Сделай Сам Свою Работу на 5

Молитва святым бессребреникам Косме и Дамиану





Святые бессребреники и чудотворцы Косма и Дамиан

Введение

 

В сонме святых Церковь различает и прославляет особый лик бессребреников и чудотворцев. Это те, кто получили от Бога дарование исцелений и чудотворений туне без всякой мзды, врачевали недуги людей, стараясь тоже исправить их нравственность и утвердить на пути добродетели. Между ними особенно славны Косма и Дамиан, Кир и Иоанн, Пантелеймон и Ермолай.

Память святых бессребреников Церковь совершает трижды (14 июля, 30 октября, 14 ноября), а дважды в год 14 ноября и 14 июляона почитает их особыми службами.

Некоторые говорят, что это были два лица, родившиеся в Асии, но пострадавшие в Риме. При внимательном исследовании их жизни открывается, что это совершенно различные лица и притом одни из них (14ноября)скончалисьмирно, другие (14 июля и 30 октября) мученически. Церковные службы, составленные в их честь, за исключением некоторых песнопений, также совершенно разные. Служба 14 ноября более торжественна.

Было три семейства, из которых в каждом два брата носили имена Космы и Дамиана. Все они угодили Богу и все причислены к лику святых. Одноименность их могла привести к смешению их лиц. Церковь это предвидела и потому в записях своих сохранила для нас ясное указание на различие всех их.



Особенно наглядное указание на различие всех их представляют древние подлинники (руководства для иконописцев, описывающих по порядку месяцеслова, довольно подробно одежды и черты лица святых).

Так, бессребреники от 14 ноября: «брадами оба средни равны, в правых руках держат перья, а левых сосудцы открыты, на ногах сапоги вохра. Преподобная Феодотия матерь их аки Евдокея».

Бессребреники от 14 июля: «Косма млад, аки Димитрий Селунский… Дамиан млад, аки Георгий мученик, кудреват… в правых руках держат кресты, а влевых сосудцы».

Бессребреники от 30 октября: «подобны Флору и Лавру».

Так строго различает лица святых бессребреников, носящих имена Космы и Дамиана на ша Православная Церковь.

 

Святые бессребреники Косма и Дамиан Асийские

(память 14 ноября)

Православная Церковь особенно чтит память бессребреников асийских. Многие страны на востоке до сего времени признают их своими особенными покровителями. Вскоре после их кончины там начали устроять во имя их святые храмы. Служба, составленная им, выходит из ряда будничных служб. Святой Иоанн Дамаскин прибавил к ней второй канон, который до сего времени поется в наших храмах. Описания их жизни и чудотворений дошли до нас с большими подробностями, чем других соименных бессребреников.



Косма и Дамиан были родные братья. Отечество их – Асия (так в древние времена называлась часть Малой Азии). Ни время их рождения, ни время смерти неизвестно. Несомненно то, что они жили не позднее IY века.

Отец их был грек и язычник, а мать – христианка по имени Феодотия. Рано лишились отца. Мать на всю жизнь решила остаться истинною вдовою, ревностно исполняла закон христианский, воспитывала в этой вере и детей своих. Поэтому Церковь причла ее к лику святых и творит память ее вместе с ее чадами.

С самого младенчества она старалась им внушить страх Божий и любовь к добродетели. Когда Косма и Дамиан подросли, отдала их на обучение к некоему христианину. Главной наукой было Божественное Писание, в то же время движимые любовью к страждущему человечеству, изучали врачебную науку, узнавали целительные свойства трав и растений.

Господь дал им особенную благодать – дар исцелений и чудотворений. Болезни сразу прекращались едва Косма и Дамиан начинали лечить. Это , разумеется привлекло к ним болящих всякого рода (слепые, хромые, расслабленные,бесноватые). Но им это было не в тягость. Мало того, они сами искали их, переходя их города в город и всем больным независимо от пола, возраста, звания, состояния, подавали исцеление.



Ни от кого никогда не принимали они награды за свои труды, никаких даже знаков благодарности за собственные благодеяния. Они твердо знали и верно сохранили заповедь Спасителя: болящия исцеляйте, прокаженные очищайте, мертвыя воскрешайте, бесы изгоняйте: туне приясте, туне дадите (Мф. 10,8).

