Сделай Сам Свою Работу на 5

Основные категории и понятия.





Экономика, микроэкономика, мезоэкономика, макроэкономика, мегаэкономика, предмет экономической теории, функции экономической теории, метод экономической теории, общенаучный диалектический метод исследования экономических категорий, метод научной абстракции, метод анализа и синтеза, метод индукции и дедукции, метод единства исторического и логического, метод единства общего и особенного, метод восхождения от простого к сложному, метод единства качественного и количественного анализа, метод анализа общественной практики.

Производительные силы, естественные производительные силы, общественные производительные силы, всеобщие производительные силы, производственные отношения, экономические отношения, экономические категории, экономические законы, механизм действия экономических законов, механизм использования экономических законов.

Этапы становления и развития экономической теории, меркантилизм, физиократы, классическая буржуазная политическая экономия, марксизм, маржинализм, кейнсианство, неоклассический синтез, монетаризм, институционализм.

Экономическая система, функции экономической системы (воспроизводственная, регулирующая), объекты и субъекты экономической системы, сектор домашнее хозяйство, предпринимательский сектор, государственный сектор, заграница, механизм хозяйствования, экономическая структура, материально-техническая структура, социально-экономическая структура, институциональная структура, организационная структура, рыночная экономика, административно-командная экономика, смешанная экономика.



Собственность, объективность собственности, собственность как отношение присвоения, собственность как юридическая категория, частная собственность, групповая собственность, общая собственность, нетрудовая частная собственность.

 

 

Вопросы для обсуждения

 

1. Почему предмет экономической теории является важной основой для определения содержания данной науки?

2. Какие экономические отношения не являются производственными отношениями?

3. Являются ли производительные силы предметом изучения экономической теории?



4. Почему возникает противоречие между производительными силами и производственными отношениями?

5. Почему механизм действия экономических законов обеспечивает их функционирование не зависимо от того, познали люди эти законы или нет?

6. Почему люди, чтобы использовать экономические законы должны их всесторонне познать?

7. Почему меркантилисты в изучении экономических явлений первостепенное значение отводили внешней торговле?

8. Что явилось в качестве предмета исследований политической экономии у классиков и марксистов?

9. Каким образом взаимосвязаны между собой элементы экономической системы?

10. На чем основаны различия в понимании собственности у разных экономических школ?

11. Какова сущность собственности как экономической категории?

12. В чем различия собственности по экономическому и юридическому содержанию?

13. Почему собственность является объективной основой экономической системы?

14. Какой тип собственности более эффективен и почему?

15. Какие преимущества отличают смешанную экономику от других экономических систем?

16. Какие объективные предпосылки были заложены в российской экономике для ее перехода к рыночным отношениям?

 


ТЕМА 2

ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА

И ВОСПРОИЗВОДСТВА

 

 

Вопросы:

2.1 Общественное производство, потребности и блага

2.2 Экономические ресурсы и факторы производства

2.3 Центральная проблема производства. Производственные возможности и экономический выбор

2.4 Общественное воспроизводство и его типы

В первом вопросе необходимо уяснить сущность производства, его вещественную и общественную стороны. Первая сторона характеризуется отношением людей к природе, вторая - отношением людей друг к другу в процессе производства. Рассмотрите процесс труда как взаимодействие его трех элементов: сам труд, предметы труда и средства труда. Раскройте общественную сторону производства, которая всегда имеет определенный исторический тип, социально-экономическое содержание и цели производства. Следует также обратить внимание на двуединую цель общественного производства - непосредственную и конечную.



Уясните связь целей производства с потребностями общества и каждого человека. Определите понятие потребностей. Покажите, какие потребности возникают у человека, связанные с его жизнедеятельностью и вытекающие из необходимости существования его как живого организма, необходимости в выполнении труда и в развитии человека как личности. При этом отметьте, что в процессе удовлетворения потребностей формируются новые, представленные в количественном и качественном выражении потребности, изменяется их структура, смещаются приоритеты, развивается взаимозаменяемость. В этой связи усвойте действие закона возвышающихся потребностей. Раскройте его сущность и формы проявления. Обратите внимание на его связь с НТП, с развитием производительных сил.

