Сделай Сам Свою Работу на 5

Компетенция Конституционного Суда РФ





В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции на всей тер­ритории России Конституционный Суд РФ:

1) разрешает дела о соответствии Конституции РФ:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ;

в) договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;

г) не вступивших в силу международных договоров РФ;

2) разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;

в) между высшими государственными органами субъектов РФ;



3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституци­онность закона, примененного или подлежащего примене­нию в конкретном деле;

4) дает толкование Конституции;

5) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

6) выступает с законодательной инициативой по вопро­сам своего ведения;

7) осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией, Федеративным договором и федераль­ными конституционными законами.

Конституционный Суд РФ решает исключительно вопросы права. При осуществлении конституционного судо­производства судьи Конституционного Суда РФ должны воздерживаться от установления и исследования фактичес­ких обстоятельств во всех случаях, когда это входит в ком­петенцию других судов или иных органов.

 

2.

Конституционный Суд РФ состоит из девятнадцати судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ. Конституционный Суд РФ вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей. В пленарном заседании Конституционного Суда РФ судьи тайным голосованием большинством от общего числа судей избирают из своего состава в индивидуальном порядке Председателя, заместителя Председателя и судью — сек­ретаря Конституционного Суда РФ сроком на три года. Согласно Закону о Конституционном Суде РФ Председа­тель Конституционного Суда РФ осуществляет следующие полномочия:



- руководит подготовкой пленарных заседаний Конститу­ционного Суда РФ, созывает их и председательствует на них;

- вносит на обсуждение Конституционного Суда РФ вопросы, подлежащие рассмотрению в пленарных заседа­ниях и заседаниях палат;

- представляет Конституционный Суд РФ в отношениях с государственными органами и организациями, обще­ственными объединениями, по уполномочию Конституционного Суда РФ выступает с заявлениями от его имени;

- осуществляет общее руководство аппаратом Конституционного Суда РФ;

- осуществляет другие предоставленные ему полномочия.

Во всех случаях, когда Председатель Конституционного Суда РФ не в состоянии исполнять свои обязанности, их временно исполняет заместитель Председателя Конститу­ционного Суда РФ.

Судьей Конституционного Суда РФ может быть назначен гражданин Российской Федерации, достигший ко дню назна­чения возраста не менее 40 лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права.



Предложения о кандидатах на должности судей Конститу­ционного Суда РФ могут вноситься Президенту РФ членами (депутатами) Совета Федерации и депутатами Государствен­ной Думы, а также законодательными (представительными) органами субъектов РФ, высшими судебными органами и фе­деральными юридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями.

Совет Федерации рассматривает вопрос о назначении на должность судьи Конституционного Суда РФ в срок не по­зднее 14 дней с момента получения представления Прези­дента РФ.

Каждый судья Конституционного Суда РФ назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием. Назначенным на должность судьи Конституционного Суда РФ считается лицо, получившее при голосовании большин­ство от общего числа членов (депутатов) Совета Федерации.

Судья Конституционного Суда РФ несменяем. Полномочия судьи Конституционного Суда РФ могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленными федеральным конституционным законом.

Судья Конституционного Суда РФ неприкосновенен. Он не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, за­держан, арестован, подвергнут обыску без согласия Консти­туционного Суда РФ, за исключением случаев задержания на месте преступления, а также подвергнут личному дос­мотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено законом для обеспечения безопасности других людей.

Полномочия, судьи КС РФ быть приостановлены в случаях, если:

1)было дано согласие конституционного Суда РФ на арест судьи или привлечение его к уголовной ответственности;

2) судья по состоянию здо­ровья временно не способен выполнять свои обязанности.

