Сделай Сам Свою Работу на 5

Предупреждение и виктимологическая профилактика органами внутренних дел административных и дорожно транспортных правонарушений





Проведенный нами анализ основных профилактических функций различных служб и подразделений органов внутренних дел показывает, что в распоряжении этих органов имеются большие возможности и действенные средства для эффективного предупреждения дорожно-транспортных преступлений. Особую роль при этом выполняет Государственная инспекция безопасности дорожного движения МВД РФ.

На сотрудников ГИБДД МВД РФ возлагается задача проведения специально-криминологической профилактики дорожно-транспортных преступлений, которая связана с осуществлением различных мероприятий среди лиц, так или иначе взаимодействующих с транспортными средствами – источниками повышенной опасности (водителей, пассажиров, пешеходов, эксплуатационников, обслуживающего персонала, других участников транспортной деятельности).

К таким мерам относятся: контроль за соблюдением правил безопасности движения и эксплуатации транспорта; пресечение административно или дисциплинарно наказуемых транспортных проступков, применение санкций к нарушителям; выявление и устранение конкретных факторов, способствующих возникновению аварийных ситуаций (улучшение состояния транспортных коммуникаций, совершенствование транспортных средств, подготовка и обучение водителей); правовоспитательная работа с водителями, обслуживающим персоналом, другими участниками транспортной деятельности.



Практика показывает, что для предупреждения преступных нарушений правил безопасности движения и эксплуатации различных видов транспорта особое внимание необходимо уделять ранней профилактике потенциальных нарушителей. Такую профилактику должны осуществлять в первую очередь органы внутриведомственного и межведомственного контроля за безопасностью работы транспорта в России: ГИБДД РФ на автотранспорте и городском электротранспорте, инспекция по безопасности мореплавания – на морском, инспекция по безопасности судоходства – на речном, Госавианадзор – на воздушном, ревизорская служба МПС РФ – на железнодорожном транспорте.

Так, на ГИБДД возложены следующие специальные меры профилактики: регулирование движения транспорта и пешеходов; выявление и пресечение нарушений правил дорожного движения; участие в выявлении и задержании угонщиков транспортных средств; оказание помощи в розыске угнанных автомобилей; контроль за содержанием дорожной сети; надзор за техническим состоянием транспорта; регистрация и учет автомототранспортных средств; учет и анализ дорожно-транспортных происшествий; выявление причин и условий, способствующих дорожно-транспортным происшествиям, разработка профилактических мер; применение к нарушителям установленных законом мер воздействия; организация и проведение воспитательной и агитационно-пропагандистской работы среди населения.



Деятельность служб ГИБДД направлена на осуществление и других специальных профилактических мер: обеспечение дорожных коммуникаций информационно-указательными и предупредительными знаками, соответствующими ограждениями и иными средствами безопасности; оказание содействия в качественной подготовке водителей, своевременном повышении их профессиональной квалификации; разработка предложений по совершенствованию конструкций транспортных средств, внедрению в повседневную практику средств пассивной безопасности (ремней и подушек безопасности, травмобезопасных стоек дорожных знаков и т. п. ), методик оказания неотложной помощи потерпевшим в ДТП и др.

Произведенный анализ показал, что основным направлением деятельности ГИБДД при регулировании дорожного движения является направленность на привлечение к ответственности за нарушение правил дорожного движения. Несомненно, это является одним из наиболее важных сдерживающих факторов недопущения более тяжких последствий, оцениваемых уголовным кодексом как преступление, но недостаточным для их предупреждения.



Функции государственного контроля и надзора в области обеспечения безопасности дорожного движения осуществляют различные органы и службы, основными из которых являются Государственная инспекция безопасности дорожного движения МВД России, Российская транспортная инспекция Минтранса России (РТИ), Госстандарт России, Минобразование России.

Российской транспортной инспекцией Минтранса России совместно с Главным управлением Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России отработана ежегодная система планирования и проведения совместных всероссийских профилактических операций и проверок хозяйствующих субъектов. Налажен межведомственный обмен информацией о дорожно-транспортных происшествиях,

Госстандарт России осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением субъектами хозяйственной деятельности обязательных требований государственных стандартов, в том числе за соблюдением правил обязательной сертификации и подтверждения соответствия продукции.

