Сделай Сам Свою Работу на 5

Основные виды современных технологий, используемые судами РФ





 

 

Статья 10 Конституции закрепляет положение, согласно которому государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, ис­полнительной и судебной власти самостоятельны.

Идея разделения властей не нова. Как теория она была сформулирована еще в XVIII в. французским философом Ш.-Л. Монтескье. «В каждом государстве,—указывал он, — имеется власть законодательная, исполнительная и судеб­ная. Все эти власти должны быть разделены, так как если судья станет законодателем, то свобода граждан окажется во власти произвола. Если судебная власть будет соединена с исполнительное, то судья получит возможность стать уг­нетателем».

В настоящее время термин «судебная власть» употребля­ется в разных значениях. В зависимости от контекста он мо­жет обозначать: суд (абстрактный или конкретный); систему органов государства, осуществляющих правосудие; средство защиты интересов граждан и способ разрешения споров; компетенцию судов и судей. Есть и другие варианты употреб­ления данного термина. Многозначность термина «судебная власть» подчеркивает, что институт, который он обозначает, также можно понимать по-разному. Мы выделяем две сторо­ны понимания судебной власти: структурное и функциональ­ное. Структурное понимание подразумевает под судебной властью систему специальных государственных органов — судов; функциональное — специфическую функцию, суда.



Судебную власть можно охарактеризовать по ряду при­знаков.

Первый признак вытекает из Конституции, согласно которой судебная власть — это вид государственной власти, термин «власть» обозначает наличие полномочий и возможностей их реализации. Прилагательное «судебная» конкретизирует, кому принадлежат полномочия. Отсюда следует второй признак.

Второй признак— судебная власть принадлежит только судам. О судах как специальных органах будет сказано ниже. Третий признак судебной власти — исключительность. Полномочия, предоставленные судебной власти, предоставляются только ей. Никакие другие органы не могут дублировать судебную власть ни при каких обстоятельствах.



К исключительным полномочиям судебной власти отно­сятся: осуществление правосудия; конституционный контроль; контроль за законностью и обоснованностью решения действий государственных органов и должностных лиц в случае, если эти действия обжалованы в судебном порядке; санкционирование следственных действий и оперативно-ро­зыскных мероприятий, которые ущемляют конституционные права граждан; контроль за законностью и обоснованностью арестов и задержаний, произведенных органами предварительного расследования; разъяснение вопросов судебной практики; участие в формировании корпуса судей; и др.

Четвертый признак судебной власти представляет собой триединство таких свойств, как независимость, само­стоятельность, обособленность.

Независимость, означает, что суд при принятий решений по делу не связан чьей-либо волей. Решение суд принимает самостоятельно. Судья зависит только от закона, правосоз­нания и совести. Независимость — это не только право суда, но и его обязанность. Судьи обязаны противостоять любым попыткам посягнуть на свою независимость, опира­юсь на закон, который предусматривает целый набор гаран­тий независимости судей — материальных, социальных, гарантий безопасности и т.д.

Самостоятельность судебной власти подразумевает са­мостоятельное принятие решений судом. Суд не обязан (да и не вправе) советоваться с кем-либо по поводу принятия промежуточных и тем более итоговых решений по делу. Решения суда не нуждаются ни в чьем санкционирования и утверждении.

Обособленность судебной власти вытекает из ее независимости и самостоятельности. Это означает, что суды образуют достаточно автономную систему, включающую и только суды (в узком смысле слова), но и другие подразделения, обеспечивающие их жизнедеятельность. Однако обособленность судебной власти не означает ее изоляции. Раз личные ветви власти взаимосвязаны. Судебная власть, в частности, немыслима без власти законодательной, поскольку может осуществляться и совершенствоваться толькo в рамках закона. Законодательная власть в свою очередь определяет судебные процедуры, судейский статус и т.п. Кроме того, исполнение решений невозможно без тесной сотрудничества судебной власти с властью исполнительной



Пятый признак — особый процессуальный порядок деятельности судебных органов. Свои полномочия суд осуществляет в порядке, который определен законом. Порядок судопроизводства регламентируется целым рядом процессуальных кодексов (УПК, АПК, ГПК, КоАП). Судопроизводство — специфическая деятельность органов судебной власти. Оно начинается в предусмотренных законом случаях и протекает в установленной процессуальной форме. Существует несколько видов судопроизводства -конституционное, административное, гражданское, уголовное, арбитражное.