Полномочия судьи Конституционного Суда РФ прекращаются в случаях:

- нарушения порядка его назначения на должность су­дьи Конституционного Суда РФ, установленного Конститу­цией и федеральным конституционным законом;

- истечения срока полномочий судьи;

- личного письменного заявления судьи об отставке до истечения срока его полномочий;

- утраты гражданства Российской Федерации;

- вынесенного в отношении судьи обвинительного при­говора, вступившего в законную силу;

- совершения судьей поступка, порочащего честь и дос­тоинство судьи;

- продолжения судьей, несмотря на предупреждение со стороны Конституционного Суда РФ, занятий или соверше­ния действий, несовместимых с его должностью;

- неучастия судьи в заседаниях Конституционного Суда РФ или уклонения его от голосования свыше двух раз под­ряд без уважительных причин;

- признания судьи недееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

- признания судьи безвестно отсутствующим решением
суда вступившим в законную силу;

- объявления судьи умершим решением суда, вступив­шим в законную силу;

- смерти Судьи;

Полномочия судьи Конституционного суда РФ могут быть прекращены также в силу его неспособности по состо­янию здоровья или иным уважительным причинам в течение длительного времени (не менее 10 месяцев подряд) исполнять обязанности судьи. Прекращение полномочий судьи КС РФ осуществляется по решению КС РФ, которое направляется Президенту РФ, в Совет Федерации, и является официаль­ным уведомлением об открытии вакансии.

Конституционный Суд РФ рассматривает и разрешает дела в пленарных заседаниях и заседаниях палат Конститу­ционного Суда РФ.

Конституционный Суд РФ состоит из двух палат, вклю­чающих в себя соответственно десять и девять судей. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки, порядок проведения которой устанавливается Регламентом Конституционного Суда РФ.

В пленарных заседаниях участвуют все судьи Конститу­ционного Суда РФ, в заседаниях палат — судьи, входящие в состав соответствующей палаты. Председатель и замести­тель Председателя Конституционного Суда РФ не могут входить в состав одной и той же палаты.

Персональный состав палат не должен оставаться неиз­менным более чем три года подряд. Очередность исполне­ния судьями, входящими в состав палаты, полномочий председательствующего в ее заседаниях определяется на за­седании палаты.

3.

Первого февраля 2006 года Законодательное собрание города на Неве направило на рассмотрение Госдумы проект закона о переносе Конституционного суда РФ в Санкт-Петербург. В первом чтении большинством голосов он был принят. Конституционному суду выделят часть зданий Сената и Синода, затраты на переезд составили около 221 миллион рублей. Переезд был завершен 21 мая 2008 года.

5 февраля 2007 г. Президентом РФ был подписан Федеральный конституционный закон № 2-ФКЗ (принятый ранее Государственной Думой 19.01.2007 г. и одобренный Советом Федерации 24.01.2007 г.) об изменении места постоянного пребывания Конституционного Суда с Москвы на Санкт-Петербург. Председатель Правительства России подписал распоряжение № 1077-р. В соответствии с ним были проведены проектно-изыскательские работы для строительства социально-бытового комплекса в посёлке Комарово для летнего отдыха судей, поликлиники, жилого здания и гаража, а также выкуп зданий на Крестовском острове и компенсация затрат на отселение из объектов, на месте которых был построен коттеджный посёлок за 870 млн руб.

Сроки реконструкции комплекса зданий Конституционного Суда РФ были поставлены очень жесткие – всего 14 месяцев с начала проектирования. Если учесть, что к инженерному обеспечению зданий такого класса предъявляются очень жесткие требования, становится ясно: задача была не из легких. На объекте работало много компаний, и все они решали не только вопросы проектирования и монтажа своих собственных систем, но и сложнейшие задачи согласования проектов и монтажных работ, а также приведение всех систем к единой системе диспетчерского управления. И это в условиях, когда рабочий проект и монтажные работы проводились практически одновременно.[2]

Системы «теплых полов», работающие на «обратной воде», позволяют сэкономить порядка 2 МВт тепловой энергии. Работу по реализации этого проекта проводила компания «7+11». Силами ее специалистов в здании смонтировано более 16 тыс. м2 теплых полов, что составляет половину всей их площади.

Что касается систем вентиляции и кондиционирования, которыми занималась наша компания, то требования заказчика к ним были выдвинуты очень строгие. Одна из первостепенных задач – создание полной системы кондиционирования с применением энергосберегающих технологий, возможностью регулирования тепловлажностных режимов практически во всех помещениях, причем с индивидуальными климатическими параметрами в каждом из них.

