Сделай Сам Свою Работу на 5

В СВОЕМ ПОВЕДЕНИИ В ЖИЗНИ НУЖНО ПРИДЕРЖИВАТЬСЯ





В.Э. Мильман

 

МОТИВАЦИЯ ТВОРЧЕСТВА И РОСТА

 

Введение. Мотивация и творчество .......................................................................3

 

Глава 1 Характер и типы основных мотивов личности.

 

Понятие мотива...................................................................................... 5

Мотивы-интересы.................................................................................. 6

Мотивы-личностные направленности............................................…. 8

Мотивы-функциональные побудительные тенденции личности .. 9 Выводы ……………………………………………………………….. 13

 

Глава 2. Производительная и потребительная побудительные тенденции

личности.

Основные экономические процессы в человеческой деятельности…. 14

Производительная и потребительная системы ценностей.............…… 18

Производительные и потребительные виды

человеческой активности ……………………………………………. 23

Обменные процессы в человеческой активности………………….. 26

Соотношение мотива и цели как структурообразующий фактор…… 28

Производительно и потребительно направленная личность

в психологической теории.................................................................…... 30

Выводы …………………………………………………………………. 32



 

Глава 3. Диагностика мотивационной сферы личности.

 

Типология мотивов и психодиагностика

мотивационной сферы личности.........................................................… 33

Метод измерения мотивационной структуры личности.................….. 36

Типы мотивационных профилей личности................................……… 40

Выводы ………………………………………………………………… 47

Приложения …………………………………………………………….. 48

 

 

Глава 4. Мотивационные характеристики и характер деятельности.

 

Мотивационные характеристики в различных возрастных,

социальных и профессиональных группах…………………………… 60

Соотношение "прогрессивного" и "регрессивного" мотивационных

профилей в различных жизненных проявлениях ……………………… 63

Возраст и мотивация …………………………………………………….. 63

Пол и мотивация…………………………………………………………. 64

Род деятельности и мотивация ………………………………………….. 66

"Экспрессивный", "импульсивный" и "уплощенный" типы мотива-

ционного профиля в различных жизненных проявлениях ……………. 67



Эмоциональный профиль и жизненные параметры …………………… 69

Выводы …………………………………………………………………… 71

 

Глава 5. Мотивационные факторы творческой, рабочей и учебной

активности и их эволюция у молодежи………………………………

 

Достижение успеха, творчество и мотивация……………………………72

Мотивационный профиль и интеллектуальная активность……………. 74

Мотивационный профиль и установки на учение…………………….. 74

Мотивационный профиль и профессиональная ориентация……………75

Эволюция мотивационной сферы личности..................…………….….. 80

Выводы ……………………………………………………………………..85

 

Литература

 

 

 

Введение

МОТИВАЦИЯ И ТВОРЧЕСТВО.

 

Творчество понимается обычно как "процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности …новую реальность, удовлетворяющую многообразным общественным потребностям" (41). Здесь отмечается три основных момента: 1. Творчество – это деятельность. 2. Ее продуктом является новая реальность. 3. Эта реальность удовлетворяет определенным социальным потребностям.

Это определение соответствует узкому пониманию творчества – объективного творческого процесса; это понимание связано с наличием третьего момента. В то же время, если считать творческим продуктом только тот, который удовлетворяет определенные социальные потребности, то в этом случае отсекаются многочисленные ситуации субъективного индивидуального творчества, создающего значимую новую реальность для самого индивида. А такое, субъективное творчество, играет важнейшую роль в индивидуальном развитии, будь то ребенок, учащийся или любой человек, открывающий новые, значимые для него истины. Кроме того, субъективный творческий результат всегда предшествует объективному результату, который выступает как конечный продукт последовательности субъективно значимых открытий. Бывает и так, что субъективный творческий продукт изначально является объективным, социально значимым,но реально становится таковым после того, как социум его заметит и признает.



Несомненно, в жизни имеет место и объективное и субъективное творчество.

