Сделай Сам Свою Работу на 5

В области зашиты интересов несовершеннолетних





Необходимость в особой защите ребенка была предусмотрена в «Декларации прав ребенка», принятой на Генеральной Ассамблее ООН в 1959 году, во «Всеобщей декларации прав человека» принятой ООН в 1948 г. (ст. 25), в «Международном пакте о гражданских и политических правах» 1966 г. (ст. 23 – 24) и в «Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах» 1966 г. (ст. 10).

В развитие указанных документов, мировое сообщество приняло ряд специальных документов, гарантирующих права и интересы детей. Прежде всего, это «Конвенция ООН о правах ребенка» 1989 г. и «Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей» 1990 г.

Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. [14]

Российская Федерация в последние годы принимает определенные меры охраны и защиты прав несовершеннолетних. Исходным национальным актом при этом является Конституция РФ, установившая в ст. 38, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Отечественное законодательство приводится в соответствии с общепризнанными международными актами в области прав ребенка и прежде всего с положениями Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г.



В Конвенции 1989 г. использованы положения Декларации о социальных и правовых принципах, касающиеся защиты и благополучия детей, особенно при передаче их на воспитание, или при усыновлении на национальном и международном уровнях 1986 г., Минимальных стандартных правил ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних 1985 г. («Пекинские правила») и «Декларации о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов» 1974 г.

«Конвенция ООН о правах ребенка» дополняется рядом иных международно-правовых документов, защищающих права несовершеннолетних. В их числе: «Конвенция о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей» 1980 г., Гаагская «Конвенция о защите детей и сотрудничестве в области межгосударственного усыновления» 1993 г., «Конвенция о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами» 1950 г., «Конвенция о защите прав человека и основных свобод» (Рим, 4 ноября 1950 г.) и другие.



В «Конвенции ООН о правах ребенка» предусматривается необходимость защиты ребенка от следующих угроз и посягательств:

1) произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь или посягательства на честь и достоинство (ст. 16);

2) всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации (ст. 19);

3) экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию (ст. 32);

4) незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ (ст. 33);

5) всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения (ст. 34);

6) всех других форм эксплуатации, наносящих ущерб любому аспекту благосостояния ребенка (ст. 36);

7) бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания (ст. 37).[15]

До 2000 года действовали основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ (Национальный план действий в интересах детей).

Так, в важнейшем документе об охране детства — Федеральном Законе от 24 июля 1998 г. № 124 – ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» в развитие конституционных положений говорится: «Целями государственной политики в интересах детей являются:



1) осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений;

2) формирование правовых основ гарантий прав ребенка;

3) содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры».[16]

Для решения указанных задач приняты специальная программа «Дети России» и Федеральный закон от 24 июня 1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Одним из обязательных элементов комплекса мер по охране и защите детей является криминализация деяний, посягающих на права и законные интересы несовершеннолетних, разрушающих общепринятые семейные ценности, посягающих на права и интересы членов семьи.

Так же были приняты Семейный кодекс РФ, Федеральный закон (ред. от 24 июля 2009 г.) «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей» и другие нормативные правовые акты.

Приказом Минобрнауки России от 23 мая 2011 г. № 1681 утверждена примерная программа подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах.

В целях формирования государственной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761 утверждена Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 – 2017 гг.[17]

Для защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, пострадавших от семейного насилия и жестокого обращения, используются гражданско-правовые, административные и уголовно-правовые механизмы привлечения виновных к юридической ответственности.

Кодекс РФ об административных правонарушениях содержит ряд новелл, направленных на защиту детей от отсутствия заботы и ненадлежащего обращения. Так, вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения рассматривается в качестве обстоятельства, отягчающего административную ответственность. В ст. 5.35 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних.

Понятие преступлений против семьи и несовершеннолетних можно рассматривать в узком и широком смысле. В первом значении оно употребляется в главе 20 УК РФ. Специальная глава УК РФ, посвященная охране семьи и несовершеннолетних, выделена впервые. В нее включены составы преступлений, имевшиеся в УК РСФСР, а также новые составы преступлений, например неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего (ст. 156).

Ряд преступлений, ответственность за которые предусмотрена в данной главе, посягают на нормальное физическое и психическое развитие несовершеннолетних (ст. 150, 151, 151.1, 156; ч. 1 ст. 157). Другие преступления связаны с нарушением важных интересов семьи (ст. 153 – 155; ч. 2 ст. 157). [18]

Устименко отмечает: «Образование специальной нормы в уголовном праве связывают с необходимостью вычленения из них объекта посягательства общей нормы более узкой сферы общественных отношений, которые ставятся под самостоятельную охрану». [19]

В УК РФ в других главах также имеются нормы призванные содействовать уголовно-правовой охране семьи и несовершеннолетних. Они, при широком толковании, также могут быть отнесены к категории устанавливающих защиту интересов семьи и несовершеннолетних.

Зачастую дети или их юридические представители ничего не могут сделать для защиты прав ребенка на национальном уровне, в такой ситуации не только возможно, но и необходимо обращение в международные институты защиты прав человека. Данное право устанавливается часть 3 статьи 46 Конституции Российской Федерации. В ней предусматривается право каждого гражданина на обращение в международные органы защиты прав человека в том случае, когда все средства правовой защиты, доступные ему внутри государства, были исчерпаны.[20]

Таким образом, функционирование правовой системы в Российской Федерации основывается не только на принципах, установленных внутренним законодательством, но и на общепризнанных стандартах, существующих в международном сообществе. «Институт прав человека стал тем центром, который сфокусировал в себе все основные проблемы современности как глобального, так и национального уровня».[21]

Международное сотрудничество в области прав человека имеет ряд успехов и достижений. Сложилось четкое представление относительно общепризнанных прав человека, накоплен основной массив международных стандартов, создана сеть международных механизмов и процедур в области защиты прав человека, широкое распространение получила практика привлечения неправительственных организаций к обсуждению в системе Организации Объединенных Наций вопросов, связанных с правами человека. [22]

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.