Сделай Сам Свою Работу на 5

Допрос несовершеннолетнего.





При расследовании преступлений несовершеннолетних чаще, чем при расследовании преступлений, совершенных взрослыми, возникает необходимость в допросе детей и подростков. Объясняется это тем, что они составляют естественное и ближайшее окружение несовершеннолетних правонарушителей и нередко являются потерпевшими или очевидцами происшедшего. Кроме того, в среде своих сверстников подростки чаще, чем взрослые, рассказывают о совершенных ими противоправных деяниях, поскольку испытывают непреодолимую потребность рассказать о взволновавших их событиях.

Характерные особенности тактики наиболее ярко проявляются при допросе несовершенно­летнего, имеющего свою специфику, обусловлен­ную возрастными особенностями, своеобразием психологии детей и подростков. Поэтому допрос несовершеннолетних обставлен дополнительными процессуальными гарантиями, обеспечивающими его объективность, а процесс его проведения — особыми тактическими приемами, разработанны­ми криминалистикой.

Закон не ограничивает возраст, с которого несовершеннолетние или малолетние дети могут быть допрошены в качестве свидетеля или потерпевшего. Однако, учитывая их ограниченную способность к восприятию и воспроизведению, детей дошкольного возраста следует допрашивать лишь в тех случаях, когда обстоятельства, имеющие значение для дела, не могут быть установлены иным путем. Нельзя не согласиться с этим положением – ведь действительно, помимо ограниченной способности к восприятию и воспроизведению маленькие дети склонны преувеличивать, домысливать события действительности, или воспринимать их слишком субъективно. Кроме того, попытки возвратить ребенка к определенным воспоминаниям могут нанести ему психологическую травму и повредить еще не сформировавшуюся психику. С нашей точки зрения, необходимо установить в уголовно-процессуальном законодательстве определенный минимальный возраст, по достижении которого дети могут привлекаться к расследованию в качестве свидетелей или потерпевших.



Цель допроса несовершеннолетнего — получе­ние от него показаний, которые объективно отра­жали бы действительность, обстоятельства, подле­жащие доказыванию в процессе следствия. Но не нужно упускать из виду и воспитательный момент, по возможности способствовать смягчению отри­цательного воздействия обстановки допроса на не­устойчивую психику несовершеннолетнего. Со­блюдение этого правила особенно важно по делам о преступлениях против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности. Психика ребенка, испы­тавшего потрясение, не должна быть травмирова­на еще и неумелым ведением расследования.



С процессуальной точки зрения допрос регламентируется ст. ст.215-221, 467, 468 [7, с. 191-197, 355, 356]. При этом такие статьи как 221, 467, 468, а также ч.5 ст.216 [192, 197, 355, 356] относятся непосредственно к особенностям допроса несовершеннолетних.

Допрос несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого не может продолжаться без перерыва более двух часов, а в общей сложности – более четырёх часов в день (ст.434 УПК) [7, с. 334].

В соответствии со ст.435 УПК [7, с. 334-335] и Положением «О порядке привлечения педагога (психолога) для участия в уголовном процессе» [14, с. 93-94] участие педагога или психолога при допросе несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого обязательно. Перед началом допроса им разъясняется право с разрешения следователя, прокурора задавать вопросы допрашиваемому, а по окончании допроса знакомиться с протоколом допроса и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в нём записей, о чём делается отметка в протоколе.

Допрос несовершеннолетнего является наиболее сложным следственным действием и характеризуется определёнными тактическими особенностями, которые проявляются:



· в подготовке к допросу несовершеннолетнего, независимо от его процессуального положения;

· в определении места, времени, способа вызова на допрос;

· в решении вопроса об участии в допросе педагога, защитника, специалиста (психолога, врача);

· в тактических приёмах проведения допроса, фиксации его результатов [15, с. 146].