Соответствующие творческие процессы имеют много общего, так же как и существенные различия; в первую очередь, это относится, повидимому, к тому, что обеспечивает получение творческого результата – знаниям, умениям, характеру и объему вложенного труда. Повидимому, имеется общее и различное и в мотивации творческой активности.

Когда мы задаемся вопросом, какие мотивационные структуры инициируют и поддерживают творческую активность, мы приходим к одной из двух точек зрения. Первая точка зрения считает, что индивидуальная творческая активность побуждается некоторой определенной мотивационной структурой. Это может быть, например, специфическая познавательная или мыслительная потребность, или менее специфическая, но вполне реальная потребность в самоактуализации, самовыражении. В данном подходе важно то, что это определенная мотивационная структура, "ответственная за творчество" в структуре личности. В соответствии с этой точкой зрения изучение мотивации творческой активности должно заключаться в выяснении того, какие специфические внутренние механизмы лежат в ее основе, как она взаимосвязана с другими параметрами и свойствами личности, как она формируется и угасает. Общая картина, соответствующая данной точке зрения такова: в структуре личности существует специальный "блок творчества" и относительно самостоятельные "обслуживающие" структуры, обеспечивающие его формирование, строение и функционирование.

Согласно второй точке зрения творческая активность изначально афферентируется устойчивым соотношением конкретных мотивационных структур, взаимосвязь которых порождает новое мотивационное качество, воплощающееся в иерар-хической мотивационной системе, в которой конкретные мотивы вливаются в более общие побудительные структуры, становящиеся общими жизненными принципами. Такой подход характерен для А.Маслоу, выделившему и описавшему разные жизненные стили: по "дефицитарному" и "развивающему" принципам. Сходная позиция реализуется Э.Фроммом, описавшим психологические и поведенческие проявления у личностей, ориентированных на один из двух основных способов существования – по принципу обладания или бытия.

Повидимому, объективный и субъективный творческий процессы могут моти-вироваться каждый в соответствии с одной из этих мотивационных схем. Объективное творчество по своей природе более прагматично и технологично в сравнении с субъективным творчеством. Оно, в принципе, может реализовываться в соответствии с более или менее узкими целями, включая корыстные. При этом могут использоваться достаточно рутинные средства, а результаты будут вполне новыми и социально значимыми. Это может быть характерно, например, для изобретательской деятельности, которая в настоящее время в достаточной степени поддается автоматизации, или для управленческой. Творческая активность объективного типа, в принципе, может мотивироваться достаточно узкой мотивацией.

Творчество в широком смысле, субъективное творчество более интуитивно и гуманистично в сравнении с объективным творчеством Его цели изначально более широкие и глубокие, в познавательном и социальном смысле. Субъект такого творческого процесса склонен к использованию нетривиальных средств, которые часто может сам создавать или совершенствовать. Наиболее характерные образцы детского творчества, включая познание мира и саморазвитие, являются примерами именно такого творческого процесса. Творческая активность субъективного типа должна афферентироваться мотивацией широкого типа, смыкающейся с соответствующими характеристиками образа жизни, например, в соответствии с развивающим принципом по Маслоу, или принципом бытия по Фромму. Существуют и другие мотивирующие принципы как узкого, так и широкого характера; это связано с наличием мотивационных структур разных уровней в общей мотивационной структуре личности.

 

Глава 1.

 

ХАРАКТЕР И ТИПЫ ОСНОВНЫХ МОТИВОВ ЛИЧНОСТИ.

 

 

.

 

 

Понятие мотива.

 

Для психологии в существенно большей степени, чем для других наук - философии, физиологии, кибернетики, присуща необходимость интерпретировать понятия естественного языка. Может быть, наиболее отчетливо это проявляется на понятии мотива,мотивации. В значительной степени это, видимо, связано с тем, что это отнюдь не единственное понятие, отражающее побудительные силы человека: потребность, направленность, интерес, цель... Разные мотивирующие факторы связаны, в первую очередь, с разными компонентами и уровнями общей побудительной структуры личности.Это отразилось в соответствующих определениях и типологиях. Если проанализировать наиболее характерные определения мотива, то можно увидеть, что он рассматривается в обобщенном виде как побудительный стимул, связанный с другими компонентами деятельности, чаще всего с потребностью. Приведем некоторые из них.

