Сделай Сам Свою Работу на 5

Законодательные источники периода абсолютизма (XVIII в.)





В XVIII в. Россия вступила в стадию абсолютной монархии: сложился централизованный чиновничье-бюрократический аппарат управления, суда, полицейского надзора и сыска. Церковь утратила роль независимой от светской власти политической силы и превратилась в часть чиновничье-бюрократического аппарата.

Особенностью законодательной деятельности абсолютной монархии является стремление регламентировать как можно больше сфер государственной, общественной жизни. В петровское время была проведена реформа многих отраслей права (государственного, гражданского, уголовного, судопроизводства). Все это определило существенные изменения в характере, содержании и форме законодательных материалов.

В XVIII в. единственным субъектом законодательной власти стал царь (с 1721 г. – император), иначе говоря, право издания законов принадлежало только императору.

Новым моментом в законодательной деятельности в XVIII в. явилось изменение принципов подготовки законов. Российское законодательство перестало накапливать прецеденты, законодатель активно вмешивался в жизнь, стремясь с помощью закона преодолеть прежние порядки. Изменилась процедура подготовки и издания законов. Разработка законов была, как правило, многостадийной. Для начала разработки закона была необходима законодательная инициатива. Она могла исходить от императора. С инициативой разработки закона к императору могли обращаться Сенат, Синод, коллегии и местные учреждения. Следующая стадия работы над законом – составление его проекта. Проекты разрабатывались в государственных учреждениях (Сенате, Синоде, коллегиях или специальных комиссиях). Затем следовало обсуждение законопроекта. Предварительное обсуждение проводилось в коллегиях и специальных комиссиях, а окончательное – в высших государственных учреждениях (Сенате и Синоде). Следующая стадия в процессе подготовки закона – его санкция (утверждение) верховной властью. Санкция императора была необходимым условием превращения законопроекта в закон. Генеральный регламент предписывал только письменную форму утверждения закона. Однако преемники Петра I допускали и устную форму, которая была уничтожена в начале XIX в. при введении министерств. После утверждения закон обязательно публиковался. Публикация закона была важным условием деятельности государственных [74]учреждений, в частности судебных учреждений, так как по требованию Петра I судебные дела должны были рассматриваться в рамках напечатанных и всенародно объявленных указов. После публикации закона начиналось его исполнение.





На каждой из указанных стадий создавались разнообразные материалы (предложения, доклады, проекты, записки, замечания, мнения отдельных лиц и учреждений). Например, все наиболее важные из петровских законов имели 3-6 редакций, а Генеральный регламент – 12. Эти материалы позволяют более глубоко проанализировать происхождение законов, политику правительства, позиции отдельных учреждений, группировок и лиц.

Вместо Боярской думы в 1711 г. был создан Сенат – высшее правительственное учреждение, обладавшее законосовещательными функциями. Сенат был связан с разработкой законопроектов, ему принадлежала важная роль в обнародовании законов. По указу 1721 г. все новые законы должны были представляться в Сенат на апробацию, утверждаться подписью его членов и публиковаться. Указ 1723 г. предписывал все письменные и устные указы императора, присылаемые в коллегии и канцелярии, немедленно объявлять в Сенат. Сюда приходили законы либо в окончательной редакции для опубликования и исполнения, либо для доработки, а также проекты, выработанные в коллегиях или частными лицами. Накопление законодательных материалов в Сенате продолжалось и после учреждения министерств в начале XIX в.



В XVIII в. современники предъявляли к текстам законов определенные требования. Как считал государственный деятель XVIII в. и историк В.Н.Татищев, законы прежде всего должны быть доступными для понимания и исполнения. Имея в виду современную ему действительность, он писал: «Что же в сочинении законов хранить должно, оное в краткости в том состоит, чтоб было не противное божеским и ко исполнению всем возможное, чтоб было тем языком, которым те подзаконные говорят, к тому точно и ясно написано, особливо в законах, и никакие иноязычные слова и витийственные речения негодны...»[18].

В XVIII в., помимо Соборного Уложения 1649 г., основными источниками права были манифесты, именные указы, регламенты, учреждения, наставления, инструкции, положения, наказы, жалованные грамоты. При этом самоназвание документа не всегда соответствовало его содержанию и назначению: под одним названием издавались акты, устанавливавшие новые правовые нормы (нормативные акты), и акты, связанные с разъяснением применения уже изданных, с их распространением на новые категории населения, на новые территории.

Высшим типом законодательного акта XVIII в. принято считать манифест, который издавался монархом и был обращен ко всем подданным. Манифест – это форма законодательного акта, появившаяся в петровское время. Манифесты издавались в связи с [75] важнейшими политическими событиями в жизни страны: объявлением войны или мира, восшествием на престол, созданием новых органов власти и изменениями в структуре уже существующих, предоставлением льгот по случаю коронации или заключением мира, рождением наследников престола и т.д. Многие манифесты содержали оценку верховной властью тех или иных событий.

