Сделай Сам Свою Работу на 5

РАЗДЕЛ 3. ПОТРЕБИТЕЛИ И ПРОИЗВОДИТЕЛИ БЛАГ,





ИХ ПОВЕДЕНИЕ В РАЗЛИЧНЫХ ТИПАХ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР

ТЕМА 5

ТЕОРИИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПРОВЕДЕНИЯ

В УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ

 

 

Вопросы:

5.1 Понятие потребительского выбора и предпосылки анализа потребительского поведения

5.2 Сущность кардиналистской теории потребительского поведения

5.3 Ординалистская теория потребительского поведения. Кривые безразличия и их свойства

5.4 Бюджетные ограничения и максимизация полезности. Равновесие потребителя

5.5 Реакция потребителя на изменение дохода и цены. Эффект замены и эффект дохода

5.6. Индивидуальный и рыночный спрос

 

В первом вопросе обратите внимание на то, что в исследование закономерностей изменения спроса и мотивов выбора потребителей свой вклад внесли маржиналисты, предложившие концепцию предельной полезности и теорию потребительского поведения. Выясните значение понятий потребительское поведение и потребительский выбор. Под потребительским поведением следует понимать процесс формирования спроса отдельного потребителя на различные товары и услуги, то есть индивидуального спроса. При этом потребитель стремится извлечь наибольшую пользу от приобретения различных благ, то есть максимизировать совокупную полезность. В тоже время потребитель ограничен в своем поведении с одной стороны величиной дохода, а с другой – уровнем рыночных цен. Поэтому он вынужден делать выбор между теми или иными благами, которые он хотел бы приобрести. Это так называемый потребительский выбор, то есть выбор, максимизирующий совокупную полезность в условиях ограниченности ресурсов или дохода.



Далее необходимо рассмотреть предпосылки, на которых основывается анализ потребительского поведения, а именно:

- множественность видов потребления;

- ненасыщаемость потребителя;

- транзитивность вкусов потребителя;

- взаимозаменяемость благ;

- убывающая предельная полезность потребляемых благ.

Во втором вопросе рассмотрите сущность кардиналистической теории потребительского поведения (от мат. «кардинальное» - количественное число). В основе этой теории лежит постулат, что полезность измерима абсолютно, для чего используются специальные единицы измерения – «утили» (U). Значение кардиналистической теории состоит в определении условия потребительского равновесия, выражающегося в равенстве соотношений предельных полезностей любых благ соотношению цен этих благ.



Третий вопрос посвящен ординалистической теории потребительского поведения (от мат. «ординальное» - порядковое число), согласно которой полезность количественно неизмерима и потребитель может лишь ранжировать предпочтительность того или иного набора приобретаемых благ. При этом состояние потребительского равновесия определяется на основе кривых безразличия и бюджетной линии.

Далее необходимо рассмотреть подробнее кривые безразличия. Кривая безразличия – это совокупность потребительских наборов, каждый из которых имеет одинаковую полезность для потребителя, то есть любая точка на ней характеризует набор товаров, имеющих одинаковую совокупную полезность для потребителя, поэтому ему безразлично какой набор благ приобрести. Множество кривых безразличия, каждая из которых имеет различный уровень совокупной полезности, формируют карту кривых безразличия. Кривые безразличия обладают определенными свойствами, в сущности которых надо разобраться. К ним относятся: во-первых, нисходящий характер кривой; во-вторых, они не могут пересекаться; в-третьих они всегда являются выпуклыми.

При изучении четвертого вопроса надо выяснить смысл бюджетной линии, которая показывает количество товаров, доступных потребителю при имеющемся в его распоряжении доходе и существующем уровне рыночных цен. А также уяснить характер ее изменения в зависимости от изменения величины дохода и уровня цен на рынке.



Далее следует рассмотреть равновесное состояние потребителя, когда он получает наибольшую полезность при данном уровне цен и имеющемся в его распоряжении доходе. Таким образом, точка равновесия потребителя должна одновременно находиться на бюджетной линии и наиболее удаленной от начала координат кривой безразличия. В этой точке угол наклона обеих линий будет одинаков, следовательно, здесь угол наклона бюджетной линии равен предельной норме замещения.