Даром получили благодать от Бога, даром и раздавли ее. Об одном только просили они исцеленных ими: чтобы те веровали во Христа, свято жили во Христе; если же врачуемые еще не были просвещены светом Евангелия, то старались обратить их к христианской вере. Таким образом, врачуя недуги телесные, они в то же время врачевали душу.

Но не только на людей простиралась волшебная сила врачей. Они ходили по домам, пустыням, лесам отыскивали болящих животных и подавали им исцеление. Благодарные животные ходили вслед за ними целыми стадами. Однажды они нашли и исцелили в пустыне едва живого верблюда и он впоследствии с помощью Божией силы отблагодарил их.

Братья никогда не расставались друг с другом, вместе молились, вместе врачевали, вместе ходили. И это они делали не без цели. Дав обет никогда ни от кого ничего не брать, они опасались, чтобы кто-нибудь тайно друг от друга не взял от исцеленных каких-либо даров. Всю жизнь хранили они обет свой и только под конец одному из них Господь попустил нарушить его.

Одна исцеленная ими женщина именем Полладия готова была отдать им все свое имение за чудесное исцеление от смерти, но святые ничего не принимали. Тогда она придумала средство хотя бы одного упросить принять от нее ничтожный дар: три яйца во имя Отца и Сына и Святого Духа. Тайно прийдя к Дамиану и заклиная его именем Божием вынудила его взять яйца во имя Святой Троицы. Дамиан долга отказывался, но ради имени Божия уступил.

Косма об этом узнал и написал завещание похоронить его отдельно от брата. В ту же ночь явился Господь Косме и сказал: «Для чего ты скорбишь ради взятых Дамианом трех яиц? Они взяты не ради мзды, а ради клятвы в Мое имя…» Косма утешился, но никому не рассказал об этом. Сотворив после сего еще много знамений и чудес, с миром почил святой Косма.

Через некоторое время скончался и Дамиан. Люди, чтившие его память, недоумевали, где похоронить его. Завещание Космы у всех было в свежей памяти. Внезапно подошел к ним верблюд и провещал человеческим голосом о виденным Космою сне и просил не разлучать их друг от друга. Люди, окружившие тело возблагодарили Бога, так чудесно открывшего им тайну свою, и, положив святые мощи бессребреников в одну раку, погребли их в Феремане (Ныне его не существует, он разрушен турками. Православные христиане перенесли останки святых в Месопотамию в город Амид / по-турецки: Диар-бекир/, гдев их честь был устроен храм. Там и находятся их мощи до настоящего времени). Судя по описаниям подлинников они скончались в средних летах.

Вскоре на месте их погребения устроена была Церковь чудная и преславная, как говорит их жизнеописатель. В эту церковь из ближних и дальних стран стекались всякого рода болящие. После этого можно судить, как много совершено было чудотворений святыми бессребрениками. Недаром летопмсец их говорит, что легче измерить море или пересчитать звезды, нежели поведать все чудеса святых. Из множества чудес он подробно описал двенадцать. Мы же кратко расскажем о шести.

1. В Феремане жил некто Малах. Однажды, отправляясь в дальний путь, он привел жену свою к Церкви святых бессребреников и сказал ей, что оставляет ее под покровительство святых Космы и Дамиана и, что пришлет к ней своего человека с их тайным знаком. Через некоторое время пришел к ней знакомый, показал ей тот самый знак, о котором говорил муж и сказал: «Муж твой прислал, чтобы я проводил тебя к нему». Жена поверила, но на всякий случай попросила провожатого дать клятву в Церкви святых бессребреников, что в пути ничем не оскорбит ее. И вот, как только приехали они в дикое и пустынное место, бес столкнул жену с ослицы, на которой она ехала, и хотел ее убить. Жена успела позвать на помощь Косму и Дамиана. Внезапно явились два всадника. Злой дух побежал на высокую гору и исчез. А всадники благополучно доставили женщину домой. Она им кланялась, благодарила и просила сказать кто они, спасители ее? «Мы, - отвечали святые,- Косма и Дамиан, которым вручил тебя муж твой, отходя в путь». Сказав это, они исчезли. Женщина от страха и радости потеряла сознание. Очнувшись, она побежала в храм святых бессребреников и там слезно благодарила их, и всем рассказала о своем спасении.

