Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема: ГИПЕРТОНИЧЕСКАЯ БОЛЕЗНЬ. АТЕРОСКЛЕРОЗ





Министерство общего и профессионального образования

Российской Федерации

Ульяновский государственный университет

Медицинский факультет

 

Кафедра анатомии и патологии человека

 

 

Т.Я. Тарарак, А.С. Ростовщиков

 

 

ЧАСТНАЯ ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ

 

 

Учебно-методические рекомендации

 

 

Ульяновск 2000

ББК

 

 

Печатается по решению .Ученого совета

медицинского факультета УлГУ

 

Рецензент – кандидат медицинских наук, доцент В.И.Арав

 

 

Тарарак Т.Я., Ростовщиков А.С.

Частная палогическая анатомия: Учебно-методические рекомендации.

Ульяновск, УлГУ, 2000.

 

 

Учебно-методические рекомендации подготовлены в соответствии с типовой программой дисциплины "Патологическая анатомия". В структуру описания занятий входят основные вопросы темы, описания макро- и микропрепаратов для самостоятельной работы студентов, а также приведены примеры тестового контроля, определяющие уровень подготовки сту­дента. В конце учебно-методических рекомендаций представлен список литера­туры, рекомендуемой для изучения теоретического материала по частной патологической анатомии.



Данные рекомендации предназначены для студентов медицинского факультета, изучающих курс патологической анатомии.

 

 

@Ульяновский государственный

университет, 2000

 

ВВЕДЕНИЕ

Развитие любого заболевания является закономерным единством общего и частного, т.е. индивидуального, что обязательно отража­ется на течении патологического процесса у каждого конкретного больного. Вместе с тем необходимо помнить не только об индивиду­альных особенностях реакции организма на неблагоприятные воз­действия окружающей среды, но и о том, что сами эти воздействия могут быть чрезвычайно разнообразными как по происхождению, так и по интенсивности, механизмам и условиям их реализации.

Несмотря на огромное разнообразие факторов, обуславливающих возникновение заболевания, на очевидное отсутствие двух совершенно одинаковых организмов, в живых саморегулируемых системах, и, в частности, у человека, чаше всего развиваются вполне определен­ные, а значит типичные структурные и функциональные сдвиги, поз­воляющие объединить их и рассматривать как самостоятельные нозо­логические единицы.



Следовательно, исследуя взаимосвязанный комплекс причинных, патогенетических, структурных и функциональных явлений, составля­ющих понятие заболевания, будущий врач должен стремиться познать закономерности возникновения, развития и исхода болезни, руко­водствуясь изученными ранее общепатологическими категориями.

Именно познание конкретной формы болезни как нозологической единицы является предметом изучения частной патологической анато­мии или частной патологии. Для студентов медицинского факультета университетов этот курс строится таким образом, чтобы познакомить их с наиболее часто встречающимися неинфекционными и инфекционными заболеваниями человека. Естественно, что осваивая частную патологию, необходимо постоянно обращаться к тем структурным изменениям клеток, органов и тканей, которые были изучены в процессе прохождения курса общей патологической анатомии. При этом цели и задачи, стоящие перед студентами при подготовке к практическим занятиям, не изменяются, а лишь модифицируются в зависимости от конкретно изучаемых заболеваний, что может быть представлено в виде знаний темы и практических умений.

 

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

- в чем заключается суть изучаемого заболевания;

- причины развития заболевания (этиологию);

- механизмы развития заболевания (патогенез);

- клинические и морфологические классификации стадий (фаз) развития заболевания;



- структурные основы развития заболевания и его конкретные морфологические проявления (морфогенез);

- наиболее характерные клинические проявления данного заболевания;

- устойчивые и существенные изменения клинико-анатомической картины заболевания в связи с полом, возрастом, влиянием различ­ных факторов внешней среды, применяемым лечением и т.д. (патоморфоз);

- осложнения и исходы заболевания.

 

 

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:

- оценить макроскопические изменения органов и тканей, характеризуюшие заболевание;

- охарактеризовать микроскопические проявления заболевания, зарисовать гистологическую картину патологического процесса;

- провести морфологическую дифференциальную диагностику изучаемого заболевания от других нозологических единиц;

- грамотно пользоваться латинской и специальной медицинской терминологией.

 

Контроль знаний на каждом практическом занятии производится в том же плане, что и в разделе обшей патологической анатомии. При этом обобщаются результаты ответов на поставленные вопросы, тесты и ситуационные задачи, что позволяет достаточно объективно судить о степени подготовленности студентов к изучаемой теме.

 

Тематика практических занятий для студентов медицинского фа­культета соответствует требованиям "Программы по патологической анатомии" и рекомендациям Всероссийской учебно-методической конференции по преподаванию патологической анатомии (М., 1994) и Всероссийских конференций преподавателей патологической анатомии (М., 1997, 1999).

