Сделай Сам Свою Работу на 5

Безопасность жизнедеятельности – наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека с техносферой.

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ

И УПРАВЛЕНИЯ

(образован в 1953 году)

___________________________________________________________

Кафедра охраны труда и промышленной экологии

Дистанционное

обучение

 

А.П. Мартынова

 

БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Раздел 1. Гигиена труда.

Безопасность труда

Учебно-практическое пособие

для студентов всех специальностей

И форм обучения

 

 

Www.msta.ru

Москва – 2004

УДК 678.05

© Мартынова А.П. Безопасность жизнедеятельности. Раздел 1. Гигиена труда. Учебно-практическое пособие – М., МГУТУ, 2004

 

Рекомендовано Институтом информатизации образования РАО

 

В учебно-практическом пособии представлены основные аспекты, характеризующие вопросы гигиены труда на предприятии.

В учебно-практическом пособии представлены данные об основных неблагоприятных санитарно-гигиенических факторах – промышленном микроклимате, шуме, ультразвука, инфразвука, вибрации, токсических веществах – пылях и газах, освещении, психофизиологических факторах.

По каждому фактору представлены данные о характере возможного неблагоприятного воздействия, принцип гигиенического нормирования, методы контроля. Представлены мероприятия и методы их инженерных расчетов по предупреждению неблагоприятного действия на работающих.

После каждой темы даны вопросы и тесты, позволяющие контролировать усвоения студентами учебного материала.

Пособие предназначено для студентов всех специальностей, изучающих дисциплину «Безопасности жизнедеятельности» и «Безопасность труда».

 

Охр. тр. – 1.22.0608 зчн.плн. Охр. тр. – 1.22. 2701 зчн.плн. Охр. тр. – 1.22. 2710 зчн.плн.

Охр. тр. – 1.22. 0608 зчн.скр. Охр. тр. – 1.22. 2701 зчн.скр. Охр. тр. – 1.22. 2710 зчн.скр.

Охр. тр. – 1.22. 2102 зчн.плн. Охр. тр. – 1.22. 2703 зчн.плн. Охр. тр. – 1.22. 2712 зчн.плн.

Охр. тр. – 1.22. 2102 зчн.скр. Охр. тр. – 1.22. 2703 зчн.скр. Охр. тр. – 1.22. 2712 зчн.скр.

Охр. тр. – 1.22. 1706 зчн.плн. Охр. тр. – 1.22. 2704 зчн.плн. Охр. тр. – 1.22. 2713 зчн.скр.

Охр. тр. – 1.22. 1706 зчн.скр. Охр. тр. – 1.22. 2704 зчн.скр. Охр. тр. – 1.22. 2713 зчн.плн.



Охр. тр. – 1.22. 0702 зчн.плн. Охр. тр. – 1.22. 2705 зчн.плн. Охр. тр. – 1.22. 0611 зчн.плн.

Охр. тр. – 1.22. 0702 зчн.скр. Охр. тр. – 1.22. 2705 зчн.скр. Охр. тр. – 1.22. 0611 зчн.скр.

Охр. тр. – 1.22. 2202 зчн.плн. Охр. тр. – 1.22. 2707 зчн.плн. Охр. тр. – 1.22. 0211 зчн.плн.

Охр. тр. – 1.22. 2202 зчн.скр. Охр. тр. – 1.22. 2707 зчн.скр. Охр. тр. – 1.22. 0211 зчн.скр.

Охр. тр. – 1.22. 3117 зчн.плн. Охр. тр. – 1.22. 2708 зчн.плн. Охр. тр. – 1.22. 0606 зчн.плн.

Охр. тр. – 1.22. 3117 зчн.скр. Охр. тр. – 1.22. 2708 зчн.скр. Охр. тр. – 1.22. 0606 зчн.скр.

Охр. тр. – 1.22. 3511 зчн.плн. Охр. тр. – 1.22. 0204 зчн.плн. Охр. тр. – 1.22. 0604 зчн.плн.

