Сделай Сам Свою Работу на 5

Европейская валютная система





Современная международная интеграция представляет собой объективный процесс устойчивых экономических связей и разделения труда национальных хозяйств, которые близки по своему развитию. Интеграция ведет к тесному переплетению национальных хозяйств, созданию региональных комплексов. В своем развитии интеграционный процесс проходит несколько стадий, включая создание единого рынка с унификацией юридических и экономико-технических условий торговли, движения капитала и рабочей силы, образование экономического и валютного союза.

Первопроходцем в деле создания интеграционных группировок стал Европейский экономический союз (ЕЭС). ЕЭС представляет собой своеобразную лабораторию, где отрабатываются модели и методики интеграционного процесса. С 1979 г. в рамках Сообщества начала формироваться Европейская валютная система (ЕВС).

Задача ЕВС – способствовать снижению инфляции в странах-участницах и обеспечивать стабильность их валютных курсов. Механизм действия ЕВС предполагает использование единой расчетной единицы ЕВРО (EURO). ЕВРО – составная валюта, ее поддерживает корзина национальных валют Сообщества, причем доля каждого участника зависит от веса страны в ВВП и взаимной торговле.



На основе валютной корзины формируется и центральный курс ЕВРО. Все национальные валюты ЕВС связаны между собой попарно, образуя как бы валютную решетку. Отклонение от фиксированного курса строго лимитировано.

Центральный курс и попарные курсы фиксированы, но подвергаются систематическим пересмотрам; последние осуществляются на совместных заседаниях Европейской Комиссии.

Стабильность единой европейской валюты доказывает пользу в интеграции мировых экономик. Опыт Европы, не имеющий пока аналогов в мире, полезен при выработке концепций межгосударственного сотрудничества и международной интеграции.

 

Нетарифные методы регулирования международной торговли

Таможенные тарифы остаются важнейшим инструментом внешнеторговой политики, но их роль за последние десятилетия постепенно ослабла. В послевоенный период в ходе многосторонних переговоров в рамках ГАТТ было достигнуто значительное снижение тарифных барьеров: так, средневзвешенный уровень импортных таможенных тарифов в промышленно развитых странах снизился с 40–50% в конце 40-х годов до 4–5% в настоящее время, а в результате реализации соглашений Уругвайского раунда переговоров ГАТТ он должен составить около 3 %. Однако степень воздействия государства на международную торговлю за эти годы фактически даже возросла в результате значительного расширения форм и методов нетарифных торговых ограничений. По различным оценкам, в настоящее время их существует не менее пятидесяти. Особенно активно нетарифные методы регулирования торговли используют промышленно развитые страны. К середине 90-х годов в среднем 14% товаров, импортируемых странами ЕС, США и Японией, подпадали под основные нетарифные ограничения: импортные квоты, добровольное ограничение экспорта и антидемпинговые меры. Будучи менее открытыми, чем таможенные пошлины, нетарифные барьеры дают больше возможностей для произвольных действий правительств и создают значительную неопределенность в международной торговле. В этой связи одной из важнейших задач, стоящий перед Всемирной торговой организацией, является постепенная отмена количественных ограничений или так называемая тарификация (замена количественных ограничений тарифами, обеспечивающими эквивалентный уровень защиты).



Квотирование

Наиболее распространенной формой нетарифного ограничения внешней торговли является квота, или контингент. Квотирование (контингентирование) представляет собой ограничение в количественном или стоимостном выражении объема продукции, разрешенной к ввозу в страну (импортная квота) или вывозу из страны (экспортная квота) за определенный период. Как правило, квотирование внешней торговли осуществляется путем ее лицензирования, когда государство выдает лицензии на импорт или экспорт ограниченного объема продукции и одновременно запрещает нелицензированную торговлю.



Лицензирование может иметь и самостоятельное значение как инструмент внешнеторговой политики, когда, например, государство предоставляет право какому-либо импортеру ввозить товары без ограничения или только из указанных стран (так называемая генеральная лицензия). Существует также практика автоматического лицензирования, когда для ввоза или вывоза определенных товаров требуется получить лицензию, что позволяет государству осуществлять наблюдение за торговлей этими товарами и в случае необходимости быстро вводить ограничительные меры.

Рассмотрим в качестве примера экономические последствия установления квот на импорт. Предположим, что страна является импортером зерна (см. рис. 9.1, где Dđ – спрос на зерно в данной стране, a Sđ – внутреннее производство зерна). В условиях свободной торговли внутренняя цена на зерно не отличается от мировой цены и равна P При такой цене отечественные производители не могут обеспечить всю потребность страны в зерне и объем импорта составляет Do – So. Если правительство хочет ограничить объем импорта и устанавливает квоту размером Q, то общее предложение зерна на внутреннем рынке с учетом импорта может быть представлено в виде кривой Sđ + Q. Теперь при цене, равной мировой, возникает разрыв между спросом и предложением: в результате количественного ограничения импорта часть спроса на зерно оказывается неудовлетворенной и это приводит к росту внутренней цены до Pđ. Более высокий уровень внутренней цены стимулирует рост отечественного производства зерна до S1, но одновременно спрос сокращается до D1.

Мы можем теперь оценить последствия квотирования импорта для благосостояния. Потребители в результате роста цены несут потери (область a + b + c + d+e). Отечественным производителям введение квоты выгодно – они расширяют объемы производства и реализуют свою продукцию по более высокой цене. Размер их дополнительного выигрыша составит область а. Область с + d представляет собой либо доход государства, если лицензии продаются (цена лицензии в условиях конкуренции должна будет примерно соответствовать ожидаемому приросту внутренней цены), либо дополнительный выигрыш импортеров, если они получают лицензии бесплатно. В любом случае этот выигрыш распределяется между теми, кто выдает лицензии, и теми, кто их получает.

Таким образом, в результате введения импортной квоты, возникают чистые потери для страны в целом, равные области b + e, то есть результаты воздействия квоты и тарифа на уровень благосостояния идентичны (конечно, это справедливо, если объем лицензированного импорта меньше, чем спрос на импорт на внутреннем рынке). Разница лишь в том, что при введении тарифа, государство всегда получает дополнительный доход, а при установлении квоты этот доход полностью или частично может достаться импортерам.

 

Рис. 9.1

Почему же государство часто предпочитает использовать именно квотирование как средство ограничения импорта? Во-первых, квота дает гарантию, что импорт не будет превышать определенную величину, поскольку лишает иностранных конкурентов возможности расширять продажи на рынке путем снижения цен. Таможенный тариф такой гарантии не дает. Во-вторых, квотирование является более гибким и оперативным инструментом политики, поскольку изменение тарифов обычно регламентируется национальным законодательством и международными соглашениями. В-третьих, использование квот делает внешнеторговую политику более селективной, поскольку путем распределения лицензий государство может оказать поддержку конкретным предприятиям.

Вместе с тем использование квот на импорт может приводить к дополнительным негативным эффектам. С одной стороны, ограничивая ценовую конкуренцию и гарантируя отечественным фирмам определенную долю национального рынка, квота может способствовать монополизации экономики. С другой стороны, само распределение лицензий редко происходит на открытых аукционах в условиях честной конкуренции импортеров и поэтому в лучшем случае приводит к произвольным и потому недостаточно эффективным административным решениям, а в худшем – развитию коррупции.

В настоящее время положения ГАТТ/ВТО разрешают вводить количественные ограничения импорта в случае резкого неравновесия платежного баланса.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.