Сделай Сам Свою Работу на 5

ВВЕДЕНИЕ. ЗНАЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕТОДИЧЕСКИХ СЛУЖБ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ КЛУБНОГО ТИПА





Приказ Минкультуры РФ от 06.05.2008 N 71

Об одобрении учебно-методического пособия "Методическое обеспечение социально-культурной деятельности

 

В целях методического обеспечения реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения в области культуры и совершенствования форм предоставления населению услуг в сфере культуры приказываю:

Одобрить прилагаемое учебно-методическое пособие "Методическое обеспечение социально-культурной деятельности" и рекомендовать его в качестве учебно-методического пособия для руководителей и специалистов учреждений культуры, студентов учреждений среднего профессионального образования, слушателей курсов повышения квалификации и переподготовки кадров.

 

Министр А.С.СОКОЛОВ

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

Рекомендовано:

Министерством культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации в качестве учебно-методического пособия для специалистов учреждений культуры клубного типа и студентов учреждений среднего профессионального образования.



Рецензенты:

Д.В. Монастырский - кандидат педагогических наук, зам. начальника отдела образования и науки Федерального агентства по культуре и кинематографии.

Под общей редакцией заслуженного работника культуры Российской Федерации Н.П. Гончаровой.

Авторы-составители:

Н.П. Гончарова - заслуженный работник культуры Российской Федерации, Ю.А. Шубин - директор Департамента государственной политики Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, И.А. Тозыякова - зам. директора Департамента государственной политики Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, Н.А. Хохлова - тренинг-менеджер компании "Тенфолд групп" (г. Москва).

Данное учебно-методическое пособие предназначено для руководителей и специалистов учреждений культуры, студентов учреждений среднего профессионального образования, слушателей курсов повышения квалификации и переподготовки кадров.

ВВЕДЕНИЕ. ЗНАЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕТОДИЧЕСКИХ СЛУЖБ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ КЛУБНОГО ТИПА



Культура - это система ценностей и смыслов, сохраняемых и передаваемых из поколения в поколение, служащих основанием для сохранения самобытности общества. Культура в ее современной форме - еще и социальная модель действительности, создаваемая людьми в процессах общения. Особенно важно такое понимание культуры для понимания современной культуры, сопряженной с экономикой, наукой и образованием, как системы, определяющей инновационный потенциал общества, его способность к самоорганизации и развитию, творчеству и восприятию нового.

Традиционно российское общество состоит из разнородных групп. В основе этой разнородности многонациональный уклад общества, удаленность территорий, значительные различия в условиях проживания в городской и сельской местности. В годы формирования рыночной экономики усилилось социальное расслоение общества. Переходный период привел к нарушению устоявшихся культурных связей и традиций, замене социальных ориентиров и ценностей.

В современных условиях общественных изменений происходит переосмысление роли культуры, обновление ее форм и функций. С одной стороны, культура по-прежнему воспроизводит традиционные отношения и образцы поведения, во многом предопределяющие поведение и мышление людей. С другой стороны, широко распространяются современные медиа-формы, реклама, что усиливает формирование идеологических и моральных стереотипов массовой культуры, "модного" стиля жизни. Посредством средств массовой информации предлагаются различные смыслы и новые идентичности, трансформируется мышление людей.



Переживая сложные процессы социально-экономических преобразований и структурных реформ, Россия оказалась перед реальной угрозой разрушения национальной самоидентификации. Происходящие перемены породили критические деформации ее культурного пространства. Сохранение его целостности и единства на основе культурного разнообразия - важнейшая предпосылка успешного развития России в эпоху глобализации, в эпоху становления обществ, основанных на знаниях и умениях эти знания эффективно использовать.

В этом контексте определяющая роль культуры в общем процессе модернизации России состоит в формировании личности как активного субъекта экономической жизни и социальной самоорганизации.

Современное состояние российского общества позволяет выстраивать государственную культурную политику на новых демократических принципах. Это предполагает развитие горизонтальных связей между центром и регионами, расширение межрегионального взаимодействия, диалог с обществом по вопросам культурной политики, стимулирование культурного разнообразия в российских регионах, доступности и участия граждан в культурной жизни. Разграничение полномочий и ответственности на разных уровнях власти не должно разрушать единства культурного и информационного пространства.

Сегодня необходим принципиально новый подход к выбору приоритетов в сфере культуры, основанный на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации: "каждому гарантируется свобода мысли и слова; каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания; интеллектуальная собственность охраняется законом; каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям; каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры" <1>.

--------------------------------

<1> Конституция Российской Федерации.

Разграничение полномочий и ответственности между уровнями власти сыграло положительную роль для организации культурной жизни страны, усилило внимание общества к результатам региональной политики, к работе местного самоуправления. Однако перенесенная на уровень городских и сельских поселений и неподкрепленная источниками финансирования ответственность за развитие сферы культуры при отсутствии социокультурных стандартов приводит к усилению дифференциации по уровню и качеству услуг.