2. Некоторый юноша, от испуга лишился ума и никого не узнавал. Его привели в храм Космы и Дамиана. Несколько дней он провел там, но так и не получил исцеления. Через некоторое время пришел к нему отец, благочестивый старец. Молитва его была услышана. Сын узнал отца, разум вернулся к нему. Наконец святые, невидимо возложив на юношу руки, совершенно исцелили его и, явившись отцу, повелели ему идти в свой дом, славя Бога.

3. Один находящийся при смерти мужчина (страдающий болезнью легких, сопровождающейся кровохарканием) пришел к раке мощей святых бессребреников просить исцеления. Болезнь его была так опасна, что все считали его близким к смерти, жена его даже готовила все нужное для погребения. Нужно заметить, что больной до этого не верил в чудодейственную силу святых и нередко ругал Бога. Святые исцелили его и от того и от другого недуга. В ночном видении они возвестили, чтобы ищущий исцеления больше не говорил бранных слов и целый год воздержался от употребления мяса. Больной с радостью принял это предложение и верно исполнил его. Тогда по велению святых кровь, шедшая гортанью, остановилась, легкие укрепились. Больной выздоровел.

4. Вылечили глухонемую женщину, которая со слезами молила святых врачей исцелить ее от этих недугов. Немая и глухая часто в уме своем повторяла Трисвятое. Молитва ее была услышана. Во время вечернего богослужения в Церкви их, когда по обычаю, пето было Трисвятое, внезапно глухая услышала поющих и доселе немая, с поющими начала петь Трисвятое. Пораженная необыкновенным чудом, она громогласно исповедовала величие Божие, явленное чрез святых бессребреников.

5. Косма и Дамиан совершали чудеса и в странах языческих. Один мужчина, поклонник идолов Кастора и Поллукса (языческие боги, покровители мореплавателей), впал в тяжкий, невыносимый недуг. Друзья посоветовали ему помолиться в храме Космы и Дамиана. Он послушался. Здесь, видя множество недужных, множество исцелевыемых, он убедился в чудодейственной силе врачей и с верою начал просить их о помиловании. Святые явились к нему вместе и сказали: «Для чего ты пришел к нам? Мы не Кастор и ППоллукс, но рабы Христа – именем Косма и Дамиан. Если верою познаешь нашего Владыку, то получишь от Него исцеление». Мужчина дал обет принять христианскую веру. Святые, провидя чистоту его веры, исцелили его. Возвратившись в дом совершенно здоровым, он рассказал о чуде и принял крещение. Многие слушатели после того приняли крещение.

6. Один любитель народных зрелищ страдал болезнью в груди. Ни в чем не находя себе облегчения, вынужден был идти в храм святых бессребреников. Святые врачи, видя его усердие, умилосердились над больным.

В следующую же ночь, явившись во сне, повелели ему выпить одну чашку смолы (пекла). Больной не исполнил их повеления. Святые явились к нему во вторую ночь и прибавили еще одну чашку смолы. Он снова не исполнил. Затем явились в третий раз и наказали выпить уже три чашки пекла. Несмотря на болезнь, которая увеличивалась с каждым днем, больной никак не хотел исполнять их повеления. Наконец, они снова явились во сне и с веселыми лицами сказали: «Друг, зачем ты призываешь нас? Если тебе неприятно для своего здоровья выпить три чашки смолы, то вылей их в один сосуд и ночью закопай его на горе, на месте зрелищ, чтобы никто тебя не видел. Если исполнишь это, получишь исцеление».

Больной с радостью исполнил все, как было приказано. Но его заметили люди и объяснили это чародейством. Настал час суда. Когда же он рассказал правду, ему не поверили и заставили в подтверждение слов выпить всю смолу. Больной принял сосуд, казавшейся ему неприятным, и вынужден был выпить всю смолу. И тотчас же силою святых бессребреников на глазах у всех получил исцеление. Потом он с радостию пошел в храм их и, воздав благодарение, всем рассказывал, как святые бессребреники и от болезни излечили и от народных зрелищ отучили.

Все чудеса, совершенные в Асии, и большею частью в их храме, при святых мощах. Конечно, там же там составлено и описание их. На славянский язык оно переведено с греческого. Нет сомнений, что благодать чудотворений святых бессребреников проявлялась и в нашем Отечестве. Не даром наши предки воздвигали так много святых храмов во имя их.

