Сделай Сам Свою Работу на 5

Обстоятельства, подлежащие установлению и доказыванию по уголовным делам в отношении несовершеннолетних.





 

Одной из особенностей производства по делам в отношении несовершеннолетних является расширение предмета доказывания. Это обусловлено необходимостью наиболее полного исследования личности подростка, действительных мотивов, побудивших его к совершению преступления, устранения неблагоприятного воздействия той среды, в которой он оказался, а также подготовки материалов, позволяющих суду при разрешении дела применить наиболее эффективную, соответствующую личности и содеянному, меру уголовной ответственности и наказания.

Перечень обстоятельств, подлежащих доказыванию по любому уголовному делу (предмет доказывания) определяется в УПК Республики Беларусь.

Так ч. 1. ст. 89 УПК РБ гласит, что при производстве дознания, предварительного следствия и судебного разбирательства уголовного дела подлежат доказыванию:

· наличие общественно опасного деяния, предусмотренного уголовным законом (время, место, способ и другие обстоятельства его совершения);

· виновность обвиняемого в совершении преступления;

· обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности обвиняемого (обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность, характеризующие личность обвиняемого);



· характер и размер вреда, причинённого преступлением [7, с. 98].

Ч. 2 ст. 89 содержит указание на то, что кроме вышеуказанных, по уголовным делам о преступлениях, совершённых несовершеннолетними, подлежат установлению и такие обстоятельства как, -

1) возраст несовершеннолетнего (число, месяц, год рождения);

2) условия жизни и воспитания;

3) степень интеллектуального, волевого и психического развития;

4) наличие взрослых подстрекателей [7, с.98].

Следует отметить, что нельзя сводить специфику доказывания по делам несовершеннолетних только к тем обстоятельствам, которые указаны в ч. 2 ст. 89 УПК. Специфика предмета доказывания по этим делам может проявиться применительно к любому обстоятельству, подлежащему доказыванию.

Так, применительно к доказыванию события преступления необходимо, прежде всего, выяснить возможность совершения данного деяния несовершеннолетним с учётом его физических и иных возможностей (например, унести предметы определённого веса; избить взрослого и т. д.)



При доказывании виновности несовершеннолетнего необходимо иметь в виду, что в преступлении может иметь место:

- наличие «детской мотивации», при которой отсутствуют или видоизменяются мотивы определённого преступления;

- более ограниченные по сравнению со взрослыми пределы осознания и предвидения подростком характера и последствий своих действий (например, при фактическом превышении пределов необходимой обороны; совершение деяния по неосторожности);

- неочевидность в ряде случаев действительной роли несовершеннолетнего в подготовке, совершении, сокрытии преступления.

В связи, с чем законодатель и дополнил предмет доказывания по уголовным делам в отношении несовершеннолетних обстоятельствами, указанными в ч. 2 ст. 89 УПК.

Чтобы исключить ошибки в оценке общественной опасности содеянного, необходимо установить степень виновности в нём конкретного подростка, его воли, податливость чужому влиянию, степень психического развития, жизненный опыт (в частности: попадал ли он ранее в сходные ситуации, знал ли он о них и мог ли предвидеть их развитие).

По делам несовершеннолетних закон обязывает определять точный возраст несовершеннолетнего (число, месяц, год рождения). Это, прежде всего, связано с тем, что уголовный процесс по делам несовершеннолетних реализует комплексные задачи ювенальной юстиции – уголовное преследование и повышенную защиту прав несовершеннолетних.

Ст. 27 УК Республики Беларусь устанавливает возраст, с которого наступает уголовная ответственность – 16 лет, и перечисляет 20 составов преступлений, за совершение которых к уголовной ответственности привлекают с 14 лет [6, с. 86].



Лицо считается достигшим возраста привлечения к уголовной ответственности не в день своего рождения, а по истечении суток, на которые приходится этот день, т. е. с нуля часов следующих суток.

Возраст несовершеннолетнего может быть указан в его документах. Однако зачастую документы, удостоверяющие возраст подростка, отсутствуют. В таких случаях через родителей или других лиц, необходимо выяснить, где несовершеннолетний родился, чтобы направить запрос в архив ЗАГСа, где зарегистрировано его рождение. Если несовершеннолетний уже получил паспорт, то его свидетельство может находиться в паспортно-визовой службе ОВД по месту получения паспорта.

