Сделай Сам Свою Работу на 5

XII. ПСИХОДРАМА КАК РАСШИРЕНИЕ СОЗНАНИЯ





Можно сказать, что психодрама представляет собой попытку разрушить дуализм между фантазией и реальностью и восстановить изначальную целостность (96),

Я. Л. Морено

Наряду с реальными событиями и данностями в психодраме могут конкретно изображаться также всякого рода фантазии и сновидения, представления, галлюцинации и опыт Deja-vu. Все эти образы, согласно Хаппиху, относятся к «зоне фантастических и сказочных продуктов, мифов, гениального и творческого» (44). В результате психодраматического изображения они становятся, так сказать, реальными. Реальность претерпевает расширение, которое Морено называет дополнительной реальностью (Surplus-Reality) (96). Благодаря психодраматическому переживанию дополнительной реальности всегда происходит расширение сознания протагониста, равно как партнеров и зрителей.

Мы подразделяем дополнительную реальность на: дополнительную реальность опыта «Я», дополнительную реальность опыта «Ты». Дополнительная реальность опыта «Я» в свою очередь подразделяется на: дополнительную реальность, благодаря которой наше сознание расширяется в отношении внешней реальности, и на дополнительную реальность, благодаря которой наше сознание претерпевает расширение в отношении внутренней реальности.



Дополнительная реальность опыта «Я»

Расширение сознания в отношении внешней реальности

О расширении сознания в отношении внешней реальности отчасти уже говорилось в предыдущих главах.

Здесь следует лишь еще раз упомянуть, что этот вид дополнительной реальности позволяет нам:

а) ввести в игру будущее в качестве ожидания или испытания (репетиция будущего) (140);

б) сделать в психодраме необратимые события обратимыми («обращение» необратимых событий). Так на пример, клиент, оказавшийся в настоящий момент в затруднительном положении или постоянно находившийся под гнетом внешних обстоятельств в прошлой своей жизни, может реализовать свои (возможно,

уже подавленные) желания на сцене и научиться их осуществлять.

В случае необходимости, как, например, при неврозах навязчивых состояний (128), чтобы произошла полная Realisation Symboliqu e(символическая реализация) (121), необходимо пережить в иной форме содержание целого отрезка жизни.



Кроме того, дополнительная реальность позволяет:

в) искупить вину (психодраматическое искупление вины). Эта потребность представляет собой задачу особого рода.

К примеру, клиент чувствует свою вину перед кем-либо из родственников или партнером по межличностным отношениям, из-за чего тяжело страдают сами отношения. Позиции обоих партнеров могут быть такими жесткими, что ни принесение извинений, ни прощение в их обычном сознании уже не укладываются. Сначала в психодраме воспроизводится сам инцидент, из-за которого возникло" чувство вины. Своеобразие психодраматического события позволяет постороннему партнеру, выступающему в роли визави протагониста, почувствовать, насколько глубоко тот его оскорбил. В следующей сцене изображается реально существующее состояние накопившейся ненависти у одного партнера и невысказанного гнетущего чувства вины у другого. В третьей сцене протагонист получает возможность воспользоваться дополнительной реальностью психодрамы и в интеракции с тем же самым партнером, выступающим в роли оскорбленного им визави, проиграть различные формы разговора, объяснения и принесения извинений. Ролевая обратная связь партнера, то есть его послеигровой или «постпсиходраматический» отчет о чувствах, испытанных имво время психодраматической интеракции, а также собственный опыт протагониста, приобретенный при обмене ролями (форма расширения сознания через опыт «Ты»), открывают ему совершенно новые возможности для того, чтобы уладить дело в реальной жизни.



Если человека, которому было нанесено оскорбление, уже нет в живых, то психодраматическое искупление вины, особенно если речь идет об одном из родителей, может иметь еще большее значение. Оно сводится к акционально-катартическому примирению с интроектом и описывается в следующем разделе.

Расширение сознания в отношении внутренней реальности

В этой главе мы подробно остановимся на расширении сознания в отношении внутренней реальности человека. Оно достигается в психодраме через изображение сновидений, фантазий, представлений и галлюцинаций. При изображении на сцене лежащие в их основе интра- или экстрапсихические процессы переживаются протагонистом «телом и душой» и в качестве осязаемого явления перемещаются в область сознательного обсуждения.