Оборудование, установленное в здании Конституционного суда РФ, отвечает самым высоким требованиям. Применение рекуператоров тепла (PM-Luft – Швеция) позволило обеспечить энергоэффективность, а продуманная система охлаждения, смонтированная на базе чиллеров и фэнкойлов компании CIAT (Франция), позволяет зимой и летом поддерживать в каждом помещении постоянную температуру, в том числе регулировать влажность, что важно для сохранения дворцовых интерьеров.

Одним из основных требований был минимальный уровень шума, производимого оборудованием. Если по СНиП он определен в 45 дб, то в помещениях Конституционного суда допускается не более 25 дб, что предполагает практически бесшумную работу систем вентиляции и кондиционирования. В здании была сохранена историческая планировка помещений, поэтому рабочие кабинеты судей имеют не только высокие потолки (4–5 метров), но и достаточно большую площадь (до 150 м2), следовательно, объемы подаваемого воздуха значительные. Применять же большие скорости или воздуховоды большого диаметра часто не представляется возможным. Чтобы исключить шум, ставились по три глушителя подряд, малошумные фэнкойлы CIAT, работающие на малой скорости. Одновременно следилось за тем, чтобы внешний вид решеток, воздуховодов, фэнкойлов и оборудования вписывался в дворцовые интерьеры здания Сената и дворца Лаваль. Кое-где пришлось использовать подпольные фэнкойлы, а в зале заседаний подводить воздух непосредственно к столу совещаний.[3]

Одновременно велись работы еще на нескольких крупных объектах – комплексе элитных домов на Крестовском острове «Олимпийская деревня» (почти 50 тыс. м2), бизнес-центре класса А – Петроградская наб., 34, бизнес-центре на наб. Макарова и некоторых других.

В условиях проводимой судебно-правовой реформы особое значение приобретает совершенствование процедуры судопроизводства, расширение доступа граждан к правосудию и гласность разбирательства дел. Одним из путей совершенствования организации судопроизводства служат повышение степени информатизации суда, его компьютеризация, расширение применения компьютерных технологий, создание на этой базе современных и надёжных систем отбора, хранения информации, доступа к ней, а также её использование и распространение.

В обстановке постоянно растущей нагрузки на судей, требований о сокращении сроков и повышении качества рассмотрения дел современные информационные системы способны обеспечить быстрый доступ судей к банкам законодательных данных, к обобщённым материалам судебной практики, особенно в новых и развивающихся областях права, повышают возможности научных исследований. Они позволят автоматизировать, а значит, унифицировать судебное делопроизводство, обеспечить высокое качество исполнения судебных документов. Внедрение современных технологий и методов диктуется также необходимостью расширения информирования общества о деятельности судов, как одного из условий справедливого судебного разбирательства.

Постановлением Совета судей Российской Федерации от 27 марта 1996 года. Разработка средств автоматизации процессов судопроизводства, судебного делопроизводства и судебной статистики направлена на создание типовой информационной системы для судов. Помимо повышения качества процессов судопроизводства, эта система позволяет руководителям судов, оснащённых соответствующими технологиями, своевременно получать объективную информацию о состоянии рассмотрения уголовных и гражданских дел, о нагрузке судей, качестве рассмотрения дел в судах первой инстанции, календарных планах работы судей и другую справочную информацию. Важно, что рекомендованные к внедрению базы данных и автоматизированного учёта предусматривают автоматизацию создания и хранения процессуальных документов, значительно облегчая работу судей.

Под единой информационной инфраструктурой судов понимается совокупность взаимосвязанных систем связи, комплексов средств автоматизации, телекоммуникационных и информационных ресурсов, доступным судам и органам Судебного департамента. В её состав входят центры информатизации судов и Судебного департамента, организации, сопровождающие эксплуатацию средств информатизации, учебно-методические центры, а также узлы глобальной сети Интернет, специально создаваемые для судов.

Принципиально новым направлением информатизации судов является создание компьютерных систем протоколирования судебных заседаний, средств автоматизированного сбора и анализа первичной судебной информации. Унификация системы первичных информационных ресурсов является одним из важных условий эффективного информационного взаимодействия судов разных инстанций, следственных органов, органов прокуратуры и адвокатуры.