Необходима серьезная работа по развитию региональной культурной политики, направленной на сохранение этнокультурного разнообразия, поддержку традиций и новых подходов при усилении горизонтальных связей и системы межрегионального взаимодействия.

Поддержка социально-культурной целостности регионов при сохранении и развитии этнокультурного многообразия, доступности и участия граждан в культурной жизни; использование "культурного капитала" для экономического и социального развития, создание эффективных механизмов управления культурными ресурсами регионов - миссия методического обеспечения в настоящее время.

Прежде чем говорить о деятельности в сфере культуры, необходимо точно определить - что же есть культура в интересах данной темы? Чем отличается культура от искусства?

Если толковать эти термины расширено, то искусство - это создание художественных произведений (писательство, режиссура, исполнительство и т.п.), а культура - это процесс, происходящий между создателем произведения и его потребителем, т.е. художника (автора) и зрителя (слушателя), процесс, состоящий из предоставления и потребления произведения, осознания прекрасного или отторжение, формирование впечатления и реакция (эффект) на полученное впечатление. Таким образом, в культуре как в процессе существует потребность нескольких участников, произведение искусства без его демонстрации, опубликования является только частью культуры, но не самой культурой.

Исходя из вышесказанного, можно заключить, что задача методики в сфере культуры должна заключаться в формировании способов и методов не только создания произведений искусства, творчества, но и в формировании способов и методов приобщения большего числа зрителей, потребителей этого произведения, донесения до потребителя в целях достижения необходимого эффекта.

Потребление услуг культуры имеет тысячелетние традиции. Необходимость их доказана историей, они влияют на социально-экономические показатели любого государства, непосредственно участвуют в формировании гражданского общества.

В восьмидесятые годы прошлого столетия завершилось формирование структуры методических служб в сфере культуры. Этот путь - от энтузиастов-исследователей до методистов организационно-методических центров, методических отделов учреждений, был пройден за почти столетний период структурирования услуг культуры.

Необходимость методического обслуживания процесса организации услуг в сфере культуры, создания системы методов и способов их предоставления возникла, прежде всего, в связи с поставленными государственными задачами по обеспечению достижения широкого спектра просветительских и воспитательных, идеологических целей, массового охвата населения услугами культуры, вовлечением в культурный процесс большого количества непрофессиональных участников и обязанностью государства по выполнению этих функций.

В настоящее время изменились некоторые задачи сферы культуры, но в большей части сохранили свою актуальность. Следовательно, сохранилась необходимость в методическом обслуживании культурного процесса.

В последние десятилетия резко снизился уровень подготовки методистов социально-культурной деятельности, что в первую очередь связано с происходящими в стране реформами, в том числе в области профессионального образования. Развивающаяся по новым правилам экономика потребовала качественно новых специалистов, владеющих не столько знаниями в технологии создания продуктов потребления (товара, услуг), сколько знаниями принципов менеджмента (управления) процессами их производства и сбыта, произошло четкое разделение на производителей и управленцев.

Особенность социально-культурной деятельности в том, что производителем товара (услуги) является как специалист социально-культурной (культурно-досуговой) деятельности (сценарист, режиссер, концертмейстер, руководитель клубного формирования), так и само население - участники этого формирования, одновременно являющиеся потребителем и производителем товара (услуги). Потребляя услуги по предоставлению условий для занятий народным творчеством, население производит в конечном результате услуги в виде концертных номеров, произведений декоративно-прикладного творчества и т.п.

Исходя из этой особенности задача методиста (менеджера) социально-культурной деятельности заключается в управлении процессом производства и потребления культурно-досуговых услуг.

Задача методиста не создавать произведения, а найти способ, метод вовлечения населения в культурный процесс, донесения до потребителя услуг культуры и создание условий для достижения наиболее максимального эффекта от услуги.

Проведенный анализ представляемого в печати опыта показал, что не всегда работники организаций культуры понимают задачи и значение деятельности методических служб, кабинетов и т.п. Несмотря на острую необходимость совершенствования методической работы и потребность в соответствующих пособиях, приходится констатировать, что обобщенных работ по данной тематике имеется очень и очень мало. В связи с этим назрела необходимость создания пособия, освещающего различные аспекты методического обеспечения социально-культурной деятельности.

В первом разделе пособия дается разъяснение целей, задач, функций методической работы, во втором - приводятся примеры возможной системы методического обеспечения социально-культурной деятельности, далее дается характеристика информационного обеспечения методической деятельности, третий раздел посвящен обучению персонала, большое внимание посвящено методике социологических исследований, представляет интерес краткий словарь по социально-культурной деятельности, в приложении представлены материалы органов управления культуры различных уровней, учреждений культуры.

Предлагаемое учебно-методическое пособие рассчитано как на практиков социально-культурной деятельности, так и на студентов учебных заведений культуры.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.