Сделай Сам Свою Работу на 5

Занятие 4. Анализ потребительского поведения (2 часа)





1. Два подхода к анализу потребительского поведения

2. Функция полезности. Общая и предельная полезности. Законы Госсена

3. Порядковая теории полезности. Кривые безразличия. Оптимальный выбор потребителя

Полезность блага –это способность экономического блага удовлетворять одну или несколько человеческих потребностей.

Кардиналистская (количественная) полезность – субъективная полезность блага, от потребления которой потребитель получает удовлетворение, измеренное в абсолютных величинах (У. Джевонс, к. Менгер, Л. Вальрас).

Общая (совокупная) полезность (TU) –количественная оценка полезности (в ютилах) любого потребляемого им блага или набора благ (Рис.6 а)).

Предельная полезность (MU) - полезность дополнительной единицы потребляемого блага (Рис. 6 б)).

 

 

Рис. 6. Общая и предельная полезность

Ценность блага – полезность, выраженная в денежных единицах.

Первый закон Госсена: чем больше потребление некоторого блага, тем меньше предельная полезность данного блага, а общая полезность возрастает замедленно.

 

Таблица 1

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ ИНДИВИДУУМА



 

Критерием правильности потребительского выбора является не со-вокупная и даже не предельная полезность, а предельная полезность на 1 у.е. затрат (MU/P).

 

Второй закон Госсена: для максимизации полезности потребитель должен таким образом распределить свой ограниченный бюджет, чтобы предельные полез­ности на один рубль, затраченный на последнюю единицу каждого това­ра, равнялись бы между собой


а сумма всех затрат потребителя на товары и услуги плюс сбережения (S) соответствовала его денежному доходу (R), т.е.

 

 

Ординалистская (порядковая) полезность – субъективная полезность блага, от потребления которой потребитель получает удовлетворение, измеренное по порядковой шкале (Ф.Эджуорт, В. Парето, И. Фишер).

Кривая безразличия показывает различные комбинации двух экономических благ, имеющих одинаковую полезность для потребителя (табл.1, рис. 7).

Таблица 1

Покупки Продукты питания Промышленные товары
1. A
2. B 55 - max
3. C 40-max

 

 

Рис.7. Кривая производственных возможностей в двухмерном пространстве



 

Количество товара 1 (g1)

Рис. 7.1. Товары – совершенные заменители

 

Количество товара 1 (q1)

Рис7.2. Товары, совершенно дополняющие друг друга

 

Рис.7.3. Нежелательный товар

 

Рис.7.4. Нейтральный товар

Бюджетное ограничение показывает, какие потребительские наборы можно приобрести за данную сумму денег (рис. 8).

 

 


 

Рис.8. Линия бюджетного ограничения

 


Рис.8.1. Смещение бюджетной линии потребителя

 

Равновесие потребителя достигается в том случае, когда набор приобретенных им товаров или услуг приносит максимальное удовлетворение его потребностей при заданном бюджете (рис.9).

Оптимальный набор товаров и услуг (точка оптимума – на графике точка В) должна отвечать двум правилам:

1. Эта точка должна находится на бюджетной линии.

2. Оптимальный набор должен предоставлять потребителю из двух рассматриваемых товаров их наиболее предпочтительное сочетание.

 

Рис. 9. Положение равновесия потребителя

 

Эффект дохода – воздействие, оказываемое на спрос потребителя за счет изменения реального дохода, вызванного изменением цены блага.

Эффект замещения – изменение структуры потребительского спроса в результате изменения цены одного из товаров, входящих в потребительский набор.

Норма, в которой человек готов заменить одно благо на другое так, чтобы общий уровень его удовлетворенности остался неизменным, на­зывается предельной нормой замещения (marginal rate of substitution — MRS).

Товар Гиффена– это товар, занимающий большое место в бюджете малоимущих потребителей (малоценный или низкокачественный товар), спрос на который при прочих равных условиях изменяется в том же направлении, что и цена, поскольку эффект дохода превышает эффект замещения (рост цен вызывает увеличение спроса).



 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.