем угрозы наступления санкций или их реализации за совершение правонарушения в сфере экономики.

Воспитательная функция права выражается в способности права оказывать влияние на мысли и чувства людей, в воспитании правосознания, формирование стимулов правомерного поведения у граждан.

Компенсационная и восстановительная функции права состоит в восстановлении социальной справедливости.

Например, в случаях незаконного использования товарного знака законодательство предусматривает одновременную реализацию восстановительной и компенсационной функций: запрет нарушителю использовать чужой товарный знак – восстановление исключительного права владельца и компенсацию причиненных убытков.

Информационная функция права.Благодаря знакомству с правовыми актами граждане узнают о структуре органов власти и управления, что правомерно и что запрещено, как можно поступать и как нельзя действовать, какие последствия наступят при совершении того или иного поступка.

К собственно юридическимрегулятивную и охранительную.

Регулятивная функция выражается в воздействии права на общественные отношения путем их закрепления в тех или иных правовых актах, а затем в реальном воздействии на различные процессы, происходящие в государстве и обществе.

Способами осуществления регулятивной функции права являются:

· определение правоспособности и дееспособности граждан;

· закрепление и изменение правового статуса физических и юридических лиц;

· определение компетенции госорганов, полномочий должностных лиц;

· определение юридических фактов, связанных с возникновением, изменением и прекращением правоотношений;

· установление конкретной правовой связи между субъектами права (регулятивные правоотношения);

· определение оптимального типа правового регулирования (общедозволительного, разрешительного) применительно к конкретным общественным отношениям.

Охранительная функция права – это такое направление правового воздействия, которое нацелено на охрану наиболее важных экономических, политических, национальных, личных отношений, их неприкосновенность. Эта функция производна от регулятивной и призвана ее обеспечивать. Охранительная функция характеризуется тем, что право особым способом воздействует на поведение людей, то есть влияет на их волю угрозой санкций, установлением запретов и реализацией юридической ответственности.

Если охранительная функция права – это действие самого права, то правоохранительная деятельность государства является материальной гарантией соблюдения требований права, поскольку это – действие специальных учреждений (МВД, прокуратуры, суда) по охране права. То есть, охранительная функция направлена на охрану общественных отношений, а правоохранительная деятельность – на охрану самого права.

 

Источники права

Источник (форма) праваэто специальный способ, внешняя форма воплощения и закрепления правовых норм; начало правовой нормы.

Основными источниками правотворчества являются:

  • правовой обычай — это правило поведения, кото­рое сложилось исторически в силу постоянной повторяе­мости и признано государством в качестве общеобяза­тельного. Большинство ранних сборников законов на заре человеческой истории были основаны на правовых обычаях — законы Драконта в Древней Греции, Салическая Правда франков, Правда Ярослава Мудрого в Древней Руси. В настоящее время правовые обычаи сохранились в традиционных правовых системах Азии и Африки и очень редко — в современном европейском и американском праве. Обычай становится источником права, если на него есть ссылка в законе (пример: ст. 5 Гражданского кодекса РФ: «1. Обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.
    2. Обычаи делового оборота, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору, не применяются»);
  • юридический (судебный) прецедент — это судебное или административное решение по конкретному делу, ко­торому государство придает общеобязательную силу в по­следующих спорах. В настоящее время в основном прак­тикуется в англосаксонской правовой системе;
  • нормативно-правовой акт — это изданный в уста­новленном порядке уполномоченным на то государствен­ном органом акт правотворчества, устанавливающий, из­меняющий или отменяющий правовые нормы. Это — официальный акт правотворчества, широко применяемый в романо-германской правовой системе. В РФ нормотвор­чество осуществляют Федеральное Собрание, Президент, Правительство и другие органы.

 

Дополнительными источниками права считаются: юридическая доктрина (предельно общие идеи и прин­ципы правового регулирования, как, например, доктри­на социального государства, доктрина правового государ­ства и пр.); нормативно-правовой договор, международные договоры.

Законэто нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой; принимаемый в особом за­конодательном порядке и регулирующий наиболее важ­ные общественные отношения. В РФ три подвида законов: Конституция (Основной Закон), федеральные конститу­ционные законы, федеральные законы.

Подзаконные актыобладающие меньшей, чем за­коны нормативно-правовые акты, полностью соответству­ющие законам. В РФ три основных вида подзаконных актов: общие (указы Президента, распоряжения и поста­новления Правительства, распространяемые на всю тер­риторию страны); местные (региональных местных ор­ганов власти); ведомственные (директивы министерств и ведомств в рамках отрасли управления).