Если же у несовершеннолетнего нет никаких документов, неизвестно где он родился, и никто об этом не может сообщить, то в таких случаях проводится судебно-медицинская экспертиза для установления возраста несовершеннолетнего [8, с. 12].

Если при заключении судебно-медицинской экспертизы возраст несовершеннолетнего определён в пределах нескольких лет, т. е. минимального и максимального, то днём рождения такого подростка считается последний день года, установленного экспертом, а годом рождения считается минимальный год рождения, установленный экспертизой.

Таким образом, установление точного возраста несовершеннолетнего необходимо:

a) для решения вопроса о возможности привлечения его к уголовной ответственности;

b) для учёта несовершеннолетия виновного как обстоятельства, влияющего на степень и характер ответственности.

Выяснение условий жизни и воспитания, т. е. обстановки, в которой происходило и продолжается формирование личности несовершеннолетнего, необходимо:

- для выявления всей совокупности обстоятельств, способствовавших преступлению;

- для решения вопросов о мере пресечения и мерах исправления подростка (в частности, о возможности оставления его в семье);

- для принятия мер к предупреждению совершения преступления другими подростками [9, с.].

Кроме того, анализ условий жизни и воспитания несовершеннолетнего требуется и для решения вопроса об ответственности воспитателей, а также для выбора тактики проведения следственных действий с участием несовершеннолетнего обвиняемого.

Поэтому в ходе расследования уголовного дела следователю необходимо выяснить следующие данные:

1. Объективные условия жизни семьи (жилищные, материальные и т. д.).

2. Характеристика родителей и их отношение к воспитанию детей (имеет ли подросток обоих родителей, если нет, то по какой причине, какие отношения в семье, кто занимается воспитанием подростка и т. д.).

3. Бытовое окружение и связи подростка (круг друзей, знакомых, места, где он проводит свободное время).

4. Содержание воспитательной работы с несовершеннолетним по месту учёбы (работы) и жительства.

5. Характер мер, ранее принимавшихся компетентными органами по фактам неправильного поведения и правонарушений подростка.

Изучение и анализ вышеуказанных обстоятельств помогут не только правильно решить вопрос о степени общественной опасности несовершеннолетнего и мерах по его исправлению и перевоспитанию, но и принять меры профилактического характера, направленные на устранение отрицательного влияния на подростка его криминального окружения, взрослых подстрекателей, а в некоторых случаях и родителей, а также меры по улучшению организации досуга и воспитательной работы в школе.

В ст.89 УПК включено требование о выяснении степени интеллектуального, волевого и психического развития несовершеннолетнего [7, с. 98]. При выполнении данного требования следователь определяет, нет ли у подростка умственной отсталости, не связанной с душевным заболеванием, т. е. значительного отставания от нормального уровня интеллектуального развития данного возраста (по запасам знаний и представлений, по развитию эмоционально-волевой сферы и т. д.). Такая отсталость может быть результатом длительной болезни, которая привела к задержке психического развития данного подростка по сравнению с его сверстниками к тому, что, например, 14-летний подросток по своему интеллектуальному уровню соответствует ребёнку 10-11-летнего возраста.

Выполнение данного требования необходимо ещё и потому, что ч.3 ст. 27 УК РБ содержит специальную норму в отношении несовершеннолетних, согласно которой «не подлежит уголовной ответственности несовершеннолетнее лицо, которое достигло предусмотренного ч.1 и ч.2 настоящей статьи возраста, если будет установлено, что вследствие отставания в умственном развитии, не связанного с болезненным психическим расстройством, оно во время совершения общественно опасного деяния было не способно сознавать фактический характер или общественную опасность своего деяния» [6, с. 86]. Эта норма направлена прежде всего на то, чтобы установить психологическое состояние несовершеннолетнего.

Какие данные могут свидетельствовать о возможной умственной отсталости несовершеннолетнего, не связанной с душевным заболеванием?

В ходе расследования при допросе родителей, соседей, сверстников, воспитателей при истребовании характеристик выясняется, не было ли у обвиняемого аномалий развития в раннем возрасте, какие тяжёлые болезни им перенесены, как он учился (в частности, не учился ли он во вспомогательной школе), запас его знаний, способность логически мыслить, умение ориентироваться в ситуации, степень его внушаемости. Необходимо проанализировать и сам характер содеянного, последующее поведение несовершеннолетнего (раскаивается ли он в содеянном, стремится ли он исправиться или ведёт прежний образ жизни).

