Сделай Сам Свою Работу на 5

Эффект дохода и эффект замещения





Допустим, цена блага Х снижается с Р1х до Р2х, а цена на благо У остается неизменной. В этом случае происходят 2 процесса: возрастает реальный доход индивида и осуществляется относительная замена одного блага (У) другим благом (Х). Допустим, что в результате снижения цен на благо Х положение равновесия потребителя переместилось из точки Е в точку Е1 (рис.4.5). Чтобы выявить эффект дохода, необходимо провести линию бюджетного ограничения N1G2, параллельную линии бюджетного ограничения NG1, так чтобы она касалась первоначальной кривой безразличия U1.

Обозначим точку касания бюджетной линии N1G2 с кривой безразличия U1 через Е2. Величина проекции отрезка кривой безразличия ЕЕ2 на ось абсцисс объясняется исключительно изменением относительных цен благ и называется эффектом замещения (субституции).

Эффект замещения – изменение структуры потребительского спроса (соотношения средств, выделяемых на покупку разных товаров) в результате изменения цены одного из товаров, входящих в потребительский набор без учета эффекта дохода.

Оставшееся увеличение спроса на благо Х в виде проекции отрезка E2E1 представляет эффект дохода, т.к. связано с переходом с одного бюджетного ограничения на другое. Это равносильно увеличению покупательной способности потребителя.



Эффект дохода – это воздействие, оказываемое на спрос потребителя за счет изменения реального дохода, вызванного изменением цены блага без учета эффекта замещения.

В случае с нормальными товарами эффект дохода и эффект замещения суммируются, т.к. происходит расширение потребления нормальных товаров.

Благо, спрос на которое растет при росте цен и падает при их снижении, называется малоценным или низкокачественным товаром. Для низкокачественных товаров эффект дохода и эффект замещения вычитаются.

Товар Гиффена – это товар, занимающий большое место в бюджете малоимущих потребителей, спрос на который при прочих равных условиях изменяется в том же направлении, что и цена, поскольку эффект дохода превышает эффект замещения.

 

8. Практическое значение анализа кривых безразличия.

Кривые безразличия имеют то важное преимущество перед концепцией предельной полезности, что позволяют не измерять саму полезность, т.е. преодолевают основное уязвимое место вышеназванной концепции.



Кривые безразличия являются не только сугубо теоретическим инструментом. Они могут принести большую пользу в хозяйственной практике, помогая принять правильные решения в отношении предпочтений потребителей. Так, в 1969 г. на основе маркетинговых исследований менеджеры компании Ford Л.Якокка и Д.Фрей смогли правильно определить рыночную стратегию фирмы и предложить новую модель "Форд мустанг", отвечающую предпочтениям потребителей. Менеджеры старались выяснить, что для потребителя важнее: технические параметры автомобиля или дизайн, а следовательно, в каком направлении вести дальнейшие разработки. Были построены два типа кривых безразличия (рис. 11.12 и 11.13).

Первый тип кривых характеризовал явные предпочтения технических параметров. Второй тип кривых показывал чувствительность потребителя к дизайну. Менеджеры правильно определили, что для большинства людей, не слишком сведущих в технике, при обеспечении некоторого достаточно высокого технического уровня автомобиля внешний вид и удобства приобретают гораздо большее значение. Действительно, многие технические усовершенствования могут быть оценены по достоинству только специалистами, а комфортность и внешнюю привлекательность машины оценит каждый. Правильная ориентация на вкусы и предпочтения потребителей помогла фирме Ford выбрать стратегию, которая принесла большой коммерческий успех новой модели "Форд мустанг".



Для оценки потребительских предпочтений и поведения важно не только оценить, насколько крутыми или пологими являются кривые безразличия, но и верно определить их форму. Не все кривые имеют вид дуги, вогнутой в сторону оси координат. На рис. 11.14 изображены кривые безразличия товаров, потребляемых исключительно совместно.

