Сделай Сам Свою Работу на 5

Милиция, ее структура, права и обязанности





Министерство внутренних дел Российской Федерации

Министерство внутренних дел было законодательно оформлено и утверждено Манифестом Александра I от 8 сентября 1802 года "Об учреждении министерств".

В настоящее время статус и функции Министерства внутренних дел Российс­кой Федерации регулируется Положением о Министерстве внутренних дел Рос­сийской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 18 июля 1996 года.

Министерство внутренних дел Российской Федерации (далее — МВД), явля­ется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государ­ственное управление в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, охра­ны правопорядка, обеспечения общественной безопасности и непосредственно реализующим основные направления деятельности органов внутренних дел Рос­сийской Федерации.

МВД подчиняется Президенту по вопросам, отнесенным к его компетенции Конституцией и законодательными актами Российской Федерации, а также Пра­вительству.

МВД возглавляет систему органов Внутренних дел, в которую входят:

министерства внутренних дел, главные управления, управления и отделы внутренних дел субъектов Российской Федерации, районов, городов, районов в городах;



управления внутренних дел на транспорте, управления (отделы) на особо важных и режимных объектах;

региональные управления по борьбе с организованной преступностью;

образовательные, научно-исследовательские учреждения;

внутренние войска и иные организации.

Деятельность МВД осуществляется на основе принципов уважения и соблю­дения прав я свобод человека и гражданина, законности, гуманизма, сочетания гласных и негласных методов и средств деятельности и, взаимодействия с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, обще­ственными объединениями, а также соответствующими органами иностранных государств.

Основными задачами МВД являются:

разработка и принятие в пределах своей компетенции мер по защите прав и свобод человека и гражданина, защите собственности, обеспечению обществен­ного порядка и общественной безопасности;



организация и осуществление мер по предупреждению и пресечению пре­ступлений и административных правонарушений, выявлению, раскрытию и рас­следованию преступлений;

обеспечение исполнения уголовных наказаний;

руководство органами внутренних дел и внутренними войсками в целях выполнения возложенных на них задач и принятие мер по совершенствованию их деятельности;

совершенствование нормативной правовой основы деятельности органов внутренних дел и внутренних войск, обеспечение законности в их деятельности;

совершенствование работы с кадрами, их профессиональной подготовки;

развитие и укрепление материально-технической базы органов внутренних дел и внутренних войск.

Функции МВД:

определяет основные направления деятельности органов внутренних дел и внутренних войск по защите прав и свобод человека и гражданина, обеспечению общественного порядка, общественной безопасности, обеспечивает выполнение органами внутренних дел и внутренними войсками законов и иных нормативных
правовых актов;

осуществляет анализ состояния правопорядка и преступности, разрабаты­вает прогнозы развития криминогенной ситуации;

формирует, ведет и использует федеральные учеты, банки данных оперативно-справочной, розыскной, кримина­листической, статистической и иной информации;

организует и осуществляет оперативно-розыскную и экспертно-криминалистическую деятельность, производство дознания и предварительного следствия по уголовным делам; осуществляет меры по борьбе с организованной преступностью, коррупцией, незаконным оборотом оружия и наркотических средств,
незаконными вооруженными формированиями; участвует в осуществлении ме­роприятий по борьбе с терроризмом, контрабандой, охрани государственной гра­ницы, обеспечению безопасности Российской Федерации, защите сведений, со­ставляющих государственную тайну;



обеспечивает исполнение уголовных наказаний и административных взысканий, содержание подозреваемых, обвиняемых, подсудимых и осужденных, находящихся под стражей, а также их охрану, этапирование и конвоирование;

обеспечивает охрану важных государственных объектов и специальных гру­зов, особо важных и режимных объектов;

организует деятельность органов внутренних дел, связанную с вопросами гражданства Российской Федерации, свободы передвижения, выбора места пре­бывания и жительства, выезда за пределы Российской Федерации и въезда на ее территорию, правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в
Российской Федерации;

участвует в обеспечении правового режима чрезвычайного или военного положения, в осуществлении мероприятий предупреждения и ликвидации чрез­вычайных ситуаций;

организует рассмотрение поступающих предложений, заявлений и жалоб граждан по вопросам деятельности органов внутренних дел и внутренних войск и принимает по ним соответствующие решения;

осуществляет иные полномочия, отнесенные к его компетенции.

