Сделай Сам Свою Работу на 5

Это комментарий первой главы «Драгоценной Сокровищницы Дхармадхату», демонстрирующей естественную непоколебимость самсары и нирваны в основном пространстве.





Глава 2.
[Комментарий второй главы «Драгоценной Сокровищницы Дхармадхату»
о восхождении всего проявляющегося и существующего в виде просветлённого мира.]

Установив таким образом, что природа основного пространства является потенциальным источником всего сущего, сейчас я наглядно покажу, как основное пространство и его проявления исконно и естественно воплощены в просветлённом измерении чистых земель. Вначале я опишу эту чрезвычайно просторную сферу, подобную небу:

(1). В изначально чистой сущности небесного пробуждённого ума нет ни малейшего явления, которое можно было бы различить по субстанции, направлениям, широте и долготе, внешним и внутренним аспектам. Поэтому, чтобы передать смысл, мы используем аналогию неба, частично соответствующего его природе.

Как самсара, так и нирвана возникают в виде естественных обликов пустоты в основном пространстве пустотного осознавания:

(2). В безвечном и нерождённом состоянии осознавания может происходить рождение и прочее, однако это лишь проявление того, что за пределами рождения. Оно не имеет ограничений и не впадает в крайности.



Это спонтанное присутствие показано как просветлённое измерение, запредельное приходу и уходу:

(3). Спонтанно пребывающая сущность осознавания, которая превосходит основы языковых средств, является пространством самсары и нирваны. Вам демонстрируется принципиальная важность этого основного пространства, подобного небу:

(4). Так как осознавание не может быть формально установлено каким-либо образом, то оно превосходит все свойства и примеры, обозначающие его как «то» или «это». Поэтому оно описывается как «лишённое начала и завершения», «нерождённое и непрерывное», «запредельное приходу и уходу», «лишённое усилий и достижений», «не имеющее центра и периферии» и т.д.

Его природа является просветлённым измерением великой чистоты и равностности основного пространства:

(5). В состоянии осознавания, то есть в пробуждённом уме, всё одинаково с точки зрения своей нерождённости, своей непрерывности и своего небытия, — ничто не покидает просветлённого измерения, запредельного приходу и уходу.

Так как спонтанность великой равностности — это единственное состояние неизменной природы явлений в чистом мире Ваджрадхату, то изначальное осознавание представлено как «крепость» ваджрной сути:



(6). Всё изначально пребывает в полностью чистом осознавании, самовозникающей пробуждённости, помимо которой не существует даже и атома. Она находится за пределами враждебного заблуждения, кармы с её последствиями, равно как и беспокоящих эмоций, которым свойственно удовольствие, страдание и прочее. Поскольку в ней нет места Марам и потенциальным ошибкам, то все явления «воздвигают крепость» изначального просветления в Ваджрадхату (т.е. ваджрном пространстве) великой равностности.

Это самое осознавание подобно владению богатейшего царя, чей «дворец» самовозникшей сути расположен на «основании» природы явлений основного пространства.

(7) Неподдельная и неискажённая сущность естественно чистого основного пространства сравнивается с основанием, потому что является опорой всего без исключения. Не впадая ни в какие крайности и ограничения самсары и нирваны, она уподоблена бескрайнему и самовозникшему дворцу. Поскольку открытый центр природы явлений неизмерим и неразличим, то просто сказано, что он «возвышается». С самого начала превосходя напряжённые усилия и четыре крайности постоянства, нигилизма и т.д., эта природа «распахнута в четыре стороны», тогда как «врата», ведущие к ней самых одарённых, подразумевают выход за пределы «последовательных усилий» причинно-следственной связи. Эти «врата» самопроизвольно установлены испокон веков. Таков «дворец» пробуждённого ума, природы явлений.



Что касается украшений этого дворца, (8) то его главным дизайном является самовозникшее и спонтанно присутствующее осознавание, будучи самым совершенным из всего на свете, — единством Кай и мудрости. Таким образом, самосуществующая пробуждённость — это квинтэссенция спонтанной сути, она подобна царю, не покидающему своего трона. Природная медитация естественного присутствия в этой сущности подобна царице, ибо она неразлучна с осознаванием. С постижением этого смысла «жар» реализации становится вашей собственной принадлежностью, что в данном случае уподоблено царевичам и свите. В состоянии осознавания его собственная энергия в виде восприятия, направленного в сторону объектов чувств, сравнивается с министрами, исполняющими царские повеления и управляющими царством. Если я не поясню эти метафорические подробности, то это не будет отличаться от бреда сумасшедшего.

