Отличительные особенности стратегии
1. Процесс выработки стратегии не завершается каким-либо немедленным действием. Обычно он заканчивается установлением общих направлений роста и укрепления позиций фирмы.
2. Стратегия должна быть использована для разработки стратегических проектов методом поиска. Роль стратегии в поиске состоит в том, чтобы, во-первых, сосредоточить внимание на определенных участках или возможностях, во-вторых, отбросить все остальные возможности как несовместимые со стратегией.
3. Необходимость в стратегии отпадает как только достигнуто желаемое развитие предприятия.
4. При формулировании стратегии пользуются обо6щенной, неполной и неточной информацией.
5. При появлении более точной информации первоначальная стратегия может быть переформулирована (изменена).
Модель стратегического плана позволяет определить следующие этапы составления стратегического плана предприятия:
l-й этап - анализ окружающей среды включает в себя экономические, социополитические, производственные и технологические прогнозы для определения долгосрочных возможностей предприятия.
Э к о н о м и ч е с к а я с р е д а включает в себя прогнозы изменения экономики (показатели инфляции), уровня занятости, валового национального продукта:
С о ц и о п о л и т и ч е с к а я с р е д а анализируется через прогноз политической обстановки в стране, информацию по перспективам государственного регулирования в областях:
а) социальной защищенности населения;
6) внешней торговли;
в) политики ценообразования;
г) экологических мероприятиях;
д) охраны труда и здоровья трудящихся;
е) научных исследований и разработок и др.
П р о и з в о д с т в е н н а я с р е д а анализируется через производственные прогнозы, изучающие направления возможного развития (тренд), а также через конкуренцию на производство отдельных групп товаров. Производственный прогноз должен содержать информацию о перспективных размерах роста (падения) производства отдельных видов продукции, производимых предприятием, прибыльности, капиталовложениях, динамики основных фондов и др.
Т е х н о л о г и ч е с к а я с р е д а анализируется при помощи научно-технического прогноза (технический уровень производства и продукции), размера и структуры 6юджета НИОКР.
Оценка внутренних возможностей состоит из двух компонентов: позиционного анализа и собственно оценки внутренних возможностей.
П о з и ц и о н н ы й а н а л и з имеет цель - определить уровень реализации действующей стратегии развития предприятия и ее соответствие текущему состоянию развития предприятия и окружающей среды (выявление узких мест, поиск резервов повышения эффективности производства) .
С о б с т в е н н о о ц е н к а в н у т р е н н и х в о з м о ж н о с т е й происходит по направлениям:
- маркетинг (возможность проникновения на «новые» рынки и сохранение «завоеванных позиций» на «старых» рынках);
- НИОКР (выбор проектов, контроль за внедрением конкурентоспособных образцов);
- производство (поиск резервов на производстве);
- финансы (определение финансовых возможностей по созданию ОФ, повышение прибыли и др.);
- управление (оценка возможностей совершенствования системы управления в соответствии с изменившимися условиями деятельности).
2-й этап – собственно целеполагание (определение политики предприятия),
Цель предприятия:
- производственно – технологическая (выпуск продукции заданного качества);
- хозяйственно – экономическая (обеспечение народнохозяйственной эффективности производственной системы, выпуск продукции в срок);
- научно - техническая – ускорение НТП, что отражается в совершенствовании выпускаемой продукции, обновлении технических средств производства;
- социальная – наиболее полное удовлетворение трудящихся в материальной и духовной сферах;
- экологическая – обеспечение требования восстанавливаемости, используемых в производстве воспроизводимых ресурсов.
Процесс целеполагания осуществляется по направлениям:
1. Состояние экономической и производственной деятельности (уровень предпринимательства).
2. Структура экономической и производственной деятельности (структура предпринимательства) определяет масштаб деятельности и деловые интересы на перспективу. Структуру предпринимательства можно представить как:
а) простой бизнес – однопродуктовый (одноотраслевой);
б) доминантный бизнес – диверсифицированное производственное объединение с упором на один продукт (отрасль);
в) относительный бизнес - диверсифицированное производственное объединение, где старый доминантный продукт (отрасль) вытесняется новым;
г) безотносительный бизнес – равноправное отношение всех продуктов (отраслей) в диверсифицированном предприятии.
