Сделай Сам Свою Работу на 5

Органы внутренних дел как субъекты предупреждения неосторожных преступлений





Органы внутренних дел, стоящие на переднем крае борьбы с антиобщественными явлениями, играют в борьбе с преступностью в сфере безопасности дорожного движения особую роль. В системе правоохранительных органов они вносят наибольший вклад в решение задач криминологической профилактики.

Несмотря на отсутствие самостоятельной законодательной базы в области предупреждения дорожно-транспортных преступлений, реализация профилактической функции обеспечивается наличием соответствующей правовой основы, которую составляет система норм различных отраслей права. Для органов внутренних дел такой основой является ряд действующих нормативных актов.

Разъяснение и детализация правомочий ОВД дается в ведомственных документах МВД РФ, основным из которых является «Наставление о деятельности служб и подразделений ОВД по предупреждению преступлений».

Предупреждение преступлений органами внутренних дел является видом деятельности служб, подразделений и сотрудников названных органов, осуществляемой в пределах их компетенции, по предотвращению или пресечению преступлений и административных правонарушений, выявлению причин и условий, способствующих их совершению, принятию мер к установлению данных обстоятельств, воздействию на лиц с устойчивым противоправным поведением с целью недопущения с их стороны преступных деяний.



Научная организация предупреждения преступлений предполагает приведение ее в соответствие с объективными условиями общественного развития, которые не могут не влиять на задачи, стоящие перед органами внутренних дел как комплексного института, осуществляющего профилактические мероприятия. В настоящее время основными задачами органов внутренних дел по предупреждению дорожно-транспортных преступлений являются:

1) защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан, собственности, интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств;

2) выявление и анализ причин и условий, способствующих совершению дорожно-транспортных преступлений, принятие мер по их устранению;

3) обеспечение активного привлечения общественности к работе по предупреждению ДТП;



4) выявление лиц, противоправные деяния которых дают основания принимать к ним соответствующие меры предупредительного воздействия.

Конкретизация указанных задач позволяет уточнить объекты предупредительной деятельности ОВД, к числу которых относятся:

1) причины и условия, способствующие совершению конкретных дорожно-транспортных преступлений или облегчающие их совершение;

2) лица с устойчивым противоправным поведением, а также лица, привлекаемые к ответственности за совершение административных правонарушений в сфере безопасности дорожного движения.

Решая задачи криминологической профилактики, органы внутренних дел применяют методы убеждения и принуждения, которые вместе с другими средствами оказывают целенаправленное профилактическое воздействие на все звенья причинной цепочки, ведущей к совершению преступления. Надо отметить, что органы внутренних дел располагают наиболее полной информационной базой для широкой и целенаправленной профилактики преступлений. Она включает в себя не только статистические данные о зарегистрированных преступлениях и лицах, их совершивших, но и сведения об административных нарушениях, материалы следственных, оперативно-розыскных аппаратов и т. д.

Для реализации предупредительных мер необходимо, чтобы их осуществление было возложено на конкретные субъекты, несущие ответственность за их выполнение. Основными субъектами осуществления органами внутренних дел деятельности по предупреждению дорожно-транспортных преступлений являются подразделения: а) криминальной полиции; б) полиции общественной безопасности; г) предварительного следствия.



Другие подразделения органон внутренних дел в соответствии со своей компетенцией обеспечивают деятельность основных субъектов по реализации задач предупреждения преступности в сфере безопасности дорожного движения.

Как уже подчеркивалось, ведущее место в системе криминологической профилактики принадлежит органам внутренних дел. Работники ОВД в профессиональном отношении лучше подготовлены к осуществлению профилактической деятельности. Наличие более строгой, по сравнению с большинством других правоохранительных органов, субординации значительно повышает меру ответственности должностных лиц органов внутренних дел, управляющих субъектами предупредительной деятельности. ОВД быстрее получают и используют необходимую информацию о наличии факторов и сфер криминогенных влияний, так как более чем другие субъекты предупреждения приближены к объектам профилактического воздействия.

Специфика профилактической работы в отдельных службах и подразделениях ОВД зависит от того, какое место в их общей деятельности занимает профилактика ДТП, на какой объект или объекты она ориентирована, каковы реальные профилактические возможности конкретной службы и подразделения.

По соотношению профилактических и иных задач в общем перечне функциональных обязанностей выделяются:

1) службы и подразделения, задействованные главным образом в сфере профилактики (например, отделы профилактики правонарушений несовершеннолетних, отделы профилактической службы по организации работы участковых инспекторов);

2) службы и подразделения, решающие профилактические задачи попутно с выполнением более неотложных и первостепенных задач (например, отделы вневедомственной охраны, паспортно-визовые службы).

Особенности функций определенной службы, ее материально-ресурсное, информационно-аналитическое и кадровое обеспечение формируют ее реальные возможности, в том числе возможности профилактические. Однако это не означает, что таковые используются на полную мощность.

Максимальное использование профилактических возможностей отдельного подразделения органов внутренних дел в значительной степени зависит от механизма обеспечения предупредительной деятельности, включающего комплекс мер, в частности: осуществление вышестоящими инстанциями постоянного контроля за состоянием этой деятельности; качественную оценку ее результатов; использование заинтересованности сотрудников в результатах профилактики; наличие мер ответственности должностных лиц за невыполнение или ненадлежащее выполнение профилактических обязанностей.

Важная роль в предупреждении преступности в сфере безопасности дорожного движения принадлежит подразделениям полиции общественной безопасности:

– службе участковых инспектором;

–отделам по предупреждению правонарушений несовершеннолетними;

– подразделениям патрульно-постовой службы;

– государственной инспекции безопасности дорожного движения;

– подразделениям вневедомственной охраны.

Особое значение в профилактической работе ОВД имеют участковые инспектора, которые первыми получают информацию о конкретных правонарушениях и лицах, ведущих антиобщественный образ жизни. Осуществляя предупредительные мероприятия, участковые инспектора предотвращают и пресекают преступления и административные правонарушения, выявляют обстоятельства, способствующие их совершению, в пределах своих прав принимают меры к устранению данных обстоятельств. В нормативных документах МВД РФ подчеркивается, что основные усилия участковых инспекторов полиции должны быть направлены на индивидуально-профилактическую работу с лицами, склонными к правонарушениям, на укрепление связей с населением.

Профилактикой преступлений занимаются и другие подразделения и службы ОВД. Следственные аппараты и подразделения дознания в соответствии с уголовно-процессуальным законом выявляют причины и условия, способствующие совершению дорожно-транспортных преступлений, и вносят в соответствующие государственные органы, общественные объединения или должностным лицам представления о принятии мер по их устранению.

Например, если в ходе предварительного следствия установлено, что одной из причин дорожно-транспортного происшествия, повлекшего последствия, предусмотренные ст. 264 УК РФ, явилось неудовлетворительное состояние дорожного покрытия, следователь вправе вынести представление в дорожно-ремонтное управление, обслуживающее данный участок дороги. При этом руководство данной организации обязано в месячный срок принять меры по устранению недостатков в работе и наказанию виновных. Наряду с этим они ведут профилактическую работу в непроцессуальных формах: проводят беседы, лекции, выступают в печати на правовые темы и т. п.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.