Сделай Сам Свою Работу на 5

ГЛАВА 6. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ





В настоящей главе будут рассмотрены вопросы бюджетного дефицита и государственного долга, способы финансирования бюджетного дефицита, дискуссии среди экономистов по поводу финансирования бюджетного дефицита, вопросы платежеспособности государства.

СПОСОБЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА

В случае, когда расходы правительства (G) превышают налоговые поступления (Т), возникает бюджетный дефицит. Обычно выделяют три способа финансирования бюджетного дефицита.

1. Денежное финансирование.

Бюджетный дефицит может быть покрыт за счет денежной эмиссии. Этот способ влечет за собой ускорение инфляционных процессов, поэтому к нему прибегают достаточно редко.

2. Долговое финансирование.

Правительство, обычно через посредство центрального банка, осуществляет продажу долговых обязательств (облигаций) населению и коммерческим банкам. Иногда долговое финансирование осуществляется посредством внешних займов, получаемых, как правило, в виде кредитов иностранных государств или международных валютных организаций. Полученные при этом средства расходуются также, как налоговые поступления.



3. Продажа активов.

Для покрытия бюджетного дефицита государство может осуществлять продажу земли, предприятий государственного сектора (процесс приватизации), золота и т.п. К этому способу финансирования прибегают достаточно редко, так как в противном случае, в конце концов, будут проданы все имеющиеся активы. Происходившая в России в 1992-95гг приватизация государственных предприятий и продажа части золотого запаса могут служить примером такого рода финансирования бюджетного дефи­цита.

Если правительство имеет бюджетный избыток, то оно либо уменьшает объем неоплаченных государственных облигаций (погашает долг), либо уменьшает предложение денег.

Общий объем непогашенных государственных облигаций образует государственный долг. Управление долгом подразумевает выпуск облигаций не только для финансирования текущего бюджетного дефицита, но также для оплаты долговых обязательств, по которым наступил срок платежа (рефинансирование долга).

При изучении проблем бюджетного дефицита и государственного долга полезно понимать различие между дефицитом при полной занятости и фактическим дефицитом.



Дефицит при полной занятости - это дефицит, рассчитанный при предположении, что экономика находится в состоянии долгосрочного равновесия (занятость достигает своего естественного уровня). Фактический дефицит отличается от дефицита при полной занятости на циклическую составляющую, то есть на ту часть дефицита, которая появляется из-за того, что экономика не находится на уровне потенциального выпуска.

Циклический компонент появляется из-за того, что на госу­дарственные доходы и расходы влияет экономический цикл. Например, при постоянных налоговых ставках рост доходов приводит к росту налоговых поступлений, а падение - к их уменьшению. Государственные расходы во время спадов возрастают из-за роста выплат пособий по безработице.

Из вышесказанного ясно, что снижение дефицита, в принципе, может быть достигнуто за счет роста выпуска, а, следовательно, и дохода, и расширения таким образом налоговой базы. Однако рост сверх уровня полной занятости нежелателен, поэтому с дефицитом подобным образом бороться нельзя. Альтернативным решением может быть снижение процентных ставок, что снижает процентные выплаты по государственному долгу. Однако, если экономика находится на уровне потенциального выпус­ка, то снижение процентных ставок не может быть достигнуто без изменения бюджетно-налоговой политики. Кредитно-денежная политика в долгосрочном аспекте не влияет на реальные показатели, и, следовательно, также не может быть использована для снижения ставки процента.



Поэтому сокращение дефицита может быть достигнуто только за счет снижения государственных расходов или роста налогов.

Большинство экономистов считает бюджетный дефицит и вытекающий из него государственный долг серьезнейшей экономической проблемой. Существует и альтернативная точка зрения, некоторые экономисты полагают, что бюджетный дефицит и государственный долг не имеют большого значения. Далее мы рассмотрим оба взгляда на проблему государственного долга.

 

ТРАДИЦИОННЫЙ ВЗГЛЯД НА ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ.

Традиционный анализ обычно проводится при помощи модели IS-LM. Увеличение бюджетного дефицита, вызванное, например, снижением налогов, приведет к росту располагаемого дохода, а, следовательно, и объема потребления. Увеличение потребительского спроса на товары и услуги в краткосрочном периоде приведет к росту объема производства (кривая IS сдвигается вправо-вверх). Реальная ставка процента повысится, так как возросший доход повысит спрос на деньги, что при прежней ставке процента приведет к превышению спроса на деньги над реальным запасом денежных средств. Повышение ставки процента приведет к снижению инвестиций и притоку капитала из-за рубежа, что увеличит обменный курс. В результате чистый экспорт упадет.

В краткосрочном периоде объем производства и занятости вырастет, что, скорее всего, улучшит уровень жизни текущего поколения.

Однако в долгосрочном плане последствием будут рост цен, дальнейшее падение инвестиций и чистого экспорта (рост потребления вызовет снижение национальных сбережений и, следовательно, вытеснение инвестиций и чистого экспорта в сумме на величину увеличения потребления). Падение инвестиций приведет к снижению капиталовооруженности, и, в соответствии с моделью Солоу, к снижению объема выпуска, что, в свою очередь, снизит уровень благосостояния будущих поколений.

 

РИКАРДИАНСКАЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ НА ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ

Часть экономистов не разделяет традиционный взгляд на государственный долг. Они полагают, что бюджетный дефицит, финансируемый за счет долга, не оказывает существенного влияния на экономику. Аргументы в поддержку подобной точки зрения были впервые отмечены Д. Рикардо, который, тем не менее, не принимал их всерьез. В настоящее время его идеи развил представитель новой классической школы Роберт Барро. Ниже мы рассмотрим выдвинутую им гипотезу, которая получила название равенство Рикардо или иногда оно встречается под именем равенство БарроРикардо

Логика равенства Рикардо

Гипотеза Барро—Рикардо утверждает, что последствия для экономики финансирования государственных расходов за счет долга будет таким же, как и за счет налогов (отсюда и название - равенство Рикардо). Эта гипотеза опирается на взгляды Ф. Модильяни и М. Фридмена на функцию потребления, полагающих, что потребители в своих решениях относительно объема текущего потребления руководствуются не только текущими доходами, но и доходами, ожидаемыми в будущем. Они полагают, что если государство сегодня продает облигации для финансирования бюджетного дефицита, возникшего, например, из-за снижения налогов, то в будущем оно увеличит налоги, чтобы выплатить образовавшийся долг. Рациональный потребитель понимает, что снижение налогов сегодня означает их увеличение в будущем, то есть рассматривает возникшее увеличение дохода как временное и поэтому не увеличивает потребление, а сберегает образовав­шийся излишек для выплаты увеличившегося в будущем налога. Таким образом, снижение государственных сбережений будет вточности покрыто за счет увеличения частных сбережений, текущее потребление и национальные сбережения не изменятся, поэтому никакого влияния на экономику снижение налогов не окажет.

Изменения в бюджетно-налоговой политике могут повлиять на экономику, только если государство объявит о будущем снижении государственных расходов. Тогда потребители, ожидая соответствующего снижения налогов в будущем, могут уже сегодня увеличить объем потребления.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.