В нашем Отечестве святые бессребреники Косма и Дамиан преимущественно считаются покровителями детей. К ним прибегают с молитвою при начале учения, чтобы укрепили слабые детские силы и содействовали правильному их развитию. Они не только мудрые врачи, но и мудрые наставники; помогая всем, приходящим к ним с верою, могут ли отказать детям?

Молитва святым бессребреникам Косме и Дамиану

Предостоящи ныне Христови во свете неизреченне, просветита милостию мое омрачение, страсти отженуща, болезни разрешающа, грехи отпустяща, печали отгоняща, мира сохранша, победу испросяща у Христа правоверному по Бозе князю нашему, молитвою ваю венчайта и силою препоясущи треми Собствы в Едином Божестве, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

 

Святые бессребреники Косма и Дамиан, пострадавшие в Риме

(память 14 июля)

Святые мученики и бессребреники Косма и Дамиан, два родные брата, жили во второй половине III века. Родители их были знатные и богатые римляне. Как христиане, они воспитали своих детей в наказании и учении Господнем, старались прежде и более всего напечатлеть в уме их живое познание Иисуса Христа, а потом, как богатые люди, дозволили им заниматься и естественными науками.

Врачебная наука более всего понравилась им. Они с любовью изучали болезни людей, с ревностью узнавали целительные свойства трав и растений. Слова Евангелие болящие исцеляйте, прокаженные очищайте, мертвыя воскрешайте, бесы изгоняйте; туне приясте, туне дадите (Мф. 10,8) глубоко поразили их. Они решились на всю жизнь исполнять сию заповедь.

Господь благословил их намерение и послал им особую благодать – врачеваний и исцелений. Всякие болезни уступали их силе. Страждущие люди и животные выздоравливали, как скоро возлагали на них руки святые врачи.

Чудотворцы не только не брали никакой награды за исцеление, но даже сами помогали неимущим. Все имение, оставшееся по смерти родителей, они продали и раздали нищим. Таким образом, явили себя в полном смысле бессребрениками.

Живя во времена страшных гонений на христианство, во времена господства язычников, они решились дар свой употребить на славу имени Христова. Для сего, обходя Рим и окрестные города и села, они сами отыскивали болящих и прежде, нежели начинали врачевать их, предлагали им учение христианское.

Знайте, - так говорили они болящим, - что мы только руки на вас возлагаем, силою же своею ничего не можем сделать, но все совершает всемогущая сила Христа, единого истинного Бога. Если в него уверуете искренно, то будете здоровы». Больные веровали и получали исцеления.

Разумеется, что подобные дела не могли укрыться от языческого правительства. Если в те времена пытали и казнили христиан, то чего должны были ожидать себе явные исповедники и проповедники Христа? На святых Косму и Дамиана сделан был донос императору.

В то время царствовал в Риме Карин(сын Марка Аврелия Кара, по смерти родителя в 283 г. сделался императором вместе с братом Нумерианом). Выслушав обвинителей, он тотчас послал воинов взять христианских врачей и представить на суд. Святые врачи постоянное пребывание свое имели близ Рима в некоей веси, где находилось имение их родителей. Туда отправились воины.

Пришедши в весь, они стали расспрашивать о Косме и Дамиане. Люди верные поняли угрожающую опасность и тотчас известили святых, прося их укрыться где-нибудь, хотя бы ненадолго, так как святые сами хотели выйти к воинам, горя желанием пострадать за Христа. Но верные, собравшись в большом числе, умоляли их сохранить жизнь свою не ради себя, но ради спасения многих. Святые, проявив волю, были сокрыты в некоей пещере.

Воины после долгих безуспешных поисков, с ярость схватили почетных мужей той веси, сковав их цепями, повели в Рим. Как только узнали об этом Косма и Дамиан, тотчас же вышли из пещеры и, догнав воинов, упросили их отпустить невинных, а их взять, как им было приказано. Тогда были скованы Косма и Дамиан. В таком положении они были приведены в Рим, в таком - остались до утра.

На другой день был произведен над ними суд самим императором. Их обвинили в колдовстве, чародействе, отказе поклоняться идолам (рукотворным – сделанным руками человеческими – богам), требовали принести жертву идолам.

