Сделай Сам Свою Работу на 5

Специализированные прокуратуры





Систему органов военной прокуратуры составляют: Главная военная прокура­тура, военные прокуратуры военных округов, флотов, ракет­ных войск стратегического назначения, Московская город­ская военная прокуратура и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам субъектов РФ, военные про­куратуры соединений, гарнизонов и другие военные проку­ратуры, приравненные к прокуратурам городов и районов.

В местностях, где в силу исключительных обстоятельств не действуют иные органы прокуратуры РФ, а также за пре­делами Российской Федерации, где в соответствии с между­народными договорами находятся войскаРФ, осуществление функций прокуратуры может быть возложено Генеральным прокурором РФ на органы военной прокуратуры.

Образование, реорганизация и ликвидация органов воен­ной прокуратуры, определение их статуса, компетенции, структуры и штатов осуществляются Генеральным проку­рором РФ, приказы которого по этим вопросам реализуются в соответствии с директивами Генерального штаба Воору­женных Сил РФ.

Органы военной прокуратуры возглавляет заместитель Генерального прокурора РФ — Главный военный прокурор, который руководит деятельностью органов военной проку­ратуры, обеспечивает подбор, расстановку и воспитание кадров, проводит аттестацию военных прокуроров и следо­вателей, издает приказы и указания, обязательные для ис­полнения всеми военными прокуратурами.



Природоохранные прокуратуры созданы в целях усиле­ния прокурорского надзора за исполнением законодатель­ства об охране окружающей среды.

На правах прокуратуры субъекта РФ действует только одна прокуратура — Волжская межрегиональная природоохранительная прокуратура. Конкретный перечень городов и районов субъектов РФ, на территории которых распрост­раняются полномочия Волжской межрегиональной природоохранительной прокуратуры, определяются Волжским межрегиональным природоохранным прокурором по согла­сованию с прокурорами субъектов РФ. Остальные прокуратуры действуют на правах районных прокуратур.

На природоохранные прокуратуры возложены следующие полномочия:

1) надзор за исполнением законов, направленных на за­щиту окружающей среды и экологических прав граждан, представительными (законодательными) и исполнительны­ми органами власти субъектов РФ, органами местного само­управления, органами контроля и их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и не­коммерческих организаций, а также за соответстви­ем законам издаваемых ими нормативных правовых актов;



2) уголовное преследование по делам об экономических преступлениях, совершенных на предприятиях, в учрежде­ниях, организациях и иных субъектах хозяйственной дея­тельности.

Транспортные прокуратуры действуют на правах проку­ратур районов и осуществляют свои полномочия, касающи­еся исполнения законов о безопасности движения на воз­душном, речном (морском) и железнодорожном транспорте. Транспортные прокуратуры осуществляют также надзор за исполнением законов и соблюдением прав, свобод и закон­ных интересов граждан предприятиями различных форм собственности, которые так или иначе связаны с предостав­лением или обслуживанием транспортных перевозок грузов и пассажиров.

Транспортные прокуратуры расследуют преступления, совершенные на транспортных объектах. Одновременно транспортные прокуратуры осуществляют надзор за закон­ностью административной деятельности органов внутрен­них дел на транспорте, оперативно-розыскной деятельнос­тью, дознанием и предварительным следствием, которые проводят сотрудники транспортной милиции.

Прокуратуры по надзору за соблюдением законов при испол­нении назначенных судом наказания или иных мер принудитель­ного характера действуют на правах районных прокуратур с подчинением прокурорам соответствующих субъектов РФ.



Прокуратуры закрытых административно-территори­альных образований. В настоящее время в соответствии с приказом Генерального прокурора РФ от 09.09.02 № 59 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, приравненных к ним военных и других специализирован­ных прокуратур» действуют две специализированные про­куратуры закрытых административно-территориальных об­разований с непосредственным подчинением Генеральной прокуратуре РФ (г. Межгорье и комплекс «Байконур»).