Готовясь к допросу несовершеннолетнего необходимо выяснить:

1) анкетно-биографические сведения о допрашиваемом, его семье, окружении;

2) его характер, увлечения, отношение к учёбе или труду, наличие правонарушений;

3) психическое состояние здоровья и способность правильно воспринимать явления и события, давать о них достоверные показания.

Всестороннее изучение личности несовершеннолетнего способствует эффективности допроса, в том числе и установлению психологического контакта с допрашиваемым и определения тактики допроса. Убедившись, что следователю известны не только основные, но и относительно мелкие факты его жизни и деятельности, подросток приходит к вы­воду о необходимости дать правдивые показания. А то обстоятельство, что следователь выясняет не только отрицательные, но и положительные сто­роны несовершеннолетнего, характеризует следо­вателя как объективного человека и способствует установлению между следователем и допрашивае­мым психологического контакта. При установлении с допрашиваемым подростком психологического контакта, следует учитывать, что их позиция на допросе во многом определяется эмоциональными моментами: страхом перед родителями или соучастниками, нежеланием «выдать» товарищей и т. п.

Следующим важным этапом подготовки к допросу несовершеннолетнего является решение вопроса о времени и способе вызова подростка на допрос; о месте проведения допроса. Следователю необходимо помнить, что нельзя допускать промедления с допросом, когда в этом возникла необходимость. В противном случае на подростка может быть оказано воздействие со стороны заинтересованных лиц. Несовершеннолетние допрашиваются с наименьшим разрывом между происшедшим событием, фактом и допросом, так как с течением времени детали происшедшего могут быть ими забыты или замещены фантазиями и вымыслами. Однако ребёнка, находящегося в состоянии сильного возбуждения или, наоборот, в состоянии упадка душевных сил, апатии, следует допрашивать только после того, как он успокоится.

Необходимо правильно определить способ вызова несовершеннолетнего на допрос, чтобы исключить нежелательную огласку этого факта и воздействие заинтересованных лиц.

Несовершеннолетний подозреваемый или обвиняемый, не содержащиеся под стражей, согласно ст.433 УПК [7, с. 334] вызываются на допрос к следователю или в суд через их родителей или других законных представителей, а если несовершеннолетний содержится в специальном детском учреждении – через администрацию этого учреждения. Форма вызова на допрос – повестка, которая заполняется по общим правилам, установленным ст.216 УПК [7, с.192]. Повестка адресуется одному из родителей или другим законным представителям, в том числе руководителю детского учреждения. Законный представитель обеспечивает явку по вызову, а при необходимости – вызывается сам.

Повестка является основной формой вызова на допрос, однако при необходимости содержание повестки может быть передано телефонограммой или телеграммой.

Вопрос о месте допроса решается с учётом того, что подростки значительно легче узнают детали, чем мысленно воспроизводят их. Поэтому в ряде случаев целесообразно запланировать проведение допроса на месте происшествия.

Обстановку при допросе необходимо создать такую, в которой несовершеннолетний мог бы сосредоточится на предмете допроса, убрать вещи, которые отвлекали бы его внимание, исключить по возможности, присутствие посторонних лиц.

Необходимо продумать круг участников допроса, решить будут ли участвовать в допросе родители несовершеннолетнего, педагоги; при необходимости пригласить защитника. Выбор лица для участия в допросе имеет важное тактическое значение. Одни несовершеннолетние охотно дают показания в присутствии родителей, другие – в присутствии педагога. Родителей и педагогов необходимо проинструктировать о том, как себя вести в процессе допроса. Следственной практике известны случаи, когда лица, приглашенные для участия в допросе, непра­вильно поняв свои задачи, перехватывали инициа­тиву у следователя и, не имея профессиональной подготовки ведения допроса, срывали его. Маль­чиков желательно допрашивать с участием педаго­га-мужчины, а девочек — педагога-женщины [15, с. 149].