В соответствии с Положением о лицензировании образовательной деятельности органы управления образованием субъектов Российской Федерации осуществляют лицензирование деятельности образовательных учреждений (в том числе негосударственных) по подготовке водителей, а также контроль выполнения ими лицензионных требований.

Анализ ДТП показывает, что одной из причин аварийности среди начинающих водителей является низкий уровень подготовки, который связан с несоответствием материально-технической базы образовательных учреждений предъявляемым требованиям или неэффективного ее использования, недостаточной квалификации преподавательского состава, невыполнения в полном объеме программ обучения и отсутствия воспитательной работы среди кандидатов в водители.

Для улучшения качества подготовки водительских кадров и иных категорий специальностей начальной профессиональной подготовки Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2000 г. № 823 «Об утверждении Перечня профессий профессионального образования, получение которых в форме экстерната не допускается» определены профессии начального профессионального образования, получение которых в форме экстерната не допускается: водители автомобилей, автобусов, трамваев, троллейбусов, слесарь по ремонту автомобилей. [161]

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2001 г. № 606 «О конкурсном порядке размещения государственного задания на подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием»[162] утвержден конкурсный порядок размещения государственного задания на подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием, позволяющий повысить качество подготовки профессионалов-организаторов в области обеспечения безопасности дорожного движения и специалистов в области дорожного движения (автотранспорта).

Создание системы государственных образовательных стандартов, определение содержания образования, направленного на подготовку и воспитание законопослушных участников дорожного движения в системе общего образования потребовали включения вопросов безопасности дорожного движения в проекты федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования, основного общего образования и среднего (полного) общего образования.

Региональное законодательство и местные нормативные правовые документы закрепляют включение в региональный компонент содержания среднего образования проблематику обеспечения безопасности дорожного движения, и в подавляющем большинстве регионов этот учебный материал нашел отражение в этих актах.

В целях совершенствования деятельности в области обеспечения безопасности дорожного движения, предупреждения дорожно-транспортных преступлений сотрудникам ГИБДД необходимо существенно активизировать деятельность на региональном и местном уровнях. Продолжить работу по таким приоритетным направлениям профилактики, как: предупреждение превышения установленных пределов скорости движения и нарушений правил обгона, управления транспортом в состоянии алкогольного опьянения; усиление контроля за применением ремней безопасности и мотошлемов; предупреждение дорожно-транспортного травматизма пешеходов, прежде всего детей и престарелых, а также пассажиров общественного транспорта.

Сегодня приходится констатировать, что аварийность на автомо­бильном транспорте в стране продолжает оставаться на высоком уровне: так, в 2004 г. про­изошло 208 558 ДТП, в 2005 - 223 342, в 2006 - 229 140, в связи, с чем существующий уровень безопасности дорожного движения пред­ставляет серьезную проблему для России. Решение данной проблемы путем предупреждения требует совместных усилий органов исполни­тельной власти, органов местного самоуправления, негосударствен­ных организаций, и потому правовое регулирование данной деятель­ности является первым шагом на пути ее решения.

Федеральным законом РФ № 196-ФЗ от 10. 12. 1995 «О безопас­ности дорожного движения» безопасность дорожного движения определяется как состояние процесса перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах до­рог, отражающее степень защищенности его участников от дорож­но-транспортных происшествий и их последствий.

Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством:

установления полномочий и ответственности Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти и органов испол­нительной власти субъектов РФ в указанной сфере;

координации деятельности федеральных органов исполни­тельной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, ор­ганов местного самоуправления, общественных объединений, юри­дических и физических лиц в целях предупреждения ДТП и сниже­ния тяжести их последствий;

регулирования деятельности на автомобильном, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве;

разработка и утверждение в установленном порядке законо­дательных, иных нормативных правовых актов по вопросам обеспе­чения безопасности дорожного движения: правил, стандартов, тех­нических норм и других нормативных документов;

—осуществления деятельности по организации дорожного движения;

— материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения;

— проведение комплекса мероприятий по медицинскому обес­печению безопасности дорожного движения;

—осуществления обязательной сертификации объектов, продукции и услуг транспорта и дородного хозяйства;

— лицензирование отдельных видов деятельности, осуществ­ляемых на автомобильном транспорте, в соответствии с законода­тельством РФ;

проведение социально ориентированной политики в области страхования на транспорте;

осуществления государственного надзора и контроля за вы­полнением законодательства РФ, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Государственное управление в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, а именно административно-правовое управ­ление осуществляется, в том числе, в объеме своей компетенции, Министерством внутренних дел Российской Федерации. Решение задач, поставленных перед МВД России в указанной сфере, осуще­ствляется через деятельность структурных подразделений с помо­щью правовых и организационных средств, реализация которых направлена на укрепление правопорядка и обеспечение безопасно­сти в области дорожного движения.

