Сделай Сам Свою Работу на 5

Снабжение предприятий оптовой торговли материальными ресурсами.





 

1. Экономическая сущность и содержание процесса товароснабжения.

Процесс доведения товаров из сферы производства в сферу потребления включает их куплю-продажу и товаропродвижение и именуется товарообеспечение.

Каждый из двух направлений имеют общую цель: довести товар до потребителя, при этом купле-продаже свойственны коммерческие взаимоотношения, сделки, товарный и денежный обмен. При купе-продаже происходит смена прав собственности на товар, а также ее стоимости.

Товародвижение является продолжением процесса купли-продажи и охватывает формирование партии товаров, отгрузку, перевозку, прохождение товаров через складские звенья оптовых посредников и доставка его в розничные торговые сети.

В процессе закупки и поставки товаров устанавливаются коммерческие связи между участниками, представителями предприятий торговли, производителей.

С закупочной деятельности начинаются коммерческие отношения с партнерами, закупка товаров и другие коммерческие процессы должны быть взаимообусловлены и тесно взаимосвязаны и реализуются в соответствии с целями оптовых предприятий.



Роль оптовой торговли в организации процесса товароснабжения заключается в извлечении основной торговой массы из сферы производства и доведением ее до розничного посредника.

Организация товарообеспечения предполагает:

1. ведение закупок товаров с учетом запросов потребителей,

2. соблюдение взаимных партнерских интересов и соглашений при купле-продаже товаров,

3. формирование и развитие товаропроводящих звеньев для прохождения товарных потоков,

4. выбор вариантов каналов распределения, отвечающих устойчивому функционированию,

5. регулирование и оптимизация товарных запасов, а также контроль качества товаров,

6. эффективное использование средств на покрытие затрат по покупке и поставке товаров.

 

Так оптовая торговля, являясь основным звеном каналов товародвижения обеспечивает:

· равномерное распределение товаров на определенной территории,

· удовлетворение спросов,

· возможность эффективно обеспечить других участников канала товародвижения товарными ресурсами.



 

Закупочная работа оптового предприятия состоит из следующих последовательно выполняемых работ:

· исследование рынков закупок,

· выбор поставщика,

· организация хозяйственных связей,

· планирование закупок,

· организация поставок или товародвижения,

· контроль и учет выполнения договорных обязательств,

· анализ эффективности закупочной деятельности.

 

Принципы товароведения:

· планомерность – соблюдение графика поставок потребителям в процессе продвижения товаров,

· ритмичность – доставка товаров через установленные промежутки времени, что обеспечивает бесперебойное ведение торгового процесса,

· оперативность – поставка товаров в режиме нарастания или сокращения в зависимости от колебаний спроса,

· технологичность – использование современных технологических решений на задействованных этапах продвижения товаров,

· экономичность – четко разработанные варианты и схемы организации товародвижения при минимальных издержках по доставке и хранению товаров.

Формы товародвижения:

· транзитная – прямая доставка товаров от производителя в розничную сеть, чаще всего используется у посредников, не имеющих материально-технического оснащения и работающих за вознаграждение (торговые агенты, дилеры…)

· складская – обусловлена наличием слада в оптово-посреднической сфере, обеспечивающего концентрацию товаров, их подсортировку и устойчивое снабжение торгового предприятия. Таким образом склад превращается в товаропроводящее звено в цепи обращения товаров. В результате складской организации прохождения товаров оптовики получают возможность реализовать продукцию широкому кругу потребителей, кроме этого они выполняют полный комплекс логистических процессов, связанных с доставкой товаров и складской обработкой. Главным недостатком данной формы является высокая затратность. Эту форму товародвижения используют дистрибьюторы и независимые оптовые посредники.



2. Источники поставки товаров в оптовой торговле.

К источникам поступления товаров в оптовую торговлю относят производителей различных отраслей, а также крупных оптовых посредников. Производство является основным источником снабжения предприятий оптовой торговли товарными ресурсами. Это связано с тем, что роль оптового предприятия на этапе закупки выражается в эффективном извлечении товаров из сферы производства и доведением их в сферу обращения.

Закупка товаров у производителя также связана с неравномерным размещением производства на территории страны, а также с потреблением производственных предприятий максимально расширять рынки сбыта своей продукции.

Закупка товаров у производителя ограничивается рядом факторов:

· отсутствие производства на территории страны или региона, что приводит к увеличению звений товародвижения,

· производитель заинтересован в реализации крупных партий товаров, которые не всегда доступны и выгодны посреднику,

· коммерческие условия поставки принципиально отличаются от условий предлагаемых посредниками,

· в связи с удаленностью производителя возникают трудности с логистикой.

