Сделай Сам Свою Работу на 5

Подробное объяснение шастры «Драгоценная Сокровищница Дхармадхату»





Те, кто любят сочинять что-то досконально, в начале определяют причины для сочинения своих текстов. Поэтому давайте сперва разберёмся с заголовком, ибо наиболее проницательные люди способны понять смысл текста, прочтя одно лишь название. Они осознают название как «краткое представление ваджрного тела текста». Название фактически образуется одним из трёх способов, — опираясь на смысл текста, его аналогию или их сочетание, что создаёт связь между названием и текстом. Я же дал тексту название, сочетая смысл с аналогией. Смысл — это Дхармадхату, то есть основное пространство явлений. «Драгоценная сокровищница» является аналогом. Основное пространство явлений (Дхармадхату), самосуществующая пробуждённость, которая чиста по природе, является абсолютной истиной природы ума. Так как все явления самсары и нирваны без исключения возникают в силу осознавания или его отсутствия, то оно аналогично сокровищнице всеисполняющих драгоценностей, дарующей всё желаемое. Таким образом смысл связан с аналогией.

Изначальное основное пространство описано как природа Сугатагарбхи, спонтанно присутствующее просветление. Всё зависит от наличия или отсутствия его реализации, и поскольку самсара и нирвана не существуют в другом контексте, то нет смысла говорить о каких-то «буддах» и «существах», живших до него. Если бы не было осознавания, то было бы невозможно определить самсару и нирвану, равно как и основу для освобождения и заблуждения.



Таким образом, Дхармадхату — это осознавание, самосуществующая пробуждённость. Ему очень хорошо подходит аналогия «сокровищница», потому что из этого основного пространства возникают все явления самсары и нирваны без исключения. Хотя существует бесчисленное количество методов объяснения, я сделаю это по трём ваджрным аспектам.

Естественно чистая Основа — это элемент Сугатагарбхи, естественно ясная природа ума. Она считается основным пространством явлений (Дхармадхату), будучи Драгоценной Сокровищницей спонтанно присутствующих просветлённых качеств, которыми изначально наделён этот элемент.

Путь состоит из стадий взращивающих посвящений, включая посвящение энергии осознавания в измерение спонтанного присутствия. Он считается основным пространством явлений (Дхармадхату), будучи источником всего позитивного. Освобождающие наставления Учителя и изумительные результаты практики взгляда, медитации и поведения схожи с Драгоценностями. Безграничные проявления энергии реализации в виде переживаний, самадхи и прочее следует понимать как Сокровищницу всех просветлённых качеств.



Плод безупречного самоосознавания заключается в Дхармакае, обладающей двойной чистотой. Она считается основным пространством явлений (Дхармадхату), будучи незапятнанной основой для возникновения просветлённых качеств. Самбхогакая подобна Драгоценности в совершенстве своей силы спонтанного присутствия. Нирманакая аналогична прекрасной Сокровищнице в том, что её активности полностью осуществляют надежды усмиряемых существ.

На этом завершается объяснение смысла названия текста.

Что касается почтения, то оно выражено дважды. Короткое почтение выражено словами:

(1). «Хвала великолепному Самантабхадре!» Слово «великолепный» означает полное совершенство просветлённых качеств, возникших из преодоления и реализации. Это подразумевает достижение сокровенной Дхармакаи для собственной пользы и сокровенной Рупакаи для пользы других. Благо живущим приносится до тех пор, пока существует самсара, причём Рупакая не покидает основного пространства. Если вас интересует, кто обладает таким великолепием, то это Самантабхадра. Этот безвечный покровитель является Учителем всей самсары и нирваны, спонтанно осуществляющим благие активности. Именно этому совершенному Учителю с изначально совершенным могуществом, святому предводителю, указывающему Путь, автор текста выражает почтение с искренней верой и глубокой преданностью тела, речи и ума. Если вы спросите: «Одному ли ему выражается почтение?» — то нет, не только ему одному. Я воздаю хвалу всем измерениям реализации, составляющим пять аспектов Самантабхадры, а именно всем Буддам, просветлённым в сущности Самантабхадры, и всем аспектам основы, пути и плода.