Шестой признак — подзаконность судебной власти. Не смотря на высокий статус судебной власти, она не может действовать по собственным правилам. Выше уже отмечалось, что суд зависит только от закона.

На основании приведенных признаков сформулируем определение судебной власти: судебная власть — это исключительные полномочия, предоставленные независимы, обособленным государственным органам — судом — для самостоятельного разрешения правовых вопросов, отнесенных к их компетенции, а также основанная на законереализация этих полномочий путем конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства.

Определение судебной власти как суда или системы судов также не является ошибкой. Его надо рассматривать как дополнительную структурную характеристику понятия «судебная власть».

2.

Суд как орган судебной власти обладает рядом специальных признаков.

- Суд — это только государственный орган. Конституция
указывает следующие органы, которым принадлежит судеб­ная власть: Конституционный Суд РФ; суды общей юрисдикции, арбитражные суды. Перечисленные суды называются федеральными. Закон о судебной системе говорит также о судах субъектов РФ: конституционные, (уставные) суды субъектов РФ и мировые судьи.

-Особый порядок формирования судов. Этот порядок
значительно отличается от формирования органов других
ветвей власти. Комплектование судов кадрами осуществля­ется путем строгого отбора. Требования, предъявляемое, к
кандидату, должны соответствовать не только объективным
характеристикам, таким, например, как возрасту, граждан­ство, но и множеству субъективных (образование, мораль­но-деловые качества, отсутствие судимостей). Причем сам
диплом о высшем юридическом образовании еще не дает
право работать судьей. Для этого необходимо сдать квали­фикационный экзамен.

• Особый порядок обеспечения независимости суда.
Этот порядок предусматривает установление ответственно­сти за давление на суд: вплоть до уголовной; созданиеспециализированных органов для обеспечения нормальной ра­боты суда, например службы судебных приставов; защита жизни, здоровья и имущества; высокое материальное и социальное обеспечение.

• Особая процедура реализации своих полномочий с целью обеспечить законное и обоснованное решение правовых вопросов, входящих в компетенцию суда. Процедура реализации судом своих полномочий облекается в конкретную процессуальную форму, называемую судороизводством. Существует конституционное гражданское, уголовное, арбитражное, административное судопроизводство. Каждое судопроизводство регламентируется своим процессуальным кодексом: УПК, ГПК, КоАП, АПК. Конституционное судопроизводство осуществляется в соответствии с требованиями ФКЗ « О Конституционном суде РФ».

- Осуществление полномочий в пределах компетенции, определенной законом, т. е. юрисдикцией. Юрисдикция суда может распространяться на: а) административно-территориальные образования (район, город, область); б) структурные образования вооруженных сил (военный округ, флот, гарнизон); в) судебный округ. Этот округ может совпадать, а может и не совпадать с территориальными образованиями. Он может объединять несколько административно-территориальных единиц. Юрисдикция по судебным округам присуща арбитражныйм судам. Есть десять арбитражных округов объединяющих несколько субъектов; г) судебный участок. На территория судебного участка осуществляют свою, деятельность мировые судьи. Один судебный участок создается на 15-30 тысяч жителей.

- Осуществление судебной власти в определенном судебном составе. Закон устанавливает, в каком составе должно быть рассмотрено то или иное дело— единолично либо коллегиально. Отступление от требований закона - серьезное процессуальное нарушение, влекущее за собой ничтожность всех принятых судом решений.

3.

 

Судебная система –это совокупность судебных органов, предназначенных для осуществления судебной власти.