Современные информационные технологии позволяют, используя системный подход, решить задачи, отражающие все этапы движения и состояния дела и обеспечивающие регистрацию дел или исковых материалов и процессуальную переписку, передачу дел в архив, наработку статистических отчетов и т.д. Это позволяет руководству суда оперативно получать на экране своего компьютера (или в распечатанном виде) любые сведения о прохождении дела, группы дел, загруженности и планах судей и т.д., обеспечивая принятие ими квалифицированных и обоснованных управленческих решений.

Оболочка указанных программ должна предусматривать возможность загрузки текстового редактора «MS Word» с набором шаблонов всех процессуальных документов. При необходимости шаблоны могут редактироваться, а их библиотека - пополняться.

Шаблоны документов, будучи заложенными в систему, позволяют значительно сократить время подготовки однотипных определений, постановлений и типовых решений по делу на всех стадиях прохождения иска в суде. После окончательного их редактирования (при необходимости) и контрольного просмотра документ выводится на печать, подписывается судьей и секретарём, и подшивается.

Разумеется, решение по делу нуждается в обязательном редактировании – компьютер юридических решений не принимает и не предлагает, но предложенная технология исключает повторный набор с клавиатуры, все необходимые реквизиты вставляются в документ автоматически. Когда судья принимает решение о принятии дела к своему производству, он или по его поручению секретарь канцелярии делает необходимую пометку, и система автоматически присваивает делу учетный номер. Таким образом, за счет передачи компьютеру максимального числа технических операций удается освободить время и внимание судьи для отправления правосудия, а компьютерная технология судебного делопроизводства уже сегодня способна полностью заменить внутренний бумажный документооборот.

Использование принципиально новых информационных технологий обнаружило кроме указанных достоинств и преимуществ и ряд субъективных и объективных проблем, требующих своего последовательного решения.

К субъективным проблемам относится, прежде всего, подготовка судей и работников секретариата к использованию компьютерной техники и программного обеспечения. Эффективность работы судей существенно возрастает, что уже видно в судах, применяющих компьютерные технологии. Однако прежде чем это становится заметным, судье необходимо потратить время на обучение, что при нынешней огромной их загруженности весьма не просто сделать.

31 октября 2006 года под совместным председательством академика РАН Владимира Левина и председателя совета судей РФ, судьи Верховного суда Юрия Сидоренко приступила к работе комиссия по приемке государственной автоматизированной системы (ГАС) «Правосудие». Современные информационные технологии позволяют, используя системный подход, решить задачи, отражающие все этапы движения и состояния дела и обеспечивающие регистрацию дел или исковых материалов и процессуальную переписку, передачу дел в архив, наработку статистических отчетов и т.д. Это позволяет руководству суда оперативно получать на экране своего компьютера (или в распечатанном виде) любые сведения о прохождении дела, группы дел, загруженности и планах судей и т.д., обеспечивая принятие ими квалифицированных и обоснованных управленческих решений. Оболочка указанных программ должна предусматривать возможность загрузки текстового редактора «MS Word» с набором шаблонов всех процессуальных документов. При необходимости шаблоны могут редактироваться, а их библиотека - пополняться. Шаблоны документов, будучи заложенными в систему, позволяют значительно сократить время подготовки однотипных определений, постановлений и типовых решений по делу на всех стадиях прохождения иска в суде. После окончательного их редактирования (при необходимости) и контрольного просмотра документ выводится на печать, подписывается судьей и секретарём, и подшивается.

В рамках программы в Конституционном суде создается электронный архив (доступен для судебных органов) и общедоступная специализированная библиотека, которой сможет воспользоваться любой пользователь Интернета.

В какой мере это приблизит граждан России к т.н. «электронному правосудию» (практике использования Интернета для взаимодействия с судебной системой, вплоть до подачи гражданских исков), сказать пока трудно. Но то, что приблизит, несомненно, хотя бы за счет создания сети цифровой связи, объединяющей судебные организации страны. Благодаря компьютеризации работы суда и предоставлению результатов их деятельности в Интернете теоретически возможно также снижение опасности коррупции в судебной системе.

