Государственное управление инновационной политикой в Японии
Ключевую роль в инновационной деятельности играет Министерство внешней торговли и промышленности (МВТП). Имеется долговременная программа инновационного развития страны, осуществляется стимулирование прикладных исследований закупок лицензий за рубежом.
На смену вытеснению иностранных конкурентов с существующих рынков за счет дешевизны и высокого качества товаров приходит еще более сложная задача – самим формировать новые рынки, сохраняя низкие цены и высокое качество новых товаров.
Долгосрочная цель государственной политики Японии – превращение страны из «имитатора» и «рационализатора» в творца технологий. Приоритетное направление – информационные системы, механотроника, биотехнологии, новые материалы.
Государство не только определяет стратегию общего и отраслевого развития промышленности и внешней торговли, но и имеет в своем распоряжении достаточно большой арсенал средств и методов, позволяющих конкретизировать эту стратегию. Помимо традиционных экономических и административных способов воздействия на развитие экспортного производства и экспорта, таких как льготное кредитование и страхование от уплаты налогов, прямое субсидирование, государственная комплексная помощь экспортерам, содействие их сбытовой деятельности и т. п., японские государственные органы широко используют и косвенные методы:
а) целевое распределение финансовых ресурсов, предоставляемых частными банками, и сосредоточение их в приоритетных отраслях;
б) содействие предприятиям в приобретении передовой иностранной технологии;
в) контроль за научно-техническим обменом с зарубежными странами.
Японская модель интеграции науки и производства, научно-технического прогресса предполагает строительство совершенно новых городов-технополисов,сосредотачивающих НИОКР и наукоемкое промышленное производство.
По мнению американского специалиста по японским технополисам Ш. Тацуно, стратегия технополисов – это стратегия прорыва в новые сферы деятельности высшего технологического уровня, а тем самым – это стратегия интеллектуализации всего японского хозяйства.
Государственное регулирование инновационными процессами в Японии также характеризуется индикативным планированием НИОКР, высокими импортными таможенными тарифами, предоставлением налоговых и кредитных льгот в финансировании НИОКР, протекционистской политикой в продвижении новой продукции.
Японское правительство принимает меры по развитию международной интеграции и кооперирования. Например, существует соглашение об американо-японском сотрудничестве в области науки и техники.
В результате активной инновационной деятельности Япония занимает первое место в мире по уровню ВВП на душу населения, эффективности использования ресурсов, темпам экономического роста среди промышленно развитых стран, продолжительности жизни населения.
Инновационная деятельность в странах ЕС
Германия, Англия, Франция – эти страны являются ведущими в составе Евросоюза. Особенностями стран Евросоюза являются: дороговизна рабочей силы и природных ресурсов, земли; высокая плотность народонаселения; высокий технологический уровень производства и информатизации; уважительное отношение к образованию, культуре, здоровому образу жизни, старости, историческим традициям; государственное регулирование цен на важнейшие продовольственные товары; применение в управлении и производстве международных и европейских стандартов, сертификация продукции; индикативное планирование инновационной деятельности; развитие наукоемких отраслей народного хозяйства; высокий уровень концентрации кооперирования производства. И, как следствие, в этих странах высокое качество жизни населения.
Евросоюз большое внимание уделяет активизации инновационной деятельности. К основным направлениям инновационной политикиЕвросоюза относятся:
выработка единого антимонопольного законодательства;
использование системы ускоренной амортизации оборудования;
льготное налогообложение НИОКР;
поощрение малого наукоемкого бизнеса;
прямое финансирование предприятий для поощрения инноваций в области новейшей технологии;
стимулирование сотрудничества университетской науки и фирм, производящих наукоемкую продукцию.
Основой инновационной политики Евросоюза является «План развития международной инфраструктуры инноваций и передачи технологий»,принятый в 1985 г. Главной целью этого документа является ускорение и упрощение процессов воплощения результатов научных исследований в готовых продуктах на национальном уровне, а также содействие распространению инноваций в Евросоюзе. Один из разделов плана – «Кооперация между странами в области инноваций»– предусматривает создание и функционирование консалтинговых служб по передаче технологий и управлению инновациями – специфической инфраструктуры по внедрению инноваций на региональном уровне.