Среди нормативных актов, регулирующих деятельность органов внутренних дел в сфере обеспечения безопасности дорожного дви­жения, особое значение занимает Указ Президента РФ № 927 от 19. 07. 2004 г. «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации», утвердивший Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации. В указанном Положении обеспечение безопасности дорожного движения определяется как одна из основных задач Министерства. Кроме того, на МВД РФ возложено осуществление таких полномочий, как участие в формировании и реализации основных направлений обеспечения безопасности до­рожного движения; разработка и проведение мероприятий по пре­дупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий; организация и осуществление в соответст­вии с законодательством РФ специальных контрольных, надзорных и разрешительных функций в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Кроме того, Положение о Государственной инспекции безопас­ности дорожного движения Министерства внутренних дел Россий­ской Федерации устанавливает, что МВД РФ в лице Государствен­ной инспекции безопасности дорожного движения осуществляет специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения.

В соответствии с п. 2 данного Положения на нее возлагается за­дача обеспечения соблюдения соответствующими субъектами зако­нодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм по вопросам обеспе­чения безопасности дорожного движения.

Помимо указанного ГИБДД МВД РФ призвана проводить ме­роприятия по предупреждению дорожно-транспортных происшест­вий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства.

Таким образом, основным субъектом государственной системы безопасности дорожного движения является ГИБДД МВД РФ. В связи с этим возложенные на нее функции по контролю и надзору можно определить как надведомственные, чьи решения и указания по вопросам, относящимся к их компетенции, обязательны для юридических лиц независимо от формы собственности, должност­ных лиц и граждан.

Кроме указов Президента РФ важное место среди нормативных правовых актов в рассматриваемой сфере занимают постановления Правительства РФ, которые детализируют существующее законода­тельство в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. К их числу относится, например, Постановление Правительства РФ № 100 от 20. 02. 2006 г. «О федеральной целевой программе Повы­шение безопасности дорожного движения в 2006—2012 годах», в которой определены задачи органов внутренних дел, включающие в себя предупреждение опасного поведения участников дорожного движения; развитие системы подготовки водителей транспортных

Нормативную правовую основу деятельности органов внутрен­них дел по предупреждению преступлений, включая ГИБДД МВД РФ, определяет Приказ МВД РФ № 19 от 17. 01. 2006 г. «О деятель­ности органов внутренних дел по предупреждению преступлений», где говорится, что основными задачами по предупреждению рас­сматриваемых преступлений органами внутренних дел являются:

выявление условий и причин, способствующих совершению дорожно-транспортных происшествий, и направление предложений по их устранению в соответствующие инстанции;

принятие мер по пресечению нарушений правил дорожного движения и иных противоправных действий, влекущих угрозу безо­пасности дорожного движения;

проведение, в том числе с использованием средств массовой информации профилактической и разъяснительной работы по пре­дупреждению дорожно-транспортных происшествий, нарушений правил дорожного движения, краж и угонов автотранспорта;

установление (выявление) в ходе выполнения служебных обя­занностей транспортных средств и лиц, находящихся в розыске, измененной (уничтоженной) маркировки номерных агрегатов авто­транспортных средств, документов и государственных регистраци­онных знаков с признаками подделки или находящихся, в розыске транспортных средств, водители которых скрылись с места совер­шения дорожно-транспортных происшествий;

проведение по ориентировкам оперативных служб проверок транспортных средств, водителей и пассажиров, перевозимых ими грузов и документов с целью выявления незаконно перевозимого оружия, боеприпасов, взрывчатых и зажигательных веществ, взрыв­ных устройств, радиационных, химических, сильнодействующих ядовитых веществ, бактериологических средств, наркотических средств и психотропных веществ, террористической и экстремист­ской литературы для задержания и передачи в установленном по­рядке в соответствующие подразделения органов внутренних дел.