При планировании допроса несовершеннолетних необходимо письменно сформулировать наиболее важные вопросы, которые будут поставлены перед допрашиваемым, чтобы они не несли в себе подсказок и выясняли все интересующие следователя обстоятельства дела, т. к. для несовершеннолетних характерны затруднения при передаче общей картины воспринятого события в форме свободного рассказа. Кроме этого, вопросы должны быть сформулированы в понятных для подростка выражениях.

Допрос несовершеннолетнего необходимо вести в спокойной, уверенной манере, избегая грубых окриков, угроз, но в тоже время нужно пресекать развязное поведение допрашиваемого. Нельзя давать допрашиваемому невыполнимые обещания, желая расположить его к даче правдивых показаний, нельзя допускать в речи оскорбительных выражений, т. к. для подростков характерно обострённое чувство собственного достоинства. Неверно взятый следователем тон и отношение к подростку может привести к полной утрате его авторитета в глазах допрашиваемого подростка.

При допросе несовершеннолетних свидетелей и потерпевших важно определить последовательность допроса, так как наряду с ними по этому же делу, как правило, допрашиваются взрослые, способные оказать на несовершеннолетних то или иное влияние. К числу таких лиц относятся родственники и близкие знакомые потерпевших и свидетелей. Это влияние может оказаться как положительным, так и отрицательным. Если у следователя нет оснований опасаться этого влияния, целесообразно начать допрос именно со взрослых свидетелей, которые могут сообщить много важного не только об обстоятельствах дела, но и в отношении несовершеннолетних и малолетних, подлежащих допросу.

Если одно и то же событие наблюдали несколько несовершеннолетних свидетелей (или слышали о нем), начинать допрос нужно, как правило, со старшего по возрасту, восприятие которого носит более целенаправленный характер. Конечно, такая последовательность применима лишь к тем случая, когда следователь не располагает сведениями о том, что старший из свидетелей причастен к преступлению или подвергался воздействию со стороны заинтересованных лиц. Это же применимо и к допросу потерпевших, если их несколько.

Свидетели и потерпевшие, достигшие шестнадцати лет, перед их допросом предупреждаются об ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний. Следователь должен выяснить у самого допрашиваемого или его законных представителей, достиг ли свидетель (потерпевший) указанного возраста. В случаях, когда возникают сомнения, нужно осмотреть документы (свидетельство о рождении, паспорт). Предупреждение об уголовной ответственности несовершеннолетних должно быть особенно обстоятельных и сопровождаться необходимыми разъяснениями закона.

Свидетели и потерпевшие, не достигшие шестнадцатилетнего возраста, об ответственности не предупреждаются, но им разъясняется необходимость правдиво рассказать все известное по делу.

При допросе несовершеннолетних подозреваемых или обвиняемых следователь должен доходчиво изложить допрашиваемому сущность имеющихся против него подозрений или содержание обвинения. Подросткам необходимо также разъяснить общественную опасность преступления, ущерб, причиняемый обществу и близким, при этом нужно разъяснить значение и правовые последствия чистосердечного раскаяния и активного способствования раскрытию преступления.

Для получения правдивых показаний можно использовать и положительные личные качества несовершеннолетнего, пытаясь воздействовать на сознание подростка и побудить его к раскаянию.

Тактика допроса несовершеннолетнего обвиняемого зависит от его позиции по отношению к предъявленному обвинению.

В бесконфликтной ситуации целесообразны следующие тактические приёмы:

ü максимальная детализация обстоятельств совершённого преступления и роли каждого соучастника;

ü получение объяснений по поводу имеющихся в деле доказательств с целью устранения противоречий;

ü выявление обстоятельств, непосредственно предшествующих совершению преступления, и поведение соучастников после совершения общественно- опасных деяний;

ü постановка дополнительных вопросов для уточнения мотива и цели преступления.

Особенно трудно несовершеннолетним бывает изложить события, в которых сразу принимало участие несколько (к тому же часто незнакомых) человек. Чтобы облегчить восстановление событий, в таких случаях рекомендуется использовать графическое изображение их взаиморасположения.