 

Работа по закупке товара у производителя имеет ряд преимуществ и недостатков:

«+» цена производителя значительно ниже, чем у посредника, так как товар только выходит на рынок,

«+» поставщик гарантирует комплексную поставку,

«+» качество значительно выше,

«+» работ напрямую с производителем позволяет иметь большую информацию о товаре,

«-» из-за увеличения звенности товародвижения возрастает цена, зачастую происходит частичная потеря качества и сокращение сроков реализации,

«-» поставщик не берет на себя ответственность по оказанию сервисных услуг (доставку…),

«-» производитель отказывает в рассрочке платежа,

«-» реализация только крупных партий товаров.

 

Закупка товаров у производителя из-за больших объемов осуществляется такими категориями посредников, как дилеры, дистрибьюторы, имеющие эксклюзивное право продажи чаще всего брэндовых товаров на территории определенного района.

Закупка товаров у посредников связана с отсутствием производства на территории страны и региона, либо с масштабами деятельности и возможности закупа самого оптового посредника.

Таким образом, закуп товара у оптовых посредников ведется как правило независимыми оптовыми посредниками и различными мелкими оптовиками.

Преимущества сотрудничества с посредниками выражается в предоставлении полного комплекса сервисных и логистических услуг, наличие отсрочки платежа, оказание информационных консультационных услуг по техникам продаж, ассортименту, качеству, выкладке…

Недостатки:

- завышенная цена,

- потери качества.

 

3. Критерии выбора поставщика.

В случае расширения ассортимента или потребности сменить недобросовестного поставщика, или увеличить объемы поставки уже существующей в ассортименте продукции, оптовик прибегает к изучению и выбору новых потенциальных поставщиков.

В ходе мониторинга рынка и исследования товарного предложения используются общие критерии выбора поставщика. К ним относят: известность фирмы, ее положение на рынке, доступность информации о фирме и коммерческого предложения, наличие сайта и информации в интернете, важно узнать мнения, отзывы, рекомендации, активность в продвижении товаров и услуг.

К частным критериям выбора поставщика относят: качество, цены, условия поставки, наличие сервиса, отсрочка платежа, виды упаковки, транспортная тара.

 

4. Организация хозяйственных связей с поставщиками товаров.

После того, как оптовое предприятие определяется с источниками поставки товара, руководитель предприятия или подразделения преступает к проведению деловых переговоров.

Этот процесс в обязательном порядке предшествует заключению сделки, и от его результатов будут зависеть коммерческие условия поставки, во многом определяющие издержки товарополучателя по отношению к цене товара, ассортименту и иным условиям поставки.

Способы проведения деловых переговоров:

1. Личная встреча с поставщиком. Такой способ используется в работе с производителями и при поставке крупных партий товаров и долгосрочном сотрудничестве.

2. По телефону или иными средствами связи. Обсуждение условий договора происходит значительно реже, в основном в основном к этому способу прибегают в случае допоставки мелких партий, передача заказов, заявок на товары, а также в случае развой, периодической поставки.

3. Офертно-акцептный способ. Он является более формальным и также, используется при крупных долгосрочных поставках, при этом оферта (предложение заключить договор) и акцепт (ответ на предложение) являются юридическими документами и во многом определяют условия договора.

 

Содержание договора поставки.

Состоит из трех основных частей. Типовая форма представлена и регламентируется ГКРФ.

Первая часть - преамбула – определяет стороны и участников договора.

Поставщик – это производитель или посредник.

Получатель – это тот, кто выражает спрос на поставку.

В этой части определяются полные названия сторон или организаций, обязательно их представители, а также на каком основании они имеют право заключать договор. В качестве основания может выступать устав, доверенность, с указанием номера, должна быть нотариально заверена и являться приложением договора.

Вторая часть - основная – определяет условия договора. К ним относятся:

- предмет договора – отражает ассортимент поставляемой продукции, в том случае если этот перечень большой к договору прилагается спецификация с полным приложением всех наименований товара, ценами и размерами фасовки и транспортной упаковки.

- цена товара – при широком ассортименте излагается в спецификации, в основном в этом разделе оговаривается возможные размеры скидки и условия ее изменения.

- периодичность поставки – определяет графики завоза товаров, определяет сроки и время поставки товара.

- доставка товаров – определяет силами какого участника сделки будет осуществляться перевозка груза.