З а н я т и е 1

Тема: ГИПЕРТОНИЧЕСКАЯ БОЛЕЗНЬ. АТЕРОСКЛЕРОЗ

Цель занятия: Изучить этиологию, патогенез и морфологию ате­роскле гипертонической болезни. Разобрать классификации, морфогенез. исходы заболеваний. Научиться диагностировать на мик­ропрепаратах морфологические проявления атеросклероза и гиперто­нической болезни.

 

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ

1. Определение понятий атеросклероза, артериосклероза, артериосклероза.

2. Причинные факторы атеросклероза. Факторы риска. Этапы морфогенеза и течение атеросклероза:

3. Виды осложнений атеросклероза. Исходы.

4. Гипертоническая болезнь. Симптоматические гипертонии. Диф­ференциальная диагностика гипертонической болезни и симптомати­ческой гипертонии.

5. Этиология, патогенез гипертонической болезни. Факторы рис­ка. Рефлекторные, базисные, гуморальные факторы возникновения ги­пертонической болезни.

6. Морфология гипертонической болезни. Клинико-морфологические стадии.

 

ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

1. Макропрепараты: атеросклероз аорты с аневризмой, ишемический инфаркт мозга, атеросклеротический нефросклероз, хроническая аневризма сердца.

2. Микропрепараты: инфаркт миокарда, первичное сморшивание почки, атеросклеротическая бляшка артерии, липоидоз интимы аорты.

3. Таблицы. Атласы. Слайды.

 

ПРИМЕРЫ ТЕСТОВ ДЛЯ КОНТРОЛЯ УРОВНЯ ЗНАНИЙ

1. При атеросклерозе наблюдается нарушение обмена:

а. ..., ..б…..

2. Осложненные поражения атеросклероза связаны с развитием в сосудах:

а. . .

 

 

3. Какие изменения стенок артериол и мелких артерий являются

финальными при гипертонической болезни:

а.... б.. .

4. Аневризма аорты может быть:

а. . . б.. , в. . .

5. При гипертонической болезни выделяются формы:

а. . , б. . , в. . .

6. Основные изменения в почках при гипертонической болезни связаны с:

а. . , б. . .

7. Основные этапы морфогенеза атеросклероза:

а. . , б. , , в.. , г. . , д. . , е. . ..

8. Осложнениями атеросклероза аорты являются:

а. . , б. . , в. . . ,

 

МАКРОПРЕПАРАТЫ

1. АТЕРОСКЛЕРОЗ АОРТЫ С АНЕВРИЗМОЙ: На внутренней поверхности аорты большое количество атеросклеротических бляшек. Одни – желтого цвета (содержат много липидов), другие – перламутрово-белые (преобладает склероз). Видны и изъязвленные бляшки, дно которых представлено желтыми массами липидов.

2. ИШЕМИЧЕСКИЙ ИНФАРКТ МОЗГА (серое размягчение): В подкорко­вых узлах очаг размягченного вещества мозга серого цвета. Края выражены отчетливо.

3. АТЕРОСКЛЕРОТИЧЕСКИЙ НЕФРОСКЛЕРОЗ: Почка уменьшена в разме­рах, плотная на ощупь. Поверхность ее крупнобугристая, на разрезе неоднородного цвета.

4. ХРОНИЧЕСКАЯ АНЕВРИЗМА СЕРДЦА: Утолщенная стенка левого желудочка сердца в области верхушки истончена, белесоватого цвета, мешковидно выпячивается. В полости аневризмы тромбы.

 

МИКРОПРЕПАРАТЫ

1. ИНФАРКТ МИОКАРДА: В зоне инфаркта (1) мышечные волокна ли­шены ядер. Цитоплазма кардиомиоцитов гомогенизирована. Выражена зона перифокального воспаления (2).

2. ПЕРВИЧНОЕ СМОРЩИВАНИЕ ПОЧКИ: Стенки артериол (1) и артерий гомогенизированы. Часть почечных клубочков гиалинизирована (2), другие - компенсаторно гипертрофированы. В просвете ряда канальцев гиалиновые цилиндры (3).

3. АТЕРОСКЛЕРОТИЧЕСКАЯ БЛЯШКА АРТЕРИИ: Просвет сосуда сужен фиброзной бляшкой, в центре которой определяется мелкозернистая аморфная масса (атероматозный детрит) (1). В просвете сосуда (2) тромб.

4. ЛИПОИДОЗ ИНТИМЫ АОРТЫ: В утолщенной интиме (I) располага­ются мелкозернистые массы липидов (2). Липиды находятся как в ме­жуточном вешестве интимы, так и в цитоплазме клеток, фагоцитировавших липиды ("ксантомные" клетки).

 

 

З а н я т и е 2

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.