Самантабхадра как учитель гарантирует, что все Будды Дхармакаи и Самбхогакаи, находящиеся в мире Аканишта, приносят благо во всех мирах усмиряемых существ посредством эманации Нирманакай.
Самантабхадра как основа — это природа всех явлений, таковость. Это также называется «Самантабхадрапр ирода».
Самантабхадра как украшение естественно возникает в проявлении всех обусловленных вещей, которые полностью чисты из-за своей иллюзорной природы.
Самантабхадра — осознавание является природой Сугатагарбхи, самосуществующей пробуждённостыо.
Самантабхадра как реализация раскрывает очи свободы благодаря полному постижению. Это естественное состояние фундаментальной природы бытия, что также называется «Самантабхадра-путь».

Что касается подробного объяснения смысла почтения, то в нём я восхваляю пробуждённый ум, который подобен пространству:

(2). Эта строфа демонстрирует общую тему моего текста и выражает следующее: чистая по природе сущность ума спонтанно присутствует как неизменная таковость, Дхармакая, основное просветление. Она никем не сотворена и естественно существует испокон веков, будучи удивительным и изумительным явлением, ибо в ней изначально присутствуют неделимые Каи и мудрости — качества основного пространства. Она является самосуществующим и светоносным пробуждённым умом, неизменной и изначальной мудростью. Хотя самсара и нирвана происходят в силу её реализации или отсутствия реализации, сама сущность остаётся неизменной природой явлений, естественным великим совершенством. Осознавая естественное состояние, я воздаю хвалу этой святой сути.

Далее следует моё обещание изложить текст:

(3). Хотя природа ума идентична самосуществующей пробуждённости, процесс её постижения варьируется в соответствии с градациями интеллекта. Ввиду этого было разъяснено множество стадий колесниц (т.е. духовных путей), которые вкратце сводятся к девяти. Из этих девяти ваджрная суть Ати йоги является апогеем. Более того, непревзойдённое бинду Раздела Тайных Наставлений (Упадеша) является кульминацией Трёх Разделов (Дзогчена) и именуется «сферой солнца, луны и царской горы (Сумеру) «. (Ати йога) является пространством светоносной ваджрной сути, так как чиста по природе и не нуждается в установлении или устранении чего-либо. Она является пространством естественного присутствия, находясь за пределами усилий и достижений. Она является изумительным и исконно всеохватывающим пространством, ибо её природа изначально чиста. На благо будущих поколений я обещаю изложить и объяснить смысл небесной ваджрной сути Ати (йоги), заключающийся в осознавании, пробуждённом уме.

На этом завершается объяснение причин создания этого текста. Подробное объяснение основной части моего текста демонстрирует положения царского таинства в тринадцати главах.

Глава 1.
[Комментарий первой главы «Драгоценной Сокровищницы Дхармадхату»,
демонстрирующей естественную непоколебимость самсары и нирваны в основном пространстве.]

ВЗГЛЯД

Так как самсара и нирвана не покидают основного пространства, то все явления раскрывают свою неизменность в состоянии великого совершенства, которое подобно небу. Таким образом становится видно, что самсара и нирвана, естественно возникающие из состояния великого спонтанного присутствия трёх Кай осознавания, не покидают спонтанно существующего пространства:

(1). Это естественно чистое осознавание обладает пустотной сущностью Дхармакаи, светоносной природой Самбхогакаи и непрерывным источником сострадательного резонанса Нирманакаи. Это великое неисчерпаемое сокровище спонтанно присутствует испокон веков, не нуждаясь в поисках. Оно является светоносной мандалой основы бытия. Какие бы чистые переживания Будд или нечистые переживания живых существ ни возникали из этого состояния, они возникают лишь в игре природы явлений основного пространства и не иначе. Это схоже с хорошими и плохими сновидениями, которые не покидают состояния сна.

Поэтому становится видно, что всё проявляющееся и существующее в самсаре и нирване является иллюзией основного пространства (2).

В небоподобном состоянии личного самоосознавания эти проявления разнообразных вещей во вселенной воистину чудесны и удивительны, ибо такое непрекращающееся шоу безвечно происходит в нерождённом состоянии.