Другие прокуратуры, осуществляющие надзор за соблю­дением и исполнением законов РФ в закрытых администра­тивно-территориальных образованиях, на особо режимных объектах и в специальных воинских формированиях, обслу­живающих их режим и непосредственное функционирова­ние, подчиняются территориальным прокуратурам субъек­тов РФ.

 

2.

Служба в органах и учреждениях прокуратуры — один из видов федеральной государственной службы. Прокуро­рами и следователями могут быть только граждане России, получившие высшее юридическое образование в учрежде­нии высшего профессионального образования, имеющем государственную аккредитацию. Кроме наличия высшего юридического образования кандидаты на должность проку­роров и следователей прокуратуры должны обладать необ­ходимыми профессиональными и моральными качествами и быть способными по состоянию здоровья исполнять воз­лагаемые на них служебные обязанности.

На должности помощников прокуроров и следователей прокуратур городов, районов, приравненных к ним проку­ратур в исключительных случаях могут назначаться лица, обучающиеся по юридической специальности в учреждени­ях высшего профессионального образования и окончившие третий курс учебного заведения.

На должности прокурора района и приравненных к ним прокуроров назначаются лица не моложе 25 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем в органах про­куратуры не менее трех лет.

На должности прокуроров субъектов РФ, а также при­равненных к ним прокуроров назначаются лица не моложе 30 лет, имеющие стаж работы прокурором или следовате­лем в органах прокуратуры не менее пяти лет. Генеральный прокурор РФ вправе в исключительных случаях назначать на должности прокуроров субъектов РФ, прокуроров райо­нов и приравненных к ним прокуроров специализирован­ных прокуратур лиц, имеющих опыт работы по юридиче­ской специальности на руководящих должностях в органах государственной власти.

Лицо не может быть принято на службу в органы и уч­реждения прокуратуры и находиться на указанной службе, если оно:

— имеет гражданство иностранного государства;

— признано решением суда недееспособным или огра­ниченно дееспособным;

— лишено решением суда права занимать государствен­ные должности государственной службы в течение опреде­ленного срока;

— имело или имеет судимость;

— имеет заболевание, которое согласно медицинскому заключению препятствует исполнению им служебных обя­занностей;

— состоит в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, роди­тели или дети супругов) с работником органа или учрежде­ния прокуратуры, если их служба связана с непосредствен­ной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

- отказывается от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тай­ну, если исполнение служебных обязанностей по должнос­ти, на которую претендует лицо, связано с использованием таких сведений.

Кроме указанных ограничений для прохождения службы в органах прокуратуры Закон о прокуратуре РФ запрещает прокурорским работникам:

— заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кро­ме педагогической, научной и иной творческой деятельности;

— быть депутатом законодательного (представительно­го) органа Российской Федерации, законодательных (пред­ставительных) органов власти субъектов РФ, органов мест­ного самоуправления;

— заниматься предпринимательской деятельностью лич­но или через доверенных лиц;

— состоять членом управления коммерческой организации;

— быть поверенным или представителем по делам тре­тьих лиц в государственном органе, в котором он состоит на государственной службе либо который непосредственно подчинен или непосредственно подконтролен ему;

— использовать в неслужебных целях средства матери­ально-технического, финансового и информационного обес­печения, другое государственное имущество и служебную информацию;

— получать гонорары за публикации и выступления в качестве государственного служащего;

— получать от физических и юридических лиц вознаг­раждения, связанные с исполнением должностных обязан­ностей.

Прокурорские работники не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Создание и деятельность общественных объединений, преследующих политические цели, и их организаций в органах и учрежде­ниях прокуратуры не допускаются.

Лицам, впервые принимаемым на службу в органы про­куратуры, в целях проверки их соответствия занимаемой должности может устанавливаться испытание на срок до шести месяцев. Продолжительность испытания определяет­ся руководителем соответствующего органа прокуратуры по соглашению с лицом, принимаемым на службу.