3. Доля рынка и скорость роста (падения) отражают суждение руководства предприятия о его будущих возможностях. Доля рынка - процент продаж товаров данного предприятия к общему объему продаж этого товара на рынке за определенный период времени.
Скорость роста предприятия зависит от:
- внешних обстоятельств;
- внутреннего управления;
- финансовых возможностей;
- конкурентоспособности продукции;
- степени учета риска.
4. Распределение ресурсов и анализ риска.
Распределение ресурсов есть некоторое ограничение на возможности развития предприятия и поэтому должно быть учтено при целеполагании.
Анализ риска (особенно финансового и рыночного) является логическим продолжением распределения ресурсов, поэтому они должны рассматриваться совместно.
5. Социальная сфера как поддержание к развитию «человеческого фактора» на предприятии должна быть неотъемлемой частью целеполагания.
3-й этап – формирование стратегии и выбор альтернатив предусматривает следующие стадии:
а) оценка существующей стратегии;
б) собственно фазы формулирования;
в) планирование риска;
г) выбор стратегических альтернатив.
Оценка существующей стратегии предполагает, что хорошая стратегия отвечает следующему набору критериев:
- стратегия внутреннецелостная? Хорошая стратегия содержит такие политики, каждая из которых ложится в общую стратегию;
- стратегия совместима со средой? Хорошая стратегия совместима со средой и в статике, и в динамике;
- есть ли баланс между целями и ресурсами? Да;
- хорошая стратегия должна содержать определенную долю риска;
- стратегия должна иметь разумный (реальный) горизонт планирования;
- стратегия должна сочетать в себе долгосрочные и краткосрочные цели;
- стратегия должна подкрепляться действиями на функциональном и линейном уровнях.
Стержнем любого стратегического плана предприятия является его базовая стратегия. В соответствии с циклом развития предприятия руководство может выбрать одну из следующих базовых стратегий:
а) стратегия роста, т. е. рост объема продаж, прибыли, капитала;
б) стратегия стабилизации – стратегия деятельности предприятия в условиях нестабильности объема продаж и доходов, направлена на достижение ранней стабилизации дохода и последующего увеличения прибыли;
в) стратегия выживания – чисто оборонительная стратегия, применяемая в условиях глубокого кризиса экономической деятельности предприятия.
Составление плана риска включает в себя процедуры:
- определение критических допущений;
- определение возможности возникновения неожиданностей, их величины и масштаба;
- разработку системы действия в условиях кризисных ситуаций (разработка типовых сценариев выхода из кризисных ситуаций);
- резервные стратегии.
В рамках выбранной базовой стратегии возможно несколько курсов действий, которые принято называть стратегическими альтернативами.
Процесс реализации стратегии может быть разделен на два этапа:
1) процесс стратегического планирования – выработка набора стратегий, начиная от базовой стратегии предприятия и кончая функциональными стратегиями и отдельными проектами (программами);
2) процесс стратегического управления – реализация определенной стратегии во времени, ее изменение в свете новых обстоятельств.
Стратегический план предприятия включает разделы:
1) Цели и задачи предприятия.
2) Текущая деятельность и долгосрочные задачи.
3) Стратегия предприятия (базовая, основные стратегические альтернативы).
4) Функциональные стратегии.
5) Наиболее значимые проекты (программы)
6) Описание внешних операций.
7) Капиталовложения и ресурсное распределение.
8) Планирование неожиданностей (формирование резервных стратегий, «систем быстрого реагирования»).
Приложения: расчеты, справки, в т. ч.
- объем годовых продаж по группам продукции;
- годовая прибыль и убытки по подразделениям;
- годовой экспорт и его отношение к общему объему продаж по подразделениям;
Цели и стратегии
Отправной точкой стратегического планирования выступает планирование результатов, которые классифицируются следующим образом:
1) «идеал» - результат, который в принципе недостижим, но к которому можно приближаться;
2) «цель» - результат, которого можно достичь в течение обозримого периода;
3) «подцель» (или задача) – результат, который достигается за вполне определенное время.
Планирование, сориентированное на идеал, называется нормативным. Стратегическое планирование сориентировано на выбор конкурентных целей. Тактическое планирование сосредоточено на решении задач текущего характера.
