Сделай Сам Свою Работу на 5

Основные характеристики различных стадий организации





Становление организации

К становящимсямы относим организации, находящиеся на стадии формирования организационной структуры и коллектива сотрудников. Существенной характеристикой становления является динамичность структуры деятельности и состава работников.

Стадии становления организации (предприятия, компании, фирмы...) при нормальном ее протекании присущи:

· Дух, оптимизм Эти две характеристики отражают повышенный мотива-
  сотрудников ционный фон, характерный для тех, кто взялся за орга-
· Энтузиазм, низацию новой фирмы. Без такой приподнятости духа,
  работоспособность если что-то и будет, то весьма непродолжительно и, ско-
    рее всего, закончится ничем.
· Объективная Как правило, новая деятельность появляется при нали-
  необходимость чие социального заказа (спроса), который либо не удов-
  такой летворяется, либо удовлетворяется в недостаточной сте-
  деятельности пени. Это мы и называем объективной необходимостью, в
    отличие от субъективной предпосылки, где ведущей
    выступает потребность субъекта, заинтересованного в
    создании новой деятельности.
· Взаимовыручка, Поскольку становящаяся деятельность обычно сопряже-
  коллективизм на с проблемами и трудностями, то необходимым усло-
· Способность вием ее выживания становятся такие факторы как: взаи-
  работать моподдержка, взаимовыручка (“чувство локтя”), коллек-
  в проблемном тивизм и др. При отсутствии таких установок у сотрудни-
  режиме ков у фирмы больше вероятности развалиться, нежели
    выйти на уровень устойчивого функционирования.
· Нормо- Становящейся деятельности свойственно отсутствие со-
  оформительство гласованных норм взаимодействия, четкого функциональ-
· Технолого- ного распределения, технологичности в работе и т.п.
  творчество, Поэтому на этой стадии осуществляется, как правило,
  нормо-творчество подхватывание естественных проявлений сотрудников и
    нормативное оформление этих усилий путем согласова-
    ния. Так создается нормативная база (основные задачи,
    функции, нормы взаимодействия и пр.), которая являет-
    ся необходимым условием для выхода в стабильное
    функционирование.
· “Магнетизм” В начале пути, на фазе становления, больше всего со-
  перспектив трудников вдохновляет сама перспектива, та идеальная
  становящейся картинка, которая и манит сотрудников вперед, поддер-
  организации живает высокую энергетику на пути достижения цели.
· Оперативность Характерной особенностью этапа становления является
  в действиях и чувствительность сотрудников к меняющимся условиям
  ситуационная (например, когда ребенок еще только младенец, мать дол-
  чувствительность жна быть всегда начеку, ведь ребенок пока не окреп и не
· Интуитивность в может самостоятельно противостоять внешним услови-
  действиях ям). Это время жизни организации характеризуется тем,
  сотрудников что решения, в основном, принимаются интуитивно, по
    ощущениям. Сотрудники еще не знатоки своего дела, они
    пока созидатели нового, где сами еще не освоились, не
    знают всего до мелочей, не имеют ясных алгоритмов
    действий и способов реагирования на многочисленные
    факторы.
· Значимость У сотрудников на фазе становления, т.е. в начале пути
  соответствия распределения задач
  согласованным ся норм. Поэтому характерным здесь является значимость
  “устным” нормам устных договоров между сотрудниками, обязательно со-
· Оптимальность, гласованных, иначе велика вероятность растягивания
  справедливость общего дела по отдельным несвязанным кусочкам. Мера
    справедливости распределения задач на этом этапе носит
    ключевой характер: каждый делает то, что умеет, любит,
    что соответствует его возможностям, что согласовано и
    взаимозависимо от остальных сотрудников.

Функционирование организации







Под функционирующейорганизацией мы понимаем систему деятельности, имеющую стабильную организационную структуру и сформированный коллектив сотрудников. Отличительной чертой функционирования является готовность организации к реализации различных заказов без существенной перестройки деятельности.