Второй раздел плана посвящен координации реализации инновационной политики. Третий – созданию системы передачи информации по инновациям и технологиям, совершенствованию патентной системы, унификации и стандартизации. Четвертый – мероприятиям по повышению инновационного потенциала менее развитых стран (Греция, Ирландия).
Стимулирование инновационной деятельности в Евросоюзе осуществляется примерно на тех же принципах, которые приняты в мировой практике.
Вопросы для повторения
1. Какие меры по поддержке инноваций приняты в мировой практике?
2. В чем особенности инновационной деятельности в США?
3. Какова специфика поддержки инноваций в Японии?
4. Охарактеризуйте инновационную политику стран ЕС.
Рекомендуемый библиографический список [10, 27, 28, 46].
Заключение
Инновация – это комплекс действий и его практический результат по использованию достижений научной и научно-технической деятельности в конкретной области науки, техники, технологии, организации в целях совершенствования характеристик объекта управления. Таким образом, инновации отражают процессы получения, накопления и использования новых знаний и новой информации.
Информационная основа инноваций проявляется в возможности распространения (тиражирования, диффузии) новшества на любой из стадий его реализации. Распространяться могут исходная идея новшества, изобретение как результат научно-исследовательских работ, результат проектирования (разработки) новшества, результат изготовления (внедрения) новшества.
В сфере предпринимательской деятельности на основе использования новых знаний и новой информации реализуется главный инновационный цикл: «создание–производство–потребление новшества».
Любые нововведения, особенно радикальные, вносят в отлаженную организацию элементы неустойчивости и неопределенности, приводящие к нарушению стабильности. Такое состояние характеризуется как кризисное, поэтому внедрение инноваций должно осуществляться по принципам.
Эффективность инновационных преобразований требует развитой научно-технической и инновационной инфраструктуры, формирование которой – одна из главных задач в общей проблематике инновационного менеджмента. Ее создание и постоянное совершенствование отвечает интересам государства, отдельных его регионов и каждого субъекта рыночной экономики.
Центральное место в инновационном процессе играют исследования и разработки, от правильности проведения которых зависит успех конечного результата. Значимость инновационной деятельности определила необходимость становления и развития дисциплины «Инновации в СКСиТ», которая изучает основные методы, функции и принципы инновационной деятельности, проблемы управления инновациями и способы их решения в сфере сервиса и туризма.
Все направления инновационной деятельности на рынке СКСиТ – маркетинговые и управленческие стратегии, организационные структуры и отношения – требуют тщательного изучения ввиду усиления их роли в современном мире.
Успех инновационной деятельности во многом зависит от того, какую роль ей отводит государство. В РФ уже наработан свой комплекс инструментов регулирования и поддержки инновационной деятельности. В этой связи полезен зарубежный опыт организации инновационной деятельности.
ГЛОССАРИЙ
Бенчмаркинг – систематическая деятельность, направленная на поиск, оценку и обучение на лучших примерах, независимо от размера, сферы бизнеса и географического положения предприятий.
Брендинг – процесс создания и управления брендом.
Венчурный бизнес – бизнес, ориентированный на практическое использование технических и технологических новинок, результатов научных достижений, еще не опробованных на практике.
Государственная инновационная политика – определение органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ целей инновационной стратегии и механизмов поддержки приоритетных инновационных программ и проектов.
Жизненный цикл инновации – период времени от зарождения новой идеи, ее практического воплощения в новых изделиях до морального старения этих изделий и снятия их с производства. ЖЦИ состоит из шести стадий:
1) зарождение идеи и появление изобретения;
2) научные исследования и экспериментальная проверка возможности реализации изобретения;
3) появление нового изделия на рынке и формирование спроса (рост);
4) массовое изготовление новых изделий (зрелость);
5) насыщение рынка;
6) затухание продаж и вытеснение продукта.
Изобретение – новое техническое решение, имеющее изобретательский уровень и промышленное применение. Право на изобретение охраняет закон и подтверждает патент на изобретение, который действует в течение 20 лет, считая с даты поступления заявки в Патентное ведомство.