Такими абсолютно взаимодополняющими товарами являются, например, правый и левый ботинок, правая и левая перчатка. Наращивать или сокращать производство их можно только в одной и той же степени. Это же относится и не к столь близким дополнителям, а просто к сопутствующим товарам, фотокамерам и пленке, шурупам и гайкам и т.д.

Для абсолютных заменителей кривые безразличия будут иметь совсем другую форму (рис. 11.15).

Абсолютными заменителями являются товары двух торговых марок, нераспознаваемые без этикеток, например: два непромаркированных тюбика зубной пасты, два необозначенных стиральных порошка.

Пусть на рис. 11.16 X — нормальный товар, а Y — "плохой" товар, например, X — заработная плата, а Y — риск получения производственной травмы. Или: X — часы, проведенные на пляже у моря, а Y — часы, затраченные на поездку к морю в переполненном душном автобусе. В данном случае кривые безразличия будут выходить из начала координат и иметь положительный наклон, т.е. чем дольше, например, поездка до моря, тем больше времени надо провести у моря, чтобы получить некоторое искомое количество полезности. Если при данной продолжительности поездки вы хотите получить еще большее удовольствие (полезность), то пребывание на пляже следует еще больше продлить, т.е. кривая I3 будет означать большую полезность, чем кривая I1.

Третий вариант предполагает комбинацию блага и антиблага, приносящего потребителю не пользу, а неудобства, вред, неудовольствие и пр. (рис. 11.16).

Наконец, рассмотрим случай, известный как угловое решение. В данной ситуации потребитель выбирает исключительно один товар в ущерб другому. Например, при пенсии, размеры которой не обеспечивают нормального существования, человек будет всегда отдавать предпочтение продуктам питания, а не одежде, обуви, книгам и пр. И даже незначительное понижение цен на одежду не заставит такого потребителя изменить свой выбор (рис. 11.17). Такая ситуация, к сожалению, стала типичной для многих потребителей России в 90-е годы, когда более 30% населения оказались за чертой бедности.

При угловом решении отношение предельных полезностей двух товаров не равно их ценовому соотношению, а потому точка B на рис. 11.17 не является точкой оптимального выбора, максимизирующего полезность. В точке B предельная норма замещения еды одеждой больше, чем наклон бюджетной линии, что означает следующее: если бы у потребителя было бы больше одежды, он бы с готовностью пожертвовал ею ради приобретения дополнительных продуктов питания. Подтверждение этому можно увидеть на любом рынке, где пожилые люди продают свою одежду, книги и домашнюю утварь, чтобы полученные деньги можно было бы потратить на покупку продуктов.

Выйти из подобного "тупикового" угла можно в данном конкретном случае, лишь существенно увеличив доходы потребителя или же на порядок сократив цены. Таким образом, кривые безразличия и их анализ помогут сформулировать адекватную социальную политику.

Кривые безразличия достаточно широко применяются в теоретических и прикладных исследованиях. Вместе с тем возможности анализа кривых безразличия не беспредельны и также ограничены. Причины этого таковы, что потребители далеко не всегда ведут себя рационально; информация о товаре не всегда бывает полной и доступной потребителю, а потому его выбор далеко не оптимален; наконец, на практике достаточно трудно вывести достоверные кривые безразличии.

показать содержание

 

9. Типы конкуренции и основные рыночные структуры в современной экономике.

Совершенная конкуренция – это такая рыночная струк­тура, при которой на рынке выступает множество, как правило, не очень крупных фирм, они производят од­нородную продукцию, вход и выход из рынка достаточ­но прост, информация о состоянии дел с продажей то­варов доступна всем субъектам рынка.

Чистая монополия – рыночная структура, в которой одна фирма является продавцом продукта, заменители товара отсутствуют, фирма представляет на рынке по существу всю отрасль, вхождение на рынок заблокиро­вано, ценообразование полностью контролируется мо­нополией.