Д.Н.Узнадзе (1940): “В случае, когда удовлетворение потребности затрудняется, когда потребность непосредственно не реализуется, она проявляется в сознании субъекта в виде специфического содержания. Со стороны субъекта оно переживается в виде чувства не­удовлетво­ренности, содержащем в себе моменты возбуждения и напряжения, а с объектив­ной стороны - в виде определенных предметных содержаний, побуждающих к дейст­вию.” [13,c.369].

А.Маслоу (1954): “Мотив выражается в состоянии физиологического разбалансирова­ния потребности... Реакция мотивированного поведения состоит в действиях, направлен­ных на устранениe разбалансирования” [19,c.36].

Д.МакКлелланд (1951): "Мотивом становится сильная аффективная ассоциация, характеризующаяся предвосхищением целевой реакции и основанная на прошлой ассоциа­ции определенных признаков с удовольствием или болью" [20,c.466].

А.Врум (1964): “Мотив - это процесс, управляющий выбором, который совершает индивид среди альтернативных форм произвольной активности” [21,c.147].

К.Обуховский (1972): “Мотив - вербализация цели и программы, дающая возможность данному лицу начать определенную деятельность” [11,c.19].

А.Н.Леонтьев (1966): “Мотив - объект (воспринимаемый или только мыслимый, пред­ставляемый), в котором конкретизируется потребность и который образует ее предметное содержание” [5,c.25].

Общее представление, создающееся на основе этих определений (а в общей сложности их значительно больше) достаточно неконкретно, разнородно: с одной стороны в нем мотив отождествляется с потребностью (А.Маслоу), с другой - сводится к мотивировке, осознанию цели (К.Обуховский). В этом контексте определение А.Н.Леонтьева в значительной степени конкретизирует понимание мотива, вводя его в непосредственно деятельностный контекст, связывая его с основным предметом деятельности, хотя, повидимому, полное отождествление мотива с предметом сужает его интерпретацию.

Прояснению связи теоретического аспекта анализа мотивации с другими аспектами, в частности, психодиагностическим и прогностическим, может способствовать обращение к другому аспекту анализа мотивов - типологическому. К настоящему времени описано столько мотивационных типологий, что наряду с типологией мотивов можно представить определенную типологию типов мотивационных структур, среди которых можно выделить:

Мотивы-интересы,

Мотивы-направленности личности,

Мотивы-функциональные тенденции.

 

Они отличаются следующими характерными признаками:

Во-первых, степенью глубины – поверхностности тех субъективных содержаний, которые составляют объективный смысл мотива. Так, предмет такой мотивации как гурманство, составляют пищевые структуры; они достаточно четко определяемы и лежат на поверхности феноменального поля субъекта. В противоположность, например, стремлению к счастью, которое представляет собой глубоко лежащее и разноречивое образование, доходчиво не описанное в науке.

Во-вторыхширотой объективной действительности, на которую распространяется их действие. Одни мотивы не выходят за рамки более или менее очерченной сферы, например, социальной, товарной, мира идей или определенного круга предметов и действий. Другие мотивы не знают границ, даже в пределах всего мироздания.

В-третьих, устойчивостью – ситуативностью возникновения и реализации мотива.Устойчивость в большей степени зависит от характеристик субъекта, динамических параметров его мотивации, порождаемых потребностью (1); ситуативность определяется преимущественно параметрами деятельности, валентностью ее объектов для субъекта [ ].

В-четвертых, характером действительности, в которой помещается побудительный фактор. В принципе, их можно разделить на три группы, опираясь на характер преимущественного побуждающего момента:

1. Побуждающий фактор заключен в определенной сфере объективной действительности, конкретно говоря - в объекте.