Инжиниринг – технические услуги по подготовке и обеспечению процесса производства и реализации продукции. Это консультации, экспертиза проектов, техническое обучение, передача технической информации.
Инкубатор – внебюджетная структура, специализирующаяся на создании благоприятных условий для возникновения и эффективной деятельности малых инновационных (венчурных) фирм, выполняющая следующие виды работ: экспертизу инновационных проектов; поиск инвесторов и предоставление гарантий; предоставление на льготных условиях помещений, оборудования; оказание на льготных условиях правовых, рекламных, информационных, консультационных и прочих услуг.
Инновация – нововведение в области техники, технологии, организации труда или управления, основанное на использовании достижений науки и передового опыта. Инновация – конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового (усовершенствованного) продукта, реализуемого на рынке или нового (усовершенствованного) технологического процесса, используемого в практической деятельности.
Инновационная деятельность – деятельность, направленная на коммерциализацию накопленных знаний, технологий и оборудования. Результатом инновационной деятельности являются новые или дополнительные товары/услуги или товары/услуги с новыми качествами. Инновационная деятельность – деятельность по доведению научно-технических идей, изобретений, разработок до результата, пригодного в практическом использовании. В полном объеме инновационная деятельность включает все виды научной деятельности, проектно-конструкторские, технологические, опытные разработки, деятельность по освоению новшеств в производстве и у их потребителей – реализацию инноваций.
Инноватика – специальная дисциплина, охватывающая вопросы методологии и организации инновационной деятельности.
Инновационная инфраструктура – комплекс взаимосвязанных структур, обслуживающих и обеспечивающих реализацию инновационной деятельности. В РФ инновационную инфраструктуру составляют: инновационно-технологические центры, технологические инкубаторы, технопарки, учебно-деловые центры и др.
Инновационная программа – комплекс инновационных процессов и мероприятий, согласованных по ресурсам, исполнителям и срокам их осуществления и обеспечивающих эффективное решение задач по освоению и распространению принципиально новых видов продукции или технологий.
Инновационная сфера – в РФ – область деятельности производителей и потребителей инновационной продукции, включающая создание и распространение инноваций.
Инновационная фирма – юридическое лицо, созданное для отработки новых технологий на базе результатов научно-исследовательских работ. Обычно инновационная фирма учреждается инвестором, который становится ее совладельцем.
Инновационные технологии – наборы методов и средств, поддерживающих этапы реализации нововведения. Различают следующие виды инновационных технологий:
– внедрение;
– тренинг (подготовка кадров и инкубация малых предприятий);
– консалтинг;
– трансферт;
– аудит;
– инжиниринг.
Инновационный капитал – способность отраслей хозяйства или предприятий производить наукоемкую продукцию, отвечающую требованиям мирового рынка.
Инновационный потенциал – совокупность различных видов ресурсов, необходимых для осуществления инновационной деятельности.
Инновационный фонд – фонд финансовых ресурсов, созданный с целью финансирования научно-технических разработок и рисковых проектов. Источником финансовых ресурсов являются спонсорские взносы фирм и банков. Обычно средства фонда распределяются между претендентами на инвестиции на конкурсной основе.
Инновационный процесс – процесс преобразования научных знаний в инновацию. Главная его черта – обязательное завершение инноваций, т. е. получение результата, пригодного для практической реализации.
Интеллектуальная собственность – исключительное право физического или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ и услуг (фирменное наименование, товарный знак и т. п.). Большинство объектов интеллектуальной собственности как результаты творческого труда имеют авторов, чьи имена сопровождают данные объекты. Товарные знаки и иные обозначения индивидуализируют субъекты и продукты обычного труда – товары, услуги.
Кадровые нововведения – целевая деятельность по внедрению кадровых новшеств, направленная на повышение уровня и способности кадров решать задачи эффективного функционирования и развития социально-экономических структур организации и ее подразделений.
