Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема-24: Бизнес, социально-экономическая сущность и организация.





6.2.Цель: ознакомить студентов с особенностями социально-экономической сущности и организации.

6.3.Тезисы лекции:

Бизнес (business — «дело», «предприятие») - деятельность, направленная на получение прибыли; любой вид деятельности, приносящий доход или иные личные выгоды. В русском языке слова бизнес и предпринимательство синонимичны. Они важнейший атрибут рыночной экономики, пронизывающий все её институты.

Бизнес, предпринимательство — самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Эффективность предпринимательской деятельности может оцениваться не только размерами полученной прибыли, но и изменением стоимости бизнеса (рыночной стоимости предприятия).

Бизнес – это четкая система зарабатывания денег. Как только пропадает четкость и бизнес становится несистемным, хаотическим, он превращается в базар. Бизнес всегда должен быть налаженной системой, которая всегда работает четко.



Бизнес может осуществляться юридическим лицом или непосредственно физическим лицом. Во многих странах для ведения предпринимательской деятельности физическому лицу необходимо зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя.

Бизнес - это люди. Это отношения людей и между людьми. Бизнес начинается и заканчивается людьми. Он существует для людей. Ваши клиенты, ваши сотрудники, ваши партнёры и вы сами - это люди. Человек - это единица бизнеса. Минимальная активно действующая единица. Потому что один человек генерирует спрос, другой же его удовлетворяет. Бизнес - это всегда баланс спроса и предложения, всегда гармония на рынке. Бизнес - это реакция одних людей на потребности других.

Бизнес – это особый вид деятельности, преуспеть в котором может не каждый. Он требует сильного характера и должной выдержки, готовности работать на износ и рисковать.

СУЩНОСТЬ БИЗНЕСА

Сущность бизнеса – это то, ради чего он был организован. В первую очередь – это прибыль, для обеспечения собственных нужд, а так же для того, чтобы получить стартовый капитал для реализации другой, более крупной бизнес - идеи.



Сущность бизнеса подразумевает под собой экономический рост. Каждый бизнес проект в отдельности входит в единое целое, называемое экономикой страны. Именно поэтому бизнес поддерживается на государственном уровне. Особенно это касается малого и среднего бизнеса. Сюда входят льготные схемы налогообложения, кредитования и т. д.

С точки зрения каждого предприятия основной целью деятельности является получение дохода, для чего используются различные эффективные схемы. С точки зрения государства сущность бизнеса заключается в создании мощной и стабильной экономики. Эти цели взаимосвязаны, ведь без стабильной экономики невозможно эффективное ведение бизнеса, так же как и без бизнеса невозможна действенная экономика.

ФУНКЦИИ БИЗНЕСА

Сущность бизнеса можно свести к выполнению им нескольких функций. В развитой рыночной экономике он выполняет следующие функции: ценообразовательную, творческо-поисковую (инновационную), ресурсную, материально-технического обеспечения, социальную, организаторскую.

Одна из самых важных функций бизнеса – это ценообразование. Суть ценообразования сводится к установлению цены продукта или услуги, размер которой зависит от ряда факторов: себестоимости, цены конкурентов, соотношения спроса и предложения. К этой функции бизнеса относится также формирование системы скидок и коррекция цены. Политика формирования цены и установление скидок и надбавок находятся в компетенции отдела маркетинга.



Без инновационной функции неизбежна потеря организацией конкурентоспособности и отставание от среднерыночных темпов развития. Она связана с использованием в процессе предпринимательской деятельности новых идей, с выработкой новых средств и факторов для достижения поставленных целей, а также со всеми другими функциями, дополняя их. Инновации могут касаться различных сфер деятельности организации: формирования товарного ассортимента, технологии работы с клиентом, организационных структур и т. д. Чтобы всегда быть в строю и на высоте, предприниматель должен постоянно быть в курсе инноваций.

Ресурсная функция бизнеса является важнейшей. Развитие предпринимательства предполагает эффективное использование как воспроизводимых, так и ограниченных ресурсов. Под ресурсами следует понимать все материальные и нематериальные условия и факторы производства, конечно, в первую очередь, трудовые ресурсы, землю и природные ресурсы, все средства производства и научные достижения, а также предпринимательский талант.

Функция материально-технического обеспечения бизнеса состоит в осуществлении действий направленных на приобретения сырья, машин, оборудования и прочих активов, используемых в производственной деятельности. В рамках производственной функции происходит переработка сырья и других активов в продукт, предназначенный для продажи потребителям.

Социальная функция бизнеса заключается в возможности каждого дееспособного индивидуума быть собственником дела, лучше проявлять свои индивидуальные таланты и возможности. Эта функция все более выражается в формировании нового слоя людей — предприимчивых, склонных к самостоятельной хозяйственно-экономической деятельности, способных преодолевать сопротивление среды и добиваться поставленной цели. Развитие бизнеса обеспечивает поступление средств в бюджеты различных уровней, рост рабочих мест, сокращение уровня безработицы, укрепление социального положения наемных работников.