Система предупреждения административных правонарушений действует в соответствии с организационными и тактическими основами противодействия органами внутренних дел дорожно-транспортным правонарушениям и преступлениям.

Административно-правовые меры предупреждения дорожно-транс­портных правонарушений и преступлений в основном реализуют со­трудники полиции общественной безопасности, в частности ГИБДД МВД РФ, а также отчасти сотрудники криминальной полиции. Так, предупреждая и прекращая дорожно-транспортные правонарушения и преступления, оперативные работники, руково­дствуясь административно-правовыми нормами, выясняют обстоятельства и устанавливают факты совершения ДТП, непосредственные его причины, характер и размер причиненного ущерба и др.

Деятельность органов внутренних дел по предупреждению преступлений и административных правонарушений в области дорожного движения показывает, что сотрудники ГИБДД МВД РФ чаще всего применяют административно-правовые меры принудительно­го характера. По своему назначению и содержанию указанные меры различны, поэтому наиболее приемлемым представляется подразде­лить их на следующие группы: а) меры административного преду­преждения дорожно-транспортных правонарушений и преступлений; б) меры административного пресечения дорожно-транспорт­ных правонарушений и преступлений; в) меры административно-процессуального обеспечения предупреждения дорожно-транс­портных правонарушений и преступлений; г) меры административной ответственности (административные наказания).

Особенностью мер административного предупреждения дорожно-транспортных правонарушений и преступлений принудительного ха­рактераявляется то, что их применение возможно ко всем участникам дорожного движения не только при нарушении установлен­ных правил, но и при наступлении определенных последствий, предусмотренных соответствующими нормативными актами. Такие обстоятельства могут возникнуть при осложнении дорожных условий, например, при ДТП, блокировании преступников на местно­сти и др.

Применение таких мер административно-правового предупреж­дения как остановка транспортного средства и проверка документов обусловлено конкретными условиями. В частности, остановка транспортного средства в целях предупреждения преступлений и административных правонарушений в области дорожного движения допускается в следующих случаях:

нарушение водителем или пассажирами правил дорожного движения;

наличие данных, свидетельствующих о причастности водите­ля или пассажиров, к совершению ДТП;

выполнение решений об ограничении или запрещении до­рожного движения и др.

Применение остановки транспортного средства возможно и то­гда, когда необходимо проинформировать об осложнении или из­менении условий дорожного движения.

Проверку документов на право пользования и управления транс­портными средствами, а также на транспортное средство и перево­зимый груз необходимо производить на стационарных постах ДПС. Следует подчеркнуть, что первостепенное применение данных пре­дупредительных мер направлено на транспортные средства, харак­тер движения которых вызывает сомнение в способности их водителя к безопасному управлению, когда транспортные средства име­ют признаки причастности к ДТП или технические неисправности, а также когда на них неправильно размещены пассажиры и грузы. Кроме того, осуществляя проверку документов, предусмотренных Правилами дорожного движения, сотрудникам ГИБДД МВД РФ следует руководствоваться принципом целесообразности. Так, оста­новку маршрутного городского автобуса или троллейбуса и связан­ные с этим разбирательства с его водителем желательно проводить на конечных остановочных пунктах, исключая задержки пассажи­ров и нарушение графика движения.

Одной из мер административно правового принудительного характера предупреждения преступлений и административных правонарушений в области дорожного движения является направление на освидетельствован1. Основаниями для производства освидетельствования могут являться: факт дорожно-транспортного происшествия; наличие признаков опьянения (запах алкоголя изо рта, неус­тойчивость позы, нарушение речи, выраженное дрожание пальцев рук, резкое изменение окраски кожных покровов лица, поведение, не соответствующее обстановке); заявление граждан об употребле­нии водителем спиртных напитков или признание данного факта самим водителем; устные или письменные заявления подозревае­мых, обвиняемых, потерпевших и других лиц, а также их защитни­ков и законных представителей.

Сотруд­ники ГИБДД МВД РФ при обнаружении у водителей психофизио­логических недостатков и медицинских противопоказаний (болез­ненного или утомленного состояния), препятствующих их допуску к управлению транспортом (в том числе признаков опьянения), направляют или доставляют указанных лиц в медицинские учреж­дения на освидетельствование.