В пространстве переживаний, относящихся к этой дополнительной реальности, пересекаются также миры экстра- и интроверта. Экстраверт получает в этой реальности доступ к «царству образов души», в то время как интроверт, даже как крайний случай — больной шизофренией, возможность придать на сцене интрапсихическим образам и содержаниям вид внешней реальности. Он может их пощупать, поговорить с ними, услышать их доносящиеся извне голоса и, поменявшись с ними ролями, понять их значение в своей интрапсихической драме. После психодраматической игры протагонист — как правило, к своему великому удивлению — убеждается в неподдельном сочувствии со стороны участников группы. Если до психодраматической игры они были ему в общем-то чужими, то после нее их участие или волнение сразу же позволяют ему увидеть в них близких людей, у которых можно найти понимание, и даже друзей. Такое переживание человеческой близости и тепла уже само по себе представляет ценность для одиноких шизоидов или отгороженных от внешнего мира больных шизофренией.

Сон в психодраме

При психодраматической работе со сновидениями клиент до игры ничего или почти ничего не должен рассказывать психодрамотерапевту. Иначе вербальное предвосхищение может снизить спонтанность и глубину воздействия психодраматического изображения. Вместо этого ведущий психодрамы просит протагониста представить на сцене реальную спальню. Там, где стоит его кровать, протагонист ложится на пол. Сцена слегка затемнена. Протагонист закрывает глаза. Он сосредоточивается на приснившемся образе и описывает увиденное. Как только он начинает действовать в заново сфокусированном сновидении или как только в нем появляются новые персонажи, «сновидца» просят изобразить приснившееся событие на сцене. Как и в любом другом виде психодрамы, он выбирает из группы тех участников, которые будут изображать действующих лиц своего сновидения, затем расставляет на сцене воображаемые декорации и приступает к воспроизведению сна в психодраме. Оно заканчивается на том же самом месте, что и само сновидение. Иногда бывает, что из сновидения оно незаметно превращается в сон наяву. Сон или его продолжение могут выйти на уровень реального или остаться в символическом. И в том, и в другом случаях могут возникнуть непредвиденные впечатляющие сцены. При таких обстоятельствах оборудованная перед игрой на сцене спальня оказывается важным подспорьем для возвращения протагониста в дневное сознание. Он снова ложится в свою постель, с закрытыми глазами вместе с дублем мысленно созерцает приснившийся образ, открывает глаза, откидывает шторы и возвращается в реальность дня.

На этом изображение сновидения заканчивается. Начинается ролевая обратная связь протагониста и партнеров. Теперь они описывают чувства, пережитые ими в процессе игры при изображении персонажей из сновидения.

Первый пример: Психодраматическая работа со сновидением состоит из трех частей: во-первых, из воспроизведения самого сна, во-вторых, из его продолжения, в-третьих, из спонтанной актуализации латентного желания или из обращения необратимого события.

Клиентка пожелала изобразить сновидение, которое уже много лет часто снится ей ночью. Она рассказывает, что в этом сновидении ей, прежде чем попасть в маленькую кухню своей квартиры, каждый раз приходится проходить через несколько темных, запущенных комнат, отчего она просыпается с нехорошим чувством. Это чувство усиливается еще тем, что значение этого сна она понять не может.

В качестве протагонистки клиентка ложится на кровать в своей импровизированной спальне, закрывает глаза и описывает темное пыльное помещение с зашторенными окнами и частично задрапированной мебелью. Она уже хочет приступить к описанию следующей, аналогичной комнаты, но тут ведущий психодрамы останавливает ее и просит изобразить первую комнату на сцене. Вместе с этим начинается психодраматическое действие. Протагонистка невольно встает и указывает, где расположены отдельные красивые предметы мебели. Во время этой активной деятельности она хочет как можно скорее пройти в следующую комнату, ибо ей не по себе в этом темном помещении. В тот же момент ведущий психодрамы подводит ее к окну и предлагает отдернуть шторы. При выполнении этой просьбы протагонистку охватывают сильные эмоции, и она начинает плакать. Она смотрит по сторонам и говорит (П — протагонистка, Па — партнер, ПаД — партнер в роли дубля, ПаП — партнер в роли протагонистки, ПаК — партнер в роли кресла, ПК — протагонистка в роли кресла, УГ — участник группы. — Прим, авт):

П: «Все такое мертвое, пыльное».

