Сделай Сам Свою Работу на 5

Система законодательства.





Система законодательства - это совокупность действующих на территории данного государства нормативно-правовых актов.

Нормативно-правовой акт- это официальный документ компетентного государственного органа, направленный на возникновение, изменение или отмену норм права.

Нормативно-правовые акты обладают как общими признаками, характеризующими все правовые акты, так и специфичными, отличающими их от иных видов правовых актов. Так, нормативно-правовые акты имеют государственно-властную природу, исходят от компетентных органов государства, существуют в форме официальных документов со всеми необходимыми атрибутами, обязательны для исполнения и поддерживаются силой государственного принуждения в случае их нарушения - в этом состоят их общие признаки как разновидности правовых актов. Кроме этого, нормативно-правовые акты направлены на возникновение, изменение или отмену норм права - в этом их специфический признак.

Основным критерием классификации нормативно-правовых актов является юридическая сила нормативного акта.

Юридическая сила нормативно-правового акта - это технико-юридическая характеристика нормативно-правового акта, выражающая степень его подчиненности иным нормативным актам, его место в иерархии нормативных актов, которая зависит от места государственного органа, принявшего этот акт, в системе органов государства.



В зависимости от юридической силы все нормативно-правовые акты делятся на две группы:

Законы;

Подзаконные акты.

Закон - это принятый в особом порядке первичный нормативно-правовой акт высшего представительного органа государственной власти, обладающий высшей юридической силой и регулирующий важнейшие общественные отношения.

Общая характеристика правотворчества. Законодательный процесс.

Правотворчество представляет собой одну из важнейших сторон дея­тельности государства, форму его активности, имеющую своей непо­средственной целью формирование правовых норм, их изменение, отмену или дополнение. В каждом государстве правотворчество обладает своими особенностями, но везде оно направлено на создание и совершенствование единой, внутренне согласованной и непротиворечивой системы правовых норм, регулирующих сложившиеся в обществе разнообразные отношения.



По своей социальной сути правотворчество есть процесс возведения государственной воли в закон, ее оформления в различных нормативно-правовых актах, процесс придания содержащимся в них правилам поведе­ния - государственным велениям - общеобязательного характера. Правотворчество охватывает собой непосредственную деятельность уполномоченных на то государственных органов по выработке, принятию, изменению или дополнению нормативно-правовых актов.

Правотворчество - это организационно оформленная, установленная процедурная деятельность государственных органов и должностных лиц по: 1) изданию, 2) переработке, 3) отмене нормативно-правовых актов (законов и подзаконных актов).

Правотворчество является важнейшей составной частью правообразования вообще. Правообразование - это процесс формирования и оформления юридической нормы. Он начинается с анализа социальной ситуации, осознания необходимости ее правового регулирования, общего представления о юридическом предписании, которое следует издать, и заканчивается разработкой и принятием юридической нормы.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС - порядок деятельности органа законодательной власти по созданию законов, обычно закрепленный в конституции и регламенте соответствующего представительного органа. Для З.п. характерна четкая юридическая регламентация. В РФ включает (чаще всего) пять стадий. Первой предшествует предзаконодательный процесс, охватывающий этап от появления идеи, предложения о необходимости разработки нового закона до поступления этого предложения в соответствующий орган и подготовки законопроекта. По общему правилу законопроекты разрабатываются теми, кто обладает правом законодательной инициативы. Первая стадия З.п. - внесение законопроекта в Государственную Думу органом или лицом, обладающим правом законодательной инициативы. На второй стадии законопроект проходит рассмотрение в Государственной Думе, которое осуществляется в трех чтениях (если Дума не примет по данному законопроекту иного решения). Третья стадия - принятие закона Государственной Думой (обычный закон принимается простым большинством голосов от общего числа депутатов, конституционный - большинством в 2/3). На четвертой стадии закон проходит утверждение в Совете Федерации. Подписание и обнародование закона Президентом РФ составляет пятую стадию З.п. Число стадий может варьировать в зависимости от характера принимаемого закона и позиции по нему каждой из палат Федерального Собрания и Президента РФ. Так, в З.п. появляются дополнительные стадии, если принятый Государственной Думой закон отклоняется Советом Федерации или Президент РФ применяет свое право вето.



Стадии правотворчества.

Правотворчество — длящийся во времени процесс, охватывающий ряд стадий — относительно обособленных этапов принятия нормативно-правовых актов. В данном отношении наиболее важным является законодательный процесс как нормативно упорядоченная деятельность высшего представительного органа государства (парламента страны — Федерального Собрания РФ) по принятию федерального закона. Он состоит из нижеследующих стадий.

 

Законодательная инициатива и подготовка проекта нормативного акта. На этом этапе происходит внесение предложения о необходимости законодательного урегулирования данного конкретного отношения, и в законодательный орган страны предлагается соответствующий законопроект. Правом законодательной инициативы обладает круг строго определенных Конституцией РФ субъектов: Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные органы субъектов РФ, Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный суды РФ (ст. 104). Эта стадия состоит из следующих этапов:

 

• принятие решения (план работы парламента, ведомственные акты);

 

• определение необходимости данного нормативного акта;

 

• формирование концепции нормативного акта;

 

• определение возможных затрат, связанных с введением нормативно-правового акта в действие и возможных негативных последствий;

 

• определение места нормативно-правового акта в уже существующей системе нормативных актов;

 

• вынесение на обсуждение.

 

Обсуждение {рассмотрение) законопроекта, пожалуй, самый длительный и порой непредсказуемый процесс создания высшего нормативного акта.

 

• работа специалистов над проектом закона;

 

• уточнение формулировок, внесение поправок, дополнений;

 

• обсуждение на пленарных заседаниях, вынесение замечаний (предусмотрена возможность трех чтений законопроекта);

 

создание окончательной редакции нормативного акта.

 

Принятие нормативно-правового акта заключается в официальном придании ему характера общеобязательности.

 

Процедура принятия федерального закона в РФ складывается из последовательных следующих друг за другом операций: принятие закона Государственной Думой РФ; его одобрение Советом Федерации РФ; и его подписание Президентом РФ. Причем процедура принятия различных законов также принципиально различна (простое или квалифицированное большинство).

 

Официальное опубликование (обнародование, промульгация) нормативно-правового акта (закона) — это доведение в установленном порядке до всеобщего сведения принятых высшим представительным органом государства и подписанных главой государства законов, а также иных нормативно-правовых актов, принимаемых уполномоченными органами государственной власти. Тексты федеральных конституционных законов, например, публикуются в «Российской газете», «Собрании законодательства РФ» и др.

 

Согласно Федеральному закону РФ «О порядке опубликования и вступления в законную силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания РФ» (1994 г.) предусмотрен четкий порядок начала действия тех или иных законов РФ. По общему правилу, это день подписания акта Президентом РФ, определенный день после его официального опубликования или дата, указанная в самом акте.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.