Научно-техническая революция – совокупность качественных изменений в технике, технологии и организации производства, происходящих под воздействием крупных научных достижений и открытий и оказывающих определенное влияние на социально-экономические условия общественной жизни. Научно-техническая революция предполагает превращение науки в непосредственную производительную силу общества.
Научно-технический прогресс – использование передовых достижений науки и техники, технологии в хозяйстве, производстве с целью повышения эффективности и качества производственных процессов, лучшего удовлетворения потребности людей.
Нейминг – профессиональная деятельность, связанная с созданием броского, оригинального и запоминающегося названия для компании, товара или услуги.
Новшество – оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности. Новшества могут оформляться в виде открытий; изобретений; петентов; товарных знаков; рационализаторских предложений; документации на новый или усовершенствованный продукт, технологию, управленческий или производственный процесс; организационной, производственной или другой структуры; ноу-хау; понятий; научных подходов или принципов; документа (стандарта, рекомендаций, методики, инструкции и т. п.); результатов маркетинговых исследований и т. д.
Ноу-хау – совокупность технических, технологических, коммерческих, организационных знаний, необходимых для организации производства. Ноу-хау не патентуется, так как в значительной части состоит из определенных приемов, навыков, производственного опыта. Ноу-хау наряду с патентами, товарными знаками, авторскими правами считается собственностью предприятия, фирмы. В качестве товара ноу-хау может осуществляться путем передачи технической документации, организации обучения персонала, участия специалистов в производственном процессе.
Патент – документ, удостоверяющий приоритет, авторство изобретения, полезной модели или промышленного образца и исключительное право на их использование.
Период окупаемости – показатель эффективности инновационных инвестиций, характеризующий срок, в течение которого они полностью окупятся. Рассчитывается делением общей суммы инвестиций в инновации на среднегодовой денежный поток, приведенный к настоящей стоимости.
Предпринимательство – это инициативная деятельность хозяйству-ющих субъектов, связанная с новаторским использованием имущества, денежных средств и других ресурсов в целях достижения коммерческого и иного успеха на основе сочетания личной выгоды с общественной пользой.
Предприниматель – человек, начинающий новое дело, основанное на инновационных идеях в сфере производства или услуг; идущий на риск, так как вкладывает свои средства и ресурсы.
Технопарк – компактно расположенный комплекс, функционирование которого основано на коммерциализации научно-технической деятельности и ускорении продвижения новшеств в сферу материального производства. Он может включать в себя научные учреждения, вузы, предприятия промышленности, службы сервиса и быта.
Технополис – специально созданный комплекс в одном регионе возле центра научных идей (небольшом городе, имеющем развитую инфраструктуру), включающий научные учреждения, исследовательские, внедренческие, консультационные и промышленные фирмы, ориентированные на разработку и продажу новшеств, внедрение инноваций. В рамках технополисов осуществляется полный инновационный цикл.
Товарный знак (товарная марка) – зарегистрированное в установленном порядке обозначение, проставляемое на товаре или упаковке и служащее для отличия товаров одной фирмы от товаров других фирм. Торговая марка – фирменный знак – символ для обозначения не одного, а всех товаров данной фирмы-производителя.
Библиографический список
Основной
1. Александрова, А. Ю. Международный туризм [Текст] : учеб. / А. Ю. Александрова. – М. : Аспект Пресс, 2002. – 220 с.
2. Брендинг в управлении маркетингом [Текст] / ред. Н. К. Моисеева. – 2-е изд., стер. – М. : Омега-Л, 2006. – 336 с.
3. Управление инновациями [Текст] : 17-модульная программа для менеджеров / В. Н. Гунин [и др.]. – М. : ИНФРА М, 1999. – 332 с.
4. Жукова, М. А. Индустрия туризма: менеджмент организации [Текст] / М. А. Жукова. – М. : Финансы и статистика, 2002. – 200 с.
5. Инновационный менеджмент [Текст] : учеб. / под ред. С. Д. Ильенковой. – М. : ЮНИТА-ДАНА, 2002. – 327 с.
6. Иванов, И. А. Инновационный менеджмент [Текст] : учеб. для вузов / И. А. Иванов. – М. : БАРО-ПРЕСС, 2001. – 288 с.