- Мы никого не прельстили, - отвечали святые, - никакого волшебства не знаем, не сделали никому зла, а болезни врачуем силою Спаса нашего Иисуса Христа по заповеди Его: болящия исцеляйте, прокаженные очищайте, мертвыя воскрешайте, бесы изгоняйте; туне приясте, туне дадите (Мф. 10,8). Не имений ищем мы, а спасения душ человеческих.

После чего император вновь потребовал поклониться идолам и принести им жертвы. Тогда святые бессребреники, исполнившись Духа Святаго, сказали: «Ты отвращаешься от Бога истинного, пусть же лицо твое отвратится от своего места – на стыд тебе».При этих словах мгновенно лицо императора изменилось и покривилось. Тогда многие уверовали во Христа и молили святых врачей, чтобы они исцелили императора; молил и сам император.

- Ныне воистину знаю, - говорил он, - что вы рабы Бога истинного. Молю вас, как уврачевали вы многих, так теперь исцелите меня. Я верую, что нет другого бога, кроме Бога, вами проповедуемого.

- Если веруешь всем сердцем, то Он исцелит тебя –отвечали святые.

Тогда воскликнул император: «Верую в Тя, Господи Иисусе Христе, истинный Боже, помилуй мя и не помяни первого моего неведения!».

После этих слов шея его исправилась и лицо встало на свое место, как было прежде.Тогда, встав со своего места, он со всем народом воздал благодарение Господу. Святые с почестью были отпущены в весь свою.

Окрестные жители, услышав о происшедшем в Риме, вышли навстречу святым чудотворцам, приняли их с радостью, веселились и славили Бога. Святые, по обычаю своему, снова начали обходить города и веси, исцеляя недуги, обращали неверующих ко Христу. Но жизнь их после сего продолжалась уже недолго. Диавол, после первой неудавшейся козни против святых, придумал новое средство.

В стране той был некто славный врач – тот самый, у которого святые учились врачебному искусству. Добрая слава о врачах омрачила его славу – в нем возгорелась зависть. Зависть привела к убийству, и с ним повторилась история императора Карина(лицо покривилось).

Призвав к себе святых врачей, он лестью уговорил их идти с ним на гору – собирать лечебные травы. Там он предложил, чтобы собрать более трав, ходить всем порознь. Братья и на сей раз послушались своего учителя: разошлись.

Этого только и ожидал коварный наставник. Воспользовавшись уединением, он напал и побил камнями сначала одного, а потом другого. Недалеко от этого места находился ручей, на берегу ручья он зарыл их святые тела. Так пострадали святые страстотерпцы и безмездные врачи Косма и Дамиан.

Все это произошло при том же императоре Карине, значит не позднее 285 года. Из самого описания жизни (особенно из описания подлинников) видно, что пострадали они в молодых годах.

С торжеством христианства в Риме, один из языческих храмов был обращен в христианский и посвящен святым бессребреникам Косме и Дамиану. Знаменитые мозаичные изображения сего храма с YI и до настоящего времени сохраняются неповрежденно.

Святые бессребреники Косма и Дамиан Аравийские

(память 30 октября)

Воспоминаемые Церковью 30 октября, мученики и бессребреники Косма и Дамиан были современниками бессребреникам римским. Родина их – Аравия. Подобно соименным бессребреникам, они занимались врачебною наукой, но наука немного помогала им при врачевании болезней. Получив от Бога благодать чудотворений, они врачевали недуги именем Христа-Спасителя.

После того, как слух о чудесах и учении их достиг до игемона Лисия, тотчас приказано было взять их. Приведенные в Киликию, они были представлены игемону. Расспросив о вере, именах и отечестве, игемон приказал принести жертву идолам. Когда же они не исполнили приказание, а даже дерзновенно исповедали свою веру во Христа, Лисий велел бить их без милосердия, а потом связанных бросить в море.