 

Правотворче­ство— это особая форма деятельности компетентных органов государства, в ходе которой устанавливаются нормы права посредством издания, изменения или отмены правовых актов. Правотворчество осуществляется тремя основными способами:

  • государство придает юридическую силу правилам поведения, которые сложились в виде обычаев или вы­работаны негосударственными организациями;
  • правовые нормы устанавливаются специально упол­номоченными на то государственными органами (напри­мер, принятие любого закона Государственной Думой);
  • непосредственное правотворчество народа в форме все­народного голосования (Конституция РФ, например, была принята в результате референдума 12 декабря 1993г.)

 

Нормы права

Правовая норма – исходный, главный элемент права как социального явления. Собственно сам процесс принятия и реализации нормативно-правовых актов основан на формулировании и претворении в жизнь правовых норм.

Норма права – критерий правомерности поведения. В нормах права выражена государственная воля, направленная на регулирование определенного вида общественных отношений, поэтому правовые нормы устанавливаются или санкционируются компетентными органами государства.

Норма праваустановленное или санкционированное государством, общеобязательное, формально определенное правило поведения, которое обеспеченно возможностью государственного принуждения для ее выполнения и в котором закрепляются права и обязанности участников общественных отношений.

Норма права обладает следующими характерными признаками:

· Норма права – есть мера возможного или должного поведения (поступка) человека. Вредный, нежелательный вариант социального поведения также отражается в правовых нормах в качестве запрета.

· Норма права – это форма закрепления прав и обязанностей. То есть с одной стороны она предоставляет свободу действий, направленную на удовлетворение законных прав субъекта – субъективное право (например, автор имеет право на созданное им произведение), и, с другой стороны, норма устанавливает юридическую обязанность совершать какие-либо действия или воздержаться от действий (например, обязанность третьих лиц получить согласие автора на использование произведение).

· Таким образом, правовая норма имеет представительно – обязывающий характер.

· Норма права – установлена или санкционирована государством. Разница в том, что государство «устанавливает» новые правила поведения, а «санкционирует», т.е. разрешает уже сложившиеся правила и варианты.

· Норма права – это правило (модель) поведения, которое необходимо обществу и государству или ими запрещается.

· Правовая норма имеет общеобязательный характер. Это значит, что в отличие от распоряжения,адресованного точно обозначенным лицам (приказ о выплате авторского вознаграждения конкретному автору) правовая норма обращена к кругу лиц (автор имеет право на вознаграждение). Круг лиц, к которым адресована правовая норма определенных видовыми признаками (граждане, родители, супруги, авторы, депутаты и т. д.).

Общеобязательность норм права имеет внутренний и внешний аспект.

Внутренний аспектобязательности в том, что личность, зная типичность, распространенность, практическую целесообразность правил поведения осознает необходимость их исполнения.

Внешний аспект обязательности обусловлен внешними факторами воздействия на психику личности – убеждением и принуждением.

Кроме этого с общеобязательностью правовой нормы связан тот факт, что эти нормы рассчитаны на регулирование не отдельного отношения, а вида отношений. Они определяют типичные жизненные ситуации, при возникновении которых подлежат реализации. Они рассчитаны на не определенное заранее число случаев и реализуются каждый раз, когда возникают предусмотренные ими обстоятельства.

· Формальная определенностьправовой нормы означает ее письменное закрепление в форме нормативно-правового акта. Таким актом может быть закон, указ, подзаконный акт и т.д.

· Специфическим признаком правовых норм является их обеспеченность государственным принуждением. Меры государственного принуждения, применяемые в случаях нарушения правовых норм, разнообразны. Они направлены на восстановление нарушенного права, либо на выполнение обязанности, либо на наказание правонарушителя.

 

Среди правовых норм существует отдельная группа норм, которые не являются правилами поведения. Это так называемые исходные(учредительные) нормы, которые закрепляют:

· юридические понятия (нормы-дефиниции или нормы-определения);

· принципы права (нормы-принципы);

· задачи и цели правового регулирования (нормы-декларации).

Эти нормы непосредственно не воздействуют на поведение субъектов, однако имеют основополагающий характер.

Структура любой правовой нормы представляет собой единство составляющих ее элементов. Следует различать структуру исходных (учредительных) норм и норм-правил поведения.

Структура исходных (учредительных) юридических норм

Структура данных норм представляет собой совокупность существенных признаков, которые характеризуют ту основную идею, которая лежит в основе подобной нормы.

