Сделай Сам Свою Работу на 5

Соборное Уложение как источник права.





Тема 5. Законодательство древнего периода как исторический источник.

Русская Правда. Списки и редакции.

Судные и уставные грамоты.

Судебники.

Соборное Уложение

1.Законодательство этого периода представляет собой ценный комплекс источников.Русская Правда — так наз. памятник древнего русского нрава, открытый В. Н. Татищевым в 1738 г. в списке Новгородской летописи, писанном в конце XV в. Теперь их известно более 100. Р. Правда, как юридический памятник — является важнейшим источником для изучения нашего древнего права. Дореволюционные авторы приписывали Р. Правду, даже в позднейшей пространной редакции, Ярославу Владимировичу, называя ее уставом или судебником этого князя и даже приурочивая ее издание к 1016 г., когда Ярослав, награждая новгородцев за оказанную помощь, дал им, будто бы, этот устав. Большинство современных исследователей, считает Р. Правду частным сборником, составленным сначала (первая половина краткой редакции) в конце Х в. или в начале XI в. и постепенно дополняемым и перерабатываемым вплоть до половины XIII в. (третья редакция, сокращенная из пространной). По общепринятому мнению, Р. Правда возникла на почве местных, национальных источников, хотя и не исключительно. Первым по объему и важности источником является обычное право. Такие институты, как месть, выкуп, суд послухов, холопство, устранение сестер от наследства и т. п. Вторым источником служили княжеские уставы. Третий источник Правды составляли судебные решения. Наконец, четвертым источником было чужеземное, византийское право, которое проникло к нам вместе с принятием христианства.



Списки P. Правды различаются между собою не только по памятникам, в которых они находятся, но также по времени написания рукописи (от XIII до XVII в.), по заглавиям, по полноте текста и по порядку размещения статей принято деление их на три редакции: краткую (самую древнюю), пространную и сокращенную (самую позднюю). Первая сложилась в XI в., вторая в XII в., третья — в XIII в. Списков 1-й редакции известно всего четыре (образцом их может служить список академический), списков 2-й редакции — гораздо больше (образцами могут служить синодальный, Пушкинский, Троицкий и Карамзинский), списков З-й редакции — немного (образцом может служить список кн. Оболенского).



По своему содержанию Краткая Правда является памятником из двух частей: Древнейшей Правды (правда Ярослава), и правды Ярославичей. По своим словарным особенностям Древнейшая Правда представляет собой памятник новгородского характера. Вторая часть краткой правды составлена в 1054 – 1073 гг.(1054 – смерть Ярослава, 1073 – Святослав выгнал из Киева Изяслава, после этого они не сходились. Предположительно документ датируется 1072 г., когда происходил съезд трех Ярославичей в Вышгороде. Остальная часть к. правды представляет собой ряд статей, возникших вероятно не ранее конца XI в. В конце Кр. Правды помещен особый памятник. Он имеет заголовок: «А се покон вирный». В Поконе говорится о вирниках, т.е сборщиках пени за убийство, а в широком смысле слова – всякого рода поборов. В словаре Покона находим большое влияние церковных памятников, которое не характерно для остальных частей Кр. Правды. Покон вирный знает термины: говение (пост), «овен» (баран), неделя (воскресенье) – он устанавливает поборы вирников в постные и скоромные дни. Исследователи пришли к выводу, что покон вирный – есть не что иное, как памятник, возникший в церковных кругах, первоначально не имевший никакого отношения к Краткой Правде.

Пространная Русская Правда дошла до нас более чем в 100 списках (XIII – XVIII). по своим особенностям списки Пространной Правды могут быть разделены на две ветви. Первая ветвь помещена в т.н. Кормчих и Мериле Праведном. Кормчая или «Номоканон» в первоначальном виде была заимствована из Византии. «Номоканон» - это собрание законов и правил, «Кормчая» - ее русское название. В XIII в. Прост. Правда была внесена в особый юридический сборник русского происхождения, носивший название Мерила Праведного. По своему содержанию Мерило Праведное отличалось от Кормчих книг. Оно содержало гражданские законы и включало несколько поучений. Пр. правда была включена в состав сборников юридического характера, имевших официальное и полуофициальное значение на Руси. Вторая ветвь Пр. Правды сохранилась в составе особого юридического сборника. Древнейший сборник подобного типа представлен Пушкинской Рукописью, написанной во второй половине XIV в.