В пятом вопросе следует разобраться, как потребитель реагирует на изменение дохода и цены. При этом необходимо иметь ввиду, что при снижении цены на то или иное благо возникают два эффекта: эффект дохода и эффект замещения. Эффект дохода проявляется в том, что у потребителя высвобождается часть дохода для приобретения дополнительной единицы этого или иного блага. Иначе говоря, за счет снижения цены реальный доход потребителя, а , следовательно, и его покупательная способность возрастает. В то же время, эффект замещения проявляется в том, что потребитель будет приобретать больше тех благ, на которые цена снизилась за счет иных благ, которые становятся в данном случае относительно дороже. Иначе говоря, блага, на которые цена снизилась, будут замещать иные блага в потребительском наборе, цена на которые не снижалась или снизилась в меньшей степени.

При рассмотрении шестого вопроса необходимо уяснить, что в основе формирования рыночного спроса на то или иное благо лежит индивидуальный спрос на это благо каждого конкретного потребителя. Отсюда индивидуальный спрос – это спрос конкретного потребителя, то есть тот объем благ, который тот или иной потребитель хотел бы купить на рынке при данном уровне цен. При этом кривая спроса имеет две особенности. Во-первых, достигаемый уровень полезности изменяется по мере движения вдоль кривой спроса (чем ниже цена блага, тем выше уровень полезности). Во-вторых, в каждой точке на кривой спроса потребитель максимизирует полезность согласно условию, что предельная норма замещения равна соотношению цен данных благ (по мере снижения цены на товар х снижается и отношение цен, и предельная норма замещения). Таким образом, изменение вдоль кривой индивидуального спроса свидетельствует о выгодах, доставляемых потребителям от благ.

Напротив, рыночный спрос представляет собой общий объем спроса всех потребителей при каждой данной цене того или иного блага. Отсюда, суммарная рыночная кривая спроса образуется в результате сложения по горизонтали индивидуальных кривых спроса. А зависимость рыночного спроса от рыночной цены определяется посредством суммирования объемов спроса всех потребителей при данной цене. Поэтому, чтобы получить общую рыночную кривую спроса, необходимо рассчитать общую сумму потребления всех потребителей при каждом заданном уровне цены.

 

 

Основные категории и понятия

 

Полезность. Предельная полезность. Закон убывающей предельной полезности. Потребительское равновесие (кардиналистский подход). Излишек потребителя. Кривая безразличия. Потребительское поведение. Карта кривых безразличия. Предельная норма замещения. Набор безразличия. Бюджетная линия. Равновесное положение потребителя (ординалистский подход). Кривая уровня жизни. Кривая «цена – потребление». Эффект дохода. Эффект замещения. Кривая Энгеля. Рыночный спрос.

 

 

Вопросы для обсуждения

 

1. Что общего и в чем различие трактовок потребительского поведения кардиналистами и ординалистами?

2. Проиллюстрируйте (на своем примере) связь закона убывающей предельной полезности с законом спроса.

3. Почему экономистов интересует точка касания линии бюджетного ограничения данного потребителя и его кривой безоазличия?

4. Объясните и проиллюстрируйте на рисунке эффект замещения и эффект дохода.

5. Как соотносятся эффект замещения и эффект дохода для разных категорий товаров: лучших, худших, нейтральных и товаров Гиффена?

6. Каковы составляющие рационального выбора потребителя?

7. Каким образом составляют свои варианты выбора потребители для того, чтобы достичь равновесия?

8. Почему кривые безразличия не пересекаются?

9. Может ли изменение дохода потребителя влиять на его благосостояние? Если да, то каким образом?

10. Какую зависимость отражают кривые Энгеля?

11. Как используются кривые безразличия и бюджетные линии для построения кривых спроса?

 


ТЕМА 6

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.