Судебная система представляет собой сложную организованную систему судебных органов, состоящую из отдельных подсистем. Судебная система представлена тремя подсистемами – федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи. Система федеральных судов представлена тремя подсистемами: Конституционный суд РФ, подсистема федеральных судов общей юрисдикции и подсистема федеральных арбитражных судов.

Судебная системаустанавливается Конституцией (гл.7) и Федеральным конституционным законом «О судебной системе».

Судебная система включает в себя Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов РФ; суды общей юрисдикции (в том числе военные суды), арбитражные суды.

Конституционный суд РФ–это орган конституционного контроля, предназначенный для правовой охраны Конституции России и осуществляющий судебную власть посредством конституционного производства.

Конституционный Суд РФ в соответствии со ст.125 решает вопросы о соответствии законов, нормативных актов центральных и местных органов Конституции, разрешает вопросы о компетенции между органами государственной власти различных уровней, дает толкование Конституции.

Основным назначением конституционного контроля является выявление правовых актов и действий государственных органов и должностных лиц, противоречащих конституционным предписаниям, а также принятие мер по устранению выявленных отклонений.

К задачам Конституционного Суда РФ относятся: защита основ конституционного строя, прав и свобод человека, обеспечение верховенства и прямого действия конституции РФ на всей территории РФ.

Конституционные (уставные) суды субъектов РФ создаются в качестве высшего органа судебной власти по защите конституционного строя. Они проверяют конституционность законов и нормативных правовых актов, разрешают споры о компетенции, дают толкование конституции, рассматривают жалобы граждан на нарушение конституционных прав.

К судам общей юрисдикции относятся: Верховный судРФ; верховные суды республик в составе РФ; краевые и областные суды; городские суды Москвы и Санкт-Петербурга, суды автономной области и автономных округов; районные суды. Эти суды рассматривают гражданские, уголовные и административные дела как по существу, так и по кассаци­онной и надзорной инстанции.

Верховный Суд РФявляется высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам. Он осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам применения судебной практики. Верховный Суд РФ может действовать в качестве суда первой, кассационной и надзорной инстанции.

В качестве суда первой инстанции он рассматривает гражданские и уголовные дела, принятые им к своему производству в силу их исключительной важности и общественного значения. Решения и приговоры Верховного Суда РФ вступают в законную силу с момента их провозглашения и не подлежат обжалованию в кассационном порядке. Они могут быть только опротестованы в порядке надзора.[1]

Как кассационная инстанция Верховный Суд РФ проверяет приговоры и решения областных, городских судов, и иных судов.

В качестве надзорной инстанции Верховный Суд РФ проверяет обоснованность и законность приговоров и решений нижестоящих судов всех звеньев, вступивших в законную силу, решения кассационных, надзорных приговоров и решений, принятых судебными коллегиями Верховного Суда РФ в качестве суда первой и кассационной инстанции.

Районный (городской) суд Рассматривает в качестве суда первой инстанции многие гражданские и уголовные дела. К подсудности этих судов относятся все гражданские дела, подведомственные судам общей юрисдикции. Районному суду подсудны все уголовные дела, за исключением дел, подсудных областному, краевому суду, военным и мировым судам.

Помимо уголовных и гражданских дел районный (городской) суд рассматривает дела об административных правонарушениях, разрешает вопросы связанные с исполнением приговора.

Районный (городской) суды являются апелляционной инстанцией, проверяющей решения и приговоры мирового судьи. Он проверяет обоснованность и справедливость решения или приговора мирового судьи.

Военные суды также относятся к судам общей юрисдик­ции. Они создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляют, судебную власть в войсках, органах и формированиях, где, федераль­ным законом предусмотрена военная служба; К ним отно­сятся военные суды округов (флотов) и военные суды гарнизонов. Военные суды в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй, ин­станции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

Военные суды могут рассматривать гражданские и административные дела о защите нарушенных прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных сил РФ, других войск, формирований, граждан. Дела о преступлениях, в совершении которых обвиняются военнослужащие, или уволенные с военной службы, дела об административных правонарушениях, совершенными военнослужащими, или лицами имеющими отношение к Вооруженным Силам РФ.