Глобальная цель – прибыльность – «разлагается» на систему целей, точнее, подцелей, реализация каждой из которых требует разработки собственной стратегии. К таким подцелям можно отнести:
- диверсификацию;
- конкурентоспособность;
- увеличение объема продаж;
- расширение производственной мощности;
- внедрение новых технологий;
- снижение затрат;
- снижение цен;
- формирование рынка массового потребления;
- поиск новых организационных форм существования и др.
В настоящее время осуществляется переориентация стратегического планирования на технологические цели, а технологический компонент при разработке стратегии развития предприятия ставится в один ряд с финансовым. Технологическая стратегия приходит на смену программам производства новых продуктов и включает:
а) анализ и оценку сложившегося технологического уровня производства, определение специальных мер для отбора технологий, обеспечивающих конкурентоспособность продукции на внутреннем и мировом рынках;
б) формирование механизма трансформации стратегических решений в области технологического развития в конкретный перечень действий.
Содержанием технологических стратегий является разработка новой продукции, технологий их производства, поиск новых возможностей достижения прибыли предприятия.
Технология – результат взаимодействия многих факторов, от которых зависит эффективность как таковая и «рыночная» эффективность новой технологии. К этим факторам относятся:
1) освоение новой продукции с улучшенными свойствами;
2) изменения «экономики» данной продукции или производственного процесса.
Эти факторы связывают между собой технологическую и продуктовую стратегии.
Продуктовая стратегия касается освоения новой продукции и включает:
а) изучение новизны, качества новой продукции;
б) выявление типов рынков и состава потребителей;
в) разработку технологии производства данной продукции;
г) оценку эффективности программы освоения новой продукции.
При выработке технологической стратегии необходима ее оценка с позиции общих финансово- экономических целей предприятия. Индикаторами служат факторы, определяющие уровень цен на новую продукцию. Опыт разработки технологических стратегий свидетельствует о том, что нельзя разделять технологическую и финансовые стратегии и сопрягать их с разными стадиями планового процесса.
В процессе формирования стратегии можно выделить три составляющие.
Первое – это анализ того, чем мы сейчас заняты, чему посвящен наш бизнес. Здесь идентифицируется текущая стратегия, изучаются предложения и предпосылки, на которых она обоснована.
Второе – оценка внешнего окружения. Сюда относится отраслевой анализ (факторы успеха и неудач), анализ конкуренции и оценка потенциала конкурентов, социально- политический анализ, оценка собственной силы и слабости.
Третье – попытка ответов на вопросы: чем следует заниматься, что нужно изменить?
Существует несколько типов стратегий и множество их классификаторов. Наиболее обобщенный характер носят три стратегии.
1. Стратегия дифференциации (модификация потребительских свойств продукции).ет о том, что нельзя рахделять технологическую и финансовые стратегии и сопрягать их с разными стадиями планового рсвидетельств
2. Стратегия стоимостного лидерства (политика цен и издержек).
3. Стратегия концентрации (выработка действий для узкоспециализированного сегмента рынка).
Выбор той или иной стратегии сопровождается значительным риском. Так, увеличение стратегий стоимостного лидерства лишает возможности своевременно увидеть нужный в будущем продукт, проводить дорогостоящие маркетинговые исследования; тут велик риск неожиданных технологических изменений, способных свести на нет все вложения в сокращение издержек. Наконец, инфляция сокращает возможности ценового лидерства или дифференцированной по отношению к конкурентам политики цен.
После формулировки стратегии возникают проблемы взаимоувязки стратегии с результатами финансово-хозяйственной деятельности, т. е. ее оценки.
Стратегическое планирование, как и всякий процесс принятия решений, начинается с анализа, т. е. стратегическое планирование следует начинать с создания аналитических предпосылок. Этот этап должен быть увязан с изучением рыночных возможностей и оценкой стратегического потенциала предприятия. Другой важный компонент аналитических предпосылок – стоимостный анализ, который, наряду с исследованием рынка, определяет направленность стратегических решений.
Для успешного стратегического планирования на 1-м этапе создается пять аналитических блоков:
1) анализ потребителей, потребности, сегментации рынка;
2) изучение конкурентов и их стратегии;
3) исследование тенденций изменения внешней среды;
4) оценка рыночных характеристик (спроса и предложения);
5) характеристика предприятий, оценка сильных и слабых сторон своей деятельности.
