Сделай Сам Свою Работу на 5

Подготовка к курсовому исследованию





Южно-Уральский государственный университет

(национальный исследовательский университет)

Институт экономики, торговли и технологий

Кафедра «Экономика предприятий и организаций»

МИКРОЭКОНОМИКА

Методические указания

по выполнению курсовых работ для студентов специальности

38.05.01 «Экономическая безопасность»

Челябинск, 2015


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по выполнению курсовых работ по дисциплине «Микроэкономика»

 

Введение.

Курсовая работа представляет собой результат самостоятельной творческой деятельности студента. Необходимость ее написания заключается в следующем:

· выполнение работы развивает навыки самостоятельного изучения экономики, анализа реальных экономических отношений и их внутренних зависимостей;

· курсовая работа служит своеобразным отчетом студента, показателем результативности предшествующего периода обучения;

· работа закрепляет и углубляет знания студентов по экономической теории.

Курсовая работа может выполнять роль исходного пункта последующего углубления студентом своих знаний в ходе дальнейшего обучения и подготовки дипломной работы. Письменное изложение работы требует от студента глубокого осмысления первоисточников экономических знаний, умения применять их в анализе конкретных событий и фактов хозяйственной жизни. Студент должен научиться разбираться в экономических процессах, вести самостоятельную работу с литературой, обобщать конкретные факты, видеть нерешенные проблемы экономической жизни и возможные условия, способствующие решению этих проблем.



 

Тематика курсовых работ

1. Методология исследования экономических процессов и явлений.

2. Общественное разделение труда: новые тенденции развития и их роль в развитии современных рыночных отношений

3. Виды и формы собственности и трансформация отношений собственности в России.

4. Приватизация и социально-экономические последствия преобразований отношений собственности в России.

5. Рыночные отношения с точки зрения неоинституциональных теорий прав собственности и трансакционных издержек.

6. Преобразования отношений собственности в России и их трансформационные издержки.



7. Человеческий капитал и его роль в современной экономике.

8. Теория факторов производства как основа формирования стоимости товара и распределения доходов.

9. Законы спроса и предложения и их роль в установлении равновесной рыночной цены и уравнивании стоимости и ценности товаров и услуг.

10. Механизмы мгновенного, краткосрочного и долгосрочного равновесия и их воздействие на хозяйственную активность предприятий.

11. Теории денег: сравнительный анализ.

12. Спрос и предложение денег в краткосрочном и долгосрочном периодах.

13. Денежная система России и особенности ее функционирования в современных условиях.

14. Теории инфляции и их эволюция.

15. Инфляция: виды, механизмы развертывания, социально-экономические последствия.

16. Особенности протекания инфляционных процессов в России и антиинфляционная политика.

17. Количественная теория денег и ее эволюция в монетарных концепциях.

18. Кредитная система: место и роль в ней центрального банка и коммерческих банков.

19. Центральный банк и его регулирующая роль в кредитно-денежных отношениях.

20. Рынок рабочей силы. Становление и формирование рынка труда в России.

21. Мотивация трудовой деятельности и стимулирование труда в условиях рыночной экономики.

22. Теории безработицы и их эволюция.

23. Социально-экономические последствия безработицы и методы ее преодоления.

24. Виды безработицы, формы их реализации и специфика проблемы занятости в России.

25. Фондовый рынок как элемент рыночной инфраструктуры.

26. Финансовые источники активизации инвестиционной деятельности в России.



27. Рынок земли, его специфика, факторы, определяющие цену на землю и на сельскохозяйственную продукцию.

28. Земельные отношения в России: традиции, проблемы и поиски эффективных форм хозяйствования.

29. Критерии максимизации прибыли и минимизации убытков и особенности их проявления в условиях различных рыночных структур.

30. Функционирование предприятия в условиях чистой монополии.

31. Функционирование предприятия в условиях монополистической конкуренции.

32. Функционирование предприятия в условиях олигополии.

33. Классификация монополий и антимонопольные меры в экономике. Антимонопольная политика в России.

34. Несовершенная конкуренция и виды неценовой конкуренции при различных рыночных структурах.

35. Валовой внутренний продукт: его назначение, способы измерения, роль в анализе экономических процессов. Динамика валового внутреннего продукта в России.

36. Совокупный спрос и совокупное предложение и различные модели макроэкономического равновесия.

