Сделай Сам Свою Работу на 5

Кодификация законов в XVIII в.





Уже в начале XVIII в. одной из важнейших задач государства в области законотворчества было приведение законов в определенную систему. Эта система могла возникнуть на основе учета или переработки ранее изданного законодательства с исключением из него недействующего или разработкой новых законов. Например, В.Н.Татищев говорил о необходимости, «чтоб преждния несогласные оному (новому. – Авт.) закону точно объявлены были, что уничтожаются или что из онаго составляется, дабы из того выборам сужденные привлекать не могли»[23]. Татищев считал работу по созданию нового уложения чрезвычайно важной в связи с тем, что законы противоречили друг другу, были разбросаны в разных изданиях, многих законов не хватало, другие были неясно написаны. Он писал в 1740-х гг. о современной ему системе законов: «Уложенье 1649 г., потом Петра Великого с 1714 году и наследников его по 1741 в разных книгах напечатано, но понеже многое во оных недостает или есть, да неясно, и оные один другому противоречат, для того с 1719 о сочинении новаго уложения трудятся, но мнится, что за многими прихотьми никогда не дождаться»[24]. Надо заметить, что Татищев оказался провидцем: в течение XVIII в., несмотря на положительные результаты деятельности ряда уложенных комиссий, свод законов так и не был официально утвержден.



Привести законодательство в порядок должна была кодификация законов. В XVIII – первой половине XIX в. существовало два типа кодификации: во-первых, традиционная, ставящая своей задачей простое упорядочение ранее созданного законодательства; во-вторых, новая, стремящаяся к созданию на имеющейся основе или без нее нового законодательства.

После издания Соборного Уложения 1649 г. продолжалась работа по выработке законов, дополнявших свод. Разбросанность законодательных материалов по различным приказам создавала трудности для использования законов во второй половине XVII в.

В начале XVIII в. Петр I предпринял попытку создать новую Уложенную книгу. В 1700 г. по указу царя была сформирована Палата об Уложении. В ее задачу входило собрать списки с «новоуказных статей» (некоторых кодифицированных законов, дополнявших Соборное Уложение 1649 г.) и боярских приговоров [80] «по вершенным делам», о которых нет ничего ни в Уложении 1649 г., ни в новоуказных статьях. Все списки указов должны были быть разнесены по главам и статьям Соборного Уложения для рассмотрения их в Палате об Уложении. Анализ работы членов Палаты говорит о том, что сущность их работы состояла в сводке действующего права. Текста нового Уложения составлено не было. Есть только проекты нескольких глав, выработанные Палатой. Деятельность Палаты продолжалась до конца 1703 г.



В дальнейшем Петр I пошел по линии создания не свода законов, а отраслевых кодексов, т.е. объединенного законодательства одной отрасли. Система феодального права при абсолютизме продолжала оформляться в систему кодифицированных отраслевых законодательных актов, намеченную еще во второй половине XVII в.

Продолжая традицию древнерусского права, в котором в первую очередь развивалось уголовное и процессуальное право, петровское законодательство кодифицировало в первую очередь эти же отрасли. Кодификации подверглись прежде всего военные отрасли права. В 1715 г. возникли Воинский артикул, Краткое изображение процессов или судебных тяжеб, посвященное процессуальному праву и судоустройству в военной юстиции, в 1716 г. – Воинский устав, в 1720 г. – Морской устав.

Указ о единонаследии (1714 г.) также имеет значение кодекса наследственного права. Генеральный регламент 1720 г. представлял собой кодекс административного права. В его основу был положен шведский Канцелярский устав 1661 г.

Однако в XVIII в. не отказались от идеи создания нового свода законов. В петровское время, кроме Палаты об Уложении, работали еще две комиссии. Если первая комиссия 1714 г. не дала никаких результатов, то итогом деятельности в 1720–1726 гг. Уложенной комиссии при Сенате стал обширный проект Уложения Российского государства.



