Сделай Сам Свою Работу на 5

Структура рынка: субъекты, объекты, механизм взаимодействия





Исходя из представленного выше боле широкого подхода к определению сущ-

ности рынка, его структура может быть представлена следующим образом:

 

 

 


Рис. 7. Структурные элементы рынка с точки зрения широкого подхода

Субъекты и объекты рынка, как системы отношений, были подробно рассмотрены в предшествующих разделах, поэтому далее считаем целесообразным более детально остановится на характеристике каждого из представленных в схеме законах, формирующих во взаимосвязи рыночный механизм (за исключением закона денежного обращения, который был рассмотрен в предшествующем разделе).

Закон спроса, предложения, равновесной цены.

Спрос – это потребность в чем-либо, обеспеченная денежными средствами, выражается количеством товара, которое потребитель может приобрести.

К факторам, оказывающим влияние на спрос, можно отнести: моду, сезон, наличие в избытке (недостатке) данного товара, традиции и т.п. При этом образующим фактором является цена, аккумулирующая все другие факторы.

Графическая зависимость спроса от цены выгладит следующим образом:

 

Рис. 8 Графическая зависимость спроса товар от его цены



На основании представленной графической зависимости спроса товар от его це-

ны можно сформулировать закон спроса: чем выше цена, тем меньше спрос.

Следует отметить, что данный закон определяет нормальное поведение потребителей на рынке, другие варианты поведения потребителей принято обозначать как «спросовые аномалии». Среди них можно выделить: 1) Эффект Гиффена; 2) эффект сноба; 3) эффект заблуждения; 4) эффект отложенного спроса.

Предложение – это то количество товаров и услуг, которое производитель готов продать на рынке. К факторам, оказывающим влияние на предложение, можно отнести: конкуренцию на рынке, цены на ресурсы, проводимую государством политику, влияние мировой конъюнктуры и т.п. При этом образующим фактором также является цена, аккумулирующая все другие факторы.

Графическая зависимость предложения от цены выгладит следующим образом:

           
   
 
 
 
   
Количество товара

 

 


Рис. 9 Графическая зависимость предложения товара от его цены



На основании представленной графической зависимости предложения товара от его цены можно сформулировать закон предложения: чем выше цена, тем в большей мере растет предложение товаров и услуг со стороны продавцов.

При одновременном совмещении кривых спроса и предложения (рис. 10) определяется точка равновесия спроса и предложения, свидетельствующая о единстве экономических интересов покупателей и продавцов.

 
 

 

 


Рис. 10. Равновесное количество предложения и спроса

 

Если из точки равновесного состояния опустить перпендикуляр на ось абцис, то в точке их пересечения можно определить равновесное количество, удовлетворяющее пожелания покупателей и продавцов. Проекция точки равновесного состояния на ось ординат позволяет получить равновесную цену, одинаково приемлемую для участников рыночной сделки.

Равновесная цена и равновесное количество свидетельствуют: 1) о наибольшей экономической эффективности сложившейся рыночной ситуации, т.к. затраты на производство окупаются их продажей по равновесной цене; 2) о достижении оптимального выпуска товаров и услуг (нет ни избытка, ни дефицита материальных благ).

Закон конкуренции.

Конкуренция – это борьба между производителями за потребителя, в которой выигрывает тот из них, чей товар является конкурентоспособным. При этом конкурентоспособный товар обладает следующими свойствами:

1) низкой ценой;

2) высоким качеством;

3) экологической чистотой.

Закон стоимости.

Предприниматель заинтересован в снижении затрат на производство товаров и услуг для максимального увеличения разницы между их стоимостью и рыночной ценой.



Взаимодействие перечисленных выше законов (закона спроса, предложения, равновесной цены, закона конкуренции, закона стоимости и закона денежного обращения) порождает механизм рыночного саморегулирования, названного А. Смитом «невидимой рукой рынка». Исходя из чего, экономику, функционирующую преимущественно на его основе принято называть «рыночной».

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.