Манифест являлся формой обращения императора к народу по случаю чрезвычайных событий. Манифесты были орудием власти в решении актуальных вопросов внешней и внутренней политики. Именно актуальность вопросов и обусловила такую характерную для манифеста черту, как его «синхронность» политической ситуации: манифест оперативно откликался на новейшие события.

Манифесты часто преследовали цель повлиять на общественное мнение, так как с их помощью верховная власть получала возможность дать мотивировку, «объяснение» своим решениям и действиям.

Манифест начинался полным титулом царя (с 1721 г. – императора), после чего следовал текст документа. По формальным признакам определенным аналогом манифеста в древнерусском законодательстве была царская грамота.

Манифесты распространялись в печатном виде. В конце его печатного текста обозначалось место для печати (буквами М.П.), иногда указывалась типография и дата напечатания документа. В манифестах отсутствовали замечания об удостоверении текста Сенатом, что наблюдается в именных указах, объявленных из Сената. Тем самым подчеркивалось, что манифест идет к подданным непосредственно от главы государства, и никакое другое учреждение не принимало участия в его составлении.

В XVIII в. сохранилось такое название законодательного акта как указ. Именные указы издавались монархом по наиболее существенным вопросам государственного значения и были адресованы конкретным государственным учреждениям или высшим должностным лицам. Текст указа подготавливался в канцелярии императора (например, статс-секретарями Екатерины II). Отсюда он поступал в Сенат. Именные указы адресовались и Сенату, и другим учреждениям, и отдельным должностным лицам.

Именные указы, прошедшие обработку в Сенате для их «всенародного» объявления, назывались именными указами, объявленными из Сената. Обработка именного указа была связана с добавлением в его текст ряда начальных и конечных формул, свидетельствовавших о прохождении документа через Сенат, а также изменением стилистики текста – заменой местоимения «Мы» на «Его (Ея) Императорское Величество», глаголов от 1-го лица единственного числа на глаголы 3-го лица единственного числа.

Как это делалось в Сенате, покажем на указах, оформивших в ноябре 1764 г. административную реформу на Левобережной Украине. В связи с этой реформой в один день возникли два именных [76]указа, и оба они были предназначены для Сената. В обоих текстах разновидность документа и адресат передавались стандартной формулой: «Указ нашему Сенату». Первый именной указ объявлял об упразднении управления гетмана на Левобережной Украине, разъяснял причины отставки малороссийского гетмана Кирилла Григорьевича Разумовского и называл ее условия, а второй именной указ провозглашал создание вместо «гетманского уряда» Малороссийской коллегии во главе с Петром Александровичем Румянцевым. Задача Сената состояла в том, чтобы довести содержание именных указов до заинтересованных лиц. Указы распространялись в печатном виде. Интересно то, что, хотя оба именных указа возникли в одно время и касались одного сюжета – реформы управления на Левобережной Украине, они оказались разведены в двух самостоятельных текстах. В этом, по всей видимости, проявился прецедентный характер мышления российских законодателей даже в середине XVIII в.

Сравним именной указ и именной указ, объявленный из Сената, возникшие в связи с упразднением гетманского правления и отставкой К.Г.Разумовского:

 

Именной указ ... ноября 1764 г. Именной указ ... ноября 1764 г., объявленный из Сената
«Указ нашему Сенату. Малороссийский гетман граф Разумовский поданным нам письмом всеподданнейше просим у нас позволения... местечками, селами и деревнями. И на сие владение Сенату, изготовя грамоту, для подписания представить нам»[19]. «Указ Ея Императорского Величества самодержицы всероссийской из Правительствующего Сената. В указе Ея Императорского Величества за подписанием собственныя Ея Величества руки, данном Сенату сего ноября 10 дня, написано: Малороссийский гетман граф Разумовский поданным Ея Императорскому Величеству письмом всеподданнейше просил у Ея Императорского Величества позволения... местечками, селами и деревнями, которой всемилостивейшей Ея Императорского Величества указ ему, генералу фельдмаршалу сенатору и кавалеру графу Кирилле Григорьевичу Разумовскому в Сенате объявлен, и о том же к генералу аншефу и кавалеру графу Румянцеву в Малороссийскую коллегию и во все присутственные места, в губернии и провинции, а из оных в приписные городы указы посланы, а в Святейший Синод ведениями сообщено, о том ведать. Ноября ... дня 1764 года. 1-го департамента»[20].

