Сделай Сам Свою Работу на 5

Эффект дохода и эффект замещения





Влияние изменения цены на величину спроса обусловлено двумя видами эффектов: эффектом дохода и эффектом замещения.

Эффект замещенияпоказывает, как изменение цены влияет на величину спроса на товар в результате его подорожания или удешевления относительно других благ. Понижение цены товара вызывает рост объема спроса на него. Более низкая цена одного блага при неизменных ценах на другие повышает его привлекательность, стимулирует потребителей заменить подешевевшим товаром другие товары, оказавшиеся относительно более дорогими.

Эффект доходапоказывает, как изменение цены влияет на величину спроса на товар в результате повышения или понижения реального дохода потребителя. Если денежный доход потребителя неизменен, то повышение цен означает уменьшение реального дохода, выражающего действительное количество товаров, которое можно приобрести на его денежный доход. Когда цена некоторого блага растет при неизменном денежном доходе, то реальный доход потребителя понижается, и он будет сокращать потребление почти всех благ.

В микроэкономической теории возникает проблема, которая состоит в количественном разграничении этих эффектов, в определении того, насколько общее изменение величины спроса, вызванное изменением цен, обусловлено эффектом дохода и эффектом замещения.



В зависимости от определения неизменного реального дохода различают два подхода к разграничению эффектов дохода и замещения. Согласно подходу Е.Е. Слуцкого только тот уровень денежного дохода, который достаточен для приобретения одного и того же набора или комбинации товаров, обеспечивает и неизменный уровень реального дохода. Подход Слуцкого дает возможность количественного решения проблемы на базе статистических данных. Графическая модель разложения общего эффекта изменения цены на эффект замещения и эффект дохода (по Слуцкому) изображена на рис. 2.21. Точка касания кривой безразличия U1 и бюджетной линии MN1 определяет оптимальный выбор потребителя (точка А) при заданных ценах товаров и бюджете потребителя. Допустим, что цена товара X понижается. Теперь равновесие потребителя перемещается в точку B. Величина характеризует общий эффект снижения цены в отношении величины спроса на товар X, т.е. сумму эффекта дохода и эффекта замещения. Чтобы рассмотреть отдельно действие эффектов, воспользуемся вспомогательной бюджетной линией MN3, которая имеет такой же наклон, как и бюджетная линия MN2 (это говорит об изменении цен). В то же время бюджетная линия MN3 проходит через точку A. Это означает, что при таком бюджетном ограничении потребитель имеет возможность приобретать первоначальный набор благ X1, Y1, т.е. неизменность реального дохода (по Слуцкому).



Рис. 2.21. Эффект замещения и эффект дохода (по Слуцкому)

Если бы линия MN3 характеризовала бюджетное ограничение реального потребителя, то его равновесие соответствовало бы точке касания этой линии и кривой безразличия U3 (точка С). Это означало бы, что объем спроса на товар X вырос на величину Х3 – Х1. Так как бюджетная линия построена с учетом изменения цен, но без учета эффекта дохода, то данная величина является количественной характеристикой эффекта замещения. Эффект дохода равен Х2 – Х3.

Таким образом, снижение цены товара X привело к увеличению объема спроса на него как за счет эффекта дохода, так и за счет эффекта замещения.

Согласно подходу Дж. Хикса, отвечающему основным положениям ординалистской теории, реальный доход измеряется полезностью благ, на которые расходуется денежный доход, разные уровни денежного дохода, обеспечивающие один и тот же уровень удовлетворения, представляют одинаковый уровень реального дохода. Подход Хикса к разграничению эффекта замещения и эффекта дохода представлен на рис. 2.22. Первоначально выбор потребителя характеризуется набором товаров (X1, Y1) в точке касания кривой безразличия U1 и бюджетной линии MN1. Снижение цены товара X приводит к смещению бюджетной линии в положение MN2, а равновесие потребителя перемещается в точку B. Величина характеризует общий эффект изменения цены. Проведем вспомогательную бюджетную линию MN3, которая параллельна бюджетной линии MN2, и, значит, отражает изменившийся уровень цен и одновременно касается кривой безразличия U1. Это означает, что новый оптимальный набор в точке С имеет ту же полезность, что и первоначальный набор в точке А, и, следовательно, согласно подходу Хикса, реальный доход потребителя не изменился.



Рис. 2.22. Эффект замещения и эффект дохода (по Хиксу)

Поскольку бюджетное ограничение MN3 учитывает только изменение цен, то оно характеризует влияние на спрос только эффекта замещения, который определяется величиной . Соответственно, эффект дохода равен разности между общим эффектом и эффектом замещения, т.е. .

Сравнив два подхода, можно увидеть, что метод Хикса предполагает знание потребительских предпочтений, кривых безразличия, тогда как метод Слуцкого базируется на наблюдаемых и регистрируемых фактах поведения потребителя на рынке.

Эффект замещения является всегда отрицательным, понижение цены одного блага стимулирует потребителей увеличивать его потребление, уменьшая потребление другого блага; повышение цены стимулирует потребителей замещать это благо другими, относительно подешевевшими.

Эффект дохода может быть отрицателен, как показано на рис. 2.22, для нормальных товаров, положителен (в случае некачественного товара, когда кривая «доход – потребление» имеет отрицательный наклон) или нейтрален (если кривая «доход – потребление» вертикальна).

Эффект дохода усиливает действие эффекта замены, увеличивая потребление товара X при снижении его цены и сокращая потребление при повышении цены. Для некачественных товаров эффект дохода положителен, т.е. чем выше реальный доход, или покупательная способность, потребителя, тем в меньшей мере он будет склонен к приобретению такого товара. Однако для большинства некачественных товаров отрицательный эффект замены перекрывает положительный эффект дохода, так что общий результат изменения цены будет все же отрицательным. Так, на рис. 2.23 общий результат повышения цены товара X (Х1 – Х2) раскладывается на эффект замены Х1 – Х3 и эффект дохода Х3 – Х2, при этом 1 – Х3) > (Х3 – Х2). Поэтому, как правило, кривые спроса на такие товары имеют обычно отрицательный наклон, как и в случае нормальных товаров. Лишь если положительный эффект дохода перекрывает отрицательный эффект замены, закон спроса нарушается, т.е. объем спроса изменяется в том же направлении, что и цена.

Разграничение эффекта дохода и эффекта замещения имеет важное значение для понимания закономерностей ценообразования в условиях рыночной экономики и позволяет определить изменение спроса при росте или падении цен на товары и услуги.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.