Пример. В статье 10 Конституции РФ содержится норма, относящаяся к группе исходных (учредительных) – норма-принцип.

«Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную».

Совокупность названных признаков и образует структуру данной юридической нормы.

Структура норм-правил поведения

Строение юридической нормы – это ее логическая структура. Она представляет собой формулу: «Если... то... иначе ...».

· Гипотеза (если) – часть правовой нормы, указывающая на жизненные обстоятельства, при наличии или отсутствии которых реализуется норма.С помощью гипотезы абстрактный вариант поведения «привязывается» к конкретному жизненному случаю, к определенному человеку, времени и месту. Гипотеза приводит в движение правовую норму.

Пример. В пункте 2 статьи 137 Конституции РФ содержится норма – «В случае изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа новое наименование субъекта Российской Федерации подлежит включению в статью 65 Конституции Российской Федерации». К гипотезе относится выделенное словосочетание.

· Диспозиция юридической нормы – само правило поведения, которому должны или могут следовать участники правовых отношений.

Пример. В пункте 2 статьи 137 Конституции РФ содержится норма – «В случае изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа новое наименование субъекта Российской Федерации подлежит включению в статью 65 Конституции Российской Федерации». К диспозиции относится выделенное словосочетание,

· Санкция – часть правовой нормы, указывающая на последствия, наступающие в результате нарушения диспозиции.

 

Перечисленные элементы структуры правовой нормы при ее реализации могут переходить из одного качества в другое. Это показывает, что нормы права находятся во взаимосвязи между собой, и что указывает на признак системности правовых норм.

Например, санкция одной нормы становится диспозицией в процедуре применении мер принуждения к правонарушителю; гипотеза также может стать диспозицией, указывающей, каким именно обстоятельствам следует придавать юридическое значение.

Так, с точки зрения водителей транспортных средств, соблюдение правил дорожного движения является обязанностью (диспозиция), а административные взыскания за невыполнение обязанности – санкцией. С точки зрения должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, та же самая норма выступает в другом аспекте: гипотезой становится описание административного правонарушения (диспозиция), диспозицией – обязанность применить взыскание; а санкцией может стать отмена необоснованного постановления, а также ответственность должностных лиц, виновных в неправильном применении закона.

 

Классификация норм права

I. По субъектам правотворчества.

Нормы, исходящие от государства (местного самоуправления). Принимаются управомоченными органами власти, должностными лицами. В федерациях различают нормы федерального уровня, нормы субъектов федерации (региональный уровень), нормы местного самоуправления.

Локальные нормы права – нормы, принимаемые органами управления и должностными лицами различных организаций.

Нормы, принимаемые народом (на референдуме, сходе).

Нормы, исходящие от нескольких (двух и более) государств в результате той или иной договоренности (международного соглашения, пакта и т.д.) или от международных организаций.

II. По территории (пределам) действия норм.

Нормы, действующие на территории всей страны – общегосударственный (федеральный) уровень.

Нормы, действующие на территории субъекта федерации (если государство федеративное), автономии – региональный уровень.

Нормы, действующие на территории муниципального образования – местный уровень.

Нормы, действующие в пределах предприятия или организации – локальный уровень.

Нормы, действующие на территории государств, присоединившихся к соответствующему международному соглашению, договору, конвенции.

III. По степени общеобязательности

Общие нормы – это большинство правовых норм, устанавливающих общие правила поведения, основные права и обязанности участников регулируемого правоотношения.

Например, статья 3 Налогового кодекса РФ содержит такие общие нормы: Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.

Специальные нормы – предусматривают определенные исключения из общего правила для особых случаев или для отдельных категорий субъектов права. Например, статья 239Налогового кодекса РФ определяет, что «от уплаты налога освобождаются общественные организации инвалидов».

IV. По видам регулируемых общественных отношений (так называемыеотраслевыенормы) различают конституционно-правовые, административно-правовые, уголовно-правовые, гражданско-правовые нормы.

V. Отраслевые нормы

Материальные нормы закрепляют права и обязанности субъектов права, их правовое положение, пределы правового регулирования и т.д. Они показывают субъекту права, какое право ему предоставляется и что оно от него требуется.

Процессуальные нормы регламентируют порядок, формы и методы реализации норм материального права.

VI. По назначению и роли норм в механизме правового регулирования

Учредительные (исходные) нормы. Эти нормы закрепляют основы существующего государственного строя, основы социально-экономической, политической и государственной жизни, формы собственности и др.

Дефинитивные нормы содержат определения правовых категорий и понятий. Например, «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления» (пункт 1 статьи 1 Конституции РФ).