Следующая административно-правовая мера предупреждения, принимаемая при наступлении особых условий, имеющая важное предупредительное значение, — это временное запрещение или огра­ничение движения транспортного средства и пешеходов. Данная мера применяет­ся, когда создается угроза безопасности движения на участках улиц и дорог во время стихийных бедствий, при повреждении дорожных сооружений, возникновении ДТП или других помех движению, при следовании по участку автомобилей, подающих специальные звуковые и световые сигналы, а также в период проведения всевозмож­ных массовых мероприятий и спортивных соревнований, связанных с использованием проезжей части дорог, а также в иных случаях в целях соз­дания необходимых условий для безопасного движения транспорт­ных средств и пешеходов либо если пользование транспортными средствами угрожает безопасности дорожного движения, а также на железнодорожных переездах, не отвечающих правилам их содержа­ния в безопасном для дорожного движения состоянии.

В зависимости от конкретных условий, осуществляя превентив­ный контроль, сотрудники ГИБДД МВД РФ могут использовать метод избирательного, ориентировочного или метод сплошного кон­троля транспортного потока. Ориентировочный метод основан на предварительно полученной информации (сообщениях, ориенти­ровках), оценке косвенной информации или признаках причастно­сти транспортных средств и их водителей к совершению правона­рушений или преступлений, избирательный — на выборе объектов контроля непосредственно сотрудниками ГИБДД МВД РФ, сплош­ной — на последовательной проверке всех или определенной части транспортных средств, движущихся по автомобильной дороге.

Действенными административно-правовых мерами по укрепле­нию правопорядка в области дорожного движения и обеспечения безопасности дорожного движения, применяемыми органами внут­ренних дел, выступают меры административного пресечения дорож­но-транспортных правонарушений и преступлений принудительного характера. Пресечение неправомерных действий участников до­рожного движения применяется для предотвращения ДТП и других преступлений. Обладая значительной трудоемкостью, требующей высокого уровня организации деятельности сотрудников ГИБДД на основе непрерывного и качественного ведения анализа дорожно-транспортной аварийности, данные меры в наибольшей степени способствуют реализации принципа неотвратимости наказания за совершенные правонарушения и обеспечивают максимальный пре­дупредительный эффект.

Сотрудники органов внутренних дел в целях предупреждения преступлений и административных правонарушений в области дорожного движения вправе применять меру административного пресечения общего на­значения — требование от граждан и должностных лиц прекратить противоправные действия. Данная мера может применяться к ли­цам, допустившим нарушения ПДД, как путем требования совер­шения какого-либо действия, так и требования бездействия. На­пример, сотрудники ДПС, обеспечивая соблюдение ПДД, может потребовать от водителя автомобиля устранить неисправность руле вого управления, прекратить движение со скоростью, превышаю­щей установленную, запретить пешеходу переход улицы.

Мерой административного пресечения дорожно-транспортных правонарушений и преступлений специального назначения являет­ся физическое воздействие на нарушителей ПДД. В случае, когда во­дитель не выполняет требования об остановке, сотрудникам ГИБДД МВД РФ предоставляется право с целью принудительной останов­ки транспортного средства применять специальные средства (на­пример, «Еж-Диана», «Гарпун» и др. ). Если же действия водителя создают реальную опасность для жизни и здоровья людей и при этом он отказывается остановиться, несмотря на неоднократные требования, то для остановки транспортного средства может при­меняться огнестрельное оружие.

Применение такой меры предупреждения дорожно-транспорт­ных правонарушений и преступлений, как доставление граждан в дежурную часть подразделения органов внутренних дел, осуществля­ется в случаях, если граждане не имеют при себе документов на право управления, распоряжения данным транспортным средством, право управления, распоряжения данным транспортным средством, управляют транспортным средством, на котором имеются признаки причастности к ДТП, а также совершают правонарушения, связан­ные с неподчинением законному требованию сотрудника органов внутренних дел.