Рассмотрите структуру потребностей по определенным признакам. Покажите место и значение личных потребностей в этой структуре. Рассмотрите пирамиду личных потребностей и уясните закономерности ее построения.

Затем выясните понятие блага. Разберитесь во взаимосвязи между потребностями и благами. Раскройте важнейшие черты благ в сравнении с потребностями. Особое внимание уделите такой важной черте благ, как их ограниченность. Проведите классификацию видов благ по их происхождению, характеру, содержанию, времени использования, по схожести.

Во втором вопросе изучите экономические ресурсы как средства, необходимые для производства благ. Рассмотрите структуру ресурсов, выделяя основные их виды, и назовите функции, выполняемые ресурсами. Важно понять, что все экономические ресурсы обладают одним общим свойством: они имеются в ограниченном количестве и эта ограниченность (редкость) относительна, вследствие чего, объемы производства также имеют пределы. Ограниченность ресурсов – это, прежде всего, невозможность удовлетворения потребностей всех членов общества одновременно и в полном объеме. Покажите причины ограниченности ресурсов.

Затем изучите факторы производства, которые по целям и функциям совпадают с экономическими ресурсами. Назовите их отличительные черты. Следует остановиться на анализе факторов производства различными экономическими школами. Раскройте структуру и содержание различных видов факторов. Рассмотрите взаимодействие факторов производства, их единство и противоречивость. Уясните количественное и качественное соответствие между вещественными и личными факторами. В производственной деятельности и оказании услуг используются физические и умственные способности людей. При этом необходимо выяснить различия между рабочей силой, т.е. способностью людей к труду и самим трудом, который является потреблением рабочей силы или реальной целесообразной деятельно­стью в процессе производства материальных и духовных благ. Обратите внимание на возрастающую роль такого фактора, как информация и средства, обеспечивающие ее воспроизводство.

В третьем вопросе необходимо изучить центральную проблему производства, обусловленную его целями и возможностями, которые отличаются друг от друга. При ограниченности ресурсов обществу приходится определять, какие именно блага производить и какие для этого есть производственные возможности. При неизменности ресурсов и технологий увеличение производства одного продукта может быть достигнуто за счет уменьшения другого. Поэтому общество всегда находится перед выбором: какие товары необходимо производить немедленно, а производство каких можно отложить на определенное время или купить за границей, или производить и те, и другие, но в определенных пропорциях. Уясните и представьте графическое отображение максимально возможного объема производства средств производства и предметов потребления при ограниченности ресурсов (кривую производственных возможностей). Назовите элементы, составляющие производственные возможности.

Рассмотрите конкретные проблемы экономического выбора, обусловленные производственными возможностями: какие из возможных товаров и в каком объеме должны производиться в определенный период времени? При какой комбинации производственных ресурсов, и с использованием какой технологии должны быть произведены выбранные из возможных вариантов товары? Кто будет покупать выбранные товары, оплачивать их, извлекая при этом пользу? Раскройте механизм, с помощью которого происходит практическое решение каждой проблемы.

В четвертом вопросе сначала выясните сущность воспроизводства, как процесс производства, рассматриваемый в непрерывных связях и в постоянном потоке своего возобновления. Уясните, что воспроизводство может происходить как в рамках отдельных фирм (индивидуальное воспроизводство), так и в масштабах всего общества (общественное воспроизводство). Оно основано на органическом единстве всех образующих его фаз: производства, распределения, обмена и потребления. При этом в процессе производства люди преобразуют вещество природы и приспосабливают его к своим потребностям. Распределение устанавливает долю каждого в произведенном продуете согласно общественным законам. Обмен представляет собой посредствующее звено между производством и распределением, с одной стороны, и потреблением, - с другой. В личном потреблении товары и услуги становятся объектами непосредственного использования. Раскройте взаимосвязь между фазами воспроизводства. Определите конечные результаты воспроизводства. Рассмотрите простое и расширенное воспроизводство, дайте их отличительные черты, выявите особенности и новые тенденции в общественном воспроизводстве.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.