По объему Пр. Правда в 5-6 раз больше, чем Краткая и гораздо богаче последней по содержанию. В ней имеется ряд новых статей. Н-р постановление о платеже дикой виры, т.е. пени за убитого, найденного на территории верви. Пространная правда дает ряд статей о закладе имущества, торговле и ростовщичестве. Статьями совершенно отсутствующими в Крат. Правде являются постановление о закупах (зависимых людях), о наследстве и устав о холопстве. В текст внесены статьи, охраняющие боярское имущество и боярских людей. Внесение этих статей показывает, что пространная редакция была составлена позже, чем редакция Краткой. Основными источниками Пространной Правды послужили: 1) Краткая Правда, 2) протограф Сокращенной Правды, 3)устав Владимира Мономаха. Статьи, не принадлежащие к этим источникам возникли вероятно благодаря составителю Пространной Правды.

Долгое время считалось, что Сокращенная Правда – это сокращение Пр. Правды. Сокращенная Правда не может быть названа просто выдержкой из Пр. Правды, так как имеет некоторые статьи и выражения, отсутствующие в Пр. Правде.

Значение Русской Правды как исторического источника. По Р.П. устанавливаются три вида похолопления свободных людей: 1)добровольная самопродажа людей, 2)женитьба свободного на рабе, 3)добровольное согласие поступить в тиуны или ключники. Р.П. является единственным источником, сообщающим о закупах. Правда резко разделяет права смердов и феодальной знати. Т.о. Правда важна для истории сельского трудящегося населения Киевской Руси. Правда ярко рисует быт феодальной верхушки, оживленную торговую деятельность, регулирует вопрос о долговых обязательствах. В целом, Р.П. Является лучшим источником по экономической и социальной истории Киевской Руси, давая материал для суждения как раз о тех сторонах жизни Руси XI – XII вв., которые слабо освещены в летописях.

2. Судные и уставные грамоты.Этот вид источников возник благодаря феодальной раздробленности, когда многим княжествам потребовались собственные юридические комплексы. Псковская судная грамота –памятник исключительного значения для изучения социальной истории псковской земли.В самой грамоте указано, что она была составлена в 1397 г. однако многие исследователи относятся к этой дате скептично и считают, что указание этой даты – позднейшая приписка. Грамота много внимания уделяет разработке норм гражданско-правовых отношений. В грамоте имеются статьи о княжеском суде, суде владычного наместника, суде посадника, тяжбах по земельным делам, о торговле, положении феодально-зависимого населения. Большое внимание уделено в грамоте людям-изорникам (крестьянам), огородникам и кочетникам (рыболовам). Сохранилась в двух списках: Синодальном (XVI) и Воронцовском (XVI). Новгородская судная грамотане дошла в подлиннике, а в единственном списке XV в. Исследователи этого документа склоняются к мысли, что он был составлен в 1471 г. сразу после подписания Коростынского договора между Москвой и Новгородом. Новгородская грамота – свод постановлений по судоустройству и судопроизводству. Грамота фиксирует вмешательство великого князя в новгородские дела – ограничено боярское самовластие. Двинская уставная грамотаДвинская земля принадлежала Новгороду. Воспользовавшись восстанием 1397 – 1398 гг. двинян против новгородцев, московский князь отправил туда наместника с уставной грамотой, по которой двинская земля переходила к Москве. Грамота была составлена в интересах двинского боярства и крупного купечества, получивших ряд привилегий: ограничение судебной власти наместников, льготы двинским купцам на территории Московского княжества, особое положение Двинской земли.Белозерская уставная грамота 1488 г. С 1486 г. Белозерье становится уездом Московского государства. Грамота регулировала отношения между наместниками и населением, определяла положение феодально-зависимого насления, развивала отдельные стороны уголовного права.