МВД возглавляет Министр внутренних дел Российской Федерации. Министр, его заместители назначаются на должность и освобождают­ся от должности Президентом по представлению Председателя Правительства.

Министр:

несет персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на МВД, подчиненные ему органы внутренних дел и внутренние войска; органи­зует работу МВД, руководит деятельностью органов внутренних дел и внутрен­них войск;

издает на основании и во исполнение законодательства Российской Феде­рации обязательные для исполнения в системе МВД приказы, положения, инст­рукции, правила, уставы и иные нормативные акты, утверждает стандарты, нор­мы и правила по вопросам, отнесенным к компетенции МВД;

вносит в установленном порядке на рассмотрение Президента и Правитель­ства проекты нормативных правовых актов и предложения по вопросам организа­ции и деятельности МВД; вносит предложения Президенту о привлечении допол­нительных сил и средств органов внутренних дел и внутренних войск для обеспе­чения общественного порядка, охраны жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина;

определяет порядок создания, реорганизации и ликвидации подразделений милиции общественной безопасности, принимает решения о создании подразделений специального назначения для выполнения задач и обязанностей, возложен­ных на органы внутренних дел и внутренние войска;

представляет сотрудников, военнослужащих и работников системы МВД к награждению государственными наградами Российской Федерации; учреждает в установленном порядке ведомственные награды, в том числе медали и нагрудные знаки МВД;

представляет МВД в отношениях С орунами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями Российской Федерации и иностран­ных государств на территории Российской Федерации;

осуществляет другие полномочия в соответствии с законодательством Рос­сийской Федерации.

В МВД образуется коллегия, в состав которой входят Министр (председатель коллегии), его заместители, а также руководящие сотрудники и военнослужащие системы МВД и другие лица. Общая численность коллегии устанавливается Пре­зидентом. Коллегия МВД на своих заседаниях рассматривает наиболее важные вопросы деятельности органон внутренних дел и внутренних войск. Решения кол­легии принимаются большинством голосов се членов, оформляются протоколами и проводятся в жизнь приказами Министра.

Милиция, ее структура, права и обязанности

Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 года "О милиции" впервые в истории России комплексно урегулировал правовой статус, организационную структуру милиции и определил тем самым место и роль милиции в обществе и государстве.

Сам термин "милиция" происходит от лат. и означает "воен­ная служба". В российской Федерации милицией названо правоохранительное фор­мирование, аналоги которого в большинстве зарубежных стран известны как "поли­ция". Этот термин произошел от греческого "полис" (город, государство) и на пер­вых порах означал государственное управление. С течением времени объем данного понятия сужался, и вот уже более 100 лет общепринятым является представление о полиции в целом как органе, охраняющем жизнь, здоровье, имущество, обществен­ный порядок и публичную безопасность.

Согласно статье 2 Конституции человек, его нрава и свободы являются выс­шей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и граж­данина — обязанность государства.

Законодательное определение милиции содержится в статье I Закона о мили­ции: "Милиция в Российский Федерации — это система государственных – органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств".

Милиция входит в систему МВД.

Помимо милиции, составляющей большую часть личного состава органов внутренних дел, структурными звеньями МВД России являются также следствен­ный аппарат, паспортно-визовая служба, миграционные подразделения, внутрен­ние войска.

Задачи милиции представляют собой цели, достижения которых она долж­на добиваться своей деятельностью, В соответствии с Законом о милиции ее за­дачами являются:

обеспечение безопасности личности;

предупреждение и пресечение преступлений и административных право­нарушений;

выявление и раскрытие преступлений;

охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопаснос­ти;

защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собствен­ности;

оказание помощи физическим и юридическим яйцам в защите их прав и Законных интересов в пределах, установленных настоящим Законом.

Установленные законом принципы деятельности милиции - это основопола­гающие начала, идеи, не которых должна строиться ее деятельность в целим.

Деятельность милиции строится в соответствии и с принципами уважения прав и свобод человека и гражданина, законности, гуманизма, гласности. Рассмотрим эти принципы деятельности милиции подробнее.