При допросе несовершеннолетних следователю приходится сталкиваться с особой категорией свидетелей – подростками, непосредственно участвовавшими в преступлении, но не привлеченными к уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, по наступлении которого они подлежат уголовной ответственности. Их показания имеют важное значение для изобличения соучастников преступления, подлежащих привлечению в качестве обвиняемых.

Опасаясь ответственности и наказания за содеянное, такие свидетели обычно не склонны давать правдивые показания. Чрезвычайно важно в понятных выражениях объяснить, что им не угрожает уголовная ответственность, а также цель их допроса.

В отличие от свидетеля, потерпевший обычно лучше помнит обстоятельства преступного события, так как оно его взволновало и было связано с острыми переживаниями. Но именно это обстоятельство, а также переживания, что его будут осуждать или смеяться над ним, нередко предопределяют склонность несовершеннолетнего к преувеличениям и фантазированию при последующем изложении событий. Кроме того, естественный страз перед внезапно возникшей опасностью нередко приводит к нарушению правильного восприятия, что также влечет за собой дачу недостоверных показаний.

При допросе в конфликтных ситуациях, когда несовершеннолетний отрицает причастность к совершённому преступлению, могут быть использованы такие тактические приёмы как:

· предъявление в определённой последовательности собранных в процессе расследования доказательств;

· детализация показаний и постановка контрольных вопросов несовершеннолетнему обвиняемому или подозреваемому в случае отрицания своей причастности к совершённому преступлению.

Изучение следственной практики показывает, что несовершеннолетние правонарушители заранее не подготавливают доказательства своего алиби, поэтому детальный допрос о месте и времени нахождения в момент совершения преступления выявляют дачу ими ложных показаний.

Демонстрация следователем своей осведомлённости по делу, когда он располагает достаточными документами для опровержения ложных показаний обвиняемого и убеждения несовершеннолетнего в недопустимости ложности показаний по другим вопросам.

При допросе несовершеннолетнего потерпевшего необходимо большое внимание уделить вопросам относительно примет преступника. Такой допрос является важным условием качественного проведения предъявления личности для опознания. Поэтому показания, полученные от несовершеннолетнего, должны быть как можно более подробными. Возможно, в ходе допроса потерпевшему необходимо помочь путём предъявления специальных изображений на рисунках, фотоснимках и т. п. и предложения сравнить их с осмысленным образом, сложившимся у подростка.

Получив от подростка информацию о внешности преступника, следователь может производить предъявление личности для опознания.

Подготовка к проведению данного следственного действия включает в себя:

· предварительный допрос несовершеннолетнего, которому будут представлены объекты для опознания;

· создание условий максимально приближённых к тем, в которых подросток воспринимал объект ранее;

· подбор объектов, в числе которых подростку будет представлен объект, интересующий следствие;

· подготовка научно-технических средств, которые целесообразно использовать в ходе опознания;

· привлечение специалистов для участия в предъявлении для опознания;

· психологическая подготовка несовершеннолетнего опознающего;

· подбор и инструктаж понятых (статистов);

· обеспечение охраны несовершеннолетнего от влияния со стороны опознаваемого.

Следует отметить, что на практике возникают определённые трудности при предъявлении для опознания несовершеннолетнего подозреваемого. Подростки в связи со своим возрастом в процессе данного следственного действия могут вести себя вызывающе, дерзко, нагло, выделяясь тем самым из числа лиц, представленных на опознание, и оказывая на опознающего психологическое воздействие. В этом случае УПК предоставляет возможность провести предъявление для опознания в условиях, исключающих визуальное наблюдение опознаваемым опознающего (ч.10 ст.224 УПК) [7, с. 198].

Следующим важным следственным действием при расследовании преступлений несовершеннолетних является освидетельствование. Целью данного следственного действия является установление на теле подозреваемого следов преступления или особых примет, если при этом не требуется проведение судебно-медицинской экспертизы. К следам преступления можно отнести ранения, укусы, царапины, ссадины и иные телесные повреждения, следы крови, химических веществ, растений, почв и т. п.