3. Судебники 1497 и 1530 гг.— создание судебников было вызвано тем фактом, что объединенное Русское государство не могло удовлетвориться местными юридическими сводами. С. 1497 г. в единственном сохранившемся списке не носит такого названия, а имеет лишь следующий заголовок: «Лета 7006 месяца септемврия уложил князь великий Иван Васильевич всея Руси с детми своими и бояры о суде, како судити бояром и околничим». В двух летописных заметках он назван С., и это название за ним упрочилось. Судебник 1497 г. разделен киноварными заглавиями на на 36 статей, но заголовки статей не всегда соответствуют содержанию. Впервые проф. Владимирский-Буданов разделил памятник на статьи по различию содержания и насчитал таких статей 68. Его содержание почти исключительно процессуальное: наметить основные начала отправления правосудия и поставить их под контроль центральной власти — вот главнейшая цель законодателя. В С. идет речь сначала о суде центральном (суд бояр, окольничих. великого князя и его детей), затем о суде наместников в городах; в конце помещены немногие случайные нормы материального права, под особыми заголовками: «о займех», «о христианском отказе», «о чюжеземцех», «о изгородах» и проч.

Источниками С. являются, главным образом, прежние юридические сборники — «Русская Правда» и «Псковская судная грамота», а также княжеские грамоты, определявшие порядок местного управления и суда. Из «Русской Правды» несомненно взята статья «о займех», определяющая последствия торговой несостоятельности почти буквально словами источника. В статье «о полной грамоте» (66) указываются источники холопства (буйство и ключничество), известные и Правде, но с изменениями по существу и в другой редакции. Из Псковской грамоты взято до 9 статей, но с изменениями.

Бедность содержания С. 1-го неизбежно требовала его дополнения. В 1550 г. издан новый С. В его заголовке сказано, что царь Иван Васильевич, «с своею братьею и с бояры, сей С. уложил» в июне 7058 лета; в нем, помещено до 10 статей, установивших наказания за неправильные обвинения, посулы и отказ в правосудии, и до 5 статей, облагающих наказаниями различные неправильности в судопроизводстве. Н-р: в ст. 4 – 5 устанавливается наказание тюрьмой за подделку дьяком судебного приговора. Появление подобных статей и дополнений в Судебнике 1550 г. показывает особый интерес законодателя к устранению судебных преступлений и лихоимства. В этом заключается одно из существенных отличий нового С. Судебник 1497 г. положен в основу нового памятника и является важнейшим его источником. Даже порядок расположения статей удержан прежний, но статьи правильные одна от другой отделены и перенумерованы. Всего статей в С. 2-м 100, против 68 старого. Излишек статей содержит дополнения и новости. Некоторые дополнения заключаются и в параллельных статьях; напр. правило «о христианском отказе», кроме условия о сроке и уплате пожилого за пользование двором устанавливает целый ряд добавочных норм — о плате за провоз, о праве крестьянина на оставленную в земле рожь, о продаже крестьянином себя с пашни в холопство вне срока и без уплаты пожилого. Новые статьи или охватывают нормы, обеспечивающие праведный суд или же касаются совершенно новых вопросов, не затронутых в старом С. (правила о родовом выкупе, о служилой кабале, об отмене тарханных грамот и др.).

Судебник 1550 г. стал действующим сборником законодательства. Указы, изданные после 1550 г. записывались в особые указные книги, которые велись в приказах. Каждая указная книга составлялась в единственном экземпляре, дубликатов и копий не снималось, поэтому количество сохранившихся указных книг невелико. Однако даже немногие сохранившиеся – указная Поместного Приказа, Земского Приказа, Разбойного Приказа представляют огромный интерес.

Соборное Уложение 1649 г.

Поводом к составлению нового сборника послужило восстание 1648 – 1649 гг. Был созван Земский собор, на котором было принято решение о выработке нового судебника. Проект Уложения разрабатывался специальной комиссией под руководством боярина князя Никиты Ивановича Одоевского. Оригинал С.У. представлял собой столбец длиной 309 метров, составленный из 959 сставов. Текст написан несколькими писцами. В рукопись внесены поправки, поэтому к столбцу приложена опись поправок, представляющая собой отдельный столбец из 10 сставов. С оборотной стороны на столбце подписи всех участников Земского собора. С рукописи была сделана книга, которую позже размножили в количестве 1200 экземпляров.