Нормально функционирующей организации свойственно, в основном:

· нормативная Функционирование характеризуется наличием четких норм
  дисциплина и контролем за их исполнением. Главный признак этого эта-
    па - определенность норм и адекватность действий работни-
    ков этим нормам. В нормально функционирующей системе
    существуют также механизмы поддержания нормативной дис-
    циплины.
· готовность персона- Т.к. функционирование характеризуется стабильностью и
  ла к дообучению сохранностью норм, то от работников требуется в большей
  и закреплению степени не творческая инициатива, а строгое соответствие
  навыков нормам. Для наиболее адекватного соответствия нормам ра-
    ботники проходят дообучение, а так же самостоятельно со-
    вершенствуются в пределах своей функции. Готовность ра-
    ботников к дообучению становится одним из критериев
    оценки и подбора персонала организации.
· устойчивость Функционированию присущи устойчивые, закрепленные
  вертикальных и нормативно вертикальные и горизонтальные отношения. Как
  горизонтальных правило, эти отношения признаны, приняты и исполняют-
  отношений и ся работниками без критического напряжения.
  оргструктуры  
  в целом  
· доминирование В отличие от становления в функционировании преобладает
  задачного, задачный режим работы, где известно, что и как делать, а
  рутинизированного работники обладают необходимыми умениями для выполне-
  типа работы ния своих функций (если нет - дообучение). На этом этапе
    не порождается, в основном, новых идей и от сотрудников
    не требуется творческого подхода, скорее, наоборот, при-
    ветствуется тщательность и методичность в рутинообразной
    работе.
· сбалансированность Границы между функциями четко прописаны и взаимодей-
  межфункциональных ствия представителей различных функций нормированы и
  и межличностных тщательно прописаны, межличностные взаимодействия сба-
  отношений лансированы, конфликты разрешены и возможные типы от-
    ношений согласованы и приняты всеми членами команды
· четкость, Нормативная база в функционировании носит конкретный,
  операциональность, технологичный характер. Каждая функция доступна и по-
  техничность и нятна работникам, четко обозначен круг задач и цель каж-
  задачность дой функции. Все это позволяет каждому работнику само-
  выполнения норм стоятельно и адекватно реализовывать стоящие задачи. В свя-
    зи с этим и облегчается контроль за исполнением
· консерватизм нор- Нормативная база характеризуется большим потенциалом со-
  мативной базы хранности и носит характер безукоснительного предписания
· воспроизводимость для работников. Коррекция норм в функционировании до-
  основных техноло- вольно редкая процедура, к которой прибегают в крайних
  гических процедур случаях. Сверхценность функционирования – соблюдение ус-
  при незначитель- тановленных норм. Работники, в основном, воспроизводят
  ности модификаций одни и те же процедуры в рамках предписанного цикла. Мо-
    дификации подвергаются (только по необходимости!) лишь
    незначительные детали в утвержденных процедурах.
· стабильность норм Взаимодействия сотрудников, во-первых, нормативно про-
  взаимодействий писаны, а во-вторых, у работников сформированы необхо-
  сотрудников димые навыки по продуктивному взаимодействию. При ста-
    бильном функционировании редки конфликты и взаимные
    претензии между сотрудниками.
· устойчивое Каждый работник выполняет закрепленную за ним функ-
  распределение цию и хорошо понимает свой кооперативный вклад в общее
  функций дело.
· налаженность, сба- Если на фазе становления взаимодействия с внешней сре-
  лансированность дой носили случайный, неорганизованный характер, то те-
  отношений органи- перь эти отношения имеют стабильность. Организация орга-
  зации с внешней нично вписана во внешнюю экономическую, правовую,
  средой социо-культурную и другие среды. Взаимодействие со вне-
    шними структурами носит технологично-оформленный ха-
    рактер, т.е. есть определенность, с кем и как необходимо
    взаимодействовать, по какому поводу и т.п.

Развитие организации

Под развивающейся мы понимаем такую организацию, которая, столкнувшись с кризисом прежних форм деятельности и невозможностью их воспроизводства, осуществляет внутриорганизационные реформы. Признаком развивающейся организации является наличие процессов совершенствования структуры деятельности и привлечения необходимых ресурсов, способных обеспечить адаптацию организации в новых условиях.