Если установлены данные, свидетельствующие об умственной отсталости несовершеннолетнего, то назначается судебно-психологическая экспертиза для исследования степени умственного развития подростка. Данная экспертиза назначается после того, как получены результаты психиатрической экспертизы о том, что подросток является вменяемым и не страдает каким-либо душевным заболеванием, но установлена определённая степень его умственной отсталости. Судебно-психиатрическая и судебно-психологическая экспертизы могут проводиться одновременно. В зависимости от заключения эксперта решатся вопрос об освобождении лица от уголовной ответственности, о смягчении наказания или применении принудительных мер воспитательного характера (Постановление № 3 Пленума Верховного Суда РБ от 28.06.2002 г.) [8, с. 12].

По каждому преступлению несовершеннолетних необходимо выяснить, не явилось ли оно результатом подстрекательства или принуждения со стороны взрослых.

Закон предусматривает уголовную ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления (ст.172 УК) и вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение – систематическое употребление спиртных напитков, сильнодействующих или других одурманивающих веществ, проституцию, бродяжничество, попрошайничество ( ст. 173 УК) [6, с. 449-454].

Исходя из материального закона в уголовном процессе необходимо обуславливать оба указанных вида преступного воздействия на несовершеннолетнего, чтобы в рамках одного уголовного дела решить вопрос о привлечении взрослых к уголовной ответственности. Вовлечение несовершеннолетних в антиобщественную деятельность проявляется путём возбуждения у несовершеннолетнего желания участвовать в преступлении путём физического и психического воздействия на него (уговоры, обещания, запугивание и т.п.), которое должно быть подтверждено в рамках уголовного дела соответствующими доказательствами.

В целях наиболее быстрого расследования преступления, совершённого несовершеннолетним, обеспечения его прав, исключения влияния взрослых подстрекателей закон предусматривает выделение уголовного дела в отношении несовершеннолетнего в отдельное производство. Однако, как и по обычным делам, такое решение возможно только при условии, если это не создаст препятствий для всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств уголовного дела (ст. ст. 165, 431 УПК) [7, с. 154, 333]. Если же указанное условие отсутствует, выделение дела недопустимо. В этом случае следователь обязан принять меры, исключающие отрицательное влияние взрослых обвиняемых на несовершеннолетнего.

Подстрекателями могут оказаться:

- лица, ранее судимые за совершение преступлений, вовлекающие несовершеннолетних в пьянство, наркоманию, занятие попрошайничеством, азартными играми;

- родственники, живущие за счёт преступного промысла несовершеннолетних.

При совершении преступления группой подростков должны быть выяснены обстоятельства формирования этой группы, роль каждого участника при совершении преступления.

Особое внимание при расследовании дел данной категории обращается на выявление причин и условий, способствующих совершению преступлений, что в свою очередь также относится к предмету доказывания (ст. 90 УПК) [7, с.99]. Причины и условия преступности связаны, как правило, с неблагоприятными условиями жизни и воспитания подростка, ослаблением социального контроля за поведением несовершеннолетних, несвоевременным реагированием на криминогенные ситуации и т. п.

Причины и условия, способствующие совершению преступлений несовершеннолетними должны выявляться с момента возбуждения уголовного дела вплоть до окончания предварительного следствия, при производстве всех следственных действий, а также путём производства обследований, истребования характеристик и иных документов.

Для выявления обстоятельств, способствующих совершению преступления, должны быть опрошены родители несовершеннолетнего, его учителя, воспитатели и другие лица, могущие дать нужные сведения, а также истребованы документы и проведены иные следственные действия.

Следователю необходимо выявить все обстоятельства, способствующие совершению преступления, которые существуют в семье, по месту учёбы, работы подростка и т. д.; при этом обязательно устанавливаются лица, по вине которых эти обстоятельства возникли и не были своевременно устранены, вносятся представления. При наличии оснований в отношении этих лиц возбуждаются уголовные дела, ставится вопрос о привлечении лиц к административной ответственности, лишении родительских прав и т.д.

Пределы доказывания по делам несовершеннолетних значительно расширены. Тщательное изучение и анализ перечисленных выше обстоятельств помогут не только правильно решить вопрос о степени общественной опасности несовершеннолетнего правонарушителя и мерах, которые необходимы для его исправления и перевоспитания, но и принять эффективные меры профилактического характера.

 

3.Особенности возбуждения и планирования расследования уголовных дел в отношении несовершеннолетних.