Среди особых примет нужно отметить татуировки, шрамы, родимые пятна, следы перенесённых болезней.

Целью обыска и выемки, проводимых при расследовании преступлений несовершеннолетних является не только отыскание и изъятие орудий преступления, похищенных вещей, предметов, но одновременно и изучение личности обвиняемого. Обыск и выемка по делам несовершеннолетних позволяют получить данные о связях и знакомствах, время провождении, нравственном облике подростка. Следователь должен внимательно просматривать, а в необходимых случаях приобщать к протоколу дневники, записные книжки, письма несовершеннолетних.

При обыске должен присутствовать законный представитель несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого). Если его присутствие невозможно, приглашается представитель домоуправления, исполнительного комитета; а при обыске по месту работы, учёбы, в общежитии – представитель администрации или воспитатель.

При обыске с участием несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) особое внимание следует уделять наблюдению за внешними проявлениями его эмоционального состояния, т. к. подростки менее чем взрослые могут контролировать свои эмоции; они сильнее реагируют на приближение обыскивающего к месту, где находятся искомые предметы.

При проведении обыска нужно учитывать, что несовершеннолетние прячут похищенное и орудия преступления в сараях, на чердаках, в заброшенных постройках. В случаях аморального поведения родителей несовершеннолетнего или отсутствии надлежащего контроля за поведением подростка, похищенные вещи могут храниться прямо в квартире, среди его вещей, в местах общего пользования или даже среди вещей взрослых.

При проведении обыска с участием несовершеннолетнего целесообразно использовать такой тактический приём как «поиск с применением отвлекающих приёмов». В процессе такого обыска следователь не спешит раскрывать перед несовершеннолетним свою осведомлённость и умышленно задерживается на второстепенных объектах, постепенно приближаясь к тому, о котором у него имеется информация.

Следственный эксперимент с участием несовершеннолетнего имеет своей целью получение сведений об особенностях личности несовершеннолетнего, связанных с физическим развитием, умениями (открыть замок определённой конструкции, управлять автомобилем), другими качествами.

Это следственное действие может дать дополнительные доказательства признания обвиняемым вины, искреннего раскаяния, помогает выявить условия, способствующие совершению преступления.

Таким образом, мы рассмотрели некоторые особенности тактики проведения отдельных следственных действий при расследовании преступлений, совершённых несовершеннолетними. Знание и учёт следователем этих особенностей позволяет расследовать уголовные дела данной категории наиболее качественно и в срок.

Успех расследования преступлений, совершаемых несовершеннолетними, во многом зависит от знания следователем возрастной психологии, особенностей умственного и физического развития подростка, специфики формирования личности несовершеннолетнего, умения найти к каждому несовершеннолетнему индивидуальный подход и правильно определить тактику производства отдельных следственных действий.

 

Заключение.

Подводя итоги выше сказанному, хочется отметить, что производство по делам данной категории представляет собой весьма трудоёмкий и сложный процесс, т. к. необходимо учитывать не только общие условия производства по уголовным делам, но и непосредственно психологические и возрастные особенности подростка, его интеллектуальное развитие, возраст, среду воспитания и массу других факторов.

Знание характера связей элементов криминалистической характеристики преступлений несовершеннолетних позволяет правильно определить основное направление расследования и выявить источники получения необходимой информации по уголовному делу.

Так, имея сведения о предмете преступного посягательства, способе и обстановке его совершения можно выдвинуть версию о совершении преступления несовершеннолетним. Имея же сведения о подобных преступлениях, в том числе и нераскрытых, но совершённых в одном районе, можно определить круг лиц, среди которых следует искать преступника.

Пределы доказывания по делам несовершеннолетних значительно расширены. Тщательное изучение и анализ обстоятельств, подлежащих установлению и доказыванию, помогут не только правильно решить вопрос о степени общественной опасности несовершеннолетнего правонарушителя и мерах, которые необходимы для его исправления и перевоспитания, но и принять эффективные меры профилактического характера.

