Сделай Сам Свою Работу на 5

Процессы мышления при решении задач





Процесс мышления обычно начинается с того, что у человека возникает потребность справиться с каким-нибудь затруднением, что- либо понять, разрешить какую-нибудь задачу. Иначе говоря, мышление всегда начинается с вопроса.

Понять задачу — это прежде всего значит правильно поставить вопрос, для чего иногда требуется немалая мыслительная работа. Но когда это сделано, тем самым уже осуществлён первый шаг на пути решения задачи.

В зависимости от характера самой задачи процесс решения может осуществляться различными способами. Наиболее типичный и часто встречающийся ход мыслительного процесса при решении задачи заключается в намечании гипотез, т. е. предположений о том, как должна решаться задача, и в проверке этих гипотез. Вернувшись вечером домой, я прохожу к столу и поворачиваю выключатель настольной лампы. Лампочка не загорается. В чём дело? Где причина? Возникла задача, и начинается работа мысли для разрешения её. Выдвигаются и проверяются различные гипотезы. Может быть, перегорела пробка? Поворачиваю выключатель потолочной лампы: она загорается. Значит, пробка в порядке. Может быть, перегорела лампочка? Вывинчиваю лампочку и осматриваю её: нет, волоски целы. Вероятно, испортился штепсель.
Вооружившись отвёрткой, снимаю розетку, обнаруживаю, что действительно перегорел предохранитель в штепселе. Задача решена.
В этом примере проверка гипотез осуществлялась путём практического действования, опирающегося, однако, на мыслительные процессы. Гипотеза о повреждении лампочки проверялась прямым путём: путём восприятия я убедился в целости волосков. Гипотеза же о том, что перегорела пробка, проверялась косвенным путём, опосредствованно. Вместо того чтобы вывинчивать пробку и осматривать её, я ограничился тем, что повернул выключатель другой лампочки и путём умозаключения убедился в целости пробки: если бы перегорела пробка, не могла бы загореться и потолочная лампа. Умозаключение сильно упростило осуществление практической проверки.
В других случаях проверка гипотез целиком осуществляется мысленно, «в уме».
В моём распоряжении два часа. За это время я должен побывать в нескольких местах, расположенных в разных частях города. В какой последовательности посетить эти места и какими средствами сообщения воспользоваться, чтобы поспеть к сроку? Какой составить план действий? Такие задачи приходится решать постоянно. Решение и здесь сводится к последовательному намечанию гипотез, т. е. возможных планов действий. Но по смыслу дела в подобных задачах нельзя попробовать в действительности каждый из намеченных планов и потом уже сделать выбор. Испытание планов должно быть произведено мысленно.





Осуществление умственного эксперимента предполагает действие воображения и мышления: с одной стороны, нужно возможно точнее и нагляднее представить себе ситуацию, с другой — нужно сделать умозаключение о том, какой результат должен вытекать из данной ситуации.

Условием успешного решения всякой задачи является наличие необходимых знаний. При отсутствии знаний по электротехнике невозможно было бы в нашем первом примере ни наметить гипотезы, ни проверить их, так же как во втором примере невозможно было бы сделать это без знания расположения улиц и трамвайных маршрутов.
Но одного наличия знаний недостаточно. Необходимо ещё уменье мобилизовать эти знания в нужный момент, уменье применить их. Можно хорошо знать главу об электричестве в учебнике физики и всё же быть совершенно беспомощным при решении такой задачи, которая дана в нашем примере.
Наличие знаний и уменье владеть ими — необходимые предпосылки продуктивной работы мысли и развития ума.

Качества Ума

Стремясь к развитию и воспитанию ума, надо принимать во внимание отдельные его качества. Наиболее важны из них следующие.
1. Критичность ума, т. е. уменье строго оценивать работу мысли, тщательно взвешивать все доводы за и против намечающихся гипотез и подвергать эти гипотезы всесторонней проверке. Человек с некритическим умом склонен первое пришедшее ему в голову решение задачи рассматривать как окончательное. Показателем же критичности yмa является уменье смотреть на свои предположения как на гипотезы, нуждающиеся в проверке, отбрасывать те из них, которые этой проверки не выдержали, отказываться от начатых действий, если обнаруживается, что они не соответствуют условиям и требованиям задачи. Критический ум — это дисциплинированный, «строгий» ум.
Люди с живым и богатым воображением должны особенно заботиться о воспитании в себе подлинной критичности ума. Богатое воображение в соединении со строгой и дисциплинированной мыслью составляет основу творческой деятельности. Воображение, не дисциплинируемое критическим умом, может сделать человека фантазёром, живущим несбыточными проектами и невыполнимыми планами.
2. Гибкость ума, под которой разумеется свобода мысли от предвзятых предположений и шаблонных способов решения, способность находить новые решения при изменении обстановки и условий задачи.
Гибкость ума выражается не только в свободе от сковывающего влияния трафаретных приёмов, но и в уменье разнообразить попытки решения, не повторять тех попыток, неправильность которых уже обнаружилась. Многие люди плохо справляются с решением задач, главным образом, потому, что в поисках решения они снова и снова возвращаются к способу, который первым пришёл им на ум, хотя всякий раз убеждаются в том, что этот способ ни к чему не приводит. Здесь обнаруживается своего рода «инертность» мысли: человек не умеет сдвинуть свою мысль с того пути, по которому она однажды пошла.
3. Широта мысли, выражающаяся в уменье охватить весь вопрос в целом, не теряя в то же время из виду всех существенных для дела частностей и деталей.
Успешность решения сложной задачи всегда зависит от того, насколько удаётся одновременно охватить мыслью все данные этой задачи, насколько удаётся, исходя из одной группы данных, не забывать в то же время о тех требованиях, условиях, ограничениях, которые вытекают из других данных. Значительная часть трудностей и ошибок, наблюдаемых при решении сложных математических задач, определяется именно неуменьем охватить сразу все данные задачи.