- условия оплаты – оговаривается размер отсрочки, способы и сроки переведения денежных средств.

- сервис, дополнительные услуги – является важным условием при дилерстве и дистрибьюции.

Дилеры – чаще в это понятие включают пуск, наладку оборудования, обучение персонала по эксплуатации этого оборудования, предоставление гарантий на эксплуатацию, сервисное обслуживание, ремонт.

В случае дистрибьюции оговариваются условия продвижения, рекламы, проведения товарного обучения и иная подготовка специалистов, предоставление рекламных, пост-материалов.

- Объемы поставки товаров могут определяться как в общем объеме на весь срок договора, так и на разовую поставку в натуральном и денежном выражении.

- Ответственность сторон включает ряд обязательств в случае невыполнения каких-то условий договора. Чаще всего это система штрафных санкций, в процентном выражении от суммы поставки.

- Сроки договора поставки (краткосрочное, долгосрочное) наиболее распространенные – один год, после чего осуществляется пролонгация.

- Условия разрешения споров.

Третья часть – заключительная – в ней указываются юридический и фактический адрес предприятий (для ПБОЮЛ и физических лиц – адрес прописки) банковские реквизиты, печать, подпись.

 

 

5. Составление плана закупа и формирование заявки.

План закупа представляет собой внутрифирменный коммерческий документ, который содержит информацию об объемах поставки партии товаров в предшествующем периоде.

Н создался не просто с целью планирования объема закупок и осуществлением контроля за расходом денежных средств, его также используют при формировании итоговой отчетности коммерческого отдела и осуществление контроля за работой поставщиков.

С учетом того, что пан закупа чаще всего составляется на месяц или квартал, работа по его оформлению носит регулируемый характер и по итогам года его составление можно отнести к стратегическому планированию.

Составление плана закупа позволяет определить всю систему затрат по снабжению предприятия товарными ресурсами.

План закупа содержит следующую информацию и имеет определенную форму:

- категория продукции, виды и наименования,

- наименование поставщика,

- контактная информация,

- объем поставки в натуральном и денежном выражении,

- цена единицы продукции,

- транспортная упаковка,

- периодичность и график завоза на панируемый период,

- условия доставки, вид транспорта.

 

План поставки заполняется накануне планируемого периода. Соответственно до оформления заявки, при этом важно учесть следующую коммерческую информацию:

- спрос и его изменения под влиянием сезонности определяется состоянием объемов реализации продукции в отчетном периоде,

- состояние товарных запасов на складе или товарные остатки,

- объемы реализации по каждому виду продукции отдельно за отчетный период,

- товарооборачиваемость каждого вида и наименование продукции,

- состояние активов предприятия, а также отсутствие задолженности по расчетам с поставщиками,

- возможность получения отсрочки для того, чтобы ее может быть учитывать при организации расчетов в предшествующем или панируемом периоде,

- возможности размещения продукции на складе в случае затоваренности для товарной группы,

- риски недопоставки, которые могут быть связаны со сбоями в производстве, логистике, доставке, форс-мажорными обстоятельствами, сезонности и т.д.

- рекламные мероприятия, продвижения, акции, которые планирует поставщик.

 

На основании пана поставки по мере необходимости и/или в соответствии с условиями договора поставки оптовое предприятие формирует заявку и оформляет ее поставку.

Форма заявки носит индивидуальный характер и может быть предложена как поставщиком, так и товарополучателем.

Она содержит фактические и юридические адреса сторон, контактную информацию, банковские реквизиты, полный перечень наименований товаров, количество, вид транспортной упаковки, стоимость и сумма поставки с учетом и без учета НДС.

В соответствии с этой заявкой поставщик комплектует необходимую партию товаров и готовит все сопроводительные документы:

- накладная, содержит информацию о количестве и цене поставленной продукции, она является сопроводительным документом, носит юридическую силу, так как после ее подписания по результатам приемки, товарополучатель становится собственником поставленной партии товара,

- счет-фактура, относится к разделу платежных документов, в соответствии с ней осуществляется расчет,

- сертификаты и качественные удостоверения на продукцию – это документы, удостоверяющие качество, они сопровождают процесс реализации товара до конечного потребителя.

 

С сопроводительными документами партия отправляется к товарополучателю, таким образом, начинаются реализационные технологические процессы, к которым относится транспортная логистика, которая включает использование разнообразных видов транспорта и графиков маршрутов завоза товаров (кольцевые и линейные доставки).