Внешним проявлением реализации принципа уважения прав и свобод человека и гражданина в деятельности милиции является соблюдение ею этих нрав и свобод, причем не только законопослушных лиц, но и тех, кто преступил закон или подозревается в этом.

Под законностью как принципом деятельности милиции следует понимать безусловное и точное соблюдение законов и иных нормативных актов всеми без исключения сотрудниками милиции.

Реализация принципа гуманизма в деятельности милиции предполагает, прежде всего, гуманное, человечное отношение к гражданам. Речь идет о жертвах преступлений и правонарушений, лицах, оказавшихся в беспомощном состоянии. Вместе с тем милиция обязана проявлять гуманное отношение также и к липам,
которые совершили, совершают преступления и правонарушения или подозрева­ются в их совершении. Этот принцип предполагает корректное, вежливое, тактич­ное отношение милиции ко всем гражданам без исключения.

Гласность как принцип деятельности милиции означает ее открытость, до­ступность для ознакомления отдельным гражданам, организациям, средствам мас­совой информации и обществу в целом. Пределы действия и конкретные формы проявления принципа гласности усыновлены Законом о милиции и иными нормативными правовыми актами, в том числе о государственной тайне.

Милиции решает стоящие перед ней задачи во взаимодействии с другими го­сударственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями. Такое взаимодействие может выражаться в обмене информацией, совместном планировании каких-либо мероприятий, совместном их осуществле­нии и в иных формах.

Статья 5 Закона о милиции устанавливает ряд основополагающих правил, которым должны следовать вое сотрудники милиции в случаях, когда своей деятельностью они затрагивают права и свободы человека и гражданина. Сотрудник милиции во всех случаях ограничения прав и свобод гражданина обязан разъяснить ему основание и повод такого ограничения, а также возникаю­щие в связи с этим его права и обязанности. Милиция обязана обеспечить лицу возможность ознакомления с документами и материалами, в которых непосред­ственно затрагиваются его права и свободы, если иное не предусмотрено феде­ральным законом.

Милиция предоставляет возможность задержанным лицам реализовать уста­новленное законом право на юридическую помощь; сообщает по их просьбе (а в случае задержания несовершеннолетних - в обязательном порядке) о задержа­нии их родственникам, администрации по месту работы или учебы; при необхо­димости принимает меры к оказанию им доврачебной помощи, а также к устране­нию опасности чьей-либо жизни, здоровью или имуществу, возникшей в резуль­тате задержания указанных лиц.

Сотрудниками милиции в Российской Федерации являются граждане Российс­кой Федерации, состоящие на должностях рядового или начальствующего состава органов внутренних дел, которым в установленном порядке присвоены специаль­ные звания рядового или начальствующего состава милиции.

Сотрудникам милиции выдаются служебные удостоверения установленного Министерством внутренних дел Российской Федерации образца и специальные жетоны с личным номером. Сотрудники милиции имеют форменную одежду, об­разцы которой утверждаются Правительством, они также имеют право на посто­янное ношение в хранение табельного огнестрельного оружия и специальных средств.

На службу в милицию имеют право поступать граждане Российской Федера­ции не моложе 18 лет и не старше 35 лет независимо от пола, расы, националь­ности, языка и иных обстоятельств, имеющие образование не ниже среднего (пол­ного) общего образования, способные по своим личным и деловым качествам, физической подготовке и состоянию здоровья исполнять возложенные на сотруд­ников милиции обязанности.

Не могут быть приняты на службу в милицию граждане, имеющие либо имев­шие судимость, а также лишенные на определенный срок вступившим в законную силу решением суда права занимать должности сотрудников милиции.

Для поступающего в милицию устанавливается испытательный срок от трех до шести месяцев в зависимости от уровня подготовки и должности, на которую он поступает.

В милиции не допускается создание и деятельность политических партий и их организаций. Сотрудникам милиции запрещается заниматься любыми видами предпринимательской деятельности, работать по совместительству в организаци­ях, но данный запрет не распространяется на творческую, научную и преподава­тельскую деятельность.