Монополистическая конкуренция – рыночная струк­тура, занимающая некоторое промежуточное положе­ние между совершенной конкуренцией и чистой моно­полией. На рынке здесь действует не одна, а достаточ­ное множество фирм с разнородной продукцией; име­ются определенные ограничения в ценообразовании и получении информации, вход на рынок достаточно легкий, но не свободный

Олигополия характерна для рынка, где действует не­сколько, но немного фирм (3-5), производящих одно­родную или разнородную, но взаимосвязанную про­дукцию. Вхождение на рынок затруднено, есть ограни­чения в получении информации и в сфере ценообразо­вания. Данная рыночная структура типична для стале­литейной промышленности, производства автомоби­лей, сигарет и т.п.

Рынок чистой (совершенной) конкуренции самый древний из всех видов ры­ночных структур, одновременно он самый простой и понятный для ценооб­разования: оно строится исключительно на основе рыночного спроса и предложения. Поэтому используемый здесь механизм установления цен в наибольшей степени подходит для процесса формирования издержек произ­водства, расчета дохода и прибыли фирмы. Для рынка совершенной конкуренции характерно то, что поступающий на рынок продукт строго стандартизирован и однороден по своим потребительским свойствам, поэтому покупателю безразлично, у какой фир­мы его покупать. Единственным критерием для покуп­ки здесь служит цена, а ее величину определяет рынок.


Процесс формирования рыночного спроса и рыночной цены при совершенной конкуренции происходят с уче­том механизма рынка, т.е. на основе соотношения ры­ночного спроса и рыночного предложения. Что касает­ся отдельно взятой фирмы, здесь процесс складывается по-иному: отдельно взятая фирма не участвует в обра­зовании цены, она подчиняется уже сложившейся на рынке цене, которая меняется очень медленно. Кривая спроса на продукцию фирмы в этих условиях представ­ляет собой горизонтальную линию.

Общий доход TR = Q*P

Средний доход (доход от реализации единицы продукта) AR = TR/Q= Р

Предельный доход (доход, получаемый фир­мой от продажи каждой дополнительной единицы про­дукции) MR = dTR / dQ = P, d – приращение общего дохода и прирост объема производства. Какое бы количество продукции дополнительно фирма не произвела, она не может повлиять на рыночную цену. Поэтому каждая дополнительная едини­ца изделия будет продаваться по той же цене, что и предыдущая и проносить фирме такой же средний доход.

 

 

Равновесие фирмы-совершенного конкурента в краткосрочном периоде (минимизация убытков, максимизация прибыли). Два подхода в анализе: принцип сопоставления общего дохода с общими издержками, принцип сопоставления предельного дохода с предельными издержками.

Важнейшая цель функционирования любой фирмы – получение прибыли. Каждая фирма стремится максимизировать прибыль или, если это не позволяет сделать рыночная ситуация, минимизировать убытки. Используются два подхода для определения того уровня производства, при котором фирма получит максимальную прибыль или понесет минимальные убытки. Первый подход состоит в сравнении и сопоставлении общего дохода и общих издержек; второй – в сравнении предельного дохода и предель­ных издержек. При использовании этих подходов сле­дует иметь в виду, что в краткосрочном периоде часть общих издержек является переменными, а часть посто­янными (оплачиваются даже в случае закрытия фирмы). При нулевом уровне производства фирма несет убыт­ки, равные постоянным издержкам. Значит, иногда производство оказывается оправданным тогда, когда прибыль не обеспечивается, но достигается получение дохода на уровне постоянных издержек.

Первый подход. Прибыль = разница между общим доходом и общими издержкам (TR-TC). Общая прибыль будет максимальной при объеме производства, обеспечивающем превышение общего дохода над общими издержками на максимальную величину.