 

Расследование преступлений, совершённых лицами, не достигшими восемнадцати лет, производится только в форме следствия (ст.ст.181, 189 УПК) [7, с. 164, 173]. Полномо­чия органов дознания по данной категории исчер­пываются возбуждением дела и производством неотложных следственных действий по установле­нию и закреплению следов преступления: осмотра, обыска, выемки, освидетельствования, задержа­ния и допроса подозреваемых, допроса потерпев­ших и свидетелей. Производство этих следствен­ных действий должно быть закончено не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела. Если неотложные следственные действия выполнены до истечения десятидневного срока, орган дознания, не ожидая его окончания и указаний прокурора, обязан передать дело следователю.Об обнаружен­ном преступлении несовершеннолетнего и нача­том дознании орган дознания немедленно уведом­ляет прокурора [7, с. 164].

Из смысла статьи 182 УПК вытекает, что предварительное следствие по делам о преступлениях несовершеннолетних проводят согласно подследственности, определяемой по предметному признаку, следователи прокуратуры, органов предварительного следствия системы МВД, органов государственной безопасности и финансовых расследований [7, с. 164-167].

По делам о преступлениях несовершеннолетних обязательно производство предварительного следствия.

Качество и эффективность расследования преступлений несовершеннолетних во многом зависит от своевременности возбуждения уголовного дела. Это обусловлено необходимостью:

· быстро реагировать и пресекать преступную деятельность несовершеннолетних, которые нередко совершают подряд несколько преступлений под влиянием взрослых подстрекателей;

· предупредить создание иллюзии безнаказанности за совершённое преступление, как у несовершеннолетнего правонарушителя, так и у других подростков;

· не допустить «обработку» подростка взрослыми подстрекателями и организаторами для сокрытия следов совершённого преступления, а также их участия;

· как можно раньше начать положительное воспитательное воздействие на подростка [10, с. 48].

В соответствии со ст. 166 УПК РБ поводами для возбуждения уголовного дела служат: заявление о преступлении; явка с повинной; сообщение должностных лиц государственных органов, предприятий, организаций, объединений; сообщение о преступлении в средствах массовой информации; непосредственное обнаружение органом уголовного преследования сведений, указывающих на признаки преступления [7, с. 156].

Основаниями для возбуждения уголовного дела являются достаточные данные, указывающие на наличие в том или ином деянии признаков кон­кретного состава преступления, при отсутствии обстоятельств, исключающих производство по уголовному делу, и исчезновение лица, если в течение десяти суток с момента подачи заявления оперативно-розыскными мероприятиями, проведенными в этот срок, установить местонахождение лица не представляется возможным [7, с. 156].Учи­тывая объективную возможность исправления и перевоспитания несовершеннолетних правонару­шителей мерами воспитательного характера, зако­нодательство устанавливает ответственность несо­вершеннолетних с учетом их возрастных особен­ностей и характера совершенного преступления. Именно поэтому уголовное дело не может быть возбуждено, а возбужденное дело подлежит пре­кращению в отношении лица, не достигшего к мо­менту совершения общественно опасного деяния возраста, по достижении которого, согласно зако­ну, возможна уголовная ответственность.

В некоторых случаях целесообразнее возбуждать уголовное дело не в отношении конкретного лица, а по факту совершенного преступления. Это особенно необходимо, когда подросток, совершивший преступление, не достиг возраста, с которого он может быть привлечен к уголовной ответственности, но имеются все основания подозревать наличие взрослого соучастника.

В начале расследования уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних обычно возникают две общие типичные ситуации:

1) В первичных материалах, поступивших к следователю, содержаться данные, достоверно указывающие на совершение преступления несовершеннолетним.

Эта ситуация может иметь более частные разновидности:

-несовершеннолетний правонарушитель задержан на месте преступления или непосредственно после его совершения, или явился с повинной;

-потерпевшие, свидетели знают правонарушителя и называют его возраст.

2) В первичных материалах содержаться данные, дающие основание полагать, что преступление совершено несовершеннолетними или при их участии [11, с. 289-292].

Указанные данные могут содержаться в сведениях, полученных при осмотре места происшествия (например: специфичный для несовершеннолетнего предмет преступного посягательства, способ и обстановка его совершения). На месте происшествия могут быть обнаружены следы рук, обуви, оставленные или принесённые преступником предметы, позволяющие сделать предположение о личности правонарушителя.