ВОЛЕВЫЕ СВОЙСТВА

Действия человека исходят из определённых мотивов и направлены на определённые цели. Мотив — это то, что побуждает человека к действию; цель — то, чего человек стремится достигнуть в результате этого действия.
Исходным побуждением к деятельности является потребность, т. е. испытываемая человеком нужда в чём-либо. Можно различать потребности материальные — потребность в пище, одежде, жилище и т. п.— и духовные, или культурные,— потребность в с людьми, потребность в образовании, в книге, в и т. д.

Потребность вызывает стремление к удовлетворению её

Желанием называется осознанное стремление к определенному объекту, к определённой цели.

Действенные желания и лежат в основе волевой деятельности человека.

В каждом действии в какой-то мере проявляется «воля» и чем выше произвольность, т. е. сознательная целенаправленность действия, тем сильнее проявление воли.
Воля — та сторона психики, которая проявляется в сознательных и целенаправленных действиях. Волевые действия в собственном смысле — это действия, которые связаны с преодолением внутренних или внешних препятствий.
И в обиходной жизни о проявлениях воли говорят лишь тогда, когда приходится преодолевать препятствия. Внутренние препятствия к совершению действия возникают в тех случаях, когда имеется конфликт, столкновение противоречащих друг другу побуждений: хочется спать, но нужно вставать с постели, чтобы не опоздать; хочется продолжать весёлый и увлекательный разговор, но сознаёшь, что надо уйти и сесть за работу. Воля проявляется в уменье заставить себя сделать то, что признаёшь нужным, подавить те желания и влечения, которые этому препятствуют. Воля — это прежде всего власть над собой, управление своими действиями, сознательное регулирование своего поведения.
С другой стороны, воля проявляется в преодолении внешних препятствий: трудностей работы, разного рода помех, сопротивления других людей и т. д. Человек сильной воли умеет добиваться поставленной цели и доводить дело до конца., он умеет владеть своими желаниями, эмоциями, поступает всегда решительно, осознанно и ответственно.

Внушаемостью называется лёгкая подверженность чужим влияниям.
Сознательный человек следует чужим советам, когда он уверен в правильности их, понимает, что они соответствуют его взглядам и убеждениям. Внушаемый человек поддаётся любому совету; при некотором старании его можно уговорить совершить поступок, который никак не согласуется ни с его взглядами, ни с его намерениями.
Внешнюю противоположность внушаемости образует негативизм, т. е. немотивированное стремление действовать наперекор другим. Негативизм выражается в желании во что бы то ни стало поступать по-своему и во внутреннем противодействии тому, чтобы послушаться какого-либо совета или указания, исходящего от другого человека.
Негативизм, так же как и внушаемость,— признак слабости, а не силы воли. В обоих случаях человек лишён подлинной сознательности поступков и руководствуется не оценкой по существу получаемых им советов и указаний, а слепой тенденцией слушаться их — при внушаемости — или противоречить им — при негативизме.
. Решительность, под которой разумеется способность своевременно принимать устойчивые решения.
Не следует смешивать решительность со склонностью «быстро решать». Торопиться с принятием решения без наличия достаточных данных в тех случаях, когда обстоятельства не требуют немедленного действия,— признак слабости, а не силы воли. Такая торопливость наблюдается нередко как раз у людей нерешительных; для них принять решение — мучительная операция, от которой они стремятся возможно скорее избавиться. Подлинная решительность предполагает уменье задержать решение, если это позволяют обстоятельства, до того момента, когда оно может быть вынесено с наибольшим знанием дела и уверенностью.» Решительный человек твёрд в принятых им решениях, тогда как человек нерешительный постоянно колеблется — и до принятия решения, и после него. Страх перед всяким окончательным шагом заставляет нерешительного человека сначала откладывать решение, а затем бесконечно пересматривать и отменять его.

Владение собой. Эта сторона воли проявляется в двух направлениях. Во-первых, в уменье заставить себя выполнить принятое решение, поборов для этого противодействующие побуждения: страх, лень, застенчивость и т. п. В жизни именно это волевое качество чаще всего называется силой воли. Без него невозможны не только выдающиеся подвиги мужества, но и самые обыдённые проявления добросовестности и прилежания. Во-вторых, владение собой проявляется в уменье сдерживать нежелательные обнаружения чувств и аффектов и не допускать импульсивных действий. В этом смысле говорят о выдержке и самообладании человека.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.