КЛАССИФИКАЦИЯ БИЗНЕСА

Классификация бизнеса осуществляется по разным признакам: по форме собственности, по характеру деятельности, по происхождению капитала, по отраслевой принадлежности, по степени подчиненности, по объему производимой продукции.

По форме собственности:
а) индивидуальный бизнес, основанный за счет частной собственности физического лица и на его труде;
б) семейные фирмы;
в) арендные, основанные на договорах аренды имущества, необходимого арендатору для осуществления предпринимательской деятельности;
г) частный бизнес, который основывается на собственности отдельных граждан с правом найма работников;
д) коллективные предприятия, основанные с помощью объединения капитала и имущества различных субъектов предпринимательской деятельности, в том числе и иностранных граждан;
е) государственные предприятия и учреждения, основанные на общегосударственной собственности.

По характеру деятельности:
а) коммерческий бизнес, который основывается на предпринимательской деятельности;
б) некоммерческий бизнес (существует за счет госбюджета и финансируется государством).

По происхождению капитала: национальный, иностранный (капитал соответственно только заграничный), смешанный.

По отраслевой принадлежности бизнес подразделяется на: промышленный, сельскохозяйственный, транспортный, торговый, торгово-посреднический, инновационный.

По степени подчиненности бизнес можно разделить на главные и дочерние кампании и их филиалы:
а) главные кампании контролируют деятельность своих дочерних предприятий;
б) дочерние предприятия являются самостоятельными, но подконтрольными (контрольный пакет акций принадлежит головной кампании) главным предприятиям, самостоятельно и от своего имени осуществляют свою деятельность;
в) филиал в отличие от дочерних кампаний не имеет юридической самостоятельности и свободы деятельности, почти весь капитал филиала принадлежит головной кампании.

По объему производимой продукции и широты сферы влияния бизнес можно разделить на: малый, средний и крупный.

Малый бизнес в современной западной экономике образует самый крупный сектор хозяйства, где находят себе работу более половины всех занятых. Наиболее типичной формой малого бизнеса стала система франчайзинга (от franchise - льготный).

Франчайзинг - приобретение права на использование уже готовой бизнес - системы. Это вид бизнеса, при котором известная фирма предоставляет клиентам свои технологии и свой бренд. Такие контракты оказываются взаимовыгодными: мелкие фирмы получают опеку, кредиты, торговую зону от крупных корпораций, а последние экономят деньги, не затрачивая их на реализацию собственной продукции, и кроме того они получают регулярные платежи от своих подопечных.

Малый бизнес призван:
а) без существенных капиталовложений расширить производство потребительских товаров и услуг, в первую очередь для беднейших слоев населения;
б) помочь выравниванию условий жизни в различных населенных пунктах;
в) вовлечь в производство материальные и финансовые средства населения;
г) трудоустроить работников, высвобождающихся из крупных предприятий.

Велико и социально-политическое значение малого бизнеса: оно служит базой развития "среднего" класса, который является гарантом стабильности в обществе.

Международный опыт убедительно показал, что развитие малого предпринимательства возможно только при наличии целенаправленной политики государства в отношении малого бизнеса, исходящей из необходимости развития этого сектора экономики и понимания уязвимости малых предприятий по сравнению с крупными, обусловленной самим характером их функционирования. Государство помогает малому бизнесу, потому что это необходимо и государству и народу.

Средний бизнес, несмотря на то что ему приходится конкурировать как с крупным, так и с малым предпринимательством, играет заметную роль в экономике. В развитых странах доля среднего бизнеса находится на сопоставимом уровне. В Италии средние фирмы дают 21% совокупной выручки всех фирм страны, а крупные — 45%. В Швеции доля выручки средних компаний составляет 39%, а крупных — 44%. В японской промышленности крупные фирмы обеспечивают 32% производства, а средние — 25%. В США соотношение и вовсе перекошено в пользу крупного бизнеса — 53% ВВП против 13% у среднего. В России выручка средних компаний относится к выручке крупных как 45 к 55.

Есть отрасли, где средние предприятия — главный производитель. Это: пищевая, легкая, мебельная промышленность — средний бизнес занимает здесь 80% этой совокупности отраслей, строительство — 77% всей отрасли, машиностроение — 61%, химия и производство неметаллических материалов — 82%, наука и образование — 73% и сельское хозяйство — почти 100%. По структуре самого среднего бизнеса названные шесть секторов экономики дают более 40% выручки среднего бизнеса. Еще большую процентную долю имеет торговля.

Крупный бизнес - объединение предприятий вокруг некоторой товарной группы, технологической цепочки или общей группы собственников и высших менеджеров. Его главной особенностью является способность изменять экономические институты определенного сектора экономики, национального или даже мирового хозяйства, оказывать воздействие на социально-экономическую среду. Главным количественным показателем крупного бизнеса является объем реализации товаров и услуг (оборот), поскольку размер прибыли и рыночной капитализации во многом зависит от принятой системы учета или поведения игроков фондового рынка.

Крупный бизнес отличается большей прочностью, чем средний или малый. Его монопольное положение на рынке дает ему возможность производить дешевую и массовую продукцию, рассчитанную на удовлетворение потребностей широкого потребителя.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.