Следующей мерой административного пресечения дорожно-транспортных правонарушений и преступлений органами внутрен­них дел, является запрещение или приостановление работ. Например, производство ремонтно-строительных и других работ на улицах и автомобильных дорогах допускается только после письменного со­гласования с органами ГИБДД МВД РФ, при котором устанавли­ваются способы ограждения места работ, расстановка дорожных знаков и другие условия обеспечения безопасности дорожного дви­жения. Следует отметить, что ликвидация аварий в инженерных сетях аварийно-технические и коммунальные службы могут вести без такого согласования, однако о характере, времени и месте про­изводимых работ они обязаны предварительно сообщить в террито­риальный орган ГИБДД. Если должностные лица, ответственные за производство работ, не выполняют установленных для них требова­ний, то сотрудники ГИБДД, обнаружившие какие-либо недостатки, имеют право запретить или приостановить ведение работ, доложив об этом дежурному по подразделению или начальнику ГИБДД.

Мерами административно-процессуального обеспечения предупре­ждения дорожно-транспортных правонарушений и преступлений, применяемыми сотрудниками органов внутренних дел, являются изъятие водительского удостоверения, отстранение от управления транспортным средством и задержание транспортного средства, а также запрещение его эксплуатации.

Изъятие водительского удостоверения производится в случаях, когда водитель совершает административные нарушения, на кото­рые может быть наложено административное взыскание в виде штрафа или лишения права управлять транспортным средством.

В целях предупреждения дорожно-транспортных правонаруше­ний и преступлений к лицам, которые имеют признаки опьянения, управляют транспортным средством с заведомо неисправными тор­мозной системой, рулевым управлением или сцепным устройством (для автопоезда), а также управляющим транспортным средством без права на его управление применяется такая мера предупрежде­ния, как отстранение от управления транспортным средством.

Задержание транспортного средства, а также запрещение его эксплуатации производится в случаях, когда водитель не имеет при себе водительского удостоверения (или временного разрешения), регистрационных документов на данное транспортное средство и талона о прохождении государственного технического осмотра, до­кументов, подтверждающих право владения или пользования либо распоряжения данным транспортным средством, страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности, а также при нарушениях правил эксплуатации.

Существенную роль среди мер административного принуждения в предупреждении преступлений и административных правонару­шений в области дорожного движения играет административная ответственность. В настоящее время к лицам, виновным в совер­шении правонарушения в области дорожного движения, чаще всего применяется одно из следующих наказаний: предупреждение, штраф, лишение специального права на управление транспортным средством.

Следует подчеркнуть, что сотрудники ГИБДД вправе назначать за совершение дорожно-транспортных правонарушении в отноше­нии физических и юридических лиц только такие санкции, как пре­дупреждение и штраф. Предупреждение в качестве меры ответст­венности всегда выполняется в письменном виде, и его не следует путать с устным замечанием участнику дорожного движения. Заме­чание не влечет для правонарушителя никаких правовых последст­вий, хотя имеет важное профилактическое значение.

Виктимологические проблемы профилактики автотранспортных преступлений являются частью более широкой проблемы борьбы с преступностью вообще и неосторожной преступностью в частности. В ситуациях автотранспортных преступлений взаимодействуют водитель автотранспортного средства и лицо, которому причиняется вред. Причем часто пострадавший от преступления выступает в качестве элемента ситуации, негативно проявляющегося в криминологическом механизме.

Большинство потерпевших в дорожно-транспортных преступлениях – пешеходы – 36,4%; около 29% – водители; около 32,8% – пассажиры; около 2% – иные лица (пассажиры общественного транспорта, люди, находящиеся в помещениях и т. д. ).

В 18% случаев от дорожно-транспортных преступлений пострадали родственники либо иные близкие виновному лица.

Возраст потерпевших распределился следующим образом: больше всего (33%) потерпевших находились в возрасте от 40 до 55 лет. 23% составляют потерпевшие в возрасте свыше 50 лет; 17% – в возрасте 26–39 лет; 15% – от 14 до 25 лет; 12% – дети в возрасте до 14 лет.

Особую проблему составляет группа несовершеннолетних и малолетних потерпевших. Часто данный вид преступлений в отношении детей малолетнего возраста становится результатом невнимательности взрослых, так как по оценкам исследователей, виктимность детей в данного рода происшествиях в 14 раз ниже виктимности взрослых.