Данные для подобных предположений содержатся и в показаниях потерпевших, свидетелей, которые, не зная преступников, утверждают, что по внешнему виду, поведению они были, видимо, несовершеннолетними.

Во второй ситуации при выявлении и фиксации следов и иной информации по делу особое внимание уделяется собиранию и анализу таких сведений, которые не только подтверждают совершение расследуемого преступления несовершеннолетним, но и позволяет установить круг лиц, среди которых нужно искать преступника и где. Для этого необходимо умело анализировать криминалистическую информацию, полученную в ходе выполнения неотложных следственных действий. После розыска и задержания подозреваемого тщательно выясняются обстоятельства, перечисленные в ст.89 УПК РБ [7, с. 98].

При наличии поводов и достаточных оснований для возбуждения уголовного дела в отношении несовершеннолетнего следователь в кротчайший срок должен принять решение о возбуждении уголовного дела, т. к. промедление при решении этого вопроса может привести:

· к совершению несовершеннолетним новых, часто более тяжких преступлений, чем первое;

· к утрате доказательств и оказанию «давления» со стороны взрослых организаторов и подстрекателей.

Планирование расследования. При видимой простоте большинства дел несовершеннолетних они характеризуются большим объёмом и трудоёмкостью следственных действий, связанных, в частности, с групповым характером большинства дел, более широким кругом обязательных версий, необходимостью исследовать условия жизни и воспитания, учитывать психологию подростков. План первоначальных следственных действий по делам несовершеннолетних следователь обязан составить немедленно после возбуждения уголовного дела в нём должны найти отражение мероприятия, направленные на уточнение всех обстоятельств совершённого преступления, в том числе, способа совершения преступления и другие. Особое внимание следует уделять выявлению возможной причастности к общественно опасным действиям несовершеннолетнего других лиц. По этой причине сразу после возбуждения уголовного дела выдвигаются версии о наличии взрослого подстрекателя, других соучастников.

План расследования уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних разрабатывается с учётом особенностей первоначальных следственных ситуаций, их информационной насыщенности, а также исходя из того, задержан преступник или нет. При этом в плане должно быть предусмотрено выяснение всей совокупности необходимых обстоятельств, предусмотренных ст.89 УПК [7, с. 98].

Если виновный на момент возбуждения уголовного дела не установлен, следователь в результате ознакомления с обстановкой места происшествия, следами и иными вещественными доказательствами зачастую может сделать предварительный вывод о возрасте субъекта преступного посягательства: взрослым или подростком совершено преступление.

Следователю приходится сложнее, если обстановка места происшествия не представляет особой типичной картины преступления, совершённого подростком. Однако и в такой ситуации следователь выдвигает версии о совершении преступления несовершеннолетним.

В случае если правонарушитель задержан, то, прежде всего, в соответствии со ст.89 УПК [7, с. 98] следователь обязан установить возраст несовершеннолетнего. Одновременно собираются все возможные доказательства, относящиеся как к самому факту преступления, так и к личности несовершеннолетнего, мотивам правонарушения и роли в его совершении несовершеннолетнего (если преступление было групповым).

Кроме того, принимаются меры к выяснению условий жизни и воспитания задержанного подростка, причин и условий, способствовавших совершению этого преступления.

При получении данных, указывающие на умственную отсталость, то проводятся соответствующие экспертизы.

Если подозреваемый не задержан, то наряду с выявлением и фиксацией всех следов преступления, сбором других данных, основной задачей является розыск и задержание правонарушителя.

План расследования на первоначальном этапе должен предусматривать проверку не только обычных версий, свойственных расследованию преступлений, но и таких версий как:

· является ли подозреваемый несовершеннолетним;

· совершил ли он преступление один или в группе;

· нет ли в этой группе взрослых организаторов, подстрекателей;

· не было ли совершено несовершеннолетним подозреваемым аналогичных нераскрытых, либо ещё не выявленных преступлений [12, с. 94].

После производства первоначальных следственных действий составляется развёрнутый план расследования преступления.

Таким образом, по делам о преступлениях несовершеннолетних обязательно производство предварительного следствия. Правильное решение вопроса о возбуждении уголовного дела о преступлениях несовершеннолетних – важная предпосылка качественного исследования его обстоятельств. Производство неотложных следственных действий – ответственный момент расследования преступлений несовершеннолетних, во многом предопределяющий его дальнейший успех.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.