Основными задачами военных судов являются обеспечение и защита:

· нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов человека и гражданина, юридических лиц и их объединений;

· нарушенных и оспариваемых прав и охраняемых законом интересов местного самоуправления;

· нарушенных или оспариваемых прав и охраняемых законом интересов Российской Федерации, субъектов РФ, органов государственной власти.

Арбитражные суды: Высший Арбитражный СУД РФ; федеральные арбитражные суды арбитражных округов, арбитражные суды субъектов РФ (республик, краев, областей). Основу деятельности арбитражных судов составляет рассмотрение и разрешение хозяйственных споров.

Все суды принято группировать по звеньям и инстанциям. Звеном судебной системы считают суды наделенные однородными полномочиями и имеющие единую структуру. Суды общей юрисдикции состоят из четырех звеньев

1)мировые судьи;

2)районные суды (основное звено);

3)краевые (областные) и приравненные к ним суды (среднее звено);

4) Верховный Суд РФ (высшее звено).
Суды второго звена (районные), несмотря на введение ин­ститута мировых судей, по-прежнему рассматривают боль­шинство дел. Поэтому это звено и именуется основным.

Суды второго, третьего и четвертого звеньев полномочны проверять решения нижестоящих судов. Поэтому их
именуют вышестоящими. Суд первого звена не может быть
Iвышестоящим.

Военные суды имеют трехзвенную систему:

1) военные суды гарнизонов.

2) военные суды округов(флотов);

3) Верховный суд РФ (в его составе действует Военная
(коллегия).

Система арбитражных судов тоже состоит из трех звеньев

1) арбитражные суды республик, областей, и других субъектов РФ; 2)федеральные арбитражные окружные суды;

2) Высший Арбитражный Суд РФ.

Кроме разделения судов по звеньям возможна их группировка по инстанциям.

Суд первой инстанции— это суд, который уполномочен принимать решения по существу основных вопросов де например, для уголовного дела — вопросы о виновности или невиновности липа и о применении или не применении к нему наказания; для гражданского — о доказанности недоказанности искан правовых последствиях иска.

В качестве суда первой инстанции может выступать любой суд, но суды первого звена могут быть судами первой инстанции.

Суд второй (апелляционной и кассационной) инстанции проверяет законность и обоснованность приговоров и, других решений, не вступивших в законную силу. Это может быть любой из судов второго, третьего, четвертого звена.

Суд третьей (надзорной) инстанции проверяет законность и справедливость приговоров и других судебных решений, вступивших в законную силу.

4.

 

Внедрение информационных технологий в судах Российской Федерации предоставляет качественно новые возможности для информационно-телекоммуникационной поддержки деятельности Руководства суда, судей и работников аппарата Верховного Суда.

Информационные технологии - процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов.

Общими целями совершенствования судебной системы Российской Федерации:

- совершенствование судопроизводства и повышение доступа к правосудию;

- повышение эффективности работы судей и работников аппарата Верховного Суда;

- обеспечение единства судебной системы в информационной сфере;

- обеспечение высокого уровня открытости судов для населения и организаций.

 

Для достижения указанных целей информатизации судов необходимо обеспечить решение следующих основных задач:

1) сокращение сроков рассмотрения судебных дел, а также заявлений, жалоб граждан и организаций, на основе комплексного использования новых информационных технологий, включая средства видеоконференц-связи, интернет-технологии, технологии электронного делопроизводства, технологии обработки и хранения больших объемов данных и другие компьютерные технологии;

2) повышение эффективности процессов судебного делопроизводства, обработки данных судебной статистики;

3) повышение оперативности информационного взаимодействия Верховного Суда с Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, Конституционным Судом Российской Федерации, Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации, прокуратурой, Федеральной службой исполнения наказаний Минюста России, а также органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

4) повышение качества информационного обеспечения административно-управленческих процессов Верховного Суда с созданием современных методов информационно-аналитической поддержки принятия решений во всех сферах обеспечения судебной деятельности;

5) комплексное обеспечение информационной безопасности и защиты информации судов;

6) обеспечение финансовых и материально-технических условий для повышения производительности и надежности комплексов средств информатизации, модернизации и развития информационно-коммуникационной инфраструктуры;

7) повышение квалификации судей и работников аппарата суда по эффективному использованию новых информационных технологий.