2. Побуждающий фактор - желаемое субъективное состояние.

3. Побуждающее начало - определенная форма активности, тип предпочитаемого поведения.

Строго говоря, с позиции общей структуры деятельности, во всех трех случаях побудительный фактор представляет собой именно объект – ту сферу действительности, с которой оперирует субъект. Особенно отчетливо это проявляется в мотивах-интересах.

 

Мотивы-интересы.

Людям присуще большое количество различных интересов, от вполне понятных и разделяемых практически каждым человеком, до внятных только самому их обладателю. Поэтому существует большое число типологий соответствующих побудительных факторов.

Вопрос о том, что заставляет человека жить и действовать определенным образом, стремиться к тем или иным переживаниям и сферам жизнедеятельности, всегда занимал мыслителей и представителей искусства, а начиная, возможно с У.Мак-Дауголла, предложившего и эмпирически обосновавшего в начале прошлого века достаточно объемный список “инстинктов”, которым подчиняется человек, этим до сих пор активно занимаются исследователи разных школ и научных направлений. Если взять эмпирические по своим основаниям списки мотивов У.Мак-Дауголла (Д), Г.Мюррея (М), Дж.Гилфорда (Г) [15], то мы увидим, что в них представлены основные побуждающие факторы, при этом некоторые из них выглядят как достаточно частные, непопулярные, но тем не менее, существующие.

Разделим в определенном приближении эти мотивы, в соответствии с отмеченным выше четвертым признаком, то есть с тем, где помещается побуждающий фактор:

[S1] Мотивы-объектыМотивы-состояния

 

Пища Д Г Секс Д Г М

Комфорт Д Г Смех Д

Уважение Г М Удовольствие Г

Порядок Г М Честолюбие Г

Телесные нужды Д Свобода Г

Защита М Независимость М

Внимание М Зависимость М

 

Мотивы - типы предпочитаемого поведения

 

Созидание Д М Общая активность Г

Приобретение Д М Выносливость Г

Доминирование Д М Упорство Г

Подчинение Д М Достижение М

Опека Д М Избегание М

Агрессия Г М Аффилиация М

Гнев Д Неприятие М

Бегство Д Унижение М

Общение Д Противодействие М

Бродяжничество Д Игра М

Развлечение Г Осмысление М

Риск Г Понимание М

Угождение Г Познание М

Честность Г

 

Конечно, в каждом мотиве тесно и часто неразрывно переплетаются стремления:

к той или иной сфере объективной действительности, субъективному состоянию и форме активности, а оценка их в этом аспекте, подобная приведенной выше, в первую очередь может определяться словесным обозначением. В то же время в разные моменты времени ведущими, ядерными могут выступать разные побудительные моменты в одних и тех же переживаниях, так как в этих моментах отражаются разные стороны человеческой деятельности, задействование которых наиболее необходимо в данный момент для субъекта. Поэтому, как и всякое разграничение сложных структур, приведенные мотивационные разграничения в значительной степени условны. Мотивы из разных групп могут в той или иной степени пересекаться, дополнять друг друга.

Так, стремление к комфорту как требование определенных объективных условий включает и стремление к определенному внутреннему состоянию, приятному для субъекта, и стремление к желаемой форме активности (или пассивности). Практически идентичное стремление к удовольствиям в первую очередь ассоциируется с желаемым эмоциональным состоянием, которое для своего осуществления требует одновременно наличия определенных объективных условий и реализации определенной активности. Еще одно сходное с предыдущими стремление - к развлечениям, ассоциируется с желаемой формой активности, требуя одновременно определенных объективных условий и приводя в результате к определенному эмоциональному состоянию.

В конечном счете, при взгляде с более широкой позиции оказывается, что и внутренние субъективные состояния и формы активности представляют собой определенные сферы объективной реальности, заданные в некоторых пространствах, отличных от физического.

