Сделай Сам Свою Работу на 5

Особенности рыночного ценообразования на факторы производства





ВЕДЕРНИКОВА

Наталия

ИВАНОВНА

МИКРОЭКОНОМИКА 2

 

 

ТЕОРИЯ ОТРАСЛЕВЫХ РЫНКОВ

 

Рабочая тетрадь

 

 

Рынки факторов производства

 

 

Рынки факторов производства.

Под экономическими ресурсами понимаются все виды ресурсов, используемых в процессе производства товаров и услуг. К ним относятся:

· естественные ресурсы (земля, ее недра, водные и лесные ресурсы);

· трудовые ресурсы;

· средства производства (производственные здания, сооружения, оборудование, станки, сырье, материалы и т.д.) – производственный капитал.

· информация

Иногда сюда включают предпринимательские способности людей к организации производства и финансовые ресурсы. Но финансовые ресурсы превращаются в другие виды ресурсов и опосредуют их деятельность.

Поскольку потребителями ресурсов являются фирмы, производящие товары и услуги, а «производители» ресурсов – их собственники, то цена ресурса – денежный доход его собственника:

· цена естественных ресурсов – рента;

· цена труда – заработная плата;

· цена производственного капитала – процент;



· цена предпринимательских способностей – предпринимательский доход.

Особенности рыночного ценообразования на факторы производства

1. Если линию спроса на потребляемый товар можно вывести на основе системы предпочтений потребителей, то спрос на ресурсы определяется экономической эффективностью применения того или иного ресурса и имеет производный характер от спроса на потребительские товары.

2. Если предложение товаров зависит от затрат на их производство, то предложение ресурсов большей частью зависит от их наличия.

3. Спрос на ресурсы в значительной степени определяется периодом времени использования этих ресурсов.

4. Проблема формирования цен на факторы производства тесно связана с проблемой распределения между участниками хозяйственных связей (например, цена труда есть одновременно доход работника).

5. Цены на факторы производства играют большую роль, чем цены на товары при распределении национального дохода между индивидами и при выборе технологии производства блага.



 

Цены на все виды ресурсов в рыночной экономике формируются через взаимодействие спроса и предложения, аналогично ценам готовой продукции.

Поскольку спрос и предложение на рынках ресурсов формируются под влиянием рынков потребительских товаров и услуг, то они выступают как производные или вторичные.

На конкурентном рынке ресурсов в результате взаимодействия спроса и предложения формируется равновесная цена - pe.

Конкурентный рынок ресурсов. Кривая предложения ресурсов на конкурентном рынке.  

Так как каждый отдельный наниматель на конкурентном рынке ресурсов воспринимает цены на него, как нечто данное, он может приобрести столько ресурсов, сколько ему необходимо по равновесной цене (рe). Кривая предложения ресурсов, какой она видится каждому отдельному нанимателю, представляет собой горизонтальную линию, пересекающуюся с вертикальной осью в точке, соответствующей равновесной цене.

 

Цена в действительности изменяется, когда изменяется рыночный спрос и предложение. Однако количество покупаемых ресурсов отдельной фирмой в условиях совершенной конкуренции не влияет на общий рыночный спрос.

Дополнительно приобретаемый ресурс – это предельные затраты фирмы на ресурс – MIC (marginal input cost). В условиях совершенной конкуренции MIC = Рf. Дополнительно приобретенный ресурс обеспечивает дополнительный прирост продукта – предельный продукт MP. Продав дополнительное количество продукта, фирма получает прирост выручки – предельный доход на единицу продукции, связанный с приростом продукта - MR. В итоге предельная доходность ресурса MRPf = MR∙MPf.В условиях совершенной конкуренцииMRPf = Р∙MPf.



Графически предельная доходность ресурса – это кривая спроса на него. Она имеет отрицательный наклон, так как отражает убывающую доходность (убывающую производительность) ресурса: чем больше единиц одного ресурса использует фирма при прочих постоянных ресурсах, тем ниже ее предельная производительность.

Выбор фирмой количества используемого ресурса основывается на равенстве MRPf = MIC. Это равенство и отражает оптимум фирмы, т.е. условие максимизации прибыли.

В условиях совершенной конкуренцииMRPf = W.

 

Условие максимизации прибыли при найме рабочей силы:

, где w (wage) – заработная плата.

Аналогично можно вывести уравнения для капитала и земли:

rk – рентная оценка капитала

rt – рентная оценка земли

Итак, условие оптимизации использования ресурсов:

Т.е. отдача от факторов производства должна быть равной.

РЫНОК ТРУДА

Кривая предложения труда, какой она видится каждому отдельному нанимателю в условиях совершенной конкуренции, представляет собой горизонтальную линию, пересекающуюся с вертикальной осью в точке, соответствующей равновесной цене труда - We (wage).

Кривая спроса фирмы на труд (dL) показывает, как изменяется объем требующегося фирме труда при изменении его цены (w) и прочих неизменных параметрах.

Рынок труда в условиях совершенной конкуренции. При любой ставке заработной платы выше We, количество нанятых работников будет меньше Le, при W < We, работников потребуется больше Le. Обратная зависимость между уровнем заработной платы и количеством нанимаемых работников является следствием снижения предельного продукта труда MPL по мере использования все большего объема трудового ресурса. Таким образом, кривые спроса на труд, как и кривые спроса на выпускаемую продукцию, имеют отрицательный наклон, что обусловлено законом убывания предельной полезности. Изменения в ценах на труд приводят к движению вдоль кривой спроса, изменения других факторов – к сдвигу кривой спроса.  

Неценовые факторы, влияющие на изменение спроса на труд и приводящие к сдвигу кривой спроса:

· спрос на продукцию фирмы: если он увеличивается, то ее цена возрастает. Рост цены на продукт вызывает рост дохода от предельного продукта, произведенного каждым дополнительным работником, т.е. кривая MRPL смещается вправо-вверх, а следовательно, спрос на труд возрастает. Аналогично действие снижения спроса и цены на продукт фирмы – происходит сдвиг кривой спроса на труд влево-вниз.

· цены и объемы предлагаемых ресурсов-заменителей, а также комплементарных ресурсов. Если фирма приобретает оборудование, обеспечивающее экономию рабочего времени (оборудование в данном случае заменяет рабочих), ее спрос на труд уменьшается и кривая dL сместиться влево-вниз. С другой стороны, если фирма расширяется, ей нужно больше и оборудования, и рабочих, его обслуживающих, - спрос на труд увеличивается.

· технологические изменения, воздействующие на предельный продукт ресурса. Если улучшения в технологии производства увеличивают предельный продукт труда, то кривая предельного дохода от продукта труда (MRPL) сместиться вправо-вверх, соответственно произойдет сдвиг кривой спроса на труд.

 

Все вышесказанное характерно для условий совершенной конкуренции. Однако типичной для рынка труда является несовершенная конкуренция. Она может выступать в форме монопсонии, с одной стороны, и профсоюзов – с другой.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.