Тут в игру вступает дубль, который на протяжении всей сцены находится позади нее:

ПаД: «Такое пыльное — но я бы могла привести все снова в порядок».

Протагонистка продолжает:

П: «Да, могла бы, но зачем? Лучше я пойду в следующую комнату».

ПаД: «Стоит только на нее взглянуть, как на меня нахлынут детские воспоминания».

П: «Нет, мне эта квартира не была раньше знакома, я впервые увидела ее во сне».

ПаД: «Мне приснилась эта пыльная, покрытая чехлами мебель. Но теперь хотя бы светло. Там стоит...» (указывает в определенном направлении). П: «Красивое кресло».

ПаД: «Что бы подумало кресло, если бы оно могло думать?»

В этот момент ведущий психодрамы усаживает протагонистку на корточки за спинкой кресла и просит говорить от его имени. Теперь партнер в роли протагонистки (ПаП) обращается с разными вопросами к креслу. Отвечая в его роли, протагонистка от лица кресла (ПК) рассказывает о веселом, прекрасном времени, которое ему довелось пережить в прошлом, и печалится о своем нынешнем бессмысленном существовании, когда оно стоит без дела, покрывшись пылью. В этот стратегически важный момент ведущий психодрамы организует обмен ролями. Протагонистка снова действует в своей собственной роли сновидицы (П), партнер — в роли кресла (ПаК). Как и при любом обмене ролями, он повторяет последние слова, сказанные протагонисткой в роли кресла:

ПаК: «Мне грустно, что теперь приходится так бессмысленно стоять в пыли...»

П: «Но я охотно вытру с тебя пыль, если тебя это обрадует».

Она спешно хватает протянутый ведущим носовой платок и начинает с неописуемой радостью и самоотдачей вытирать пыль, выбивать и полировать кресло. Ее лицо сияет. После того как во всей комнате был наведен порядок, протагонистка, как и в приснившемся сновидении, хочет все же пройти в следующую комнату. «Кресло», однако, возражает:

ПаК: «Теперь ты снова хочешь оставить меня одно?»

П: «Ну, не волнуйся, я скоро вернусь».

ПаК: «Когда?»

П: «Наверное, через одну-две недели».

ПаК: «Ах, тогда я опять покроюсь пылью!»

П: «Чего же ты от меня хочешь?»

Партнеры меняются ролями. Важно, чтобы протагонистка, задав этот вопрос, сама же на него и ответила. В роли кресла она говорит:

ПК: «О, мне хочется, чтобы ты пригласила людей, сделала эту комнату снова жилой и, быть может, когда-нибудь вновь отпраздновала здесь праздник».

ПП: «Кого же я должна пригласить?»

ПК: «Просто выйди на улицу и приведи тех, кто тебе понравится».

Опять происходит обмен ролями. Протагонистка спускается вниз и возвращается с мужчиной, с которым несколько лет тому назад она дружила. Этот молодой человек изображается одним из участников группы, выбранным протагонисткой для данной роли. В происходящей теперь сцене Протагонистка рассказывает ему, как переживала она после их разрыва и как теперь рада его визиту и воскрешению прекрасных воспоминаний. На этом сцена заканчивается. Протагонистку подводят к кровати в импровизированной спальне, воспроизводящей реальную, она ложится и с закрытыми глазами снова вспоминает сновидение, вот уже много лет часто снившееся ей по ночам: темные комнаты, которые она проскакивает с щемящим сердцем, чтобы уединиться в своей маленькой кухне.

П: «Да, я всегда боялась во сне этих неуютных комнат, хотя ничего плохого со мной в них не случалось».

ПаД: «Но сегодня я впустила свет в первую комнату!»

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.