В своей деятельности милиция подчиняется МВД, а милиция общественной безопасности также еще и соответствующим органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Министр внутренних дел Российской Федерации осуществляет руководство всей милицией в Российской Федерации.

Руководство милицией в субъектах Российской Федерации осуществляют министры внутренних дел, начальники управлений (главных управлений) внут­ренних дел, назначаемые на должность и освобождаемые от должности Прези­дентом по представлению Министра внутренних дел Российской Федерации.

Руководство милицией в районах, городах и муниципальных образованиях осуществляют начальники отделов (управлений) внутренних дел, назначаемые на должность и освобождаемые от должности министрами внутренних дел, началь­никами управлений (главных управлений) внутренних дел субъектов Российской Федерации в порядке, определяемом министром внутренних дел Российской Фе­дерации.

Милиция в Российской Федерации подразделяется на криминальную милицию и милицию общественной безопасности. При этом криминальная милиция и ми­лиция общественной безопасности не являются автономными структурами в сис­теме органов внутренних дел. Они часть единого милицейского аппарата.

Основными задачами криминальной милиции являются: 1) выявление, предуп­реждение, пресечение и раскрытие преступлений, 2) организация и осуществле­ние розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняю­щихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших. Криминальная милиция является органом дознания.

В криминальную милицию входят подразделения:

уголовного розыска;

по борьбе с экономическими преступлениями;

по налоговым преступлениям;

по борьбе с организованной преступностью;

оперативно-поисковые;

отряды милиции специального назначения и др.

Частью криминальной милиции является Национальное центральное бюро Интерпола, обеспечивающее международный обмен информацией о преступлениях.

Закон однозначно решает вопрос о финансировании криминальной милиции. Она содержится только за счет средств федерального бюджета,

Подразделения криминальной милиции создаются, реорганизуются и ликви­дируются министром внутренних дел Российской Федерации. Подразделения кри­минальной милиции в субъектах Российской Федерации создаются, реорганизуются и ликвидируются министрами внутренних дел, начальниками управлении в (главных управлений) внутренних дел субъектов Российской Федерации. Милиция общественной безопасности

Закон о милиции определяет восемь основных направлений деятельности милиции общественной безопасности: 1) обеспечение безопасности личности; 2) В охрана общественного порядка; 3) обеспечение общественной безопасности; 4) и охрана собственности; 5) выявление, предупреждение и пресечение административных правонарушений; 6) предупреждение, пресечение к раскрытие преступлений; 7) розыск отдельных категорий лиц; 8) содействие криминальной милиции.

Кроме того, сотрудники милиции общественной безопасности выполняют контрольные функции за соблюдением установленных правил регистрационного учета, (въезда и пребывания на территории Российской Федерации иностранных граждан 1-и лиц без гражданства и др.)

В милицию общественной безопасности входят:

дежурные части;

участковые уполномоченные милиции;

Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД);

изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых;

специ­альные приемники для содержания лиц, арестованных в административном по­рядке;

приемники-распределители для лиц, задержанных за бродяжничество и попрошайничество;

медицинские вытрезвители при органах внутренних дел;

цен­тры временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей;

подразделения: милиции вневедомственной охраны при органах внутрен­них дел; дознания; патрульно-постовой службы милиции; лицензионно-разрешительной работы и контроля за частной детективной и охранной деятельностью; по делам несовершеннолетних; по борьбе с правонарушениями в сфере потребитель­ского рынка и по исполнению административного законодательства; по охране дипломатических представительств и консульств иностранных государств.

Начальники милиции общественной безопасности субъектов Российской Федерации назначаются на должность и освобождаются от должности мини­стром внутренних дел Российской Федерации по представлению министров внутренних дел, начальников управлений (главных управлений) внутренних дел субъектов.

Начальники милиции общественной безопасности районов, городов и иных муниципальных образований назначаются на должность и освобождаются от дол­жности министрами внутренних дел, начальниками управлений (главных управ­лений) внутренних дел субъектов Российской Федерации.

Обязанности милиции перечислены в статье 10 Закона о милиции. Перечень обязанностей достаточно широк: данная статья содержит 30 пунктов.