Охр. тр. – 1.22. 3511 зчн.скр. Охр. тр. – 1.22. 0204 зчн.скр. Охр. тр. – 1.22. 0604 зчн.скр.

Охр. тр. – 1.22. 3510 зчн.плн. Охр. тр. – 1.22. 3513 зчн.плн. Охр. тр. – 1.22. 0605 зчн.плн.

Охр. тр. – 1.22. 3510 зчн.скр. Охр. тр. – 1.22. 3513 зчн.скр. Охр. тр. – 1.22. 0605 зчн.скр.

Охр. тр. – 2.22. 2710 зчн.плн. Охр. тр. – 2.22. 2710 зчн.скр.

 

Автор Мартынова Александра Петровна

Рецензенты: зам. зав. каф. «Промышленная экология и

безопасность производства» «МАТИ» им.

К.Э. Циолковского, к.т.н. Фетисов А.Г.

Доцент каф. «Инженерная экология и

охрана труда» Технического университета, к.т.н. Соболев Б.Н.

Редактор Свешникова Н. И.

 

© Московский государственный университет технологий и управления, 2004

109004, Москва, Земляной вал, 73

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение ……………………………………………………………………
1. Микроклимат …………………………………………………………….
Вопросы для самопроверки ………………………………………………..
2. Производственная пыль …………………………………………………
Вопросы для самопроверки ……………………………………………….
3. Вредные вещества ………………………………………………………
Вопросы для самопроверки ……………………………………………….
4. Естественное освещение ………………………………………………..
Вопросы для самопроверки ……………………………………………….
5. Шум ………………………………………………………………………
Вопросы для самопроверки ………………………………………………..
6. Вибрация …………………………………………………………………
Вопросы для самопроверки ……………………………………………….
7. Инфразвук, ультразвук …………………………………………………
Вопросы для самопроверки ………………………………………………
Ключ для самопроверки ………………………………………………….
Тесты для самопроверки усвоения дисциплины ………………………..
Перечень лабораторных работ ……………………………………………
Нормативные документы для разработки мероприятий ………………...
Список рекомендуемой литературы ………………………………………
Словарь основных понятий ……………………………………………….

ВВЕДЕНИЕ

 

Ушедший XX век в России характеризовался ростом количества аварий и катастроф, количеством пострадавших в каждой их них, количеством несчастных случаев, отравлений и заболеваний с тяжелыми последствиями. В пищевой промышленности эти показатели достаточно велики. Число пострадавших на 1000 работающих по отраслям промышленности, по данным 2001г. : электроэнергетика – 1.7, нефтехимическая – 2.5, химическая – 3.1, черная металлургия – 3.2.ьмашиностроение – 5.2, пищевая промышленность – 6.0. строительных материалов – 7.9, лесная, деревообрабатывающая – 14.1.

Смертельные случаи от производственных травм в этот переод в России составляли 0.155 на 1000 работающих, что существенно выше, чем в ведущих стран мира: Великобритания – 0.015, Германия – 0.70, США – 0.09, Франция – 0.084, Япония – 0.02 (Белов С. В.; Козьяков А. Ф.; Михайлова А. А.; Пышкина Э. П.).

Возрастают потери населения связанные с неправильным образом жизни: от курения, отравления алкоголем, наркотической зависимости, самоубийств, заражений СПИДом. Официально в 1990 г. в РФ число ВИЧ инфицированных составляло 718 человек, а в 2000 г. оно достигло 26000 человек.

Техногенные загрязнения окружающей среды увеличивают заболеваемость и гибель людей от причин, вызывающих обычные заболевания человека.

Смертность, связанная с неправильным образом жизни выше у мужчин, чем у женщин.

Так смертность у мужчин от самоубийств в 5.8 раз выше, от несчастных случаев (отравлений и травм) – 5.1 раза, от наркотиков – в 6.5 раза, на производстве – 20раз выше, чем у женщин.

За последние 100 лет увеличилась продолжительность жизни на планете почти в 2 раза, однако ее показатели различны в разных странах.