7. Инновационный менеджмент в России: вопросы стратегического управления и научно-технологической безопасности [Текст] : науч. изд. / В. Л. Макаров; РАН. – М. : Наука, 2004. – 880 с.
8. Квартальнов, В. А. Стратегический менеджмент в туризме. Современный опыт управления [Текст] / В. А. Квартальнов. – М. : Финансы и статистика, 2000. – 496 с.
9. Квартальнов, В. А. Менеджмент туризма. Туризм как вид деятельности [Текст] / В. А. Квартальнов. – М. : Финансы и статистика, 2002. – 288 с.
10. Контуры инновационного развития мировой экономики. Прогноз на 2000–2015 гг. [Текст] / под ред. А. А. Дынкина. – М. : Наука, 2000. – 116 с.
11. Менеджмент организации [Текст] : учеб. пособие / под ред. З. П. Румянцевой, Н. А. Соломатина. – М. : ИНФРА-М, 1997. – 432 с.
12. Медынский, В. Г. Инновационное предпринимательство [Текст] : учеб. пособие / В. Г. Медынский, Л. Г. Шаршукова. – М. : Инфра–М, 1997. – 145 с.
13. Управление инновационными проектами [Текст] : учеб. пособие / Р. А. Михайлов [и др.] ; под общ. ред. Ф. Й. Кайзера, Г. Г. Богомазова, З. А. Сабова. – СПб. : ИНФРА-М, 2001. – 541 с.
14. Морозов, Ю. П. Инновационный менеджмент [Текст] : учеб. пособие / Ю. П. Морозов. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 446 с.
15. Пригожин, А. И. Нововведения: стимулы и препятствия [Текст] / А. И. Пригожин. – М. : Политиздат, 1989. – 234 с.
16. Рычкова, Н. В. Особенности маркетинговых инноваций [Текст] : учеб. пособие для вузов / Н. В. Рычкова. – М. : Кнорус, 2005. – 241 с.
17. Сборник нормативных документов Хабаровского края (научно-технологическая политика инновационной деятельности) [Текст] / Администрация Хабаровского края. Комментарий по экономике; сост. А. Н. Шурилов. – Хабаровск : Инвест, 2001. – 98 с.
18. Тодосийчук, А. В. Основы управления инновационной деятельностью в организации [Текст] : учеб. пособие / А. В. Тодосийчук. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 1997. – 136 с.
19. Управление инновациями [Текст] : учеб. пособие для вузов. В 3 кн. / под ред. Ю. В. Шленова. – М. : Высш. шк., 2002. – 153 с.
Дополнительный
20. Афанасьев, М. Время глобализации [Текст] / М. Афанасьев, Л. Мясникова // Международная экономика и международные отношения. – 2005. – № 10. – С. 11–19.
21. Алессандро, Д. Войны брендов. 10 правил создания непобедимой торговой марки [Текст] / Д. Алессандро. – СПб. : Питер, 2003. – 224 с. – Деловой бестселлер.
22. Бишоп, С. Тренинг изменений в организации [Текст] / С. Бишоп, Д. Тейлор. – СПб. : ИНФРА-М, 2002. – 541 с.
23. Бхагвати, Д. В защиту глобализации [Текст] : пер. с англ. / Д. Бхагвати. – М. : Ладомир, 2005. – 448 с.
24. Васильевская, С. В. Бенчмаркинг – методическая основа выбора поставщика услуг в сфере менеджмента [Текст] / С. В. Васильевская // Стандарты и качество. – 2005. – № 11. – С. 44–48.
25. Васильева, Т. Н. Технопарки, технополисы, наукограды [Текст] / Т. Н. Васильева. – М. : РГИИС, 2005. – 165 с.
26. Веснин, В. Р. Менеджмент [Текст] : учеб. / В. Р. Веснин. – М. : ТК Велби, Проспект, 2004. – 504 с.
27. Герчикова, И. Н. Менеджмент [Текст] : учеб. / И. Н. Герчикова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ, 2003. – 501 с.
