Международное сотрудничество
Россия участвует во всех видах международного сотрудничества в области метрологии, в том числе: на межправительственном уровне, на уровне неправительственных организаций и на региональном уровне.
Важное значение в развитии международного сотрудничества в области метрологии имеет деятельность Международной организации законодательной метрологии (МОЗМ) и Международной (интернациональной) организации по стандартизации (ИСО, ISO – International organization for standardization).
Целью МОЗМ является создание необходимого сотрудничества в области законодательной метрологии в международных интересах.
Главные цели и задачи МОЗМ:
- способствовать глобальному признанию метрологии как важной инфраструктуры для научного, промышленного и экономического сотрудничества;
- содействовать развитию законодательной метрологии как способа установления и обеспечения необходимого доверия к результатам измерений во всех сферах общественной деятельности, включая торговлю, здравоохранение, безопасность и окружающую среду;
- устранять технические барьеры в торговле, возникающие из-за несогласованности национальных метрологических правил и норм или из-за несогласованности в применении международных метрологических правил и норм.
Для достижения этих целей МОЗМ координирует общие действия в метрологической политике и принимает решения, направленные на разработку и применение международных рекомендаций и документов, составляющих основные виды деятельности МОЗМ:
- международные рекомендации;
- международные и другие публикации;
- система сертификатов МОЗМ;
- семинары и обучение (создание и курирование международных метрологических школ);
- распространение метрологической информации.
МОЗМ была создана в 1955 г. и утверждена подписанием договора-конвенции. В состав МОЗМ входят:
- государства − члены МОЗМ. Они должны ратифицировать конвенцию и активно участвовать в работе МОЗМ;
- члены-корреспонденты МОЗМ, которые имеют совещательный голос в работе конференции, но имеют право на получение полной информации о результатах работы МОЗМ. Организационная структура МОЗМ приведена на рисунке 3.2.
Конференция МОЗМ
Международный комитет
законодательной метрологии
(МКЗМ)
Международное бюро Совет по развивающимся
по законодательной странам
метрологии (МБЗМ)
Технические комитеты (ТК) и подкомитеты (ПК)
Рис. 3.2. Организационная структура МОЗМ
Высшим органом является конференция МОЗМ. В работе конференций, которые проводятся один раз в четыре года, принимают участие официальные делегации государств − членов МОЗМ и наблюдатели (члены-корреспонденты МОЗМ и представители заинтересованных международных и региональных организаций).
На своих заседаниях конференция МОЗМ решает следующие вопросы:
1. Определяет генеральную политику МОЗМ.
2. Утверждает международные рекомендации и международные стандарты.
3. Принимает бюджет МОЗМ.
Главным исполнительным и руководящим органом МОЗМ является Международный комитет законодательной метрологии (МКЗМ), который собирается ежегодно. В него входят по одному представителю от каждого государства − члена МОЗМ. Избираются президент и два вице-президента (президентский совет).
Основные функции МКЗМ:
1. Отвечает за подготовку и практическое внедрение решений конференции.
2. Осуществляет надзор за технической деятельностью технических комитетов и подкомитетов и за административной деятельностью Международного бюро законодательной метрологии.
3. Отвечает за утверждение проектов международных рекомендаций и международных документов для срочной публикации.
4. Контролирует сотрудничество с другими организациями.
Основные задачи МБЗМ:
1. Подготовка конференций МОЗМ и заседаний МКЗМ.
2. Издание международных рекомендаций и международных документов и других публикаций.
3. Ежеквартальное издание Бюллетеня МОЗМ.
4. Контроль за деятельностью технических комитетов и подкомитетов. Разработка рабочих документов.
5. Установление связей с соответствующими международными и региональными организациями.
6. Организация различных технических семинаров и участие в них.
7. Регистрация сертификатов МОЗМ.
8. Распространение и продажа всех публикаций МОЗМ, развитие и пропаганда политики МОЗМ по внутренним и внешним связям.
9. Осуществление функции основного информационного центра МОЗМ.
Технические комитеты и подкомитеты отвечают за разработку международных рекомендаций и международных документов. Каждый технический комитет и подкомитет имеет секретариат, участников и наблюдателей из числа государств − членов МОЗМ, а также наблюдателей из иных международных и региональных организаций.
Совет по развивающимся странам осуществляет в отношении этих стран следующую деятельность:
1. Подготавливает специальные публикации по вопросам планирования и оснащения метрологических лабораторий.
2. Устанавливает контакты с государствами − членами МОЗМ и специализированными организациями с целью определения необходимого финансового и технического содействия для их развития.
3. Организует проведение учебных курсов для инженеров и специалистов по метрологии из развивающихся стран.
Рассматривая особенности технологии разработки международных нормативных документов, следует отметить активное участие в этой работе Госстандарта РФ (Ростехрегулирования) как представителя России в международных организациях (в том числе МОЗМ). Так, например, в 1992 г. российская сторона участвовала в подготовке более 2000 проектов международных стандартов. В последующие годы участие в международных проектах активно продолжается. Разработка международных стандартов осуществляется техническими комитетами ИСО. Проекты международных стандартов до утверждения Советом ИСО должны быть одобрены не менее чем 75 % комитетов − членов, принимающих участие в голосовании.
3.3.4. Заключение(по главе 3):
Таким образом, нормативно-правовая основа законодательной метрологии Российской Федерации образуется Федеральным законом “Об обеспечении единства измерений”, а также постановлениями Правительства в области обеспечения единства измерений в РФ. В то же время нормативно-методические и технические аспекты законодательной метрологии устанавливаются постановлениями Росстандарта РФ, которыми утверждаются важнейшие нормативные документы в виде Правил, Положений, Типовых норм, Методик и Рекомендаций.
Как сказано выше, общее руководство деятельностью территориальных органов осуществляет Управление территориальных органов и региональных программ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (см. рис. 3.1).
Типовое положение о территориальном органе Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии утверждено Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 3 июня 2009 г. № 476.
Следует, однако, отметить, что в пункте 7 Положения о Федеральном агентстве (Росстандарте) наложены определенные ограничения на полномочия Агентства, касающиеся нормативно-правового регулирования в своей деятельности, в том числе относительно функций по контролю и надзору.
Нормативно-правовая деятельность в РФ в сфере обеспечения единства измерений неразрывно связана с межгосударственным и международным сотрудничеством .
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|