В целом, соответствующие побудительные факторы – мотивы-интересы, характеризуются следующими признаками: имеют, в основном, эмпирическое происхождение, основываясь на описаниях опыта индивидуальных субъектов, достаточно ясны, поверхностны и ситуативны, с более или менее ограниченной сферой действия, зависящей от характеристик ситуации. Используются в описаниях обыденного общения, в художественных отражениях жизни, в некоторых сферах научного анализа: так, классификация Г.Мюррея была приспособлена для использования в психодиагностике ТАТ.

 

 

Мотивы - личностные направленности.

 

Мотивы-интересы представляются, в принципе, как лежащие на поверхности человеческого поведения (во всяком случае, не заходящие слишком глубоко) и потому доступные прямому наблюдению побудительные факторы. Осмысление их природы, установление взаимосвязей и обобщение приводят к новым типологиям, в основании которых лежат более общие и глубокие структуры, определенные конгломераты конкретных мотиваций - более точно их определить как направленности личности.

 

Э.Шпрангер [15] выделил 6 типов личности в соответствии с ценностными ориентациями, которые являются для них ведущими:

Теоретический человек, Эстетический человек.

Экономический человек Социальный человек.

Религиозный человек, Практический человек

 

Описание каждого типа в этой классификации включает различные мотивы-интересы, средства деятельности и сферы включения; каждый тип так же сложен как сложна каждая личность.

Типология деятельностей, основанная на характере субъектно-объектных взаимо-действий и апеллирующая к характеру направленности субъекта, предложена М.С.Каганом [3]. Он выделяет деятельности:

- Познавательная, - Коммуникативная

- Ценностно ориентационная, - Преобразовательная

- Художественная

Легко заметить, что эта типология в содержательном плане в большой степени созвучна типологии Э.Шпрангера, хотя и выдержана в иной парадигматике. Пропущен только экономический человек (хотя деятельность, связанная с добыванием денег является чрезвычайно распространенной).

В типологии профессиональных ориентаций Е.А.Климова и С.Н.Левиевой [4] обобщены конкретные профессиональные мотивы-интересы; в результате, возникло разделение сфер объективной реальности, на которые могут быть направлены профессинальные интересы:

- Мир человека, - Мир искусства,

- Мир техники, - Мир знаков.

- Живой мир,

. Профессиональные мотивы субъекта складываются в личностную направленность, связанную с одной или несколькими из этих сфер.

В типологии эмоциональных предпочтений Б.И.Додонова [2] мотивация субъекта определяется его направленностью на те или иные эмоциональные состояния. Автор выделяет следующие типы:

Альтруистический, Романтический,

Коммуникативный Гностический,

Глорический (слава, власть), Эстетический,

Праксический, Гедонистический,

Пугнический (борьба, риск), Акизитивный (приобретение).

 

По-видимому, наибольшее распространение среди мотивационных типологий получила иерархия потребностей А.Маслоу [19]. Он строит иерархию основных личностных направленностей, которые человек последовательно, “по мере насыщения предыдущих “ делает основными сферами своей жизненной активности на пути к самореализации заложенных в нем возможностей, Это сферы:

- Жизнеобеспечения, - Самоутверждения в социуме,

- Комфорта и безопасности, - Самоактуализации.

- Приобщения к социуму,

 

Так же как и в эмпирически построенных типологиях мотивов-интересов, в обобщенных, теоретически обоснованных типологиях можно различать направленность на объекты, состояния и способы действования, хотя здесь они смешаны в большей степени. Это естественно, так как личностная направленность представляет собой более глубокое, широкое, сложное и одновременно устойчивое образование, чем мотив-интерес, хотя в некоторых типологиях их составляющие формулируются однотипно; например, как мотивы- предпочитаемые эмоциональные состояния или мотивы – объективные сферы профессиональной деятельности. В целом, личностная направленность как побудительная структура значительно более разнообразна в сравнении с мотивом-интересом и по способу происхождения и использования, по глубине побуждающих смыслов и широте их проникновения. Существует, в то же время, слой еще более глубоких и широких побудительных факторов человеческой деятельности.