У. Состоит из 25 глав, разделенных на 967 статей. 1 глава определяет наказания против еретиков. Так , за богохульство и церковный мятеж предусматривалась смертная казнь. 2 и 3 рассматривают преступления против царя, приняты под непосредственным влиянием событий городских восстаний. 4 и 5 предусматривали ответственность за подделку документов и печатей и денег. Подделка денег была постоянным явлением в Московском государстве. Наказание за это преступление предусматривалось довольно серьезное – смертная казнь посредством залития жидкого металла в горло, 6 обусловливала порядок выезда за границу, 7 и 8 устанавливали порядок выкупа пленных, 9 посвящена дорогам, мостам государства, указывается порядок взимания пошлин, 10- самая обширная глава (287 статей) определяла правила суда. 11 оформляла крепостное право в России, установила бессрочный сыск крестьян. 12 рассматривала правила суда над патриаршими и дворовыми крестьянами. 13 посвящена монастырскому приказу. 14 – о присяге. 15 «О вершенных делах» регистрировала порядок делопроизводства. Эта краткая глава (4 статьи) имела особое значение для московских людей, потому, что нередки были случаи, 16 и 17 показывали превращение поместных земель в вотчину. 18 регулировала размеры пошлин. 19 оформляла права и обязанности посадского населения. 20 судила холопов. В этой главе подробно говорится об источниках холопства, о кабальном холопстве, 21 предусматривала ответственность за разбойные и татиные дела. 22. определяла то, какие преступления влекли за собой смертную казнь. 23. и 24 рассматривали положение стрельцов и казаков. 25 оформляла правила продажи питейных продуктов в государстве.

Интересен вопрос об источниках Уложения. В памяти для составления Земского собора было сказано, что необходимо использовать. Отмечены: статьи из правил святых апостолов и законов греческой церкви, статьи из прежних указов и Судебника, новые статьи. Источниками С.У. послужили: Кормчая книга, Литовский статут, Судебники, материалы текущего законодательства, царские указы, боярские приговоры, указные книги приказов. Соборное Уложение оставалось основным законом Русского Государства на протяжении полутора столетия.

Соборное Уложение как источник права.

Судебный процессразличные процедуры суда: процесс распадался на собственно суд и «вершение», т. е. вынесение приговора, решения.

«Суд» начинался с «вчинания», подачи челобитной жалобы. Затем происходил вызов приставом ответчика в суд. Ответчик мог представить поручителей (явный пережиток, идущий от послухов Русской Правды). Ему предоставлялось право дважды не являться в суд, если на то имелись уважительные причины (отсутствие, болезнь), но после третьей неявки он автоматически проигрывал процесс. Выигравшей стороне выдавалась соответствующая грамота.

Доказательства, которые использовались и принимались во внимание судом в состязательном процессе, были многообразны — свидетельские показания (практика требовала привлекать в процесс не менее десяти свидетелей), письменные доказательства (наиболее доверительными из них были официально заверенные документы), крестное целование (допускалось при спорах на сумму не свыше одного рубля), жребий.

Процессуальными мероприятиями, направленными на получение доказательств, являлись общий и повальный обыск: в первом случае опрос населения осуществлялся по поводу факта совершенного преступления, во втором — по поводу конкретного лица, подозреваемого в преступлении.

Довольно своеобразным процессуальным действием в «суде» стал так называемый правеж. Ответчик (чаще всего неплатежеспособный должник) регулярно подвергался судом процедуре телесного наказания — его били розгами по обнаженным икрам. Число таких процедур должно было быть эквивалентным сумме задолженности (за долг в сто рублей пороли в течение месяца). Здесь явно звучит архаический принцип замены имущественной ответственности личностной. «Правеж» не просто наказание — это мера,побуждающая ответчика выполнить обязательство (у него могли найтись поручители, или он сам мог решиться на уплату долга).