Но Господь спас их от потопления. Ангел разрешил их узы и совершенно здоровых вывел на сушу. Это чудесное спасение было приписано к чародейству.Их снова пытали. «Мы – христиане,- отвечали мученики – никаких чародейств не знаем, имеем только одну силу Христову, которая спасает нас от бед». Их заключили в темницу. На другой день попытались бросить в огонь. Но Господь и здесь сохранил их: огонь потерял естественную силу и не прикасался к ним. Игемон Лисий ничем не вразумлялся. Повесив их сначала велел бросать камнями, затем стрелять из луков, но камни и стрелы отскакивали от них, как от стен и поражали самих мучителей. Не находя более средств для достижения своей цели, игемон приказал обезглавить их мечом. Вместе с ними пострадали еще трое христиан: Леонтий, Анфим и Евтропий.

Все пять мучеников, пострадавшие вместе, вместе были погребены. Время их страданий с достоверностью не известно;несомненно только, что они пострадали в конце III века, в царствование Диоклетиана и Максимиана. Вот, все, что известно об этих святых бессребрениках.

 

***

Трудно решить, какие именно бессребреники потрудились в нашем Отечестве (в воззвании комитета по сооружению храма во имя Святого равноапостольного князяВладимира в Херсонесе Таврическом было сказано «Сюда /т.е. в Херсонес, близ Севастополя, в Тавр,губ/ были сосланы на заточение святые безсребреники и чудотворцы Косма и Дамиан, довольно потрудившиеся в этом языческом городе в проповеди Евангельской».) Заметим только, что память о святых Косме и Дамиане жива в Тавриде и доныне.

Их именем назван источник у подошвы Чатырдага.Источник этот, хотя и находится в самом пустом и глухом месте, но в известные дни к нему собираются тысячи народа, и не только христиане, но и магометане-татары. Здесь они приносят молитвы, каждый по своему, единому Богу.

В этом источнике, с верою в его чудодейственную силу, купаются как христиане, так и татары, в особенности, татарки купают детей и получают пользу.

Покойный преосвященный Иннокентий, архиепископ Херсонский, устроил здесь киновию под именем Космодамиановской.

Молитва Свв. бессребреникам и чудотворцам Косме и Дамиану(общая).

О, чудотворцы славнии, врачеве безмезднии, Космо и Дамиане! Вы от юности Христа Бога возлюбивше и того повеления всем сердцем соблюдающи, аще и вдасте себе учению врачебному; но добродетельнаго ради жития и чистоты душевныя, силою Христа Бога, не врачевания токмо искусство, но паче неоскудную благодать исцеления всяких неисцельных недугов от Бога прияле есте. Отонюдуже любовию и милосердием к недугующим подвизаеми, не токмо людем, но и скотом исцеления болезней подаваете, неисчетным множеством чудес ваших весь мир наполняете, и не телесные токмо недуги исцеляете, но и верою Христовою души просвещаете, в терпении болезней укрепляете, в тяжких недузех о исправлении жития вразумляете и ко Христу покаянием привлекаете. Темже ныне и нас, припадающих к вам пред честною иконою вашею, скоро услышите. Юныя дети, вашей помощи во учении книжном просящыя, вашими молитвами наставите, да вашему житию ревнующее, не земное точию научение приобрящут, но паче во благочестии правой вере непрестанно да преспевают. На одре болезни лежащим, человеческия помощи отчаянным, к вам же тепле с верою и усердною молитвою прибегающим, исцеление болезней вашим милостивым, чудодейственным посещением даруйте. Многажды в болезни впадающыя и от лютых недуг в уныние, малодушие и роптание пришедшыя, данною вам от Бога благодатию в терпении утвердите, и наставите, да уразумеют волю о них Божию святую и совершенную, и сами себе и живот свой воли Христа Бога предают. В недузех сущих, о исправлении же жития нерадящих, в гресех не раскаявающихся, сердцем ожесточенных, сокрушите во спасение и к покаянию призовите, да немощни суще телом, здрави пребудут душею, и причастницы соделаются Божия спасительныя благодати. Братию святаго храма сего, вашему святому заступлению от Бога врученную, и всех к вам усердно прибегающих невредимы сохраните от долгонедужия, от болезней лютых и неисцельных, от разслабления тела, от исступления ума, от смертоносныя язвы, от внезапныя смерти, и мощным ходатайством вашим к Богу соблюдите в правой вере твердых, во благочестии преспеющих, в добрых делах усердных в молитве к Богу прилежных, да с вами вкупе сподобятся в будущем веце присно воспевати и славити всесвятое и великолепное имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.