В рамках задачи обеспечения открытости и прозрачности правосудия приоритетным направлением модернизации инфраструктуры судов является информатизационное обеспечение деятельности судебной системы, в том числе:

1. создание электронного архива, формирование информационно-коммуникационной системы Конституционного Суда Российской Федерации и электронной специализированной общедоступной библиотеки Конституционного Суда Российской Федерации;

2. реализация проекта электронного обеспечения правосудия в системе арбитражных судов;

3. введение информационной системы судов общей юрисдикции "Государственная автоматизированная система Российской Федерации "Правосудие";

4. создание информационно-коммуникационной системы Верховного Суда Российской Федерации, интегрированной с информационной системой судов общей юрисдикции "Государственная автоматизированная система Российской Федерации "Правосудие";

5. формирование необходимой телекоммуникационной инфраструктуры для обеспечения эффективного взаимодействия арбитражных судов, судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.

Основные виды современных технологий, используемые судами :

* Система электронного документооборота (СЭДО);

Предназначена для автоматизации процессов общего делопроизводства и перехода к безбумажным технологиям.

Система автоматизирует деятельность сотрудников, связанную с регистрацией, обработкой, подготовкой, согласованием, хранением и учетом документов, контролем исполнительской дисциплины, обеспечивает ведение телефонного справочника. Структура системы СЭДО разработана по многозвенной клиент-серверной технологии, позволившей реализовать:

- централизованное хранение и обработку данных на сервере;

- целостность данных;

- совместную работу пользователей с общими данными без нарушения целостности базы данных;

- минимизацию объема передаваемой информации по сети от сервера базы данных пользователям;

- снижение вычислительной нагрузки на клиентские компьютеры, что позволяет увеличить производительность системы простым увеличением мощности сервера.

Структурно СЭДО представляет собой комплекс прикладных клиентских и серверных подсистем.

Такое разбиение позволяет поддерживать масштабируемость системы и обеспечивает ее распределённость.

Возможности СЭД позволяют отслеживать действия каждого лица, имеющего доступ к судебным делам. Маршрутизация прохождения документов и их жизненные циклы обеспечивают выполнение юридических процедур, которые определяют, кто из участников в процессе судопроизводства может иметь доступ к определенному типу информации. Такие же правила позволяют уничтожать документы эта возможность является важнейшей компонентой системы управления записями об уголовных делах и судимостях.

Стороны, занятые в процессе судопроизводства адвокаты, прокуратура, судебные исполнители, судьи и секретари суда, а также работники системы наказаний, могут отслеживать, собирать и сохранять необходимую информацию, связанную с рассмотрением уголовного дела. Документы сканируются и хранятся в электронном виде.

 

* Видеоконференцсвязь в зале судебного заседания

Видеоконференцсвязь в судебной системе Российской Федерации это:

1. Проведение кассационных и надзорных судебных процессов с использованием видеотехнологии для взаимодействия судей, прокуроров и адвокатов, находящихся в зале судебного процесса суда общей юрисдикции с одним или несколькими осужденными в одном или нескольких исправительных учреждениях в реальном масштабе времени.

2. Опрос свидетелей (с искажением голоса и скрытия глаз) по уголовному или иному судебному делопроизводству в соответствии с российскими и международными правовыми актами по защите свидетелей.

3. Консультации, совещания, семинары судей и сотрудников аппарата суда с коллегами из одного или нескольких судов.

4. Интерактивное дистанционное обучение сотрудников судов общей юрисдикции и исправительных учреждений Федеральной службы исполнения наказаний России использования видеотехнологий при проведении судебных процессов.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.