Около 10% потерпевших на момент дорожно-транспортного преступления находились в состоянии алкогольного опьянения. 18% потерпевших имели различного рода физические и психические недостатки (плохое зрение, слух, проблемы с опорно-двигательным аппаратом).

Сами водители, признанные виновными в совершении дорожно-транспортных преступлений, получили различного рода повреждения примерно в 30% случаев, в 5% – погибли.

В планировании мер, противодействующих дорожно-транспортным преступлениям, необходимо учитывать виктимологический фактор.

Виктимное поведение жертв ДТП, как показывают исследования, может быть в результате неосторожного, рискованного, объективно опасного для самого потерпевшего поведения и в силу этого способствующего созданию виктимогенной ситуации, а в некоторых случаях – совершению автотранспортного преступления. Анализ данного поведения позволяет, на наш взгляд, более полно изучить ДТП, рассмотреть вопросы виктимологической профилактики указанных происшествий.

Анализ криминологической литературы показывает, что роль жертв от ДТП изучалась фрагментарно, являясь лишь одним из составляющих элементов в рассмотрении общих вопросов криминальной виктимологии.

При этом роль жертвы в дорожно-транспортном преступлении, совершаемом водителями автотранспортных средств, определяется не только ее социально-демографическими, но и психологическими особенностями, обусловливающими ее поведение и повышенную виктимность. Наиболее характерными психологическими особенностями жертв ДТП являются: беспечность, легкомысленность, самонадеянность, рассеянность, низкий уровень правовой культуры и т. д.

Специфику виктимогенной ситуации определяет совокупность обстоятельств, способствующих (а не препятствующих) совершению ДТП. Виктимогенную ситуацию в сфере дорожного движения следует определить как конкретно сложившуюся по «воле» потерпевшего дорожную обстановку, создающую опасность возникновения ДТП и причинения вреда. Это состояние системы «автомобиль – водитель – пешеход – пассажир – дорога», которая характеризуется отклонением одного (или нескольких) из элементов этой системы от требований норм и правил безопасности движения, когда при непринятии соответствующих мер может произойти дорожно-транспортное происшествие.

Виктимологическая профилактика ДТП понятие не только емкое и собирательное, но и комплексное. Сюда входят: научное исследование ДТП и их предотвращение; выявление, изучение причин и условий виктимного поведения в сфере дорожного движения и их устранение;

– выявление виктимогенных ситуаций и их анализ с точки зрения нейтрализации;

– выявление лиц – участников дорожного движения, допускающих виктимное поведение, их изучение и оказание на них соответствующего воздействия с учетом установленных при этом особенностей;

– проведение общепрофилактических мероприятий, а также реализация предупредительных мер, адресованных отдельным группам и лицам.

В этом понятии можно выделить два главных аспекта: научный (исследование ДТП, изучение причин и условий виктимного поведения, изучение лиц, допускающих виктимное поведение в сфере дорожного движения) и практический (нейтрализация, устранение причин виктимного поведения, выявление лиц, допускающих такое поведение и оказание на них воздействия и т. д. ). Однако эти два аспекта настолько тесно связаны друг с другом, что разделение их может быть только условным. Они представляют собой неразделимое единство это комплексное понятие охватывает собой виктимологическую профилактику ДТП на самых разных уровнях: общем, индивидуальном. Сюда же относятся все формы и методы соответствующего предупреждения.

Исходя из такого понятия, вытекает ответ на вопрос об объектах предупредительного воздействия. В связи с этим выделяются два основных направления предупредительных мер: виктимогенные ситуации, а также реальные и потенциальные потерпевшие от ДТП.

С учетом специфики каждого из таких объектов определяются особенности оказания на них предупредительного воздействия.

Эффективность общей виктимологической профилактики во многом зависит от интереса, проявляемого гражданами к информации, от ее убедительности и правдивости, от умения доходчиво объяснять: как надо вести себя и как не надо в той или иной ситуации, чтобы не стать жертвой дорожного происшествия. Такая профилактика должна удерживать людей от виктимных действий и поступков. В этом ее главная цель.

Виктимологическая профилактика ДТП тесно связана с решением такой важной проблемы, как обеспечение безопасности личности. Данное положение базируется на требованиях Конституции РФ о защите человека и гражданина, его жизни и здоровья, имущества.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.