Стоимостный анализ охватывает два блока вопросов:
1) изучение «экономики масштаба»;
2) изучение «эффекта опыта» и его влияния на динамику издержек.
2-й этап стратегического планирования тесно связан с организационной концепцией, которую необходимо выработать прежде, чем приступить к количественным оценкам, к формированию функциональных стратегий и др. Выработка такой концепции включает критическую оценку сложившейся структуры предприятия, поиск направлений диферсификации производства, анализ эффективности вертикальной интеграции, определение ее границ и др.
На 3-м этапе наступает пора формализованных (или классических) методов стратегического планирования, с помощью которых удается дать количественную оценку принимаемым решениям. Набор этих методов включает три большие группы:
а) портфельный анализ и портфельное планирование, с помощью которых достигается денежная сбалансированность на предприятии;
б) оценка деловой позиции с точки зрения эффективной инвестиционной политики;
в) моделирование взаимодействия стратегических факторов и выбор оптимальной стратегии.
Стратегическое планирование, как и всякое планирование, завершается составлением стратегического плана. Речь идет об управленческих аспектах плановой деятельности. В результате обобщения опыта плановой деятельности большого числа компаний ныне действует вполне определенная классификация плановых систем:
1) одноцикличные плановые системы, включающие прогноз продаж и бюджетирования;
2) двухцикличные системы, в которых подготовке бюджета предшествует подготовка функциональных планов;
3) трехцикличные системы, где функциональному планированию и бюджетированию предшествует собственно «стратегическое планирование», которое начинается с выбора из многочисленных альтернативных вариантов бизнеса и его миссии, т. е. с выработки общей стратегии.
Переход к трехцикличной системе планирования (к плановым циклам, осуществляемым в три этапа) – процесс творческий. Здесь требуются не просто навыки квалифицированного изучения рынка, внешней среды, стоимостного анализа, умелого прогнозирования, формализованных оценок. Главная предпосылка успешного планирования на перспективу – стратегическое мышление.
Стратегия роста
Стратегия роста состоит из следующих стадий:
1. Стадия планирования - определяет степень готовности (возможность получения дохода, дополнительных вложений)
2. Начальная стадия
Черты этапа:
- возникают и ликвидируются «узкие места» в процессах и структуре реализации конкретных проектов, которые не были предусмотрены в плане;
- объем продаж растет, хотя доход предприятие практически не получает.
3. Стадия проникновения
Черты этапа:
- дальнейшее проникновение фирмы на рынок сбыта;
- объем продаж и доходы растут, причем их рост становится пропорциональным;
- приобретения и поглощения, проектируемые на стадии 1, закончены;
- вырисовываются определенные преимущества перед конкурентами.
4. Стадия ускоренного роста
Черты этапа:
- объем продаж и доходов растет очень быстро, причем рост доходов начинает опережать рост объемов продаж;
- доля рынка расширяется и приближается к запланированной.
5. Переходная стадия
Черты этапа:
- скорость роста объема продаж и доходов падает;
- негативные явления (контрудары конкурентов, изменения на рынке) становятся явными и требуют своего решения.
В соответствии с этапами цикла роста можно выделить следующие стратегии:
Начальная стратегия. Цель – умеренный рост, чтобы обеспечить предприятию выход на оптимальную эффективность.
Стратегия проникновения. Цель – направлять усилия предприятия на более глубокое проникновение на рынок и дополнительные усилия по увеличению темпов роста объема продаж.
Стратегия ускоренного роста. Цель – полное использование внутренних и внешних возможностей. Данный этап цикла роста должен продолжаться как можно дольше, так как на нем происходит полное использование ресурсов, рост доходов начинает превосходить рост продаж, доля рынка приближается к запланированной.
Стратегия переходного периода. Цель – обеспечение после периода ускоренного роста периода перегруппировки и перестройки деятельности предприятия для вхождения в новый цикл роста как можно быстрее. Стратегия предусматривает экономию, отказ от новых производств.
Стратегия роста может применяться в различных ситуациях:
- начало предпринимательской деятельности;
- молодая фирма, борющаяся за свое выживание;
- однопродуктовое специализированное предприятие;
- диверсифицированное предприятие, где стратегия роста предприятия в целом может поддерживаться стратегией роста по отдельному виду продукции.