Самосуществующая пробуждённость присутствует спонтанно и естественно в любой момент, независимо от объектов восприятия. То, что зависит от объектов, — это мудрость энергии осознавания, проявляющаяся в отношении этих объектов. Однако существует огромная разница между ней и обусловленным мышлением, когда вы не умеете расслабляться (в осознавании). Если вы осознаёте естественно существующее в вас присутствие, то энергия (осознавания) будет освобождаться в своей основе, и это позволит вам определиться в изначально чистом состоянии «истощения явлений». Если же вы не осознаёте этого, то самосуществующее измерение остаётся в латентном или инертном состоянии, а его энергия превращается в обычное размышление над объектами чувств. Поэтому существенно важно осознавать свою сущность, не прерывая медитацию при помощи естественного сосредоточения.

Естественно пребывающее сосредоточение присутствует в этой самосуществующей пробуждённости спонтанно и ненадуманно. Это медитация настоящего йоги. Шаматха и Випашьяна, в которых ум принудительно концентрируется на неком объекте, являются сосредоточениями недоразвитых мирян. Различие между ним состоит в прекращении или дальнейшем продолжении привычных тенденций. Сущность естественно пребывающего осознавания — это пробуждённый ум, именуемый «просветлённым измерением природы явлений». Сознание, обрабатывающее объекты чувств, называется «самсарным умом», ибо построено на субъективно-объективном цепляний. Когда вы осознали сущность и умеете расслабляться в этом состоянии, самовозникающая энергия (осознавания) будет растворяться в своей основе, производя реализацию в природе явлений. Различие между этими двумя видами (медитации) настолько существенно, что будет разъяснено ещё раз.

Итак, реализация неизменного основного пространства определена как вечное владение осознавания:

(9). Цитата из моего коренного текста — это резюме. Поскольку естественно пребывающее состояние самосуществующей пробуждённости и восприятие пяти органов чувств, возникающее в этом состоянии, чисты и свободны сами по себе, то они не покидают природы явлений. Поэтому всё проявляющееся и существующее восходит в виде чистого мира Дхармакаи.

Говоря в общем, собственная сущность осознавания не может быть установлена, расположена и осмыслена какимлибо образом. Ему даётся множество названий, как то «пробуждённый ум», «абсолютная истина», «самосуществующая пробуждённость», «Дхармакая» и т.д., предназначенных лишь для того, чтобы различить его измерения ясности и пустотности. На самом же деле в осознавании нечего устанавливать или опровергать.

Абсолютный смысл этого показан в том, что всё слито в едином блаженном пространстве пробуждённого ума, природы явлений:

(10). Сущность непорочного осознавания изначально пребывает в виде уникального бинду Дхармакаи. Природа явлений, запредельная воображению и напряжённым усилиям, показана как самосуществующая пробуждённость.

Все явления имеют единый вкус в пробуждённом уме, сущности осознавания:

(11). Подобно тому, как сновидения обладают идентичным характером с точки зрения сонного состояния, все явления имеют единый вкус в состоянии осознавания.

Так как все явления совершенны в этом состоянии, то даже качества нирваны существуют в нём в великом спонтанном присутствии без нужды в поисках:

(12). Таким образом великая пустотность Дхармакаи, естественное присутствие Самбхогакаи и непрерывное проявление многообразия Нирманакаи изначально охватывают всё сущее. Святые учителя, приходящие из чистых миров для руководства живых существ, также обладают природой трёх Кай. Будучи естественно совершенными в пробуждённом уме осознавания, (три Каи) спонтанно присутствуют, не нуждаясь в поисках.

Миры и переживания шести типов существ, возникающие в основном пространстве пробуждённого ума, охвачены единым бинду, лишённым сложностей:

(13). Всё проявляющееся и существующее, в частности омрачённые переживания, свойственные шести типам жизнеформ, лишены независимой природы, будучи обликами пустоты. Они подобны волшебному представлению, наблюдаемому во время сна, которое переживается нереализованным человеком как заблуждение в двойной степени, но для йогинов возникает в виде иллюзии. Они преходящие и несуществующие, но ясно проявляющиеся, и хотя кратковременно возникают в силу отсутствия реализации, они лишены независимой природы и обособленной сущности. Они схожи с отражениями, появляющимися в оптической иллюзии, которые способны очаровать, если вы не понимаете принцип их действия. Когда же вы их исследуете, то у них не оказывается никакой сущности.

Живые существа характеризуются наличием кармы и беспокоящих эмоций. Однако если их рассмотреть, то и они не имеют никакого основания. Они лишены какойлибо сущности и свободны от крайностей единичности и множества \2\.

Теперь смысл этих положений сводится к ваджрному пространству в образе великой равностности:

(14). Сущность осознавания, обладающего неизменной природой, подобной пространству, — это просто «так как есть». Поскольку самсара и нирвана уже изначально свободны в этом состоянии, то просветление находится в ваджрной \3\ сути, по своей природе являющейся высшим пробуждением спонтанной равностности.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.