 

Функциональные побудительные тенденции.

 

Д.Н.Узнадзе определяет функциональную тенденцию как потребность субъекта в реализации его глубоких базовых устремлений. Это “... потребность в активизации в определенном направлении тех сил, которые по тем или иным причинам оставались бездеятельными” [13,c.334]. То есть, это те силы, которые стремятся быть задействованными при любых обстоятельствах и не могут быть бездеятельными и тогда, когда субъект реализует некоторые насущно необходимые функции. Они действуют изнутри, влияя на реализацию этих функций. В определенных условиях они выступают на поверхность, в частности, в виде того, что иногда называют надситуативной или сверхнормативной активностью.

Простая механическая аналогия поможет прояснить соотношение в побудительной сфере человека мотивирующих сил разного уровня. Мотивы-интересы можно уподобить небольшим шестеренкам, непосредственно приводящим в движение работающие части механизма. Их работа зависит, с одной стороны, от внешних условий, с другой - от собственных внутренних параметров - сцепления, качества смазки, люфтов и пр. Но в плане источника движения их работа зависит от больших шестерен,не всегда соприкасающихся с частями работающего механизма. Уподобим эти шестерни личностным направленностям. И наконец, в основе работы всего механизма располагаются массивные маховики, мало подверженные воздействию внешних условий. Эти маховики – функциональные побудительные тенденции личности. Функциональные тенденции как бы поддерживают изнутри более конкретные побудительные силы - личностные направленности и мотивы-интересы, определяют их выбор субъектом и характер функционирования.

 

Таких побудительных образований немного. Их научное описание имеет, в основном, теоретическое происхождение, они по-разному описываются в разных теоретических парадигмах и используются в первую очередь в целях методологического и теоретико-психологического анализа. Приводим основные из них:

 

Опредмечивание - распредмечивание,

Индивидуализация - социализация,

Экстраверсия – интроверсия,

Интериоризация - экстериоризация,

Присвоение - отдача,

Созидание - разрушение,

Избегание - достижение,

Гомеостазис - антигомеостазис,

Потребности “дефицита”- потребности “роста”,

Обладание - “бытие”,

Производительная - потребительная направленность.

 

В каждой из этих типологий существует только два полярно противоположных элемента, потому что в функциональной тенденции как наиболее глубоком воплощении побудительных сил вся сфера человеческой деятельности “растягивается” по ее основным полюсам, в отличие от более частных мотивирующих факторов, в которых активность человека может поляризоваться по частным, “региональным” осям. К примеру, мотивация “доминирование - подчинение” поляризована в определенной ограниченной сфере человеческих отношений. Многие частные мотивы вообще не поляризованы; они либо присутствуют, либо отсутствуют - например, стремление к игре или бродяжничеству. Можно утверждать, что в функциональной тенденции человеческая деятельность поляризуется по осям своих основных, глобальных движущих противоречий.

 

Опредмечивание - распредмечивание является наиболее абстрактной по уровню своего методологического выражения функциональной тенденцией. Разработка этой категориальной пары ведет свое начало от Гегеля и отражает постоянные взаимопереходы деятельности “из формы движения в форму предметности”. Используется на уровне философского, общеметодологического анализа деятельности. На уровне конкретно-поведенческого анализа соответствующие процессы трудно усмотреть; повидимому, в них выражаются моменты вхождения субъекта в предметное содержание деятельности и выхода из него [18].

 

Индивидуализация - социализация как категориальная пара, характерная для философского, социологического и социально-психологического анализа, охватывает всеобъемлющую сферу поведения и развития человека в обществе, отражая процессы вхождения, врастания и, соответственно, выхода, отчуждения субъекта из социального пространства.