Служба в органах и учреждениях прокуратуры прекра­щается при увольнении прокурорского работника. Помимо оснований, предусмотренных законодательством РФ о тру­де, прокурорский работник может быть уволен в связи с выходом в отставку и по инициативе руководителя органа или учреждения прокуратуры в случаях:

а) достижения прокурорским работником предельного возраста пребыва­ния на службе в органах и учреждениях прокуратуры;

б) прекращения гражданства Российской Федерации; в) на­рушения Присяги прокурора (следователя), а также совер­шения проступков, порочащих честь прокурорского работ­ника; г) несоблюдения ограничений, связанных со службой в органах прокуратуры; д) разглашения сведений, составля­ющих государственную и иную охраняемую законом тайну.

3.

Законность. Правовые основы деятельности прокуратуры РФ составляют Конституция, федеральные законы, междуна­родные договоры РФ. На прокуратуру РФ не может быть воз­ложено выполнение функций, не предусмотренных федераль­ными законами. Законность — это принцип и организации, и деятельности прокуратуры.

Централизм. Прокуратура РФ составляет единую феде­ральную централизованную систему органов и учреждений и действует на основе подчинения нижестоящих прокуро­ров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Центра­лизм — это принцип организации. Остальные принципы — принципы деятельности.

Независимость. Органы прокуратуры осуществляют пол­номочия независимо от федеральных органов государствен­ной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на терри­тории Российской Федерации законами.

Принцип независимости проявляется и в законодатель­ном закреплении недопустимости вмешательства в осуще­ствление прокурорского надзора. Воздействие в какой-либо форме федеральных органов государственной власти, орга­нов государственной власти субъектов РФ, органов местно­го самоуправления, общественных объединений, средств массовой информации, их представителей, а также должно­стных лиц на прокурора или следователя с целью повлиять на принимаемое им решение или воспрепятствование в ка­кой-либо форме его деятельности влечет за собой установ­ленную законом ответственность.

Прокурор и следователь не обязаны давать каких-либо объяснений по существу находящихся в их производстве дел и материалов, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления иначе как в случаях и порядке, пре­дусмотренных федеральным законодательством.

Для обеспечения независимости работников органов про­куратуры закон предусматривает определенные гарантии: специальная защита их самих и их родственников; право на хранение и ношение оружия; обязательное государственное страхование; бесплатные проезды; санаторно-курортные выплаты и т.д.

Обязательность исполнения требований прокурора. Тре­бования прокурора обязательны для тех, кому они адресова­ны. Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Статистическая и иная информация, справки, документы и их копии, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций, представляются по требова­нию прокурора и следователя безвозмездно. Неисполнение требований прокурора и следователя, вытекающих из их полномочий, а также уклонение от явки по их вызову вле­кут за собой установленную законом ответственность.

Гласность. Прокуроры и следователи действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям зако­нодательства РФ об охране прав и свобод граждан, а также законодательства РФ о государственной и иной специально охраняемой законом тайне; гласность включает в себя ин­формирование федеральных органов государственной влас­ти. органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также населения о состоянии законности.

Никто не вправе без разрешения прокурора разглашать материалы проверок и предварительного следствия, прово­димых органами прокуратуры, до их завершения.

Принцип неприкосновенности прокурора проявляется в особом порядке привлечения к уголовной и административ­ной ответственности. Любая проверка сообщения о факте правонарушения, совершенного прокурором или следовате­лем органов прокуратуры, возбуждение против них уголов­ного дела (за исключением случаев, когда прокурор или следователь застигнут при совершении преступления), про­изводство расследования является исключительной компетенцией органов прокуратуры.

На период расследования возбужденного в отношении прокурора или следователя уголовного дела они отстраня­ются от должности.

Не допускаются задержание, привод, личный досмотр прокурора и следователя, досмотр их вещей и используемо­ го ими транспорта, за исключением случаев, когда это пре­дусмотрено федеральным законом для обеспечения безо­пасности других лиц, а также задержание при совершении преступления. Исключения касаются лишь случаев, особо предусмотренных законом или когда прокурор или следова­тель застигнут при совершении преступления. Тогда возбу­дить дело, задержать и т.п. может и другой орган, но потом дело необходимо передать по подследственности.

 

4.