После доставки товаров на складе товарополучателя организуется приемка товаров по количеству и качеству.

Оценка эффективности каналов товароснабжения осуществляется на основе экономических критериев – сравнение объема реализации с затратами на создание и функционирование канала снабжения, с точки зрения возможностей контролировать деятельность канала снабжения и адаптировать его под сбыт новых продуктов или под работу на новых условиях.

Выбор каналов снабжения, их эффективное использование, влияют на объем сбыта организации в целом. Существуют определенные оптимальные соотношения между объемом закупа и числом поставщиков товаров. Очевидно, что в случае, когда у руководства какого-то предприятия имеется возможность оптимизировать число поставщиков с точки зрения объемов товаров, ими закупаемых у предприятия в целом и по отдельным каналам, в частности, это следует сделать. (Такая ситуация существует, когда спрос на продукты предприятия превышает возможности его товарного покрытия и есть возможность оптимизировать число поставщиков). Методика такой оптимизации на основе закона Парето или закона 80:20 иллюстрируется на рис. 2.

Рис. 2. Оптимизация числа поставщиков

Предприятие по результатам закупочной работы, скажем за год, ранжирует своих поставщиков по объемам поставок. Далее на поле графика наносится точка, связывающая первого клиента, сделавшего самые объемные закупки с процентной величиной этих закупок (от 100 процентов). Далее нарастающим итогом наносятся точки для всех других клиентов. В итоге выходим в точку 100, характеризующую 100% закупок, сделанных 100% клиентов. Выход в нее осуществляется по одной из кривой типа 1.2,3,4, изображенных на рисунке. 1.3.1. Если компания закупила одинаковое количество продуктов, то точки 0 и 100 свяжет прямая линия (5). Самая крутая линия (1) получается в случае, когда небольшое число поставщиков поставляет львиную долю продуктов. Варианты, тяготеющие к прямой линии, являются самыми надежными (роль каждого поставщика в общем объеме поставок невелика), но в тоже время - не самыми дешевыми, более сложными в организационно-техническом плане. Действительно, надо иметь развернутые штаты сбытовиков, бухгалтеров для заключения договоров о поставках, отслеживания отгрузки товаров, оплаты счетов и т.п. Варианты, тяготеющие к линии 1 не обладают данными недостатками, но являются наименее надежными, так как закупочная работа зависит от небольшого числа поставщиков. Оптимальным по Парето считается вариант, когда в среднестатистическом плане 20% поставщиков поставляют 80% товаров.

Европейские промышленные фирмы средних размеров тратят на доведение своей продукции до потребителя примерно 21% дохода от реализации. Поэтому в этой области лежит большой резерв экономии затрат.

Качество работы службы товародвижения зависит от всех промежуточных звеньев сложнейшей сети, которых может быть достаточно много.

Принимая решение по тому или иному звену поставки, необходимо учитывать системность и комплексность решений ― ни одно из них не должно вступать в противоречие с другими звеньями и со всей системой в целом. Для контроля эффективности службы товародвижения используют формулу общих издержек:

D = T+F+W+S+R,

Где: D - сумма издержек товародвижения;

Т - транспортные расходы;

F - постоянные складские расходы;

W - переменные складские расходы;

S - стоимость заказов, не выполненных в срок;

R - сумма санкций (штрафов) за неисполненные заказы.

Стремясь к минимальным затратам на товародвижение, руководство ее системы должно изучать возможности многовариантных решений ― обработку и оформление заказов, выбор транспортных средств, маршрутов, складов, управление уровнем заказов и т. д.

На рисунке 3 приводится диаграмма, характеризующая структуру затрат по выполнению отдельных функций физического распределения.

Рис. 3. Структура затрат по отдельным функциям физического распределения

Затраты на реализацию рассмотренных в данном разделе функций физического распределения - работа с заказами, обработка грузов, организация складского хозяйства, управление запасами и транспортировка - составляют около трети всех маркетинговых затрат.

Оказывая сильное влияние на уровень удовлетворенности потребителей, эти функции для маркетолога представляют большое значение.

Вопрос об эффективности каналов поставок, скорее не теоретический, а сугубо практический. Основной критерий для оценки эффективности – соотношение прибыли от канала поставки к расходам на канал. Рассчитывается по формуле:

S Profit

Efficiency =--------------- (1)

S Costs

S Profit – прибыль получаемая от реализации произведенной продукции в конкретном канале товародвижения,

S Costs – расходы на канал, издержки в анализируемом канале товародвижения.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.