Судоговорение в состязательном процессе было устным, но протоколировалось в «судебном списке». Каждая стадия офор

млялась особой грамотой.

Розыск, или «сыск», применялся по наиболее серьезным уголовным делам. Особое место и внимание отводились преступлениям, о которых было заявлено «слово и дело государево», т. е. в которых затрагивался государственный интерес.

В главе XXI Соборного Уложения впервые регламентировалась такая процессуальная процедура, как пытка. Основанием для ее применения могли послужить результаты «обыска», когда свидетельские показания разделялись: часть в пользу подозреваемого, часть — против него. В случае, когда резуль­таты «обыска» были благоприятными для подозреваемого, он мог быть взят на поруки, т. е. освобожден под ответственность (личную и имуще­ственную) его поручителей.

Применение пытки регламентировалось: ее можно было применять не более трех раз с определенным перерывом. Показания, данные на пытке («оговор»), должны были быть перепроверены посредством других процессуальных мер (допроса, присяги, «обыска»). Показания пытаемого протоколировались.

Отягчающими вину обстоятельствами были убийство «в разбое», ночная татьба, преступление, совершенное в церкви, на государевом дворе или в отношении должностного лица, «скоп и сговор», во время стихийного бедствия, или совокупность преступлений.

Смягчающими вину обстоятельствами являлись малый возраст, воровство вследствие «нужды» и «простого ума».

Преступления против церкви. Соборное Уложение добавляет «обиду» священнослужителя и очень важное понятие «богохульство», включающее в себя неверие, отрицание православной веры, поношение, оскорбление святынь. Предусматривалось наказание за «совращение в басурманство», причем на практике за вовлечение не только в магометанскую или иудейскую веру, но и в лютеранскую и римско-католическую.

Преступления против государства.

С конца XVI в. появились понятия бунта, мятежа, восстания против власти. Соборное Уложение выделило также такие действия, как заговор и скоп.

Заговор чаще всего рассматривали как направленный против государя. Для нанесения ущерба его здоровью могли применяться зелья, волхование и иные способы напускания «порчи».

Бранные и злые слова в адрес государя рассматривались как политическое преступление, так же как и «выяснение отношений», беспорядки и столкновения на государевом дворе (о чем специально говорит Соборное Уложение). В скопе и заговоре субъектом преступления была объединенная сговором группа, толпа, а не отдельные лица.

В XVII в. устанавливается публичноправовая обязанность в отношении такого действия, как «извет», т. е. сообщения о готовящемся государственном преступлении. Соборное Уложение выделяет специальный состав — недоносительство, наказываемое смертной казнью.

«Извет» обязывались выполнять все члены семьи злоумышляющего против государя лица. «Извет» могли приносить люди всех чинов, даже «ведомо лихие люди», подавая его в любую инстанцию вплоть до государя. За недоказанный и особенно за ложный извет предусматривалось суровое наказание, за доказанный — вознаграждение.

Должностные преступления.На первом месте стояло лихоимство, чаще всего понимаемое как нарушение установленного порядка судопроизводства, посул, взятка. Соборное Уложение дополняло эту группу статьями о волоките, нарушении порядка судопроизводства и использовании труда подсудимых в хозяйстве судьи. С XVI в. в практике судов появился такой состав, как лжеприсяга. В Кормчей книге и Стоглаве это преступление оценивалось как антирелигиозное, Соборное Уложение перевело его в разряд светских, приблизив к лжесвидетельству. Там же предусматривалось уголовное наказание; за оскорбление судей, пристава, подельщика, понятых и других судебных должностных лиц. К оскорблению судей приравнивалось нарушение порядка судебного заседания.

К преступлениям против правосудия относились подача ложной жалобы на должностное лицо, побег от судебного пристава, сопротивление при изъятии поличного, неявка ответчика в суд.

Преступления против личности. Убийство, нанесение телесных повреждений, побои и оскорбления.