28. Джордж, С. Всеобщее управление качеством. Стратегии и технологии, применяемые сегодня в самых успешных компаниях [Текст] / С. Джордж, А. Ваймерскирх. – СПб. : Виктория, 2002. – 256 с.
29. Домнин, В. Н. Брендинг: новые технологии в России [Текст] / В. Н. Домнин. – 2-е изд. – СПб. : Питер, 2002. – 352 с. – Маркетинг для профессионала.
30. Зайцева, Н. А. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме [Текст] : учеб. для вузов / Н. А. Зайцева. – М. : Академия, 2003. – 224 с.
31. Инновационный менеджмент [Текст] : справ. пособие / под ред. П. Н. Завлина, А. К. Казанцева, Л. Э. Миндели. – М. : Центр исследований и статистики науки, 2003. – 415 с.
32. Казанцев, А. К. Менеджмент в предпринимательстве [Текст] : учеб. пособие / А. К. Казанцев, А. А. Крупанин. – М. : ИНФРА, 2003. – 230 с.
33. Кац, К. И. Стимулирование международного туризма в XXI веке [Текст] : пер. с англ. / К. И. Кац, Г. Харрис. – М. : Финансы и статистика, 2000. – 240 с.
34. Конышева, М. В. Управление маркетингом: теория, практика, информационные технологии [Текст] / М. В. Конышева, Н. К. Моисеева. – М. : Финансы и статистика, 2001.
35. Коротков, Э. Принципы менеджмента: Управление в системе цивилизованного предпринимательства [Текст] : учеб. пособие / Э. Коротков, К. Ховард. – М. : Инфра-М, 2003. – 512 с.
36. Краюхин, Г. А. Инновации, инновационные процессы и методы их регулирования: сущность и содержание [Текст] / Г. А. Краюхин, Л. Ф. Шайбакова. – СПб : ГИЭА, 2003.
37. Крылов, И. Англия готовит команды для технопарков России [Текст] / И. Крылов // Деловой мир. – 2000. – № 9.
38. Менеджмент на транспорте [Текст] : учеб. пособие / под общ. ред. Н. Н. Громова, В. А. Персианова. – М. : Академия, 2003. – 528 с.
39. Моисеева, Н. К. Стратегическое управление туристской фирмой [Текст] / Н. К. Моисеева. – М. : Финансы и статистика, 2004. – 546 с.
40. Муравьев, А. И. Предпринимательство [Текст] : учеб. / А. И. Муравьев, А. М. Игнатьев, А. Б. Крутик. – М. : Лань, 2001. – 696 с.
41. Паркин, М. Сказки для коучинга. Как использовать сказки, истории и метафоры в работе с отдельными людьми и с малыми группами [Текст] : пер. с англ. / М. Паркин. – М. : Добрая книга, 2005. – 304 с.
42. Паркин, М. Сказки для тренеров. Как использовать сказки, истории и метафоры в обучении сотрудников [Текст] : пер. с англ. / М. Паркин. – М. : Добрая книга, 2005. – 304 с.
43. Паркин, М. Сказки для управления изменениями. Как использовать сказки для развития людей и организаций Текст] : пер. с англ. / М. Паркин. – М. : Добрая книга, 2005. – 240 с.
44. Уваров, В. В. Бенчмаркинг как современный метод управления бизнесом [Текст] / В. В. Уваров // Менеджмент в России и за рубежом. – 2005. – № 4. – С. 35–41.
45. Управление персоналом на производстве [Текст] : учеб. пособие для вузов / под ред. Н. И. Шаталовой, Н. М. Бурносова. – М. : ЮНИТИ, 2003. – 381 с.
46. Фатхутдинов, Р. А. Инновационный менеджмент [Текст] : учеб. для вузов / Р. А. Фатхутдинов. – 2-е изд. – М. : ЗАО «Бизнес-школа», «Интел-Синтез», 2000. – 624 с.
47. Фалько, С. Г. Организация и управление инновационной деятельностью на предприятии [Текст] / С. Г. Фалько. – М., 1998. – 125 с.
48. Шумпетер, И. Теория экономического развития [Текст] / И. Шумпетер. – М. : Прогресс, 1982. – 224 с.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|