Сделай Сам Свою Работу на 5

Сущность переходных процессов





Под переходной экономикой принято понимать такое состояние экономики, возникающее при смене модели экономической системы.

Сущность переходного процесса заключается в трансформации государственно-монополистического социализма в социально-рыночную модель развития. При этом трансформация – это изменение не только формы, но и содержания. Трансформационная сущность переходной экономики заключается в том, что большинство стран (по определению Д.Сакса, в 80 странах на рубеже 80-90-х гг. ХХ начались переходные процессы) пытаются соединить в новой модели позитивы четырех систем: чистого капитализма, традиционной, административно-командной, традиционной экономик.

При этом методы перехода в каждой стране имеются свои, определяемые предшествующим развитием и традициями государственного регулирования.

Следует отметить, что в России данный процесс был связан с неэффективностью экономической системы в целом, отсутствием адекватных реанимирующих мер со стороны государства.

Смена экономической модели имеет объективные и субъективные причины, рассмотрим основные из них на примере отечественной экономики:



Объективные причины Субъективные причины
Ежегодное сокращение темпов прироста ВВП; Продолжающаяся гонка вооружений сопровождалась увеличением расходов государства на содержание ОПК;    
Нерациональная система всей экономики, что проявилось в «утяжеленной» структуре экономики, преобладание сырьевых отраслей, старение основных производственных фондов, отставание от мирового уровня развития производства; Распад СЭВ привел к разрыву экономических связей с бывшими советскими государствами
Кризис финансовой системы, что проявилось в увеличении дефицита государственного бюджета как следствие чрезмерной инвестиционной активности государства в финансировании неэффективных отраслей; «Экономическое двоевластие», которое выразилось в одновременном проведении радикальных реформ: «Перестройки» М.С. Горбачева и «Шоковой терапии» Е.Т. Гайдара
Кризис потребительского рынка, что проявилось в хроническом дефиците товаров конечного потребления;
Дисбаланс денежных доходов населения и уровнем потребления, что стало основой инфляционных всплесков в отечественной экономике;
Политика полной занятости способствовала снижению качества использования человеческого капитала и провоцировала рост скрытой безработицы
Административно-командная система полностью себя изжила Неадекватность методов, направленных на реанимацию экономической системы

 



Из приведенной выше таблицы становится очевидным, что к объективным причинам отнесены характеристики, связанные с неэффективностью общественного производства, а к субъективным – факторы неадекватной экономической политики. Остановимся на последнем более подробно. В реализации экономической политики может быть выделено два этапа, формирующихся на основе собственной модели соотношения государственного регулирования и рыночных саморегуляторов:

I этап – «перестройка» М.С. Горбачева, целью которой была модернизация экономики при неизменности системы хозяйствования , при сохранении приоритетного значения государственного регулирования воспроизводственных процессов:

II этап – «шоковая терапия» Е.Т. Гайдара, целью которой было изменение экономической системы на основе либерализации отношений собственности, управления, распределения, основанной на высвобождении рыночных сил и уменьшении государственного воздействия на экономику.

Как известно, «перестройка» являлась объективной необходимостью, т.к. с конца 80-х гг. ХХ в. в советской экономике сформировались определенные предпосылки для «сползания» экономики в понижательную волну технологического цикла или т.н. длинной волны Н. Кондратьева, что было общемировой тенденцией и имело ряд объективных причин.



Проведенная индустриализация в 20-30-х гг. ХХ в., обеспечила советской экономике необходимые условия для наращивания ВНП, НД, продукции основных отраслей народного хозяйства в течение последующих 50 лет. Но с середины 80-х гг. потенциал повышательной волны данного технологического цикла в СССР был исчерпан. Началось быстрое старение производственного аппарата, что доказывается результатами инвентаризации и оценки состояния основных производственных фондов, проводимой в 1986 г., которые показали, «что более половины парка машин и оборудования имело износ свыше 50 %».

Таким образом, технологический уклад, утвердившийся в ходе индустриализации, требовал реиндустриализациии и переиндустриализации на основе обновления основных производственных фондов в связи с потребностями мировой конъюнктуры, переходящей преимущественно к интенсивному и инновационному типу взамен существующего ресурсоемкого (экстенсивного) типа экономического роста.

Для предотвращения дальнейшего «сползания» экономики и устранения угрозы «технологической деградации» необходима была радикальная экономическая политика, которой стала перестройка М.С. Горбачева, которая имела своей целью реиндустриализацию экономики для повышения эффективности административно-командной системы посредством «установления информационного технологического способа производства». Основным элементом перестройки являлся переход на принцип хозрасчета. Данные меры должны были содействовать усилению и укреплению экономической самостоятельности предприятий преимущественно в инвестиционной политике. За счет гибкого планирования предприятия получили право на самостоятельный выбор модели и системы оплаты труда, т.е. приоритет отдавался повышению производительности труда, которое невозможно без технической модернизации.