37. Кейнсианская модель макроэкономического равновесия и возможности ее использования применительно к российской экономике.

38. Классическая модель макроэкономического равновесия и современные ее модификации.

39. Экономический рост и проблемы экологии.

40. Инвестиции как источник экономического роста. Их социально-экономическая эффективность.

41. Сравнительный анализ марксистской, кейнсианской, классической и институциональной моделей экономического роста.

42. Поиски путей формирования российской модели социально-экономического развития страны

43. Цикличность экономического развития: ее природа и методы антициклического регулирования.

44. Структурная и инвестиционная политика государства в переходной экономике России.

45. Государственное регулирование экономики: современные тенденции.

46. Рыночный механизм формирования доходов и социальная политика государства.

47. Государственное регулирование цен и заработной платы: проблемы и перспективы.

48. Рыночная экономика и государственная система социальной защиты.

49. Стоимостные показатели благосостояния нации и индекс человеческого развития.

50. Налоги как инструмент государственного регулирования экономики.

51. Механизмы стимулирования и активизации инвестиционной деятельности.

52. Налоговая система России и основные направления ее совершенствования.

53. Проблемы сочетания экономической (рыночной) и социальной справедливости.

54. Доходы и богатство. Природа неравенства доходов и богатства. Способы преодоления (смягчения) неравенства.

55. Динамика доходов и богатства России в 1990-2010-е годы.

56. Сопоставительный анализ взглядов меркантилистов и физиократов.

57. Основные теоретические положения А. Смита и современная рыночная экономика.

58. Марксова теория прибавочной стоимости.

59. Сущность маржинальной революции и ее последствия для экономической науки.

60. Диалектика кейнсианства и его возможности в современной экономике.

61. Неолиберализм, монетаризм и проблема реализации устойчивого развития.

62. Этапность в становлении и развитии институционализма и его значимость для современного социально-экономического развития.

63. Вклад русской экономической мысли в теорию циклов.

64. Экономико-математическое направление развития советской экономической школы.

65. Глобализация и интернационализация экономических систем.

66. Постиндустриализм как идея и реальность.

67. Экономика России как система.

68. Модели трансформации экономических систем.

69. Проблемы трансформации экономических систем в свете институционализма.

70. Экономическая политика РФ в области использования природно-сырьевых ресурсов.

 

Подготовка к курсовому исследованию

2.1 Выбор темы. Тема курсовой работы выбирается студентом из «Тематики курсовых работ» предлагаемой кафедрой «Экономика предприятий и организаций» в каждом учебном году. Кафедра определяет порядок выбора тем и назначает научного руководителя курсовой работы. Главными факторами, определяющими выбор темы из заданных, являются актуальность проблемы, личные склонности студента с учетом его знаний и интересов, возможность получения наиболее полной информации для проведения исследования. При наличии серьезных оснований и обязательном согласовании с научным руководителем студент может предложить свою тему.

3.2 Выбор источников экономических данных и литературы. Студент самостоятельно выбирает экономические сведения и литературу, соответствующую избранной теме. Ими являются первоисточники – классические работы основоположников экономической теории; труды ученых экономистов, отражающие экономические события, их динамику; государственные, правительственные документы, касающиеся экономики (законы, указы, постановления, положения); обобщающие справочники (экономико-статистические справочники, ежегодные публикации Росстата и др.); учебники и учебные пособия по экономической теории, макроэкономике.

Источником полезных для исследования сведений могут быть научные труды, обзоры, аналитические статьи, а также содержащиеся развёрнутые библиографии в приложениях к книгам. Необходимая конкретная информация может быть почерпнута из периодических изданий.

При поиске необходимой литературы следует пользоваться библиотечными каталогами, библиографическими списками в приложениях к книгам, диссертациям и статьям, перечни основной и дополнительной литературы в учебных программах по экономической теории. Сведения об имеющейся литературе для курсовой работы можно найти в сети Интернет.

Процесс исследования.

4.1 Изучение проблемы. Рекомендуется следующий порядок выполнения этой работы. Сначала необходимо ознакомиться с содержанием соответствующих разделов (глав) учебника по экономической теории или макроэкономике, затем изучить документы государственных органов, правительства, монографии по данной проблеме, а также содержащиеся в периодической печати экономические обзоры, аналитические статьи, статистические данные.