По делам о преступлениях несовершеннолетних обязательно производство предварительного следствия. Правильное решение вопроса о возбуждении уголовного дела о преступлениях несовершеннолетних – важная предпосылка качественного исследования его обстоятельств. Производство неотложных следственных действий – ответственный момент расследования преступлений несовершеннолетних, во многом предопределяющий его дальнейший успех.

При видимой простоте большинства дел несовершеннолетних они характеризуются большим объёмом и трудоёмкостью следственных действий, связанных, в частности, с групповым характером большинства дел, более широким кругом обязательных версий, необходимостью исследовать условия жизни и воспитания, учитывать психологию подростков. План первоначальных следственных действий по делам несовершеннолетних следователь обязан составить немедленно после возбуждения уголовного дела в нём должны найти отражение мероприятия, направленные на уточнение всех обстоятельств совершённого преступления, в том числе, способа совершения преступления и другие. Особое внимание следует уделять выявлению возможной причастности к общественно опасным действиям несовершеннолетнего других лиц. По этой причине сразу после возбуждения уголовного дела выдвигаются версии о наличии взрослого подстрекателя, других соучастников.

Знание и учёт следователем особенностей проведения следственных действий позволяет расследовать уголовные дела данной категории наиболее качественно и в срок.

Успех расследования преступлений, совершаемых несовершеннолетними, во многом зависит от знания следователем возрастной психологии, особенностей умственного и физического развития подростка, специфики формирования личности несовершеннолетнего, умения найти к каждому несовершеннолетнему индивидуальный подход и правильно определить тактику производства следственных действий.

Зная все это, возможно более эффективно работать при расследовании преступлений несовершеннолетних, избирать более правильный подход к самим несовершеннолетним, и в конечном итоге не только способствовать профилактике преступлений несовершеннолетних, но и помогать совершившим преступления подросткам удержаться от повторного нарушения закона.

 

Cписок использованных источников:

1. Причины преступности несовершеннолетних и пути ее преодоления. Под ред. Н.Н.Яковлевой и О.И.Бажанова – Мн.: НИО, 2000.

2. Даль В.И. Толковый словарь живого русского языка. В 10 томах. Т. 2. 1989.

3. Гражданский кодекс Республики Беларусь. – Мн.: Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 1999.

4. Тадевосян В. С. Расследование преступлений несовершеннолетних. М., 1990.

5. Курс криминалистики. Под ред. Н.И. Порубова. Минск, «Вышэйшая школа», 2000 г.

6. Лукашов А.И., Саркисова Э.А. Уголовный кодекс Республики Беларусь: сравнительный анализ и комментарий. – Мн.: «Тесей», 2000.

7. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь. – Мн.: Амалфея, 2004.

8. Постановление № 3 Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 28.06.2002 г. «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних» (Судовы веснiк, № 3, 2002 г.).

9. Криминалистика: Учебник для вузов / Под ред. заслуженного деятеля науки РФ, проф. Р.С.Белкина. – 2-е изд., переработанное и дополненное – М.: Норма, 2004.

10. Лукьянчиков Е. Д. Особенности расследования преступлений несовершеннолетних. Киев, 1990.

11. Криминалистика. Учебник для вузов. Н. П. Яблоков. Москва, 2000 г.

12. Криминалистика. Том 2: техника, тактика, организация и методика расследования преступлений. Под ред. Б.П. Смагоринского. Волгоград, 1994 г.

13. А.А. Закатов. Психологические особенности тактики производства следственных действий с участием несовершеннолетних. Учебное пособие. Волгоград, 1979 г.

14. Мытник П.В. Следственные действия: Учеб. пособие / Под науч. ред. И.И. Басецкого. – Мн.: Акад. МВД Респ. Беларусь, 2005.

15. ПорубовН. И. Особенности допроса несовершеннолетних. Минск, 1978.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.