Как известно, «перестройка» не смогла повысить эффективность экономической системы. Основной причиной неудачи выбранного курса (т.е. перестройка не достигла своей цели - реиндустриализации сферы производства и модернизация экономической системы), как нам представляется, является неадекватность реанимирующих мер реальной тяжести и сложности задач по улучшению социально-экономического положения страны с «моделью нерыночной административно-командной системы тоталитарного государства с высокоцентрализованным вертикальным управлением, жестким планированием при слаборазвитых горизонтальных связях между производителями и потребителями». И как результат, СССРпо-прежнему существенно отставал от развитых стран, темпы экономического роста продолжали снижаться, а дефицит, как результат диспропорций, - нарастать.

К тому же, «перестройка» выявила все пороки прежней системы, к которым, в первую очередь, относится постоянное увеличение инвестиционных издержек, связанных с воссозданием экстенсивного типа воспроизводства и возрастающей военной нагрузкой. Что, в свою очередь, повлияло на неспособность развертывания социальных программ с использованием старой технологической базы, став основным источником структурных деформаций, которые способствовали утверждению нерациональной структуры всей экономики.

Структурные диспропорции, обнажившиеся в ходе «перестройки», сложились с конца 70-х гг..ХХ в. и проявлялись, прежде всего, в «утяжелении» экономики, т.е. преобладании отраслей, связанных с добычей сырья и форсированным развитием военного производства. Основной причиной подобной деформации является «перекос в пользу отраслей, к тому времени утративших сравнительное преимущество на мировой арене» стала «беспрецедентная внешняя нагрузка» (непосредственно не связанная с процессами в воспроизводстве системы) на экономику. "Структурные диспропорции вместе с технологическим отставанием формируют фундамент будущего системного кризиса».

Началом II этапа являлась предложенная в начале 90-х гг. трехлетняя программа по макроэкономической стабилизации на основе «шоковой либерализации» как основного механизма "системной трансформации", предложенная правительством России во главе с Е. Гайдаром. На ее первом этапе предлагалось создать открытый рынок, устранить хронический дефицит за счет либерализации цен, дерегулирования внешней торговли, создания условий для частного предпринимательства, а также ликвидации неэффективных отраслей, внедрения жесткой экономии энергоресурсов, что позволило бы увеличить экспорт нефти и газа, полученные денежные средства пойдут на поддержания социальной сферы, пока не будут созданы новые высокотехнологические предприятия.

Основные работы правительства на втором этапе реформы можно разделить на три уровня. Первый - связан с краткосрочными задачами, к которым относится жесткий государственный контроль за ценами на топливо, ликвидация системы неплатежей, частичной поддержке сельского хозяйства, кредитовании строительства и замещение бюджетных ресурсов кредитными. Второй уровень - это среднесрочные задачи, основу которых составляет борьба с кризисом денежного обращения посредством, первое, внедрения безналичного расчета, что стало бы стимулом к развитию банковской системы, второе, за счет уменьшения затрат на социальные выплаты. Третий уровень основан на решении долгосрочных задач, основу которого составляет программа экономического возрождения России, связанная со снижением государственного вмешательства в экономику, снижении налогов, реформы в сфере потребления, демилитаризации экономики и т.д.

Третий этап в реформировании российской экономики сводился к началу экономического роста на основе частных сбережений и инвестиций. Правительственная программа, в которой отстаивался принцип «полноценной рыночной экономики, где господствуют свобода, частная собственность, инициатива и предприимчивость», государство должно было обеспечить стабилизацию финансов и укрепление рубля, выработать законодательную основу приватизации, стимулировать развитие предпринимательства для создания конкурентной среды. Если же государство не сумеет выдержать выбранный курс, «то страну ждут гиперинфляция и длительный спад».

Таким образом, радикальная реформа Е. Гайдара, направленная на высвобождение рыночных механизмов "шоковыми методами", способствовала уменьшению присутствия государства в экономике, привела к отказу от директивных методов управления, стимулировала предпринимательскую активность, сократила неэффективные отрасли, рынки сбыта которых максимально снизились.

При этом реформы Е.Т. Гайдара не достигли поставленных целей, за три года не удалось устранить многоуровневые диспропорции, провести реиндустриализацию производственной сферы, спад нарастал, социальная неоднородность населения увеличивалась, стремительный развал единого экономического пространства, различная продолжительность слома старой и создания новой экономической системы в различных регионах России. Переход от одноукладной к многоукладной экономике, предполагающей сосуществование альтернативных форм хозяйствования, а также перенос с вертикального уровня организационно-хозяйственных связей на горизонтальный при господстве рыночных отношений - это очень сложный период, который может длиться десятилетиями. Поэтому сторонники сильного государства С.Ю. Глазьев, Д.С. Львов, Г.Т. Фетисов считают, что предложенная и реализованная Е. Гайдаром либерализация экономики не была адекватна сложившимся условиям, и призывают к активизации регулирования государством воспроизводственных процессов на всех уровнях.

Таким образом, у России должна быть собственная модель смешанной экономики, учитывающая опыт и традиции не только экономической системы, но и методов государственного регулирования.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.