Милиция в соответствии с поставленными перед ней задачами обязана:

предотвращать и пресекать преступления и правонарушения; выявлять и раскрывать преступления; возбуждать уголовные дела, производить дознание и Осуществлять неотложные следственные действия;

оказывать помощь гражданам, пострадавшим от преступлений, правонару­шении, несчастных случаев, а также находящимся в беспомощном либо ином со­стоянии, опасном для их здоровья и жизни;

принимать и регистрировать заявления, сообщения и иную поступающую информацию о преступлениях, правонарушениях и событиях, угрожающих лич­ной или общественной безопасности, своевременно принимать меры, предусмот­ренные законодательством;

разыскивать лиц, совершивших преступления, а также разыскивать похи­щенное имущество;

осуществлять по подведомственности производство по долам об админист­ративных правонарушениях; обеспечивать правопорядок на улицах и других об­щественных местах;

осуществлять государственный контроль и надзор за соблюдением правил, стандартов, технических норы в области обеспечения безопасности дорожного движения; принимать экзамены и выдавать удостоверения на право управления автомототранспортными средствами; организовывать и проводить технический
осмотр автотранспортных средств; производить регистрацию автомототранспортных средств; регулировать дорожное движение;

выдавать разрешения на хранение и/или ношение гражданского и служеб­ного оружия, разрешения на хранение и перевозку автомобильным транспортом взрывчатых материалов; контролировать соблюдение установленных федеральным законом правил оборота служебного и гражданского оружия; осуществлять ли­цензирование отдельных видов деятельности, а также приобретения оружия и патронов к нему в соответствии с законодательством;

принимать при авариях, катастрофах, пожарах, стихийных бедствиях и дру­гих чрезвычайных событиях неотложные меры по спасению людей и оказанию им первой медицинской помощи, а также по охране имущества, оставшегося без при­смотра;

исполнять в пределах своей компетенции определения судов, постановления судей, письменные поручения прокурора, следователя о приводе лиц, уклоняющихся от явки по вызову, о заключении под стражу, производстве розыскных, следственных действий, охранять, конвоировать и содержать задержанных и заключенных под стражу лиц;

принимать неотложные меры по обеспечению сохранности бесхозяйного имущества и кладов до передачи их а ведение соответствующих государственных органов и должностных лиц; обеспечивать сохранность найденных и сданных в милицию документов, вещей, ценностей и другого имущества, принимать меры по возврату законным владельцам либо по реализации в установленном порядке;

оказывать содействие избирательным комиссиям, комиссиям референду­ма в реализации их полномочий, в том числе предоставлять по их запросам следствия о наличии неснятой или непогашенной судимости у кандидатов, зарегистрированных кандидатов в депутаты или на выборные должности а органах власти;

осуществлять государственную дактилоскопическую регистрацию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Милиции для выполнения возложенных на нее обязанностей пре доставляются следующие права:

I) требовать от граждан и должностных лиц прекращения преступления или правонарушения, удалять граждан с места совершения правонарушения или пришествия;

2) проверять у граждан и должностных лип документы, удостоверяющие личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или правонарушения, а при наличии достаточных данных о том, что они име­ет при себе оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества, производить личный досмотр лиц,
осмотр их вещей, изымать указанные предметы при отсутствии данных о наличии данных оснований для их ношения и хранения; проверять у физических и юридических лиц разрешения (лицензии) на совершение определенных действий или занятие определенной деятельностью;

получать от граждан и должностных лиц необходимые объяснения, сведения, справки, документы и копии с них;

составлять протоколы об административных правонарушениях, осуществлять административное задержание, применять другие меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях;

производить в предусмотренных законом случаях и порядке уголовно-процессуальные действия, задерживать и содержать под стражей лиц, подозреваемых в совершении преступления, а также лиц, в отношении которых мерой пресечения избрано заключение под стражу лиц, уклоняющихся от исполнения
"ловкого наказания и административного ареста; задерживать и доставлять в специальные учреждения лиц, уклоняющихся от прохождения назначенных им принудительных мер медицинского и воспитательного характера;

доставлять медицинские учреждения либо в дежурные части органов внутренних дел и со­держать в них до вытрезвления лиц, находящихся в общественных местах и состо­яли и опьянения;