Второй подход. Чтобы максимизировать прибыль, фирма должна расширять производство до тех пор, пока предельный доход (MR) будет превышать предельные издержки (MC). Точка пересечения этих кривых служит показателем максимальной прибыли. Разница между предельным доходом и предельными издержками – это дополнительная (предельная), к-ая добавляется к общей экон. прибыли. Сигналом к тому, что дальнейшее увеличение объема производства приведет к снижению экон. прибыли, будет исчезновение разницы между предельным доходом и предельными издержками: MR-MC=0. MC=MR – условие максимизации прибыли.

 

 

Величина прибыли или убытков в краткосрочном периоде зависит от уровня рыночной цены. Если цена превышает средние общие издержки (P>ATC), то фирма получает экон. прибыль. Если P=ATC, то фирма работает на уровне самоокупаемости. Если P<ATC, то фирма несет экон. убытки. Она прекращает свою деятельность, если цена опускается ниже минимума средних переменных издержек (AVC).

 

 

 

10. Равновесие фирмы-совершенного конкурента в краткосрочном периоде.

Как и в условиях чистой монополии, при монополистической конкуренциифирмы сталкиваются со спросом, который представлен кривой, имеющей наклонвниз, и тем не менее, обладают некоторой монопольной властью. Но это неозначает, что при монополистической конкуренции фирмы зарабатывают большиеприбыли. Монополистическая конкуренция аналогична совершенной конкуренции.В условиях свободного доступа на рынок потенциальная возможность получитьприбыль привлекает новые фирмы с конкурирующими марками товаров, снижаяприбыли до нуля. Рисунок 1а показывает равновесие фирмы в краткосрочном периоде. Поскольку у товаров на рынке существуют близкие заменители, кривая спросане будет столь крутой как при чистой монополии. Поэтому на рынкемонополистической конкуренции кривая спроса Dsr имеет вид сильно эластичнойубывающей кривой.Фирма будет максимизировать свои прибыли или минимизировать свои убытки вкраткосрочном периоде, производя такой объем продукции Qsr, которыйобозначен пересечением кривых предельных издержек и предельного дохода(MRsr=MC). Фирма производит объем продукции, назначает цену и достаточноудачлива, чтобы получить совокупную прибыль в размере характеризуемом серымпрямоугольником.

 

11. Равновесие фирмы-совершенного конкурента в долгосрочном периоде.

На долговременном этапе данная прибыль будет стимулировать вступление нарынок других фирм. По мере выпуска мини новых товаров данная фирма будет терять свою долюреализации на рынке. Ее кривая спроса сместится вниз как на рисунке 1b.(Надолговременном этапе кривые средних и предельных издержек могут такжесместиться. Для упрощения предположим, что издержки не меняются.) Долговременная кривая спроса Dlr будет соприкасаться с кривой среднихиздержек фирмы. Теперь максимизация прибыли достигается при объемепроизводства Qlr, цене Plr и нулевой прибыли, так как цена равна среднимиздержкам. При этом фирма еще будет обладать монопольной властью. Еедолговременная кривая спроса наклонена вниз, так как фирменная марка товараявляется уникальной. Но вступление на рынок других фирм и конкуренция свелиее прибыль к нулю. Таким образом, фирмы несут разные издержки, что приводит к разнообразиюфирменных марок товара. В связи с этим фирмы могут назначать различные ценына свою продукцию, и некоторые будут зарабатывать небольшие прибыли. В краткосрочном периоде фирма получает чистый экономический доход: об этомсвидетельствует тот факт, что цена превышает средние общие затраты. Но доходы привлекают новые фирмы. В результате происходит следующее:1.Кривая спроса фирм опускается вниз. Так как товары новых фирм являютсясубститутами.2.Приспосабливаясь, к конкуренции уже действующие фирмы могут увеличитьрасходы на рекламу, улучшить свои товары или как-то привлечь потребителя. Врезультате этих действий кривая средних общих издержек ATC сдвинется вверх.Перемещение кривой спроса «старых» фирм вниз или продвижение их затратнойкривой вверх, или и то и другое вместе, будет, продолжатся до тех пор, покане останется доходов привлекающих новые компании. Результатом будетсостояние долгосрочного равновесия. ВыводыДумаю, что на основе выше написанного можно сделать следующие выводы: На рынке монополистической конкуренции фирмы конкурируют, продаваядифференцированные виды продукции, которые в большой степенивзаимозаменяемы. Фирмы могут легко проникнуть на рынок или уйти из него.Фирмы обладают лишь небольшим количеством монопольной власти. Надолговременном отрезке приток новых фирм на рынок происходит до тех пор,пока прибыль не снизится до нуля. Тогда фирмы осуществляют производство снеполной загрузкой производственных мощностей (т.е при объемах производстваниже тех, которые минимизируют средние издержки).