То, как эти проявления возникают в сфере пробуждённого ума, будет показано более подробно:

(3). В этом состоянии осознавания его собственные манифестации могут казаться как самсарой, так и нирваной, всем проявляющимся и существующим во вселенной, в то же время обладая сущностью сновидений или природой отражения луны в воде. Все видимые формы являются мандалой или проявлением просветлённого Тела самосуществующей пробуждённости. Все слышимые звуки — это мандала просветлённой Речи. Вся мысленная активность, равно как и океан неконцептуальной мудрости, — это не что иное, как самовозникающее проявление великой мандалы просветлённого Ума. Даже скопище беспокоящих эмоций, возникающих из-за эгоцентричного восприятия объектов шести органов чувств, не покидает состояния единой мандалы самосуществующей пробуждённости.

Теперь я подведу итог, сводя всё к единой иллюзии основного пространства и показывая, как это реализуется:

(4). Собственные выражения состояния осознавания ясно возникают, будучи лишь кажущимися, но отсутствующими иллюзиями, — это относится ко всему проявляющемуся и существующему во вселенной, к трём её мирам и шести классам существ. Это схоже с волшебным городом или другим грандиозным и очаровательным шоу, воспроизведённым в небе искусным магом. С самого момента появления эти вещи лишены существования, естественно возникая в натуральном обличий пустоты. Проявления объектов шести сознаний происходят сами собой в этом состоянии осознавания в виде иллюзорной игры или сновидений.

Все вещи заключены в самосуществующей пробуждённости. Поэтому все внешние и внутренние явления полностью охвачены великой равностностью бездействия с самого момента своего возникновения:

(5). Когда что-либо появляется, этому нет места за пределами состояния осознавания. Это аналогично тому, что любые сновидения существуют только в состоянии сна, а не где-то ещё. Поскольку осознавание неизменно и изначально пустотно как небо, то всё проявляющееся в его состоянии — это выражение пустоты в несуществующих проявлениях. Поэтому нет нужды что-либо присваивать или отвергать в страхе или в надежде, ибо ничто вообще не существует само по себе, — этот ключевой принцип установлен испокон веков. Всё, что от вас требуется, — это расслабиться в неподдельном естестве, во всеохватывающем состоянии самоосвобождающей равностности, не вовлекаясь заново в предвкушения, опасения и напряжённые усилия.

Таким образом, в своей реальной сущности, запредельной напряжённым усилиям, самовозникшая пробуждённость осознавания является Дхармакаей, которая лишена присвоения и отвержения. Его естественно ясная и чистая природа — это Самбхогакая, именуемая «неподдельной и неискажённой»:

(6). Так как собственная сущность осознавания, покоящаяся в собственной светоносности, естественно восходит в спонтанном присутствии Самбхогакаи, мы говорим о великой и неподдельной равностности. Такова его неизменная природа пустотной ясности.

Непрерывный процесс проявления осознавания с самого начала выражен в Нирманакае:

(7). Процесс самовыражения осознавания подобен чёткому и беспрепятственному отражению чистого зеркала, чья сущность не загрязняется тем, что в ней отражается. Что бы с ней ни происходило, сущность осознавания не страдает от этого, непрерывно проявляя свою энергию, что и есть Нирманакая. Таким образом, три Каи совершенны в состоянии осознавания.

Теперь я покажу неделимость Кай и мудростей в пробуждённом уме осознавания:

(8). Поскольку Каи и мудрости спонтанно совершенны в сущности осознавания испокон веков, то они, как солнце и его лучи, не подвержены изменениям и трансформациям. Такова самосуществующая пробуждённость, чья совершенная природа является бесконечным и неисчерпаемым украшением просветлённого Тела, Речи и Ума.

В силу того, что Каи и мудрости совершенны в состоянии осознавания, чистые миры океана Победоносных, равно как и область распространения их всеведения, являются волшебным проявлением осознавания:

(9). Когда достигается пробуждение, обладающее двойной чистотой, все видения и мудрость Дхармакаи, Самбхогакаи и Нирманакаи оказываются не чем иным, как собственными проявлениями развернувшегося пространства осознавания, то есть самого просветления. В это время обнаруживается, что все эти видения Кай и мудростей существуют внутри нас самих и не иначе.

Исходя из того, что три Каи заключены в проявлении самосуществующей пробуждённости, мы говорим о ней как о руководящем принципе или потенциальном источнике трёх Кай и всего остального.