производить регистрацию, фотографирование, звукозапись, кино- и видеосъемку, дактилоскопирование лиц, заключенных под стражу, задержанных по подозрению в совершении преступления или занятии бродяжничеством, обвиняемых в совершении преступлении, подвергнутых административному аресту; при­
менять предусмотренные законом меры по контролю за лицами, освобожденными из мест лишения свободы;

входить беспрепятственно в жилые и иные помещения граждан, в помеще­ния, занимаемые организациями, и осматривать их при преследовании лиц, подо­зреваемых в совершении преступлений, либо при наличии достаточных данных полагать, что там совершено преступление, произошел несчастный случай, а так-
же для обеспечения безопасности при стихийных бедствиях, катастрофах, авари­ях. О всех случаях проникновения в жилище против воли проживающих в нем граждан милиция уведомляет прокурора в течении 24 часов;

производить по решению начальника органа внутренних дел (органа мили­ции) или его заместителя оцепление участков местности при ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф, пресечении массовых беспорядков, а также при розыске совершивших побег осужденных и лиц, заключенных под
стражу, подозреваемых в совершении преступлений; ограничивать или запрещать движение транспорта и пешеходов на улицах и дорогах, а также не допускать граж­дан на отдельные участки местности и объекты в целях защиты здоровья, жизни и имущества граждан, проведения следственных и розыскных действий;

осматривать места хранения и использования оружия, боеприпасов к нему и взрывчатых материалов, изымать указанные предметы, аннулировать выданные разрешения; осуществлять полномочия лицензирующего органа в соответствии с законодательством Российской Федерации;

изымать у граждан и должностных лиц документы, имеющие признаки под­делки, а также вещи, предметы и вещества, изъятые из гражданского оборота, нахо­дящиеся у граждан без специального разрешения, хранить бесхозяйное имущество и в установленном порядке решать вопрос об их дальнейшей принадлежности;

использовать транспортные средства организаций или граждан, кроме при­надлежащих дипломатическим, консульским и иным представительствам иност­ранных государств, международным организациям и транспортных средств спе­циального назначения, для проезда к месту стихийного бедствия, доставления в
лечебные учреждения граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, преследования лиц, совершивших преступления, с отстранением при необходи­мости водителей от управления этими средствами;

пользоваться беспрепятствен­но в служебных целях средствами связи, принадлежащими организациям, обще­ственным объединениям и гражданам, и другие полномочия.

Необходимо учитывать, что использование милицией предоставленных ей прав, возможно, только в целях исполнения обязанностей, возложенных на милицию законодательством.

 

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ И СУДЕБНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Место судебной власти в системе органов государственной власти Российс­кой Федерации определяется положением о разделении властей, закрепленным Конституцией.

Судебная власть - разновидность государственной власти наряду с законо­дательной и исполнительной, ее органы пользуются самостоятельностью.

Принцип разделения властей не только распределяет функции государствен­ной власти между тремя ветвями власти, но и устанавливает их самостоятельность, систему "сдержек и противовесов". В этой системе суды связаны с Законодатель­ной и исполнительной властью обязанностью применять законы и другие норма­тивные правовые акты, а также в отношении назначения судей па их должности, но судебная власть обладает возможностью фактической отмены законов, указов Президента и постановлений Правительства, если они будут признаны ею некон­ституционными.

Судебная власть полностью самостоятельна в вынесении судебных решений и приговоров, но нх исполнение относится к обязанностям исполнительной власти. Возможность судебного обжалования гражданами действий (бездействия) должно­стных лиц и органов исполнительной власти позволяет судебной власти противо­стоять незаконным действиям этой власти. Функции и полномочия судебных орга­нов, таким образом, служат своеобразным противовесом в отношении двух других ветвей власти, а в совокупности с ними образуют единую государственную власть. Принцип разделения властей важен также для того, чтобы взаимный контроль и сбалансированность полномочий не привели к присвоению полномочий судеб­ной власти какой-либо другой властью. Судить не вправе ни органы законодатель­ной, ни органы исполнительной власти.