Соблюдение всех названных выше принципов призвано обеспечить оптимальное выполнение задач, стоящих перед прокуратурой. Это обеспечение:

^ верховенства закона;

^ единства и укрепления законности;

^ защиты прав и свобод человека и гражданина;

^ охраны законных интересов общества и государства.

Достижение названных целей осуществляется путем вы­полнения специфических функций.

Основная функция прокуратуры — надзор за исполнени­ем действующих законов. Надзор осуществляется по пяти направлениям.

1. Надзор за исполнением законов федеральными мини­стерствами и ведомствами, представительными (законода­тельными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, военного управления, контроля, их должностными лицами, а также за соответ­ствием законам издаваемых ими правовых актов;

2. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительны­ми органами субъектов РФ, органами местного самоуправ­ления, военного управления, контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций (фактически это тоже надзор за соблюдением законов, регламентиру­ющих данные права).

3. Надзор за исполнением законов органами, осуществ­ляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

4. Надзор за исполнением законов администрациями ор­ганов и учреждений, исполняющих наказание и применяю­щих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заклю­ченных под стражу (тюрем, исправительных колоний, воспи­тательных колоний, лечебно-исправительных колоний и т.п.)

5. Надзор за исполнением законов судебными приставами.

Кроме надзорных прокуратура выполняет следующие функции:

уголовного преследования в соответствии с полномочи­ями, установленными уголовно-процессуальным законода­тельством РФ;

расследования. Осуществляя уголовное преследование, органы прокуратуры проводят расследование по делам о преступлениях, отнесенных уголовно-процессуальным за­конодательством к их компетенции. Прокурор вправе при­нять к своему производству или поручить подчиненному ему прокурору или следователю расследование любого пре­ступления;

участия в отправлении правосудия. Хотя сами органы прокуратуры не осуществляют правосудия (это прерогатива суда), прокуроры в соответствии с процессуальным законо­дательством участвуют в рассмотрении дел судами, опро­тестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов;

рассмотрения жалоб и заявлений. В органах прокура­туры в соответствии с их полномочиями разрешаются заяв­ления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Решение по жалобе на приговор, решение, определение и постановление суда может быть обжаловано только выше­стоящему прокурору. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным зако­нодательством;

координации деятельности правоохранительных орга­нов по борьбе с преступностью. Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры координируют деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, феде­ральной службы безопасности, таможенной службы и других правоохранительных органов. В целях обеспечения ко­ординации деятельности этих органов прокурор созывает координационные совещания, организует рабочие группы, истребует статистическую и другую необходимую инфор­мацию, осуществляет иные полномочия в соответствии с положением о координации деятельности по борьбе с пре­ступностью, утверждаемым Президентом РФ;

участия в правотворческой деятельности. Прокурор вправе вносить в законодательные органы и органы, облада­ющие правом законодательной инициативы, соответству­ющего и нижестоящего уровней предложения об измене­нии, дополнении, отмене или принятии законов и иных нор­мативных правовых актов;

издательскую. Генеральная прокуратура РФ выпускает специальные издания.

­5.

В Прокуратуре РФ используется Автоматизированная система информационного обеспечения "АСИО-Прокуратура". Её задачей является сбор, хранение, предоставление потребителям (сотрудникам правоохранительных органов) нормативной и ненормативной правовой информации (то есть информации, которая возникает в процессе правоприменительной и правоохранительной деятельности: данные криминалистического учёта, статистические данные и т.д.). Организован информационный обмен между МВД и Прокуратурой РФ. Внедрены единые формы учёта преступлений и лиц, их совершивших.[4]

Автоматизированная система информационного обслуживания "АСИО Юстиция" используется в органах и учреждениях юстиции для решения следующих задач:

- автоматизации делопроизводства и обработки судебной статистики;

- ведения баз данных практики судов всех уровней; автоматизации бухгалтерского учёта;

- ведения регистра коммерческих и некоммерческих организаций, в том числе общественных и религиозных организаций;

- учёта кадров.