Средняя продолжительность людей развитых стран (Европа, Северная Америка, Япония) составляет 75 – 80 лет. В России средняя продолжительность жизни у мужчин составляет 59,1 год, у женщин 72 года. Начиная с 1990 г в России наблюдается спад численности населения, ежегодно теряя около 800 – 900 тыс. человек из общей численности (разность между количеством умирающих и рождающихся и рождающихся ежегодно).

При оценке социальной защищенности населения учитывается и показатель продолжительности жизни людей в пенсионном возрасте (разность средней продолжительности жизни и пенсионного возраста, установленного в странах.) В Японии этот показатель составляет 15 лет, В США – 11.4года, в России у женщин на 17.7 лет, а мужчин – 0.7 т.е. в среднем мужчины умирают, не достигнув пенсионного возраста.

В учебные планы высших учебных заведений РФ в 1990 г. введена новая обязательная для подготовки специалистов всех специальностей дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД) на основе объединения трех дисциплин: Охрана труда, промышленная экология и гражданская оборона.

Безопасность жизнедеятельности – наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека с техносферой.

Дисциплина Безопасность жизнедеятельности включает три блока: Охрана труда, промышленная экология, защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Эти блоки включают систему модулей:

 
 

 


Деятельность дисциплины БЖД направлена на сохранение здоровья человека, его активной деятельности, увеличения продолжительности жизни, увеличения численности населения.

Анализ этих данных свидетельствует о том, что причинами такого положения является не только использование устаревших технологий и оборудования в промышленности, но и низкий уровень подготовки населения, и в первую очередь специалистов различных специальностей в области безопасности жизнедеятельности. Такой специалист становится генератором опасности на предприятии при сознании и эксплуатации технических систем и сооружений, а также жертвой своей необразованности.

Техническое перевооружение предприятий пищевой промышленности на основе механизации и автоматизации, химизация технологических процессов, широкое использование химических веществ в качестве улучшителей, консервантов, подсластителей, стабилизаторов, ароматизаторов, красителей и др., использование нетрадиционного сырья, при недостаточной грамотности специалиста может быть причиной чрезвычайных ситуаций.

Все сказанное определяет необходимость существенного повышения качества подготовки специалиста с высшем образованием по «Безопасность жизнедеятельности».

Учебно-практическое пособие по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» разработано в соответствии с представленной блочной модульной схемой в 5 частях:

Часть 1. Гигиена труда, профессор Мартынова А.П.

Часть 2. Техника безопасности, профессор Калинина В.М.

Часть 3. Защита водного бассейна, доцент Шеховцова Т.Е.

Часть 4. Защита почвы, доцент Гурковская Е.А.

Часть 5. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях, доцент Нечесов В.В.

В учебно-практическом пособии по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» часть 1. изложены вопросы Гигиены труда.

Гигиена (от греч. hygicinos - здоровый) – это наука, задачей которой на основе изучения влияния условий жизни и труда на здоровье человека, разработка мероприятий по профилактике заболеваний, обеспечению оптимальных условий существования, сохранению здоровья и продления жизни человека.

Гигиена включает ряд разделов, каждый из которых охватывает самостоятельную область науки и практики: гигиену труда, коммунальную гигиену, гигиену питания, гигиену детей и подростков, радиационную гигиену и др.

Гигиена труда – это наука, изучающая влияние на организм человека факторов, условий и характера труда. На основе такого изучения разрабатываются нормативы и конкретные практические мероприятия, имеющие целью создания благоприятных условий труда человека, т.е. снижения заболеваемости, смертности, увеличение продолжительности жизни, повышение работоспособности.

В условиях производства работающий может подвергаться воздействию опасных и вредных факторов в зависимости в первую очередь от особенностей технологического процесса, используемого оборудования.

Вредными факторами называются такие, которые при определенных условиях могут вызвать заболевание.

Опасными факторами называются такие, которые при определенных условиях могут привести к травме. Строгого различия, деления на опасные и вредные факторы нет. Некоторые факторы в различных условиях могут оказывать воздействие и как опасные и как вредные (например, мучная пыль может вызвать заболевание органов дыхания, кожи и быть взрывоопасной).