При рассмотрении теоретических положений необходимо тщательно проанализировать точки зрения авторов изучаемых произведений. Если по данной проблеме существуют различные точки зрения, студент должен либо присоединиться к одной из них, либо сформулировать особый взгляд на данную проблему.

В ходе изучения проблемы студент накапливает выписки отдельных теоретических положений, описание событий и фактов, цифровые данные. Выписки должны иметь точную ссылку на источник (автор произведения, название произведения, место и год издания, страница). Цитаты выписываются точно в соответствии с оригиналом и берутся в кавычки. Можно делать выписки путем изложения своими словами основной идеи, содержащейся в изучаемом источнике.

Все выписки систематизируются в соответствии с избранным планом.

4.2 Составление плана. План курсового исследования – самый ответственный этап во всей работе. Он отражает последовательные ступени в реализации главной идеи исследования.

План работы определяется постепенно. На первом этапе работы формируется его предварительный вариант. После изучения проблемы он может измениться и принять окончательный вид. Как правило, в план включают 2-3 главы. При этом каждая глава плана должна иметь подпункты (параграфы).

4.3 Структура и содержание курсовой работы. Сначала располагается введение, затем содержательная (аналитическая) часть, потом заключение. После всего этого составляется библиографический список использованной литературы и других источников сведений, приложения, если таковые имеются.

Введение раскрывает актуальность, значимость проведенного исследования для решения какой-то задачи. Здесь определяется цель работы, дается краткий обзор использованных источников и литературы. В этом случае названия источников следует давать в сносках с выходными данными. В самом же тексте место, год издания книги не указываются.

Содержательная (аналитическая) часть представляет собой позитивное изложение основного текста. Здесь формулируются вопросы, ставятся задачи, дается анализ, приводятся аргументы, иллюстрации теоретических положений и т.п. В этой части обычно раскрывают сущность проблемы, то есть природу и назначение исследуемого экономического явления, обозначаются способы его измерения, показываются различные формы, в которых данное явление выступает на поверхности действительной жизни, рассматриваются последствия, вызываемые данным явлением, и его влияние на экономическую, социальную и политическую жизнь общества.

Заключение представляет собой обобщенное изложение выводов, полученных при анализе каждого раздела. В нем формулируется общая значимость полученных результатов (как направление последующего более детального исследования или же применения рекомендации автора по использованию полученных результатов).

Библиографический список включает учебные издания, монографии, статьи, законодательные акты, правительственные решения и иные публикации по изучаемому вопросу.

Приложения содержат исходный, первичный материал: различные таблицы, документы, анкеты и другие сведения.

Оформление курсовой работы

Текст курсовой работы излагается на стандартных листах формата А4 (210*297 мм). Текст пишется на одной стороне листа. Каждая страница содержит поля левое – 25 мм, правое – 10 мм, верхнее – 20 мм, нижнее – 20 мм. Текст работы должен быть написан с использованием компьютерного набора. Объем рукописи – 30-35 страниц машинописного текста напечатанного через 1,5 интервала, размером шрифта 14. Выравнивание текста по ширине, абзацный отступ 1,25.

Все страницы курсовой работы от титульной до последней нумеруются. Первой страницей считается титульный лист (см. образец титульного листа), но цифра 1 на нем не проставляется. На следующей странице ставится цифра 2. На ней помещается название темы, план работы с точным названием глав (разделов), параграфов, указанием их страниц. Текст работы начинается с третьей страницы. Курсовая работа должна быть сшита в папку.

6 Оформление источников и литературы. Приводимые в работе цитаты, заимствования, цифровые данные, полученные другими авторами, должны иметь ссылки на источники. Во внутритекстовых ссылках после упоминания источника или цитаты из него проставляют заключенный в скобки порядковый номер, под которым это название значится в списке источников и литературы, номер тома (для многотомных изданий) и при необходимости – страницы, например [4., Т. 2, С.29].

4.4. Библиография. Библиографическое описание книг следует приводить в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления». Ниже приведены некоторые примеры оформления ссылок на литературу, изложенные в данном пособии.

Примеры библиографической записи на книги и брошюры:

Сергеев, И. В. Экономика предприятия [Текст] : учеб. пособие / И. В. Сергеев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 304 с.: ил.

Региональная экономика [Текст] : учебник / Т. Г. Морозова, М. П. Победина, Г. Б. Поляк [и др.].; под ред. Т. Г. Морозовой. – 2-е изд., перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ, 2000. – 468 с., [2] л. карт.: портр.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.