Экстраверсия – интраверсия представляет собой достаточно глобальную характеристику, отражающую индивидуально-психологические различия человека в его преимущественной обращенности либо на внешний мир, либо на собственные субъективные проявления. Введенное К.Юнгом измерение личности значительно шире отдельной личностной направленности, поэтому его вернее рассматривать как функциональную тенденцию.

 

Интериоризация - экстериоризация как философская и психологическая категоия отражает широкий спектр отношений личности с окружающей средой. Э.Г.Юдин справедливо отмечает: “С личностной точки зрения деятельность представляет собой единство интериоризации (освоения человеком совокупности условий его жизни и деятельности и формирования на этой основе личностных характеристик и способностей) и экстериоризации (воплощения способностей и замыслов человека в продуктах его деятельности)”[17,c.268]

Интересно, что в психологии учения активно используется первый полюс этой категориальной пары – интериоризация как механизм усвоения знаний. Другой полюс – экстериоризация почему-то вышел из поля внимания психологии и педагогики как проблема использования знаний.

 

Присвоение - отдача как категориальная пара сходна с предыдущей по смысловому строю, но сужена по сфере ее использования, распространяясь, в основном в область художественно-психологического описания.

 

Созидание - разрушение как функциональная тенденция присуща как отдельным индивидам, так и социальным общностям и может направляться субъектом как на других субъектов и объектов внешнего мира, так и на самого себя. В психологии выделяются личностные типы “созидателя” и “разрушителя” [12].

 

Достижение (успеха) - избегание (неудач) как категориальная пара была экспериментально и теоретически разработана Д.Мак-Клелландом и Дж.Аткинсоном [15] и широко используется в анализе побудительных сил в конкретных и теоретических исследованиях человеческой активности. Можно считать, что именно в этих категориях нашел свое место конструктивный тип исследовательской парадигмы, позволяющий связать отдельные мотивы-интересы, личностные направленности и функциональные тенденции человека.

 

Гомеостазис - антигомеостазис как исследовательская категория достаточно широко используется в биологии и психологии. Поддержание гомеостатического равновесия, редукция напряжения в ряде теорий личности, в частности, в психоанализе, рассматривается как системообразующая функция. Одновременно, в ряде концепций –К.Гольдштейн, Ж.Нюттен [15], большое значение придается противоположной тенденции, в соответствии с которой субъект сам стремится нарушить гомеостатическое равновесие, повысить напряжение с тем, чтобы затем выйти на новый уровень равновесия в процессе развития.

 

Потребности “дефицита”- “роста” отчетливо поляризуют побудительные силы в концепции иерархии потребностей А.Маслоу. Потребность “дефицита” означает, что индивид испытывает неудовлетворенность вследствие недостатка в определенных условиях существования и функционирования. Эти потребности включают в себя нижние уровни иерархии, в частности, мотивации жизнеобеспечения и комфорта; потребности “роста” включают мотивы высших уровней - в первую очередь, самоактуализации. Удовлетворение потребности “дефицита” влечет чувство расслабления, снижение напряжения и активности. Неудовлетворение влечет еще большее чувство дефицита. Возникновение потребности “роста” обычно не связано с ощущением недостатка. Его удовлетворение длительно и непосредственно включено в структуру активности; неудовлетворение не обязательно сопровождается неприятными переживаниями.В соответствии с этими глобальными побудительными силами А.Маслоу различает способы жизнедеятельности по "дефицитарному" принципу и по принципу "роста".

 

“Обладание - бытие” как основные способы жизненного существования выделил и описал Э.Фромм на основе философии экзистенциализма и гуманистической психологии [14], породив тем самым "гуманистический психоанализ" . Модус “обладания” связан со стремлением самосохранения, реализацией основных функций жизнесуществования, ибо “чтобы жить, мы должны обладать вещами”. Целью существования в этом модусе является получение удовольствия, которое Э.Фромм понимает как "удовлетворение некоторого желания, не требующее усилия (в смысле затраты жизненной энергии)" [14,c.123]. В модусе “бытия” для человека воплощается процесс его самореализации: “...это активность не в смысле внешней активности, занятости, а в смысле внутренней активности, продуктивного использования своих внутренних потенций" [14,c.94]. Критерием существования в этом модусе для субъекта является достижение радости, которую Э.Фромм понимает как “...то, что мы испытываем в процессе приближения к цели стать самим собой” [14,c.127].