Уложение более подробно, чем судебники, разрабатывает систему квалифицирующих убийство признаков, включив в нее убийство женой мужа, убийство родителей, сестер и незаконнорожденных детей. В этих преступлениях соучастники отвечали наравне с прямыми виновниками. К. квалифицированным видам убийства (по способу совершения) Уложение относило отравление.

К группе умышленных убийств Уложение относило преступления, совершенные «насильством, скопом и заговором», что рассматривалось как отягчающие обстоятельства.

Уложение дифференцирует убийства на хитростные и бесхитростные. Последние (случайные, совершенные «грешным делом») наказанию не подлежали. Следует отметить, что грань между неосторожностью и слу­чайностью оставалась размытой.

В отличие от Литовского статута Соборное Уложение дало новое понятие необходимой обороны: допускалось убийство в порядке самообороны и защиты имущества, защиты соседа и хозяина. Закон не требовал соразмерности средств обороны и нападения. Правомерным считалось убийство вора не только в момент совершения им преступления, но и позже — во время погони за ним или при его задержании.

Из группы членовредителъных преступлений в Законе судном выделено увечье. Уложение формулировало особый состав, называя его «мучительское поругательство» (отсечение носа, уха, ноги, руки, глаза), за которое кроме штрафа полагалось нанесение аналогичного увечья (принцип «талиона»).

Имущественные преступления. Практика постепенно развела разбой с убийством и связала его с понятиями грабежа и насилия. К признакам разбоя относятся открытость нападения и организованный (шайка) характер. При определении разбоя Соборное Уложение уже не пользовалось понятием «лихой человек» (как в судебниках), но ввело новое — рецидив. Разбой часто соединяется с отягчающими обстоятельствами — убийством или поджогом.

Самым распространенным видом имущественных преступлений оставалась татьба. В ситуации с «головной тяжбой» Соборное Уложение в качестве отягчающего обстоятельства упоминало убийство, которым сопровождается татьба. Хищение имущества во время стихийных бедствий рассматривалось как грабеж. В общем тяжесть наказания за хищение зависела не от размеров похищенного, а от факта рецидива.

Порча и уничтожение чужого имущества Наиболее тяжким преступлением в этой группе оставался поджог.

Наказания.Самыми распространенными видами наказаний были смертная казнь, телесные наказания, тюремное заключение, ссылка, конфискация имущества, отстранение от должности, штрафы.

смертная казнь (без указания вида) по Уложению — в тридцати шести (но за счет расширения «жестоких и нещадных» наказаний — фактически в шестидесяти случаях). «Лихие люди» подвергались этому наказанию независимо от состава совершенного ими преступления.

Наиболее распространенными видами смертной казни были повешение и отсечение головы. К квалифицированным видам смертной казни относились: четвертование, сожжение в срубе, железной клетке или открытом костре, коп­чение на медленном огне. Законодательно сожжение было закреплено Соборным Уложением и практиковалось до конца XVIII в. (по делам религиозным и к поджигателям).

Уже в первой половине XVI в. в приговорах судов упоминается о таком виде казни, как залитие горла расплавленным металлом (фальшивомонетчикам ).

Уложение установило для женщин-мужеубийц особый вид казни — закапывание живой по горло в землю (обычно смерть наступала через два-три дня). С XVI в. широко применялось посажение на кол.

Болезненные наказания включали битье кнутом и батогами публично; у приказа, на торгу. Это наказание применяется в Уложении в ста сорока случаях.. Битье кнутом могло длиться до трех дней, число ударов — по усмотрению судьи. Этот вид наказания сохранялся до середины XIX в. На практике обычно наносили тридцать — пятьдесят ударов, часто это наказание приводило к смерти. Иногда в приговоре прямо предписывалось:«забить до смерти».

Тюремное наказание. В Уложении этот вид наказания упоминается более сорока раз и как мера предварительная, и как основное наказание. Срок наказания колебался от трех дней до пожизненного заключения.

В Соборном Уложении впервые появились бесчестящие наказания, начиная с самых мягких (выговор в присутствии понятых) и кончая «выдачей головой». Сюда входило «отнятие чести», т. е. лишение званий или понижение в чине (например, перевод из бояр в дворяне).

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.