Предпосылками к развитию организации выступают:

· кризис прежних Кризис прежних форм деятельности возникает при исчер-
  форм деятельности панности, крайней неэффективности существующих внут-
    риорганизационных форм, т.е. при их моральном устарева-
    нии. Признаки, характеризующие кризис, могут иметь раз-
    личные формы: недопустимо низкий уровень внутренней
    эффективности предприятия, рост задолженностей и дефи-
    цит финансов, неуклонное снижение прибыли, повторяющиеся межличностные, межфункциональные конфликты,
    потеря клиентов и др.
· изменение внешних Под внешними условиями понимается внешняя по отноше-
  условий, проблема- нию к организации среда: экономическая, правовая, поли-
  тизирующее даль- тическая, социальная, экологическая и пр. Все перечислен-
  нейшее функциони- ные типы сред имеют свою логику изменяемости. (Напри-
  рование и побужда- мер, конкурентная фирма завоевывает себе часть потреби-
  ющее организацию тельского рынка; новые законы предписывают иные формы
  к изменениям хозяйствования, потребители больше не нуждаются в про-
    дукции (услугах) фирмы, поставщики не имеют возможно
    сти предоставлять сырье, необходимое для производства и
    пр.). Эта изменяемость и не позволяет организации длитель-
    ное время реализовывать застывшие нормы.
· накопление потен- Работники начинают ощущать дефицит раскрытия собствен-
  циала для развития ного потенциала в прежних условиях, начинают видеть пре-
  (оргтехнического и жние технологические и другие нормы, как устаревшие и
  профессионально- требующие усовершенствования. Или: цели и стратегия фир-
  личностного) мы становятся зауженными, не имеющими перспективы.
    Средства, способы и технологии деятельности фирмы не
    позволяют работать эффективнее, и выявляется потенциал
    их усовершенствования
· несовершенство Существующая система управления перестает устраивать как
  системы управления исполнителей, так и самого руководителя. Фирма разраста-
  и неспособность ется, увеличивая количество сотрудников, в связи с чем
  оперативно решать прежние методы управления не дают должного эффекта, не
  управленческие высока слаженность в работе управленческих звеньев и т.п.
  задачи  
· объективная потреб- В связи с появлением новых задач и неспособности к их
  ность организации в решению в рамках существующей структуры возникает объек-
  создании новых тивная предпосылка к разделению функций, образованию
  подразделений новых структурных подразделений, обеспечивающих дости-
· невозможность по- жимость новых целей и снимающих воспроизводящиеся зат-
  вышать производи- руднения (например, конфликты и противоречия между от-
  тельность в рамках делами).
  прежней структуры  
· смена целевых Т.к. потребности рынка постоянно меняются: требуется бо-
  ориентиров лее качественная продукция или появляются потребности в
    дополнительных продуктах или услугах, фирме необходимо
    менять или уточнять цели, чтобы удержаться на рынке и
    преуспеть. Например, если раньше клиентов устраивал лишь
    сам продукт, то теперь необходимо сопровождать продажу
    дополнительными услугами.
· прогноз проблем Потребность в усовершенствовании на предприятии может
  при дальнейшем возникнуть также и при неблагоприятных прогнозах будуще-
  воспроизводстве го предприятия, и при ощутимой “угрозе” со стороны кон-
  прежнего способа курентов, если существующие способы работы предприятия
  работы организации не могут обеспечить сохранения своих позиций.
· повышение конку-  
  рентности и сниже-  
  ние конкурентоспо-  
  собности фирмы  
· обнаружение новых, Импульсом к коренным изменениям в фирме может стать и
  более эффективных обнаружение управленческим корпусом новых эффективных
  форм деятельности технологий как в производственной, так и в других сферах.
    моделями деятельности подобных фирм.

Кризис организации

Кризис организации предопределяется продолжительным сочетанием двух факторов:

· Остро созревшими объективными предпосылками к изменению деятельности организации (проблематизация функционирования).

· Игнорированием этих предпосылок управленческим звеном.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.