 

Производительно- потребительная побудительная тенденция исходит из экономической парадигмы и рассматривается в методологическом и психологическом плане [8], так как процессы производства, распределения, обмена и потребления характеризуют не только общество, но и отдельных индивидов. При этом, основное различие производительного и потребительного полюсов отражается на методологическом уровне следующим образом: в производительном процессе личностная установка субъекта направлена на придание предмету его деятельности определенной социально значимой ценности; в потребительном процессе субъект направлен на присвоение индивидуально значимой ценности, воплощенной для него в предмете. Это касается разных ценностей - материальных, социальных, духовных.

Несмотря на свою “экономическую” этимологию, эти категории наполнены вполне психологическим содержанием, во многом пересекающимся с содержанием других категорий, отражающих функциональные побудительные тенденции.

Производительная направленность созвучна: опредмечиванию, социализации, экстериоризации, отдаче, созиданию, достижению, антигомеостазису, потребностям “роста”, “бытию”. Соответственно, потребительная установка субъекта включает характеристики таких категорий как: распредмечивание, индивидуализация, интериоризация, присвоение, разрушение, избегание, гомеостазис, потребности “дефицита”, обладание.

 

Функциональные тенденции отличаются от мотивов-интересов и направленностей личности в первую очередь, повидимому, тем, что они отражаются в пространстве социальных значений и смыслов, в них проявляются характеристики отношений человека с миром, природой, человечеством, поэтому соответствующие побудительные силы могут определять такие глобальные стороны его деятельности как действенное понимание смысла жизни, развития и творчества. В то же время отражение и анализ мотивов разных уровней и их соотношения в мотивационной структуре личности должно оказаться конструктивным и в конкретных аспектах, в частности, в психодиагностическом.

 

* * *

Конечно, в том, что описано выше, не исчерпывается тема основных измерений человеческих побудительных сил. С давних пор человечество использует такие, созданные в художественной, религиозной и философской мысли этические “парадигмы”, как: Добро - Зло; Аскетизм - Гедонизм; Альтруизм - Эгоизм; Активность - Страдание (Б.Спиноза); Царство свободы - Царство необходимости (К.Маркс), Благоговение перед жизнью - Жизнеотрицание (А.Швейцер, Ф.Ницше). Эти этические категории, повидимому, также можно причислить к функциональным тенденциям личности; в то же время они, возможно, открывают новый слой побудительных сил человека, социальных групп, социальных макросообществ, человечества в целом … В этом контексте вспоминаются приписываемые Конфуцию слова: "Человек измеряется не от пяток до головы, а от головы и до неба"…

 

 

В Ы В О Д Ы.

 

1. В соответствии с уровневым строением человеческой деятельности, иерархическое уровневое строение имеет мотивационная сфера личности, подразделяясь на мотивы- интересы, мотивы – направленности личности и мотивы- функциональные тенденции.

 

2. Мотивы-интересы характеризуют отдельные стороны человеческой направ-ленности и, соответственно, могут определять отдельные характеристики поведения человека, отражаясь в субъекте, в основном, на уровне реальности

 

. 3. Мотивы - направленности личности отражают побудительные силы

человека в достаточно широкой сфере его стремлений и образа

действий; в значительной степени могут определять форми

рование и структуру его личности в целом, отражаясь в

пространстве значений и смыслов индивидуального субъекта..

 

4. Мотивы-функциональные тенденции отражаются в пространстве со

циальных значений и смыслов; в них проявляются характеристики

отношений человека с миром, природой, человечеством, поэтому

соответствующие побудительные силы могут определять такие

глобальные стороны его деятельности как действенное понимание

смысла жизни, р

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.