Стратегических альтернатив роста много.
Альтернатива 1. Интенсификация рынка
Интенсификация рынка может быть защитной или экспансионистской. Защитные методы (сохранение позиций) обычно включают в себя проникновение на рынок за счет модификации и замены продукта на новый при помощи методов ценовой и неценовой конкуренции. Экспансионистские методы (проникновение на рынок) включают в себя новое производство, но при базовой (устоявшейся) структуре рынка, используя модификацию систем распределения и продвижения товара.
Интенсификация рынка осуществляется путем:
а) проникновения на рынок (увеличение объема продаж);
б) развитие рынка (выпуск старого или нового продукта с одновременным вхождением в новые сегменты рынка за счет лучшего качества);
в) географической экспансии – выход на новые географические рынки сбыта за счет увеличения своих возможностей по продаже при помощи новых торговых посредников другой схемы распределения.
Альтернатива 2. Диверсификация
Диверсификация - это проникновение капитала данной корпорации в отрасли, которые прямо не связаны с основной сферой ее деятельности.
Причины диверсификации:
а) желание предприятия более ускоренного роста, которого уже нельзя добиться при помощи внутренних ресурсов;
б) достижение лучшего использования финансовых ресурсов, когда доход превышает плановые затраты на развитие в старых областях деятельности;
в) использование новых потенциальных возможностей для получения большей прибыльности за счет более полного применения ресурсов;
г) получение конкурентных возможностей, достижение большей стабильности в развитии.
Типы диверсификации:
вертикальный - поглощение поставщиков и потребителей. Преимущество – контроль от сырья до готовой продукции (переработка нефти);
горизонтальный – осуществление за счет поглощения системы продукт – рынок внутри своей отрасли или смежных отраслей. Например, в условиях конверсии предприятия электронной промышленности могут быстро выйти на рынок бытовой электроники;
побочный или конгломеративный – диверсификация за пределы отрасли. Она предполагает приобретение и поглощение принципиально новых для данного предприятия производств, обеспечивающих быстрый рост, получение большой прибыли. Приобретение – покупка предприятием другого предприятия или его части. Поглощение – объединение двух или более предприятий, когда они действуют как одно целое.
Альтернатива 3. Межфирменное сотрудничество и кооперации
Факторы, влияющие на развитие этой альтернативы:
- высокие темпы технологического развития и инноваций и растущая стоимость исследований и разработок. Сокращение жизненного цикла изделия усиливает необходимость разрабатывать новую продукцию и максимально эксплуатировать ее возможности;
- стремление потеснить традиционные монополии в « зрелых» отраслях;
- широкая поддержка научно-технического сотрудничества со стороны других государств;
- пример других компаний и боязнь отстать в освоении новых передовых технологий.
Процессу формирования межфирменного сотрудничества и кооперации предшествует анализ, который проводится по направлениям:
а) источники увеличения дохода при создании « кооперационного центра» по сравнению с созданием контролируемого филиала;
б) источники снижения издержек;
в) факторы снижения доходов;
г) факторы понижения издержек.
Целесообразность применения данной альтернативы должна быть рассмотрена с двух точек зрения:
Во-первых, рыночные отношения предполагают переход практически всех хозяйственных объектов на самоокупаемость и самофинансирование, что коренным образом меняет взаимоотношения между предприятиями и научно – исследовательскими центрами в области разработки и использования полученных новых результатов в производстве. Межфирменное сотрудничество и кооперация в данном случае может выступать как один из ведущих методов установления горизонтальных связей между предприятиями по производству принципиально новой техники.
Во–вторых, межфирменное сотрудничество и кооперация могут рассматриваться как один из основных методов привлечения иностранного капитала и новых технологий для поднятия уровня отечественной промышленности.
Альтернатива 4. Внешнеэкономическая деятельность
К ее преимуществам относятся:
а) увеличение объема продаж и прибыли за счет получения новых рынков сбыта;
б) поиск продукции с низкими затратами с использованием имеющихся
« ноу- хау» и новых технологий.
Формы участия предприятий во внешнеэкономической деятельности:
- экспорт;
- иностранное лицензирование. Это разрешение на использование своей технологии « ноу- хау»;
- прямые вложения;
- создание совместных предприятий, своих филиалов.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|