Нормы-принципы (нормы-декларации) закрепляют основополагающие идеи, которые лежат в основе государственного строительства и правового регулирования. Например, «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную» (статья 10 Конституции РФ) или «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью» (статья 2 Конституции РФ).

Регулятивные нормы непосредственно устанавливают модель необходимого или нежелательного поведения людей и регулируют общественные отношения. Они указывают на взаимные права и обязанности субъектов, условия реализации этих прав и обязанностей, виды и меру государственного обеспечения.

Управомочивающие нормы представляют субъектам право на совершение предусмотренных в них положительных действий и содержат в своем тексте слова «вправе», «имеет право», «может». «Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность» (пункт 1 статьи 26 Конституции РФ).

Обязывающие нормы закрепляют обязанность совершения определенных положительных действий. Для этих норм характерно наличие слов «обязан», «должен». «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы» (статья 57 Конституции РФ).

Запрещающие нормы запрещают названное в них поведение, которое законом признается правонарушением. Запреты – это государственно-властные веления, основная цель которых предотвратить возможное нежелательное для личности и общества поведение. «Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни» (пункт 5 ст. 13 Конституции РФ).

Уполномочивающие нормы одновременно содержат и правомочие и обязанность субъекта по совершению определенных действий. Например, «Президент Российской Федерации назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом» (пункт 5 ст. 13 Конституции РФ).

Охранительные нормы направлены на регламентацию мер юридической ответственности, а также специфических государственно принудительных мер защиты субъективных прав. Это большинство статей Особенной части УК РФ или, например, «В случае принятия Российской Федерацией закона, прекращающего право собственности, убытки, причиненные собственнику в результате принятия этого акта, в том числе стоимость имущества, возмещаются государством».

Коллизионные нормы призваны разрешать конфликтные ситуации, в случаях противоречий между различными правовыми нормами. Например, «Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора» (пункт 4 ст. 15 Конституции РФ).

Оперативные нормы служат для изъятия устаревших и ввода новых норм. Например: статья 3 Закона о введении в действие части первой ГК РФ «С 1-го января 1995 г. На территории РФ не применяются: раздел 1 «Общие положения», раздел 2 «Право собственности»» и т.д.

VII. По методу правового регулирования (характеру содержащегося в норме предписания)

Императивные нормы – категорические, строго обязательные, не допускающие отступлений и иной трактовки предписания. Например, «Финансирование судов производится только из федерального бюджета … » (статья 124 Конституции РФ).

Диспозитивные нормы либо позволяет выбрать из предложенных в норме вариантов поведения, либо предоставляют субъектам возможность в пределах законных средств урегулировать отношения по своему усмотрению. Сторонам предоставляется возможность самим договориться о взаимных правах и обязанностях, и лишь на случай, если они не сделают этого, предписывается определенный вариант поведения.

Диспозитивность – это возможность поступить иначе, чем указано нормой, определение лишь цели, которая должна быть достигнута.

Все это влияет на особенности изложения диспозитивной нормы. Обычно контекст формулировки включает слова: «если иное не предусмотрено договором». В наибольшей мере диспозитивные нормы присущи гражданскому праву. Например: часть 2 статьи 273 ГК РФ «Если иное не предусмотрено договором об отчуждении здания или сооружения, к приобретателю переходит право собственности на ту часть земельного участка, которая занята зданием (сооружением) и необходима для его использования».

Рекомендательные нормы устанавливают варианты наиболее желательного с точки зрения государства урегулирования общественных отношений. Указ Президента РФ от 21 марта 1996 г. N 408 «Об утверждении Комплексной программы мер по обеспечению прав вкладчиков и акционеров» (с изменениями от 2 апреля 1997 г., 16 октября 2000 г.) п. 4.5.1.В случае неисполнения предписаний Центрального банка РФ, … Центральному банку РФ рекомендуется предъявлять учредителям (участникам) банка требования о проведении мероприятий по финансовому оздоровлению банка либо о реорганизации банка и решать вопрос о замене его руководителей.

Поощрительные нормы – это предписания о предоставлении органами и должностными лицами определенных мер поощрения за одобряемый государством и обществом, полезный для них вариант поведения субъектов, заключающийся в добросовестном выполнении своих обязанностей либо в достижении результатов, превосходящих обычные требования.

В поощрительных нормах может содержаться и правомочие (право работника на дополнительное вознаграждение или льготы при перевыполнении норм выработки и т. п.) и обязывание (обязанности администрации поощрить выплатить подобное вознаграждение).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.