 

Биометрией называют технологии идентификации личности, использующие физиологические параметры субъектов: отпечатки пальцев, радужную оболочку глаз, геометрию лица, ДНК и т. д. Эта технология позволяет сравнивать полученные данные о физиологических параметрах человека с базой данных, куда внесены данные о многих людях. При этом сравниваемые параметры могут быть как статическими, заложенными в человека от рождения (отпечатки пальцев, радужная оболочка глаза, ДНК), так и динамическими, которые с возрастом могут меняться (голос, походка и т. д.). Традиционно биометрические технологии используют правоохранительные органы, службы безопасности компаний, банков и аэропортов, медицинские учреждения, где необходимо точно идентифицировать личность и установить тех, кто имеет доступ в помещение, к оборудованию или совершил преступление. По данным компании "БиоЛинк", самой распространенной биометрической технологией является идентификация по отпечаткам пальцев (более 50% рынка). Второй по степени распространенности технологией является идентификация по лицу (15-20% рынка). Она применяется в "электронных паспортах". Третье место (5-7%) делят технологии идентификации по радужной оболочке глаза и геометрии руки. Российские разработчики биометрических технологий занимают одну из лидирующих позиций в мире. Например, московская компания "БиоЛинк" внедряет свои разработки по всему миру — от обеспечения информационной безопасности в системе налогового документооборота на основе технологий биометрической идентификации в департаменте налогов Индии до интеграции технологий биометрической идентификации и существующей системы начисления и выдачи социальных пособий и оказания социальных услуг в департаменте социального обеспечения города и округа Сан-Франциско. А международный стандарт в области 3D-распознавания лица был принят на основе разработок компании A4Vision, основанной выпускниками Бауманки во главе с Артемом Юхиным. Так что распознавать террористов и преступников среди пассажиров с помощью видеокамер в американских аэропортах и на пограничных переходах помогают именно российские разработки.
Помимо распространенных методов биометрической идентификации человека существуют и методы экзотические, например идентификация по подногтевому слою кожи, объему указанного для сканирования пальца, форме уха, запаху тела, термограмме лица и т. д. Кстати, в основе идентификации по термограмме — уникальность распределения на лице артерий, снабжающих кожу кровью и формирующих присущий только данному человеку тепловой рисунок лица. Этот метод позволяет распознавать даже близнецов, на которых другие технологии идентификации "спотыкаются". [5]
Используются и необычные динамические методы биометрической идентификации, построенные на особенностях воспроизведения подсознательных движений человека во время выполнения им определенных действий. К таким методам, например, относится так называемый клавиатурный почерк человека, основанный на распознавании динамики набора им определенного (кодового) слова. Существуют и такие методы, как идентификация по движению губ во время произнесения кодового слова и даже по динамике поворота ключа в дверном замке.
С развитием технологий модификации подвергаются даже самые распространенные методы идентификации, например по рукописному почерку (подписи): при использовании графического планшета или КПК анализируется не только степень совпадения двух картинок, но и временные характеристики нанесения как отдельных элементов, так и всей подписи целиком, а также динамические характеристики нажима пера. А компания Northrop Grumman недавно объявила о разработке технологии, позволяющей считывать с пяти метров все десять отпечатков пальцев и радужку глаза.
Однако ни один биометрический метод идентификации человека не может считаться стопроцентно надежным. Например, два одинаковых отпечатка пальца у разных людей встречаются с вероятностью 1:10 000. Полиция Германии несколько месяцев тестировала на главной железнодорожной станции города Майнц систему, предназначенную для автоматического выявления конкретных людей в толпе с помощью обычных камер видеонаблюдения. На вокзале с пассажиропотоком около 23 тыс. человек в день цифровые камеры находили в толпе 200 регулярно пользующихся транспортом добровольцев, чьи биометрические параметры лиц хранились в базе данных. Доля успешных опознаний составила 60% при уровне ложных опознаний 0,1%. Такой процент ложных опознаний означает, что ежедневно 23 невиновных человека задерживались бы полицией напрасно. При плохом освещении уровень успешных опознаний падал до 30%. Самым надежным способом идентификации человека считается идентификация по ДНК, но и этот способ не может считаться абсолютно надежным.

Лекция 9

Органы внутренних дел РФ

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.