Со своей стороны судебная власть не должна заниматься нормотворчеством, подменяя законодательные органы; вмешиваться в прерогативы исполнительной власти. Вместе с тем судебная практика, безусловно, влияет на направление зако­нодательной деятельности, а также исправляет многие ошибки органов исполни­тельной власти; более того, своим толкованием права в процессе его применения суду выявляют подлинное содержание правовых норм, часто отличное от перво­начальных целей.

Основу судебной власти составляет совокупность судебных органов различной компетенции.

Назначение судебной власти - защита прав и свобод граждан, конституцион­ного строя Российской Федерации, обеспечение соответствия актов законодатель­ной и исполнительной власти Конституции, соблюдения законности и справедли­вости при исполнении и применении законов, а также иных нормативных актов.

Законодательной основой функционирования судебной власти являются Кон­ституция, Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", федеральные законы о выс­ших судебных органах Российской Федерации и иных федеральных судах, уста­навливавшие компетенцию, порядок образование, структуру и основные функции этих судов.

Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению право­судия присяжных, народных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия.

Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданско­го, административного и уголовного судопроизводства. Поскольку Россия по виду государственного устройства является федеративным государством, в ней действу­ют следующие суды, составляющие судебную систему Российской Федерации.

1. Федеральные суды.

К федеральным судам относятся: Конституционный Суд; Верховный Суд, вер­ховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, воен­ные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов об­щей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федераль­ные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов Российской Феде­рации, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

2. Суды субъектов Российской Федерации.

К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (ус­тавные) суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи, являющиеся су­дьями обшей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

Эта структура судебной системы Российской Федерации установлена законом "О судебной системе Российской Федерации".

В зависимости от компетенции судебную систему РФ можно представить следующим образом:

Конституционная юстиция. Она включает Конституционный Суд Россий­ской Федерации, а также конституционные и уставные суды в субъектах Российс­кой Федерации, которые, однако, не составляют единой системы с федеральным Конституционным Судом.

Суды общей юрисдикции. Они включают Верховный Суд Российской Феде­рации, верховные суды республик, краевые и областные суды, супы автономной области и автономных округов, городские суды Москвы и Санкт-Петербурга, рай­онные суды, а также военные суды (в гарнизонах, армиях, флотилиях и т. д.). Они осуществляют правосудие по уголовным, гражданским делам и делам, возникаю­щим из административных правонарушений.

Содержанием правосудия по гражданским делам является рассмотрение и раз­решение споров, связанных с защитой прав и интересов граждан, предприятий и учреждений. В рассмотрении в судебных заседаниях уголовных дел и примене­нии установленных законом мер наказания к лицам, виновным в совершении пре­ступлений, либо оправдании невиновных состоит сущность правосудия по уго­ловным делам. Виновность обвиняемого в совершении уголовного преступления может быть установлена только вступившим в законную силу приговором суда.

Рассмотрение и разрешение уголовных и гражданеких дел основано на консти­туционных принципах равенства граждан перед законом и судом, независимости судей и их подчинения только Конституции и федеральному конституционному за­кону, гласности судебного разбирательства, осуществления судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон, участия в нем представителей на­селения, обеспечения обвиняемому юридической помощи.

Арбитражные суды. В эту систему входят Высший Арбитражный суд Рос­сийской Федерации, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды республик и других субъектов Российской Федерации. Они осуществляют право­судие путем разрешения экономических споров.

Провозглашая наряду с системой федеральных судов существование судов субъектов Федерации, Закон о судебной системе исходит из единства судебной системы Российской Федерации, которое обеспечивается:

установленном судебной системы Конституцией и Федеральным конститу­ционным законом;

соблюдением всеми судами и судьями правил судопроизводства, установлен­ных федеральными законами, а также применением Конституции и других законов;

признанием обязательности исполнения на всей территории России судеб­ных постановлений, вступивших в законную силу;

обеспечением единого статуса судей;

финансированием федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

Судопроизводство в Конституционном Суде, Верховном Суде, Высшем Ар­битражном Суде, других арбитражных судах, военных судах ведется на русском языке, а в других федеральных судах общей юрисдикции может вестись также на государственном языке республики, на территории которой находится суд. Судо­производство у мировых суден и в других судах субъектов ведется на русском язы­ке либо на государственном языке республики, на территории которой находится суд.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.