По воздействию на человека вредные и опасные факторы делятся на 4 класса:

1. Физические факторы. Движущийся объект, оборудование, элементы оборудования, шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, повышенные или пониженные температуры воздуха, повышенная влажность, нерациональное освещение, электрический ток, статическое электричество и другие.

2. Химические факторы. Классифицируются по направленности действия на организм работающего по 5 группам:

- общетоксического действия (оксид углерода, бензол, свинец, ртуть и другие);

- раздражающие – аммиак, акролеин, окислы азота и другие;

- аллергены – большинство синтетических моющих средств, мучная пыль и др.

3. Биологические, которые в свою очередь делятся на микроорганизмы и макроорганизмы. К микроорганизмам относятся микробы, вирусы, грибки и т.д. К макроорганизмам относятся:

- растения ядовитые (например корень ландыша, борщевик и др.);

- животные (укусы собак, крыс, мышей, клещей, ос и др.);

4. Психофизиологические факторы, которые делятся на:

- физические перегрузки, которые в свою очередь подразделяются на статические перегрузки – удержание груза, работа в неудобной рабочей позе;

- динамические перегрузки, связанные с постоянной переноской тяжестей (например работа грузчика);

- гиподинамия, связанная с недостаточным движением, - сидячая работа;

- нервно-психические перегрузки, которые различают: умственные перегрузки, эмоциональные перегрузки, перегрузки анализаторов, монотонный труд;

Монотонный труд – это выполнение однотипных, часто повторяющихся движений в навязанном ритме. Чаще это работа на конвейере.

В учебно-практическом пособии представлены гигиенические данные по основным вредным факторам, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на здоровье работающих на предприятиях пищевой промышленности и мероприятий по предупреждению такого воздействия.

 

 

МИКРОКЛИМАТ

 

Микроклимат – это метеорологические условия помещений, которые определяются действующими на организм человека сочетаниями температуры, относительной влажности, скорости движения воздуха, а также температурой поверхностей, ограждающих конструкций, технологического оборудования и интенсивностью теплового облучения, (Вт/м2), ультрафиолетовым облучением.

Температура воздуха. Высокая температура воздуха имеется в помещениях со значительными тепловыделениями от нагретого оборудования и изделий – выпечки хлебозаводов, основные цехи масложировой, кондитерской промышленности, производства полимерной тары и т.д., особенно в летний период года.

Пониженная температура воздуха имеется в зимний период года на элеваторах, складах, особенно расположенных в зонах сурового климата, холодильниках и т.д.

Влажность и скорость движений воздуха. Влажность воздуха обусловлена поступлением паров воды от оборудования, особенно в моечных цехах производств вина, пива, безалкогольных напитков, и открытых емкостей с водой разных производств пищевой промышленности.

При характеристике микроклимата учитывается относительная влажность В – отношение абсолютной влажности А к максимальной М, выраженной в процентах:

Абсолютная влажность выражается парциальным давлением водяных паров в Паскалях или весовых единицах (г/м3). Максимальная влажность – количество водяных паров при полном насыщении ими воздуха при данной температуре.

Скорость движения воздуха (м/с) зависит от работы машин, механизмов, конвективных потоков воздуха, работы системы вентиляции и т.д.

Инфракрасная радиация. Электромагнитное излучение имеет длину волн от 0,78 до 500 мкм, волны делятся на короткие (0,76-15 мкм), средние (15-100 мкм) и длинные (100-500 мкм). При прохождении инфракрасных лучей воздух не нагревается, но нагревается тело человека. Источником инфракрасного излучения являются печи и другое нагретое оборудование.

Сочетание высокими температурами воздуха, особенно в сочетании с инфракрасной радиацией, высокой влажностью, низкой подвижностью воздуха определяют как нагревающий микроклимат.