С деятельностью этой комиссии связаны новые подходы к систематизации законов. Первоначально метод кодификации законов в Уложенной комиссии был традиционным, таким же как в Палате об Уложении 1700 – 1703 гг., иначе говоря, законы должны были располагаться в соответствии с главами Соборного Уложения 1649 г. Но впоследствии, с начала 1723 г., принцип систематики отечественного права был изменен. Структура Соборного Уложения уже не была единственной основой систематизируемого нормативного материала. Набор и порядок глав в четырех книгах Уложения определялся по различным источникам: Краткому изображению процессов 1715 г., новоуказным статьям 1669 г., Морскому уставу, титулам шведского Земского уложения 1608 г., Соборному Уложению и т.д. [81]

Комиссия 1720 г. использовала при кодификации не только русское законодательство, но и законы Швеции (Земское Уложение 1608 г., Градское Уложение 1618 г., уставы 1669, 1686, 1695 гг.), эстляндские и лифляндсше нормативные акты. В наибольшей степени влияние шведской права отразилось в трактовке вопросов судоустройства, процессуального и уголовного права. Что касается области социально-экономических отношений (имущественного права, положения крестьянства, крепостного права, найма рабочей силы), то эти сферы остались в рамках русского законодательства.

Работа комиссии над проектом Уложения Российского государства была окончена после смерти Петра I. О завершении подготовки проекта Уложения было объявлено 10 сентября 1726 г. Проект состоял из 120 глав и 2113 артикулов, расположенных в 4-х книгах: 1-я книга «О процесс, то есть о суде, месте и о лицах, к суду надлежащих»; 2-я книга «О процессе в криминальных, розыскных и пыточных дела»; 3-я книга «О злодействах, какие штрафы и наказания последует»; 4-я книга «О цивильных, или гражданских, делах и о состошии всякой экономии, или о добрых и противных порядках в домоправительстве». Главная идея новой Уложенной книги состояла в том, чтобы в соответствии с проведенными в первой четверти XVIII в. реформами оформить законодательные основы абсолютной монархии. В 20 –40-х гг. XVIII в. проект Уложения Российского государства неоднократно редактировала как целиком, так и по отдельным разделам, но утвержден не был.

В 30-х гг. XVIII в. над Уложением работала еще одна комиссия. Она представила в Сенат проекты «вотчинной» и «судной» глав, но дальше этого дело не пошло.

В 1754 г. Сенат создал новую комиссию, которая через два года представила две части Уложения «О суде» и «О розыскных делах».

Наиболее известной в истории XVIII в. была комиссия для сочинения нового Уложения (1767 – 774 гг.). Как и предыдущие, она не подготовила свода законов. Однако в процедуре разработки законодательства предполагались новые моменты, не известные в работе предыдущих комиссий. Прежде всего в подготовке законов предполагалось учитывать наказы различных сословий. Опираясь на наказы, переданные через выборных депутатов от всех сословий (кроме крепостных крестьян) и государственных учреждений, комиссия должна была составить новый свод законов. Императрица также подготовил свой наказ комиссии. В нем затронуты различные стороны жизни общества, в том числе и правового регулирования. Наказ не имел законодательной силы, но тем не менее он оказал заметное влияние и на законодательство, и на правовую мысль последней четверти XVIII в. [82]

Возлагавшиеся на Комиссию надежды не оправдались, но подготовленные комиссией проекты стали определенным шагом вперед в закреплении новых институтов и норм частного права. Например, вводилось понятие «собственность», определялись права на распоряжение разными видами имущества. Некоторые предложения этих наказов были учтены в 70-80-х гг. XVIII в. в ходе губернской и городской реформ. Например, были созданы словесные суды.

В правление Павла I также был поднят вопрос о необходимости создания Уложения. В 1796 г. была организована комиссия для составления законов. Задача комиссии состояла в том, чтобы создать не новое уложение, а сводное, «отделив чистые законы от множества неясностей, временем и обстоятельством вкрадшиеся». В результате ее деятельности с 1796 по 1803 гг. был создан Свод законов из 17 глав о судопроизводстве, 13 глав уголовного кодекса и 18 глав, посвященных гражданскому праву.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.