Как полагает официальный представитель ФГУП НИИ «Восход» (организации, разработавшей систему), «внедрение ГАС «Правосудие» позволит не только обеспечить прозрачность и открытость судебной системы для работников этой сферы и граждан, но и даст мощный импульс для формирования единого информационного пространства в России». Разработка выполнена с учетом положений федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2007-2011 годы» и имеет официально провозглашенной целью облегчить гражданам взаимодействие с судебной системой, а также повысить эффективность работы судов за счет применения компьютеров и сетей передачи данных для автоматизации документооборота. Внедрение ГАС «Правосудие» началось в 2007-м году. В течение пяти лет на нужды реформирования судебной системы будет выделено 48,4 млрд руб., из них 6,3 млрд - на информационное обеспечение деятельности судов. На компьютеризацию Конституционного суда предполагается направить 224 млн руб. бюджетных средств, Верховного суда - 200 млн, арбитражных судов - 3,649 млрд руб., судов общей юрисдикции - 2,2 млрд руб. В результате выполнения программы появятся 75 тыс. автоматизированных рабочих мест в судах общей юрисдикции и 14 тыс. таких мест в арбитражных судах, а также 2 тыс. 200 интернет-сайтов судов общей юрисдикции и 13 веб-сайтов арбитражных судов. ГАС «Правосудие» включает 27 подсистем, предназначенных для автоматизации работы судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента при Верховном суде. В рамках ГАС «Правосудие» в Конституционном суде создается электронный архив (доступен для судебных органов) и общедоступная специализированная библиотека, которой сможет воспользоваться любой пользователь Интернета.

Создание электронного архива, формирование информационно-коммуникационной системы Конституционного Суда Российской Федерации и электронной специализированной общедоступной библиотеки Конституционного Суда Российской Федерации;

В 2007 году стартовал очередной этап федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России". Государству необходимо повысить уровень доверия к институтам судебной власти. Это значит прежде всего обеспечить доступность правосудия и прозрачность судопроизводства. А без внедрения информационных технологий решить такую задачу невозможно. Модернизация информационной инфраструктуры судов - одно из приоритетных направлений государственного финансирования в рамках программы развития судебной системы.

Основные направления деятельности Конституционного суда - защита основ конституционного строя, основных прав и свобод человека, обеспечение верховенства и прямого действия Конституции, поддержание единого конституционно-правового пространства России. Поэтому решения Конституционного суда должны быть очень взвешенными и продуманными. Соответственно необходима аналитическая работа над целостностью решений. Такую работу можно и нужно проводить в рамках архива Конституционного суда. Необходимо создание электронного архива, формирование информационно-коммуникационной системы Конституционного Суда Российской Федерации и электронной специализированной общедоступной библиотеки Конституционного Суда Российской Федерации;

Архив распределен по разным объектам. В нём существует как классическое архивное подразделение, работающее по правилам архива, так и несколько отдельных объектов, которые хранят документы раздельно и работают по своим правилам. Это, например, архив отдела обеспечения делопроизводства, где хранятся все отказные письма, или архив управления обеспечения судебных заседаний, в нём находятся дела до момента их передачи в основной архив. Всё это в общей сложности представляет собой то, что называется архивом Конституционного суда. В архиве хранятся и личные дела сотрудников, и бухгалтерская документация. Но основной единицей хранения является дело. Сроки оперативного хранения документов зависят от сроков рассмотрения дел, которые устанавливаются как специальными регламентирующими документами, так и внутренними инструкциями Конституционного суда. Часть документов хранится в архиве бессрочно, хотя ранее некоторые, такие как ответы отраслевых управлений с отказом гражданам или организациям в рассмотрении, удалялись уже по истечении трех лет. Бессрочное хранение документов - одна из задач, решаемых в рамках проекта по созданию электронного архива. За счет создания электронной базы данных ежегодное пополнение архива возрастет с 800 до 8300 дел. Предполагаемая информационная емкость электронного архива - несколько терабайт

 

Лекция 8

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.