Действие на организм человека нагревающего микроклимата вызывает:

перегревание – покраснение лица, обильное потение, слабость, головную боль, головокружение, тошноту, рвоту, повышение температуры тела, учащение дыхания и пульса;

тепловой удар – быстрое повышение температуры тела до 400С, потеря сознания, частое поверхностное дыхание, частый пульс, могут быть судороги;

судорожная болезнь возникает в результате нарушения водно-солевого баланса при резком потении в результате действия высокой температуры воздуха – слабость, головная боль, судороги.

При соприкосновении с горячими поверхностями оборудования возникают ожоги.

Особенности действия инфракрасной радиации проявляются в прогревании более глубоких слоев кожи, образовании биологически активных веществ, способствующих повышению температуры тела. Наиболее неблагоприятно для человека облучение шеи и верхней половины туловища. Длительное многолетнее облучение глаз может вести к помутнению хрусталика (катаракте), снижению зрения.

Охлаждающий микроклимат, характеризующийся низкими температурами воздуха, особенно в сочетаний с высокой влажностью и большим движением воздуха, вызывает охлаждение и переохлаждение работников, может быть причиной простудных заболеваний – катара верхних дыхательных путей, ангины, пневмонии, а также миозитов, радикулитов, невритов. Местное действие – обморожение.

Нормирование микроклимата производственных помещений определяется ГОСТ 12.1.005–ССБТ «Воздух рабочей зоны», а также СанПин 2.2.4.548-96 Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений. Температура, влажность и скорость движения воздуха нормируются с учетом сезона года, категории выполняемой физической работы, а также уровня тепловыделений в производственных помещениях.

Нормируются оптимальные и допустимые параметры микроклимата.

Оптимальные нормы микроклимата.Это такое сочетание параметров микроклимата, которое при длительном и систематическом воздействии на человека в условиях производства обеспечивает сохранение нормального теплового состояния организма без напряжения механизмов терморегуляции. Они обеспечивают ощущение теплового комфорта и создают предпосылки для высокой работоспособности.

Допустимые нормы микроклимата. Это такое сочетание параметров микроклимата, которое при длительном и систематическом воздействии на человека может вызвать быстро приходящие и быстро нормализующиеся изменения теплового состояния организма, сопровождающиеся напряжением механизмов терморегуляций, не выходящих за пределы физиологических приспособительных возможностей.

Оптимальные показатели предусматриваются для всей рабочей зоны, допустимые устанавливаются раздельно для постоянных и непостоянных рабочих мест в тех случаях, когда по технологическим, техническим или экономическим причинам невозможно обеспечить оптимальные нормы.

Приборы контроля:

- температуры и относительной влажности – аспирационные психрометры МВ-4м, М-34, электротермометры.

- скорости движения воздуха – анемометры (крыльчатые АСО-3, АП –1м, чашечные МС-13), термоанемометры ТАМ-1, кататермометры (цилиндрические и шариковые).

- тепловое излучение – актинометры (инспекторский ИМО-5), радиометр «Аргус 3».

Могут возникать ощущения дискомфорта, может ухудшиться самочувствие и понижаться работоспособность.

Оптимальные и допустимые параметры не вызывают повреждений или нарушений в состоянии здоровья.

Как правило, при кондиционировании производственных помещений должны соблюдаться оптимальные параметры микроклиматических условий. Допустимые параметры предусматриваются для помещений с большими тепловыделениями или большими площадями.

Категории тяжести работ при нормировании микроклимата. Устанавливается по выполняемой работе с учетом общих энергозатрат организма. Легкая (категория I) работа выполняется сидя или стоя, энергозатраты – до 172 Дж/с (например, работники заводоуправления).

Работа средней тяжести (категория IIа) связана с постоянной ходьбой, но без перемещения тяжестей, энергозатраты – 172-232 Дж/с (например, аппаратчики).

Работа средней тяжести (категория IIб) связана с ходьбой и перемещением тяжести до 10 кг, энергозатраты – 232-293 Дж/с. К этой категории работ относится большинство профессий пищевой промышленности.

Тяжелая работа (категория III) связана с постоянным передвижением и переноской тяжестей свыше 10 кг, энергозатраты – более 293 Дж/с (например, работа грузчиков).

 



©2015- 2018 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.