 

12. Совершенная конкуренция и эффективность.

цена на продукцию, выпускаемую в условиях совершенной конкуренции, устанавливается в долговременном периоде на уровне миниму­ма средних валовых издержек (min АТС), и положение равно­весия отдельной фирмы в долгосрочном периоде изображено на рисунке.

В гл. «Издержки производства» показано, что график предельных издержек (МС) пересекает график АТС в точке ми­нимума последнего. Таким образом, в точке А достигается ра­венство Р = MR = МС = min АТС.

Это условие равенства цены (Р), предельных издержек (МС) и минимального значения средних валовых издержек (min АТС) имеет большое социальное значение. Во-первых, выполняется критерий производственной эффективности. Этот критерий тре­бует, чтобы каждый товар производился наименее дорогостоя­щим способом, т. е. при использовании самой эффективной про­изводственной технологии. Выполнение равенства Р = min АТС означает достижение производственной эффективности, по­скольку вдетом случае производство осуществляется при наименьших из всех возможных затратах ресурсов на единицу продукции. Следовательно, фирма применяет наиболее эффективную технологию, предполагающую использование минимума ресурсов для обеспечения данного объема производства. Применить другую технологию фирмы не могут, так как она будет означать большие издержки на единицу продукции, а значит, и не сможет обеспечить возможности выживания на рынке. Во-вторых, выполняется критерий эффективности распределения ресур­сов. Для достижения эффективности распределения ресурсов по­следние должны быть распределены между отраслями и фирмами так, чтобы создавались именно те товары, которые наиболее не­обходимы потребителям, т. е. обществу в целом. Функционируя в долгосрочном периоде в точке А, каждая фирма сталкивается с равенством P = МС. Данное тождество означает достижение обо­значенного требования эффективности в сфере распределения ресурсов. Поясним. С точки зрения общества, цена продукта (Р) измеряет пользу или удовлетворение, которое оно получает от каждой дополнительной единицы данного товара. Предельные издержки на производство дополнительной единицы данного то­вара (МС) показывают потерю для общества других, альтернатив­ных товаров, которые могли бы быть произведены из тех же ре­сурсов, что и данный продукт. То есть речь здесь идет об альтер­нативных или вмененных издержках. Если Р> МС, то общество оценивает дополнительные единицы данного блага более высо­ко, чем альтернативные продукты, производимые из тех же ре­сурсов. Следовательно, здесь имеет место недопроизводство дан­ного товара и недораспределение экономических ресурсов. Если Р < МС, значит, ситуация обратная — альтернативные товары оцениваются обществом выше, чем дополнительные единицы данного продукта. Поэтому здесь имеет смысл говорить о недо­производстве альтернативных благ, перепроизводстве данного блага и об избыточном распределении ресурсов в пользу данного продукта. Из сказанного ясно, что эффективное распределение ресурсов будет достигаться в том случае, когда P = МС. Кроме того, выполнение критерия эффективного распределения ресур­сов означает отсутствие дефицита и избытков производимой продукции.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.