[77] Указом 1714 г. требовалось, чтобы именные указы, предназначенные для всеобщего ознакомления с их текстами, из Сената рассылались обязательно в печатном виде. Тиражирование указа с помощью печатного станка (количество экземпляров определялось Сенатом) сокращало работу по созданию многих рукописных копий одного и того же текста и, что важно, передавало текст единообразно. В том месте текста, где должен быть назван адресат, в оттиске оставлялись чистыми примерно две строки. В этот пробел от руки вносилось название учреждения, куда направлялся указ. Приведем пример именного указа, объявленного из Сената 18 ноября 1764 г., об учреждении на Левобережной Украине Малороссийской коллегии и назначении ее президентом П.А.Румянцева. Указ начинается словами: «Указ Ея Императорского Величества самодержицы всероссийской из Правительствующего Сената учрежденной по имянному Ея Императорского Величества указу о винных и соляных доходах комиссии». В конце текста приведено решение Сената: «И о всем том учреждении к нему, генералу-аншефу, в Малороссийскую коллегию и во все присутственные места, в губернии и провинции, а из оных в приписные городы указы посланы, и в Святейший Синода и в Московские Сената департаменты ведениями сообщено. И учрежденной по имянному Ея Императорского Величества указу о винных и соляных доходах комиссии о том ведать. Ноября 18 дня 1764 года» (везде выделен рукописный текст. – Авт.). После печатного текста указа расположились рукописные пометы должностных , лиц Сената, скреплявших указ: «Обер секретарь Иван Ермолаев, секретарь Иван Артемьев, канцелярист Иван Брагин». В нижнем левом углу напечатано «1-го департамента». Это указание на то, что дело рассмотрено и решено в 1-м департаменте Сената. На внутреннем поле «лица» документа от руки написано «№ 13684». Под этим номером документ вышел из Сената. На верхнем поле листа имеется рукописная помета: «№ 127 получен 22 ноября 1764 года». Это помета о регистрации указа в комиссии.

Описанный выше печатный экземпляр именного указа, объявленного из Сената, о создании Малороссийской коллегии обнаружен в составленной в Комиссии о винных и соляных доходах книге указов, исходивших из высших органов власти[21]. Согласно Генеральному регламенту, подобные сборники указов требовалось иметь в каждом учреждении.

Требование именного указа 1714 г. о печатной форме документов, предназначенных для всенародного известия, было подтверждено указом Екатерины II, объявленным Сенатом-17 марта 1764 г. По мнению Екатерины II, «простой народ по уездам, а особливо по монастырским волостям, нередко обманываем бывал списками ложных от имени Ея Императорского Величества и от Сената указов». И «дабы, истребляя сие зло в самом корени, единожды [78]навсегда освободить подданных... от всяких впредь подобных лжей», императрица повелела «Сенату обнародовать обыкновенным образом печатными на публичных местах прибиваемыми и в церквах прочитываемыми листами во всех провинциях империи Ея Императорского Величества, что отныне никакие указы и манифесты для всенародного сведения и исполнения, от имени Ея Императорского Величества собственно или от Сената издаваемые, не должны быть признаваемы за действительные, кроме печатных, как в самом деле имеет Сенат по тому неотменно впредь поступать»[22].

На именном указе, объявленном из Сената «во всенародное известие» и отпечатанном на отдельном листе или помещенном на страницах газеты «Санкт-Петербургские ведомости», читалось следующее замечание: «Подлинный по высочайшей от Ея Императорского Величества конфирмации, за подписанием Правительствующего Сената» либо «Подлинный за подписанием Правительствующего Сената». Таких замечаний не было на манифестах и печатных указах, представлявших собой деловую переписку Сената с нижестоящими учреждениями.

От имени монарха Сенат издавал указы, которые назывались сенатскими. Они оформляли решения самого Сената по рассмотренным вопросам и рассылались для исполнения в нижестоящие органы управления или определенному лицу и были обязательны только для них. Эти указы были тесным образом связаны с делопроизводством Сената.

Источниками законодательного характера являются регламенты. Они определяли общую структуру, статус и направление деятельности отдельных государственных учреждений. Эта форма нормативного акта была особенно распространена в период правления Петра I, когда создавалась новая система государственных учреждений. С 1711 по 1721 гг. возникло несколько регламентов, среди которых: Регламент Кригскомиссариату (о выдаче жалованья в полках, 1711 г.); Регламент Штате-конторе (о государственных расходах, 1719 г.); Регламент Коммерц-Коллегии (о государственных доходах, 1719 г.); Генеральный регламент (о штатах и деятельности коллегий, 1720 г.); Регламент Главному магистрату (о городском устройстве, 1721 г.); Духовный регламент (о Синоде и церковном управлении, 1721 г.).

В XVIII в. законы могли издаваться в форме жалованных грамот. Во второй половине XVIII в. под таким названием вышли подробные кодифицированные законы, определявшие права и обязанности двух российских сословий: дворянства (1785 г.) и городского населения – мещан и купцов (1785 г.).

В XVIII в. проблема размежевания законов, административных распоряжений и судебных решений сохранялась, хотя осознание необходимости ее разрешения уже пришло. Наиболее [79] четко различие законов, административных распоряжений и судебных решений представила в Наказе Уложенной комиссии императрица Екатерина И. По ее мнению, законы – «те установления, которые ни в какое время не могут перемениться; указы – все то, что для каких-нибудь делается приключений, и что только есть случайно или на чью особу относящееся и может со временем перемениться».

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.