Поскольку все явления сводятся к осознаванию, — пробуждённому уму, в котором они возникают самопроизвольно, то как бы они ни возникали, точно так же они не существуют, демонстрируя нечто вроде иллюзорного представления:

(10). В сущности пробуждённого ума, — осознавания, которое подобно пространству, нет ничего вообще. Хотя там может возникать самсара и нирвана, рождение и смерть, счастье и страдание, явления и пустота, «Я» и «другие», — всё это лишено истинного существования. Все они лишь собственные выражения осознавания, которые происходят непрерывно, будучи его энергией, проявлением или диапазоном. Они подобны иллюзии, сновидению, городу Гандхарвов или волшебному шоу. Так как они возникают, не имея собственной природы, то все явления самсары и нирваны не ведают существования с момента возникновения и лишены всякого основания, не покидая просветлённого измерения Самантабхадры яб-юм.

Подобные сновидениям омрачённые переживания всех существ, происходящие в этом состоянии, естественно возникают в качестве собственных проявлений осознавания:

(11). Более того, личное самоосознавание с пустотной и светоносной сущностью спонтанно присутствующей Дхармакаи не имеет материальной субстанции и характерных признаков, как пространство. Однако из-за неведения своей собственной сущности образуется «совозникающее» неведение, которое сопровождается «концептуальным» неведением \1\ по причине восприятия вещей такими, какими они не являются. Это ведёт к заблуждению в двойственном восприятии, в результате чего возникают разнообразные омрачённые переживания самсары. Аналогично цепляниям за реальность своих сновидений, существа одержимы своим заблуждающимся восприятием всего проявляющегося и существующего во вселенной. Такое восприятие несуществующих проявлений существующими ничем не отличается от цепляния за реальность волшебных трюков. Вы должны осознать, что это более чем нелепо.

В то время как эти омрачённые переживания происходят в самсаре, они обладают природой сновидений, ибо заблуждение никогда не ведало существования:

(12). Как только вы засыпаете, в тот же момент вам начинают сниться существа или виды трёх миров. Несмотря на то, что все они предстают перед вашим умом, который воспринимает и цепляется за них, на самом деле все эти сновидения лишены существования, потому что вы просто спите в своей кровати. Точно так же любые возникающие, проявляющиеся и воспринимаемые омрачённые переживания самсары не покидают состояния осознавания в отведённый им промежуток времени. Они лишь кажущиеся переживания, которые вообще не существуют никоим образом. Поскольку у них с самого начала не было существования, то они никогда не были подвержены заблуждению, ибо заблуждение невозможно в несуществующем. А раз заблуждения не было в начале, то его не может быть как сейчас, так и в будущем. Вы можете это понять на следующем примере: поскольку бесплодная женщина неспособна рожать, то её ребёнок теоретически невозможен с самого начала, следовательно, он не может вырасти и повзрослеть, и тем более состариться и в конце концов умереть.

Исходя из того, что нет даже и понятия «заблуждение», то о существовании какого-то «незаблуждения» говорить не приходится, так как оно зависит только от предыдущего:

(13). Показывая это схематично: когда устранена опора для зависимости, то зависимое явление устраняется автоматически, а с устранением взаимозависимости автоматически устраняются явления, связанные с ней. В нашем случае из-за устранения заблуждения не может идти и речи о существовании «незаблуждения», так как отсутствие заблуждения зависит от его наличия. Поэтому нирвана — это лишь ярлык.

Поскольку самсара и нирвана никогда не ведали существования, весь смысл сводится к основному пространству, великой открытости спонтанной равностности:

(14). В этой главе показывается, что подобные сновидению самсара и нирвана, возникающие в сфере основного пространства, и само основное пространство являются великой незаземлённой равностностью. Смысл всего сводится лишь к одному этому. Какие бы кажущиеся явления самсары и нирваны ни возникали в состоянии осознавания, на самом деле они не существуют вообще, будучи лишь непрерывно происходящим процессом проявления (осознавания), естественно идущим в измерении спонтанного присутствия. Это схоже с тем, что когда вы спите в своей кровати и видите приятные или неприятные сновидения, ваше собственное осознавание никуда не уходит во время сна.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.